УДК 371.321

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

©2018

Девятова А.Ю.,
учитель математики
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков Большечерниговский район Самарской область (Россия)

Аннотация: Статья посвящена анализу интернет-сервисов, которые способствуют повышению учебной мотивации на уроках математики, а также способам их применения на уроке геометрия по теме «Осевая симметрия».
Ключевые слова: мотивация; интернет-сервисы; информационные технологии; осевая симметрия.

В настоящее время учителя сталкиваются с одной из главных проблем современной школы – формированием мотивации учения в школьном возрасте. Актуальность данной проблемы обусловлена постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, обновлением содержания обучения, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Проблема низкой мотивации к учению у большинства обучающихся знакома практически каждому учителю. Поэтому в школах достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. В связи с этим возникают актуальные вопросы: Как сделать так, чтобы школьники не из-под палки, а самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы каждому ученику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? Как сформировать и развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности, чтобы повысить эффективность учебного процесса?
Приемов, которые позволяют повысить мотивацию у школьников достаточно много. Так как современную школу сегодня уже нельзя представить оторванной от достижений научно-технического прогресса, то соответственно и современный педагог должен владеть всеми новейшими технологическими достижениями, которым есть место в учебном заведении. Только так уроки будут продуктивными, качественными и, главное, интересными для учеников. Поэтому возникает еще один способ повышения мотивации – использование на уроках интернет-технологий. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.
Использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Способствует повышению мотивации. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться. Применение информационных технологий повышает индивидуализацию обучения, обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Информационно-коммуникационные технологии являются уникальными, потому что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении; при итоговом контроле.
Компьютерные программы можно также применять на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Существует множество различных педагогических идей, которые базируются на современных интернет-технологиях. Например, использование различных интернет-сервисов, таких как онлайн-калькулятор Desmos, Geogebra. Также можно создавать различные интерактивные плакаты по темам, видео-уроки, инфографику. Большое количество Интернет-сервисов представлено на сайте А.Г. Баданова «Web-сервисы для образования» [1].
Для опросов, тестов можно использовать приложение Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы [2].
Время не стоит на месте, каждый день на просторах Интернета появляются новые сервисы, новые педагогические идеи, поэтому для современного молодого учителя важно постоянно учиться, самообразовываться. Ему нужно быть в курсе разных событий, касающихся разных сфер жизни.
Для повышения мотивации на уроках математики я предлагаю следующие задания на примере темы «Осевая симметрия».
На этапе знакомства с темой урока обучающимся предлагается посмотреть на рисунки, изображенные на слайде. Вместо рисунков на слайде изображены QR-коды, представленные на рисунке 1.

03

Рисунок 1. Тема урока, зашифрованная с помощью QR-кодов

Перед учениками возникает проблема, что же означают данные изображения и какова тема урока.
Решить данную проблему обучающиеся могут с помощью своих смартфонов. Они сканируют QR-коды и получают закодированные изображения, которые представлены на рисунке 2.

04

Рисунок 2. Дешифрованные изображения

Далее организуется живой диалог, начинается обсуждение новой темы.
В ходе выполнения данного задания у школьников есть возможность использовать свои смартфоны, что позволит повысить мотивацию, так как телефоны и планшеты являются неотъемлемой частью их жизни. Таким образом, у обучающихся формируется еще и понимание того, что свои мобильные устройства они могут использовать не только в качестве игрушки и доступа к социальным сетям, но и применять в качестве источника новых знаний.
Безоценочное начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
На этапе актуализации и пробного действия предлагаю использовать интернет-сервис Geogebra. Интернет-сервис представлен на рисунке 3.

05

Данный сервис позволяет наглядно продемонстрировать построение.
1 этап. Учитель демонстрирует, с помощью проектора и экрана, построение точки симметричной данной относительно прямой.
2 этап. Учитель предлагает школьникам самостоятельно построить точку, симметричную данной относительно прямой.
Данное задание позволит решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора наглядно видят, как происходит построение. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования, показать, что получится, если построение будет выполнено неправильно.
В своей практике начала использовать работу в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, так как члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.
Для работы в группе предлагаю задание следующего типа. Обучающимся предлагается работа с Google-рисунком. Распределить геометрические фигуры по группам, рисунок 4:

06

1. Геометрические фигуры, у которых одна ось симметрии.
2. Геометрические фигуры, у которых нет осей симметрии.
3. Геометрические фигуры, у которых больше одной оси симметрии.
Обучающиеся делятся на три группы и выбирают фигуры, которые, по их мнению, относятся к группе, которую они выбрали. После чего ученики объясняют свой выбор.
Использование готовых шаблонов и цветной заливки способствует лучшему визуальному восприятию. Использование интерактивного рисунка предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей, повышению интереса к предмету и повышению мотивации к учению.
Для индивидуальной работы обучающихся можно использовать среду Teacher. Desmos. Фрагмент задания представлен на рисунке 5.

07

В данном сервисе школьники работают самостоятельно, каждый под своим именем. У учителя отображается ход выполнения работы всех учеников. В случае возникновения затруднений учитель помогает ученику. Такая работа помогает формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы. Через самостоятельность и активность у обучающихся повышается интерес к предмету.
Еще одним инструментом для повышения мотивации является привлечение школьников к оценочной деятельности. В качестве оценочной деятельности предлагаю рефлексию в конце урока с помощью Google-таблицы. Ребятам предлагается оценить свою работу на уроке. Им предоставляется доступ к таблице оценивания.

08

В таблице присутствует количественная оценка и качественная. Если они хотят, чтобы им поставили оценку за урок, то в графе количественная оценка ставят ту оценку, которую, по их мнению, они заработали сегодня на уроке. Если ребята не уверены, то в графе качественная оценка ставят качество своей работы на уроке. В графе примечание записывают вопросы, которые остались не понятными или то, что вызвало затруднение. Таким образом, обучающиеся оценивают свою работу на уроке, кроме того, самостоятельно определяют причины своего успеха или неудачи.  
Применение интернет-сервисов в педагогической деятельности на уроках математики позволит:
– сделать школьное преподавание более эффективным;
– повысить качество учебного процесса;
– создать для каждого обучающегося условия для развития способностей;
– создать на уроках математики обстановку непринуждённости;
– повысить мотивацию обучающихся.
Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания, как в математике, так и в образовании в целом, повышая тем самым его качество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баданов А.Г. Web-сервисы для образования [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/ (Дата обращения: 20.07.2018)
2. Официальный сайт Plickers [Электронный ресурс]. URL: https://www.plickers.com/ (Дата обращения: 15.05.2018)

RAISING OF MOTIVATION MEANS INTERNET SERVICES IN MATH CLASS

©2018

Devyatova А.Y.,
teacher of mathematics
GBOU SOSH OTS POS Poles bol'shechernigovskaya district Samara oblast (Russia)

Abstract: The Article is devoted to the analysis of Internet services that contribute to the increase of educational motivation in mathematics lessons, as well as methods of their application in the lesson of geometry on the topic of "Axial symmetry".
Keywords: motivation; Internet services; information technologies; axial symmetry.