УДК 371

РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Хохлова С.Н.,
преподаватель кафедры физико-математического образования, учитель математики
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Роль и место общественной методической структуры «Учебно-методическое объединение учителей математики» в развитии математического образования. Цели, задачи и основные направления работы УМО для развития математического образования.
Ключевые слова: эффективные практики обучения; методики преподавания; математическая грамотность; математическое мышление; результаты ЕГЭ и ОГЭ.

В современных условиях обновления и цифровизации образовательного процесса особая роль отводится формированию и развитию системы методической работы в школе. От организации, функционирования и доступности такой методической системы для каждого учителя и методиста зависит результативность преподавания математики и уровень качества всего образовательного процесса. Для успешной реализации Концепции математического образования любому учителю необходима соответствующая методическая база, которая будет присутствовать во всех ключевых факторах качества образования:
– в образовательных программах;
– в информационно-методическом обеспечении учебного процесса;
– в качестве преподавательского состава и системе повышения его квалификации;
– в технологиях обучения, проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Для решения вышеперечисленных задач Самарским Министерством образования и науки было создано региональное УМО учителей математики. Оно работает на основе Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования, которое утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2014 г. № 1322. Это положение регламентирует порядок создания, организацию деятельности УМО и основные направления работы. Деятельность УМО регламентирует Координационный совет Учебно-методических объединений в системе общего среднего образования Самарской области. Эта деятельность охватывает все уровни образовательного процесса: начальное, основное общее и среднее общее образование.
Роль УМО в реализации Концепции математического образования состоит как в оперативном информировании учителей о новых методиках преподавания, видах и приемах современных педагогических технологий, так и в информировании учителей о нормативно-правовой и научно-методической базе организации образовательного процесса.
При создании Самарского регионального УМО были определены приоритетные стратегические задачи:
1) реализация Концепции развития математического образования;
2) обучение школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
3) оказание методической и информационной поддержки учителям в самообразовании;
4) обмен опытом накопления инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей;
5) проведение консультаций по приоритетным направлениям деятельности УМО;
6) развитие системы общественно-профессиональной экспертизы авторских педагогических разработок;
7) повышение уровня мастерства учителя.
Практическая деятельность УМО в 2015–2018 гг. представляет собой систему мероприятий в следующих направлениях:
– организация семинаров и круглых столов по обмену методическим опытом внедрения современных методик и практик;
– помощь учителям в распространении опыта через электронный журнал «Партнерство через образование»;
–  участие в профессиональных конкурсах;
– участие в разработке программ Дополнительного профессионального образования повышения квалификации учителей;
– обмен практическим опытом олимпиадной подготовки и организации исследовательской работы учащихся;
– конструирование системы адресной методической помощи учителям математики на основе анализа результатов РПР, ВПР, а также ОГЭ и ЕГЭ.
Работа Самарского УМО распределена по приоритетным направлениям: разработка региональной программы (комплексного плана) по реализации Концепции развития математического образования, разработка методических рекомендаций для применения электронных и цифровых образовательных ресурсов, разработка критериев для мониторинга и отбора успешных практик дополнительного образования. Практическая деятельность УМО по первому запланированному направлению в 2015–2018 годах была реализована в следующих мероприятиях:
– Самарская Ассоциация Учителей Математики совместно с ЦРО и «Самарской государственной областной академией (Наяновой)» провела Международную конференцию «Математика и математическое образование: реалии и перспективы», в которой приняли участие 47 человек;
– УМО приняло участие в заседании круглого стола «Актуальные проблемы математического образования в Самарской области», проведенного в Самарской Губернской Думе 30.03.2018 г.;
– УМО совместно с СИПКРО создало и реализовало семь дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей математики, по которым прошли обучение в 2015–2018 годах 1391 слушателей.
По направлению «Осуществление методического сопровождения реализации ФГОС общего образования» запланированы и проведены мероприятия:
1) региональный конкурс на лучший сценарий мероприятия (урока) по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования (проводится ежегодно, принимают участие от 40 до 50 учителей);
2) круглый стол «Молодому учителю: ФГОС в преподавании математики», мероприятие проводится 2 раза год (количество участников 26–30 человек);
3) регулярная рассылка новостей УМО, содержащая отчет о проведенных мероприятиях, уточненные планы работы, переписка с организациями и учителями математики.
