УДК 371

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СИПКРО

© 2018

Афанасьева С.Г.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физико-математического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье представлены основные преимущества модульных технологий к формированию программ повышения квалификации работников образования. Автором раскрывается структура модульных программ, состоящих из блоков: введение в модуль, обучающий модуль, практический модуль, контрольный модуль и модуль управления самостоятельной работы слушателей. Научная новизна исследования состоит в том, что проанализированы направления модернизации кафедры физико-математического образования СИПКРО на основе сетевого принципа и постоянного мониторинга его проведения в электронной системе LMS Moodle к процессу формирования профессиональной компетентности учителей Самарской области.
Ключевые слова: повышение квалификации работников образования; качество образования; модульные программы повышения квалификации работников образования; электронная система LMS Moodle.

Идея формирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности на основе современных педагогических технологий закреплена в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [1]. В педагогическом образовании при введении федерального образовательного стандарта второго поколения в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение. Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах ученых Дж. Расселла, Б и М. Гольдшмид, [2], К. Курха [3], Г. Оуeнса [4]. Модульное обучение позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенным модулем в удобном для них темпе. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П.А. Юцявичене и ее учеников [5].
В Самарской области в системе общего образования по всем предметам создан новый эффективный ресурс курсов повышения квалификации учителей образовательных учреждений, который реализует максимально эффективные формы интеграции промышленных и учебных структур для решения задачи развития человеческих ресурсов. Особенно важно, что деятельность кафедр включает создание инновационных экспортно-ориентированных образовательных программ как важное условие и результат повышения качества образования. В соответствии с основными направлениями деятельности министерства образования и науки Самарской области определены основные направления разработки и реализации программ повышения квалификации учителей математики с целью повышения их профессиональной компетенции. Целью курсов повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью современных методов решения профессиональных задач.
С целью обеспечения соответствия системы повышения квалификации требованиям стандартов и рекомендаций гарантии качества образования в европейском регионе (ЕNQA) кафедрой физико-математического образования СИПКРО при разработке программ повышения квалификации учитывается сетевой принцип и постоянный мониторинг его проведения. Проектирование и реализация модульных программ повышения квалификации производится на основе информационно-поддерживающей системы LMS Moodle. Информационная система дает возможность: формировать необходимую статистическую отчетность, включающую прогнозирование наиболее востребованных программ; создавать инструменты оценки эффективности работы, базирующие на известных восьми принципах качества TQM [6, с. 735]. Содержание программ повышения квалификации для учителей Самарской области отражает основные недостатки в профессиональной компетенции учителей региона. Важной особенностью модульного подхода к формированию программ повышения квалификации является вовлечение в эту деятельность всех кафедр СИПКРО. Максимальный эффект достигается, когда все без исключения образовательные программы обеспечены профессионально компетентным персоналом. Действиями, которые активно способствуют вовлечению научно-педагогических работников в повышение качества педагогической квалификации учителей Самарской области, являются: формирование единой корпоративной культуры; разработка банка образовательных модулей и модульных программ; преодоление интеллектуальной разобщённости научно-педагогических работников; навыки эффективного общения и командной работы; мотивированность и инициативность; профессиональная этика; гибкость и адаптируемость; владение средствами современных ИКТ.
Содержание модульных программ на кафедре физико-математического образования СИПКРО представляется в логически законных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Эта цель предусматривает не только объем изучаемого материала, но и уровень его усвоения. В структуру модульных программ входят следующие блоки: введение в модуль, обучающий модуль, практический модуль, контрольный модуль и блок управления самостоятельной работы слушателей. Блок «введение в модуль» определяется принципами целостности и структурированности. Каждый слушатель должен знать, что станет содержанием следующей лекции, семинарского или практического занятия и получить возможность заранее готовиться к ведению диалога по интересующей проблеме. Наличие учебных модулей включает разработку ведущими преподавателями кафедры учебно-методических рекомендаций и включение каждого слушателя в индивидуальную работу, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости – оказывать ему дозированную помощь.
Обучающий модуль целесообразно структурировать в соответствии с направлением учебной программы, выбранным в соответствии с классификатором. При этом каждая тема должна обладать автономностью, относительной логической завершенностью. Общение осуществляется как через модули, так и путем индивидуального личного общения. Общение переводится на субъективную основу, а отношения становятся сугубо партнерскими. При этом слушатели учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет им осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. В рамках государственного задания кафедра физико-математического образования проводит курсы повышения квалификации в объеме от 18 до 108 часов. Модульные программы особенно важно использовать при организации курсов повышения квалификации с обучающимися и учителями математики школ с низкими результатами обучения в объеме 240 часов. Данные программы включают различные модули, такие как:
