УДК 371

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Сергеева Н.А.
ГБОУ Гимназия № 1 г.о. Новокуйбышевск Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования предметных и метапредметных компетенций, создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, ориентироваться в информационном пространстве с помощью современного способа дистанционного обучения
Ключевые слова: математика; дистанционное обучение; метапредметные компетенции; дистанционное консультирование.

Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются исследовательские, коммуникативные, ИКТ-компетенции. А это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве [1–11]. В связи с этим учитель сталкивается с рядом проблем. Как выполнить социальный заказ общества? Как сделать обучение интересным для учащихся? Как разбудить в обучающемся стремление работать над собой, стремление к творчеству? Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя.
Теоретическое исследование темы «Дистанционное обучение».
Работа учителя математики сегодня невозможна без применения различных интернет-технологий как в условиях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Понятие «Дистанционное обучение».
А что же такое дистанционное обучение? Существует немало трактовок этого понятия:
Дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же  время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео-, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).
Для себя я определяю дистанционное обучение как обучение, которое основано на использовании специальных компьютерных технологий и средств Интернет, обеспечивающих оптимальное (в смысле педагогической эффективности) осуществление процесса обучения и управление этим процессом.
Преимущества дистанционного обучения.
XXI век – время равных возможностей. Дистанционное обучение позволяет реализовать современные равные возможности. Одним из преимуществ дистанционного обучения является учет индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого обучающегося.
Преимущества дистанционного обучения:

10

Говоря о развитии дистанционной формы обучения в школьном образовании, можно отметить следующее:
1) заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната;
2) очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
3) возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
4) дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Многие виды работ учащиеся выполняют значительно качественнее, чем на уроке, поскольку здесь трудоемкость и временные затраты на выполнение задания в основном зависят от способностей и умений самого ученика работать с информацией.
Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.
Мы видим, что перспективной тенденцией в развитии непрерывного образования, его доступности, личностной ориентации является сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обучения.

Практическое применение дистанционного обучения на уроках математики.

Интернет-уроки как одна из форм дистанционного обучения.

ГОБУ Гимназия № 1 является инновационной площадкой по апробации дистанционных образовательных технологий в организации учебной деятельности и я полностью поддерживаю эту тенденцию. Одной из применяемых мною форм дистанционного обучения являются интернет-уроки. Их проведение более чем оправданно:
– они вызывают у обучающихся положительный эмоциональный настрой;
– оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные;
– все большее количество учеников желают участвовать в интернет-проектах;
– повышается успеваемость.
В большинстве своем учащиеся не понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и средство получения знаний. Поэтому учителям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности сеть Интернет. Он должен стать источником знаний, как и учебник.
Интернет-уроки помогают обучающимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистанционной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной деятельности в открытом интернет-пространстве.
Более чем оправдано проведение видео-уроков в период эпидемии гриппа. В 2016 и 2017 гг., когда школы Самарской области ушли на карантин, в нашем образовательной учреждении не было вынужденных каникул. Мы перешли на дистанционное обучение и образовательная деятельность не прервалась.
На этот период мной были подготовлены видео-уроки по темам согласно календарно-тематическому плану.

11

Эти интернет-уроки с объяснением темы и разбором некоторых заданий выкладывались мною в группе «Вконтакте» вместе с рекомендациями к выполнению домашнего задания.

Проведение дистанционных индивидуальных консультаций.

Таже в своей преподавательской деятельности я широко использую онлайн-консультирование и дистанционные тестовые задания на сайте uztest.ru
Этот сайт хорошо известен и любим учителями математики. Он позволяет создавать разноуровневые тесты и тренинги, учитывая способности обучающегося. Огромная база заданий позволяет формировать тесты на все темы учебного плана.

12

Большим плюсом является наличие журнала, куда выставляются оценки, причем не автоматически, а по усмотрению учителя.
Наличие раздела статистики позволяет проанализировать «западающие» темы у любого ученика и уровень подготовленности класса в целом.

13

14

Изучение большого количества материалов на тему дистанционного обучения дает возможность сделать вывод о том, что использование дистанционного обучения в повседневной практике учителя вещь вполне реальная. Она дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максимова О.А. Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока. Томск : Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005.
2. Модернизация региональной системы образования // Опыт Санкт-Петербурга / под ред. д.э.н. проф. Л.В. Ивановского. Коллектив авторов. СПб. : Агенство ВиТ-Принт, 2009.
3. Никуличева Н.В. Информационные технологии и дистанционное обучение // Образовательная политика. М., 2007. № 8.
4. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. М. : ИНТ, 2004.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2004.
6. [Электронный ресурс] URL: http://www.uztest.ru/ (подготовка к ЕГЭ)
7. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс] URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult5.html
8. Использование мультимедийных технологий в школе [Электронный ресурс] URL: http://www.curator.ru/pedagog/media.html
9. Центр дистанционного образования Эйдос [Электронный ресурс] URL: www.eidos.ru
10. [Электронный ресурс] URL: www.pedsovet.org
11. [Электронный ресурс] URL: методисты.ру

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

© 2018

Sergeeva N.A.
GBOU Gymnasium № 1, Novokuibyshevsk, Samara region (Russia)

Abstract: The article deals with the formation of subject and meta-subject competencies, the creation of a learning environment that motivates students to search for and process information, share it, navigate the information space using the modern method of distance learning
Keywords: mathematics; distance learning; metasubject competences; remote consulting.