По направлению: «Примерные основные общеобразовательные программы» проводятся следующие плановые мероприятия:
1) работа на постоянной основе экспертной группы по определению образовательных организаций, осуществляющих углубленное изучение математики на уровне основного и среднего общего образования;
2) проведение сравнительного анализа действующих УМК по геометрии для 10–11 классов и выработка рекомендаций учителям математики по их использованию;
3) семинары по обмену опытом и методическими материалами между учителями, работающими по аналогичным УМК;
4) участие членов УМО на базе СИПКРО в проведении экспертизы программ по углубленному изучению отдельных предметов начального и среднего общего образования;
5) семинары для учителей математики образовательных организаций, являющихся апробационными площадками по внедрению новых УМК (участвовали 10 Ресурсных центров, более 20 докладчиков представили результаты работы внедряемых УМК);
6) анкетирование учителей с целью исследования проблем в реализации Концепции развития математического образования на территории Самарской области. Обработка, анализ результатов и использование их в практической деятельности учителя (в анкетировании приняли участие 120 человек);
7) проведение круглого стола «Концептуальные принципы построения различных УМК по математике» (28 участников).
Деятельность УМО в разделе «Мониторинг реализации ФГОС общего образования» включена в план двумя направлениями: предметно-тематический анализ результатов ЕГЭ, результаты итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования. По этим направлениям работы проведены следующие мероприятия:
1) ежегодный анализ состояния математического образования, его конкурентных позиций (составление информационно-методического письма о состоянии математического образования в Самарской области, публикуется на сайте СИПКРО);
2) участие в разработке и обновлении профессиональных программ повышения квалификации учителей математики (по результатам анализа выявленных проблем на ОГЭ и ЕГЭ прошли обучение 506 человек).
Темы разработанных учебных программ актуальны и востребованы учителями математики. Некоторые из них имеют следующие названия: «Методические особенности изучения геометрии в условиях перехода к новым образовательным стандартам», «Методические особенности обучения решению задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам», «Методические особенности олимпиадной подготовки и организации исследовательской работы учащихся 6–9 классов».
Раздел работы УМО «Профессиональное совершенствование деятельности педагогических работников» представлено в ежегодных планах следующими направлениями: методическое сопровождение педагогов при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, отбор видеозаписей лучших уроков или их фрагментов для создания видеотеки «Золотая педагогическая коллекция»; организация работы постоянно действующего семинара «Школа молодого учителя математики», региональная конференция по вопросам реализации ФГОС, августовское совещание, творческие встречи с авторами УМК, реализация регионального проекта «Дистанционный учитель». По этому направлению проведены следующие мероприятия:
1) региональная НПК «Эффективные педагогические практики реализации ФГОС» (ежегодно участвуют 10–13 Ресурсных центров, 18–30 докладчиков);
2) ежегодная Самарская интернет-олимпиада учителей математики (30–50 участников);
3) САУМ : Конкурс методических разработок внеклассного мероприятия по математике (18–25 участников);
4) САУМ: Конкурсы программ элективных курсов, кружковой работы, программ по предпрофильной подготовке. (20–35 участников).
Практическая направленность работы УМО Самарской области охватывает все направления учебно-методической деятельности в решении проблем математического образования в соответствии с планом реализации концепции математического образования. УМО организует и оказывает квалифицированную научную и практическую поддержку работы учителя-предметника. Мероприятия, проведенные УМО Самарской области, оказывают значимую научно-методическую и практическую помощь учителю в организации целостного образовательного процесса в достижении высокой результативности преподавания математики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резолюция круглого стола «Актуальные проблемы математического образования в Самарской области». СГД, 30.03.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://samara.mgpu.ru/files/news/2018/02/30032018.pdf (дата обращения: 20.08.2018.)
2. Концепция математического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 20.08.2018.)
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
4. Компетентность педагога [Электронный ресурс]. URL: http: //center-yf.ru/data/Kadroviku/kompetentnost-pedagoga.php (дата обращения: 24.08.2018.)

THE ROLE OF EDUCATIONAL AND METHODICAL ASSOCIATION OF MATHEMATICS TEACHERS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF MATHEMATICAL EDUCATION

© 2018

Khokhlova S.N.,
teacher of the Department of physical and mathematical education, teacher of mathematics
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The Role and place of the public methodical structure "Educational-methodical Association of teachers of mathematics" in the development of mathematical education. Goals, objectives and main directions of the UMO for the development of mathematical education.
Keywords: effective teaching practice; teaching methodology; mathematical literacy; mathematical thinking; the results of the exam and the OGE.