Модуль 1. Использование метода рационализации при решении логарифмических, показательных уравнений и неравенств.
Модуль 2. Применение метода координат при решении задач планиметрии и стереометрии.
Модуль 3. Применение различных методов решения задач с параметром.
Модуль 4. Методы решения задач с экономическим содержанием и других нестандартных текстовых задач.
Модуль 5. Методические аспекты обучения при решении задач по теории вероятностей.
Модуль 6. Применение производной функции при решении прикладных задач.
Практический модуль представляет собой совокупность практических занятий для учителей-предметников, содержит темы, в том числе вызвавшие затруднения у школьников в процессе государственной итоговой аттестации. Педагоги из школ, которые устойчиво показывают низкие результаты по предметам, являются целевыми группами в рамках государственного задания по повышению квалификации работников образования. Тиражирование материалов банка эффективных практик организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и создание «Золотой коллекции уроков учителей Самарской области» помогает сблизить позиции школы, дает новый импульс в подготовке кадров в соответствии с профессиональными стандартами образования.
Контролирующий модуль предполагает организация on-line консультирование педагогов по основной деятельности, выявление качества и уровня знаний, практических умений и профессиональных компетенций. Организация совместных круглых столов, дискуссий по состоянию и развитию профессионального образования, обсуждение открытых занятий, разработка кейс-задания и т.д. повышает способность обоих сторон создавать ценность профессионального образования. В практике кафедры физико-математического образования СИПКРО используется представление данных о важности и удовлетворённости слушателей в виде диаграмм, планов решения проблем и сетевых графиков. Особое внимание уделено выполнению итоговых работ. В СИПКРО созданы все условия проведения научно-исследовательских работ, в аудиториях имеется доступ к глобальной сети Интернет и локальным информационным сетям, имеется свой сайт.
Инструментами анализа являются анкетирование и опросы учителей Самарской области. Обобщение данных производится путём построения портфолио диаграмм. Процесс инициируется ректоратом и учебно-методическим управлением института. По каждому из планируемых модулей обучения создаётся рабочая группа научно-педагогических работников во главе с руководителем. Результаты командной разработки учебных программ обсуждаются на учебно-методическом совете. «Круглые столы» учителей Самарской области на заседаниях учебно-методического объединения учителей математики и руководителей СИПКРО помогает сблизить позиции школы и работодателя, дает новый импульс в части реализации Концепции математического образования. В связи с этим продолжена практика расширенных заседаний учебно-методического объединения учителей математики, где проводится анализ основных результатов образования по предметной области и определяются основные направления работы на ближайший период. Это позволяет определять типичные проблемы и определять способы их устранения, консолидировать работу окружных методических объединений учителей.
Три наиболее важных процесса обеспечивают ориентацию деятельности СИПКРО на пожелания и требования слушателей: получение достоверной и своевременной информации об уровнях важности и удовлетворённости слушателей, обобщение данных и планирование действий по улучшению, реализация запланированных действий и оценка их эффективности.
Структура модульно-компетентных программ повышения квалификации включает следующие системно-ориентированные подструктуры, направленные на обеспечение профессиональной компетентности в соответствии с международными стандартами.
Первая подструктура должна содержать программы образовательных модулей, изучение которых необходимо для повышения уровня психолого-педагогических компетенций преподавателей. Основные модули направлены на формирование у слушателей необходимого объёма теоретических и практических знаний о новейших технологиях обучения. В современных условиях принятие управленческих решений по введению инноваций в учебный процесс требует знаний о сильных и слабых сторонах различных методик обучения, знаний объективных и субъективных факторов, определяющих успешность достижения положительного результата.
Вторая подструктура должна рассматривать методическое сопровождение программ углубленного изучения учебных предметов, в частности математики.
Третья подструктура включает опережающие модульно-компетентностные программы в части учебного предмета математика, адаптированных для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Четвертая подструктура должна включать разработки новых элементов содержания математического образования на основе разделов: математическая логика, теория алгоритмов и игр, теория множеств, теория вероятности и математической статистики и проектная деятельность.
Модульная программа ориентирована на расширение академического партнерства с региональными вузами и интеграция научных исследований. Организованы и проводятся учебно-методические занятия с обучающимися и учителями математики школ с низкими результатами обучения в режиме «сетевых уроков» с использованием вебинарной площадки в рамках ФЦПРО. Кафедра физико-математического образования СИПКРО оказывает методическую поддержку молодым учителям, ежегодно принимает участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Молодой учитель» при поддержке Министерства образования и науки Самарской области.
Анализ деятельности кафедры физико-математического образования за последние три года представлено в виде следующих данных (Рисунок 1). Анализ диаграммы показывает заинтересованность учителей в получении дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации.

