УДК 37

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

© 2018

Пронина А.Л.,
учитель истории обществознания
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Дубовый Умет м.р. Волжский Самарской области (Россия)
Андрамонов Д.К.,
кандидат философских наук, ассистент кафедры исторического и социально-экономического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа с понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Особенно это актуально для обществознания. Специфика данного учебного предмета заключается в его комплексности. Множество научных дисциплин, включенных в курс, обладают собственным понятийным и терминологическим аппаратом. В статье описываются методы формирования категориально-понятийного аппарата на уроках обществознания.
Ключевые слова: обществознание; формирование категориально-понятийного аппарата обучающихся.

Современные условия развития общества, а также образовательные стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков на развитие личности ребенка, его способностей и самостоятельности мышления. Согласно такой педагогической концепции ученик становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный, познающий характер. По словам К.Д. Ушинского, самостоятельная работа головы учащегося составляет единственно прочное основание всякого плодовитого учения [1, с. 225–226].
Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа с понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Особенно это актуально для обществознания. Специфика данного учебного предмета заключается в его комплексности. Множество научных дисциплин, включенных в курс, обладают собственным понятийным и терминологическим аппаратом.
Понятие – фундамент логического мышления. На основе триады «понятие – суждение – умозаключение» совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом.
Понятие, как отмечает М.М. Розенталь, выступает не только как форма отражения мира в мышлении, с помощью которого познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки; понятие вместе с тем есть форма мышления, основной строительный материал процесса познания мышления, основная логическая «клетка познания» [2, с. 258]. Такое классическое определение «констатирует идеальную и рациональную природу понятия» с одной стороны, и «указывает на его предметный характер» с другой [3, с. 156].
Как рациональная форма мысли каждое отдельное понятие находится в связи с остальными. Поэтому системность обучения является одним из главных условий формирования понятийного мышления. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем, нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов.
Необходимость овладения понятийным аппаратом определяется и требованиями государственной итоговой аттестации, в рамках которой учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить свойства объекта и определяющие его признаки. Это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Но процесс дефинции может быть осложнен целым рядом обстоятельств:
1) большой объем учебного материала;
2) нераспространенность понятий в повседневной жизни (например, понятие безработица или зарплата мы слышим чуть ли не с пеленок, а вот такое понятие, как фритрейдерство, – крайне редко);
3) небольшой словарный запас у большинства учащихся и др.
Формировать понятийный аппарат необходимо постепенно, вводя термины в лексикон и не требуя от учеников их обязательного запоминания. Недопустимо, используя на уроке бытовой язык, требовать от учащихся знания научных терминов. Оперируя понятием в изложении материала, учитель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать термин и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо неоднократное повторение и закрепление полученных знаний.
Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание – активным творческим процессом, если использовать различные приемы и формы работы. На наш взгляд, возможность их применения не зависит от уровня подготовки класса, методик работы учителя, этапа введения, закрепления и контроля за усвоением понятийного аппарата. Приведем несколько примеров.
1. Создание словаря
Эргономичнее и эффективнее применять сквозной подход. Словарь разделяется на темы и включает все термины, изученные на протяжении всего курса.
2. Историческая цепочка
Учащимся предлагается использовать все термины на доске, чтобы обоб-щить и выстроить их в порядке изучения. Выстраивается последовательность изучения понятий, что способствует запоминанию.
3. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ
В качестве усвоения учащиеся выполняют задания и ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию на знание и понимание терминологии (1, 2, 3, 20, 25 задания ЕГЭ), задания на соответствие из ОГЭ (21, 22).
4. Кроссворды и ребусы
Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается и правописание термина (задания такой формы встречаются и в олимпиадных заданиях различного уровня).
5. Терминологическое лото
Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.
6. Синквейн
Учащимся предлагается заполнить пробелы по определенной схеме: дается заголовок, а дальше необходимо вставить 2 прилагательных, 3 глагола и фразу – обощение. Например:
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Власть (слово обобщение)
7. Игра «Что лишнее?»
Учащимся раздаются карточки с группами понятий. Необходимо определить, какое слово в группе лишнее и объяснить почему.
Процент. Залог. Амортизация. Заемщик
8. Карточки-задания
На карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отве-чающий должен сам вспомнить и написать термины, относящиеся к заданной теме.
Каждый из этих приемов в конечном итоге направлен на формирование категориального аппарата. При его формировании учитель не только помогает овладеть терминологией, но и отнести группы терминов к одной категории. Это наиболее трудоемкое в развитии универсальное учебное действие.
Категория – это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений. Например, монархия, республика – это понятия, относящиеся к категории форма правления, а, в свою очередь, такие понятия, как форма правления, политический режим и территориально-государственное устройство относятся к понятию форма государства.
Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно просты в применении и в то же время позволяют рассчитывать на достижение положительных результатов.
Формирование понятий и научных терминов – одна из наиболее актуальных проблем педагогического процесса. На наш взгляд, использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся дает возможность способствовать качественному усвоению понятий и их корректному использованию. С нашей точки зрения, задача педагога на уроках обществознания состоит не только в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению предмета. При этом ориентация ученика в понятийном аппарате общественных наук и различных контекстах использования понятий является только одной из педагогических задач. Вторая, не менее актуальная, заключается в интеграции материала курса в индивидуальное мировоззрение учащегося и формирование его гражданской позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 2. Москва-Ленинград : Издательство Академии педагогических наук. 1948, 656 с.
2. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталь. М. : «Политическая литература», 1975. 554 c.
3. Власов Д.В. Понятие как форма мысли и проблема онтологического статуса признаков // Философия и общество. Выпуск № 2 (54). М. : ИЗД-ВО, 2009. С. 154–170.

METHODS OF FORMATION OF CATEGORICAL-CONCEPTUAL APPARATUS ON THE LESSONS OF SOCIAL STUDIES

© 2018

Proninа A.L.,
teacher of history and social science
SBOU SOSH «OTS» S. Dubovy Umet m.r. Volzhsky Samara region (Russia)
Andramonov D.K.,
candidate of philosophical Sciences,
assistant of the Department of historical and socio-economic education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article is dedicated to the methods of developing students’ conceptual framework in Social Studies classes. Working on notions is considered as one of the key competences which are being formed in the context of the education process, in particular in Social Studies classes.
Keywords: Concept; work on concepts; conceptual framework categorical framework; Social Studies.