УДК 82.0
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2018
Валиулова Т.Н.
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы с. Хилково муниципального района Красноярский Самарской области (Россия)
Аннотация: Статья посвящена формированию УУД на уроках литературы. Универсальные учебные действия дают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. В статье изложен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, приведены примеры продуктивных заданий.
Ключевые слова: виды универсальных учебных действий; коммуникативные УУД; регулятивные УУД; познавательные УУД.
Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе [1, с. 12]. А для этого должен быть изменён способ обучения. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, личности, желающей и умеющей учиться.
Обучающимся нравятся нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям. Они обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают ответственность за результаты учебного труда. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности подростка.
Методически высокоэффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как: уроки-семинары, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, ролевые игры, деловая игра, урок взаимообучения, пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок творчества, урок-спектакль, урок-диалог, мозговая атака, урок-лекция и др. [2, с. 57].
При проведении нетрадиционных форм уроков включаются практически все виды универсальных учебных действий: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений, аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания); регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат); познавательные (поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями); личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях самоанализ, самоконтроль). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и межпредметные связи 3, с. 22].
Я использую в своей работе следующие педагогические технологии для формирования универсальных учебных действий.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма. Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление. Цель. Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Этапы: (вызов, пробуждение), (осмысление новой информации), (рефлексия). Приемы: 1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения. 2. Таблица «Плюс-минус-интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу. 3. «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди (кластеры) могут стать ведущим приемом, как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. 4. Стратегии работы с вопросами, графическое изображение называют «Ромашкой вопросов» (или «Ромашкой Блума») 5. «Синквейн» – прием, работающий на стадии рефлексии, написание пятистишия по определенным правилам Педагогический результат. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Технология, построенная на рефлексии. |
Технология «Портфель ученика» |
Технология «Портфель ученика» – комплект самостоятельных письменных работ ученика. Он разрабатывается учителем. «Портфель» может включать в себя: записи, доклады, домашние и классные работы; контрольные и самостоятельные работы; групповой проект. |
Технология «мозговой штурм» |
Технология МШ представляет собой форму свободной дискуссии, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив учащихся в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы. Цель. Раскрепощение мыслей и оптимизация условий для творчества на основе снижения критичности человека в отношении своих возможностей. Педагогический результат. Технология МШ развивает творческий потенциал учащихся, смысловую, коммуникативную и эмоциональную сферы, компетентность, формирует эффективные навыки развития мышления, речи и диалогового взаимодействия. |
Технология «педагогическая мастерская» |
Акцентируется внимание на важнейших категориях – холизма и гуманизма: целостной личности человека; развитие интеллекта; развитие чувства ответственности; развитие духовности; развитие эмоциональных, эстетических, творческих задатков личности Цель. Развитие познавательного интереса учащихся. Развитие личности, получение целостной, смысловой картины мира и осознание ценности своего «я» в этом мире. Формирование компетенций – применение в практической деятельности знаний и умений Педагогический результат. Развитие культуры делового взаимодействия, умение работать с информацией (анализ, реферирование, структурирование, вербализация), проявление и познание собственной индивидуальности; развитие речемыслительных и речекоммуникативных компетенций; эффективная презентация своего результата работы: развитие креативности; овладение ключевыми образовательными компетенциями. |
Технология «ситуационный анализ (кейсовая технология)» |
Метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Цель. Формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации. Педагогический результат. Формируются профессиональные качества обучающихся. Практическая реализация внутрипредметных и межпредметных связей. |
Игровые технологии |
Цель. Усвоение нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей; формирование познавательных мотивов и интересов; передача целостного представления о предметах, явлениях с учетом эмоционально-личностного восприятия; обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; Педагогический результат. Игра является средством развития и самореализации детей, вовлекает учащихся в творческую деятельность, побуждает самопознанию и создает условия внутренней активности личности. |
Технология биоадекватного преподавания на уроке литературы |
Цель. Мотивация и активизация целостных динамичных информационных образов по предмету и навыков работы с ними, постепенное раскрытие способностей и скрытых потенциальных возможностей жизни, мышления, сознания личности. Педагогический результат. Формируются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её на образе). Осуществление выбора того или иного образа создает атмосферу интеллектуального поиска, инициирует навык самоорганизующейся духовной работы. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности. При этом воспитательная функция технологии проявляется как личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора. |
Технология «метод проектов» |
Метод проектов, как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, обладающих новизной, имеющих практическую значимость. Цель. Научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, то есть применение в практической деятельности знаний и умений Педагогический результат. Овладение ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». М., 2011.
2. Методика преподавания литературы / под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 1995.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010.
NONTRADITIONAL TEACHING LITERATURE CLASSES
© 2018
Valiulova T.N.
teacher of Russian language and literature
State budgetary educational institution of the Samara region of secondary school with.Khilkovo municipal district of Krasnoyarsk, Samara region (Russia)
Abstract: The article is devoted to the formation of the ULD at the lessons of literature. Universal learning activities enable each student to independently exercise the exercises, set learning goals, find and use the necessary means and methods to achieve them, and be able to monitor and evaluate learning activities and its results. They create conditions for the development of personality and its self-realization. The article describes the experience of using a system-activity approach to the formation and development of universal educational activities in the classroom in primary classes, examples of productive tasks are given.
Keywords: types of universal educational actions; communicative UCD; regulatory UUD; cognitive UUD.