01

Рисунок 1. Количество обученных по программам повышения квалификации за 2015–2017 гг.

Инновационные процессы на кафедре физико-математического образования в СИПКРО позволили обеспечить существенное улучшение процессов повышения квалификации работников образования Самарской области. В результате отмечается рост численности учителей, направляемых на обучение, увеличивается количество внедрённых в учебный процесс итоговых работ слушателей, снижение числа несоответствий в освоении образовательных программ.
Разработанные модульные программы позволяют создавать ресурс для учителей и учащихся с низкими результатами государственной итоговой аттестации. Данные модульные программы состоят из модулей, вызывающих наибольшее затруднение, который дают возможность овладеть специфическим набором знаний, умений и профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Данное направление предполагает и профессиональную переподготовку слушателей, которая построена на модульно-компетентностном принципе обучения.
Научные и методические исследования преподавателей, работающих на кафедре, позволили создать учебно-методический комплекс (УМК), который обеспечивает не только эффективное обучение слушателей, но и использование в своей учебно-педагогической деятельности. В настоящее время разрабатываются новые программы и электронный УМК, которые позволят значительно расширить возможности применения в дополнительном образовании дистанционных технологий обучения. Подобные программы весьма востребованы, за ними, безусловно, будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
2. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. Vol. 2. Pр. 15–32.
3. Russell J.D. Modular Instruction // A Guide to Design, Selection, Utilization and Evolution of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company, 1974. 164 p.
4. Owens G. The Module in Universities Quarterly // Universities Quarterly. Higher education and society. 1970. Vol. 25, № 1. Pр. 20–27.
5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас : Швиеса, 1989. С. 3–209.
6. Афанасьева С.Г. Модульные технологии к формированию программ повышения квалификации в техническом вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12 (36). № 4 (3). Самара, 2010. С. 735–739.

MODULAR LEARNING TECHNOLOGIES AND ESPECIALLY THEIR USE IN THE DEVELOPMENT OF TRAINING PROGRAMS IN SIPKRO

© 2018

Afanasyeva S.G.,
candidate of pedagogical Sciences,
associate Professor of physical and mathematical education
Samara regional Institute of advanced training and retraining of education workers, Samara (Russia)

Abstract: The article presents the main advantages of modular technologies to the formation of training programs for education workers. The author reveals the structure of modular programs consisting of blocks: introduction to the module, training module, practical module, control module and the module of management of independent work of listeners. The scientific novelty of the research is that the directions of modernization of the Department of physical and mathematical education of sipkro on the basis of the network principle and continuous monitoring of its implementation in the electronic system LMS Moodle to the process of formation of professional competence of teachers of the Samara region.
Keywords: professional development of education workers; quality of education; modular programs of professional development of education workers; electronic system LMS Moodle.