УДК 373

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОКРУЖНЫХ КОНКУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ОКРУЖНОГО КОНКУРСА «ЮНОСТЬ ГОДА»)

© 2018

Кузьмина А.А.,
старший методист
ГБУ ДПО СО «Красноярский ресурсный центр» (Россия)

Аннотация: В статье описаны возможности формирования активной жизненной позиции обучающихся посредством участия в окружных конкурсах. Особое внимание уделено окружному конкурсу «Юность года», который способствует развитию исполнительской культуры и актерского мастерства школьников; развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей; формированию позитивного образа ученика современной российской школы.
Ключевые слова: активная жизненная позиция обучающихся; окружной конкурс «Юность года».
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года процесс образования и воспитания направлен на формирование развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом. Может ли стать такой личностью человек, неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно, нет!
«Если не думать о будущем, то у вас его не будет», – гласит афоризм. Но всем понятно, что только думать о будущем недостаточно. Чтобы будущее наступило, нужно действовать! Конечно, время не остановить, и завтра в любом случае наступит, но каким будет это завтра? Таким как хочешь ты, или «как получится»? А способен ли ты сегодня изменить свою жизнь, сделать её такой, какой нужно тебе, а не окружающим?
Жизнь предоставляет нам много шансов, но далеко не все из них мы используем, некоторые просто не замечаем, а ведь именно эти шансы определяют, то, что нас ждет завтра.
Специфика образования заключается именно в том, чтобы предоставить обучающимся современные инструменты для успешности в дальнейшей жизни. Мало получить набор знаний, умений и навыков, нужно знать, что с этим набором делать и как им оперировать.
Активная жизненная позиция – это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости и социальной активности, то есть мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества. Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.
Различные приемы и методы работы по формированию активной жизненной позиции помогают создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.
XXI век дает заказ на молодых людей, обладающих вероятным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Одним из инструментов, позволяющих успешно решать поставленные задачи, является конкурсная деятельность для обучающихся.
Пример. Окружной конкурс «Юность года», организатором которого является Красноярский ресурсный центр, проводится в целях выявления и поддержки интеллектуально-одаренных обучающихся в Северо-Западном округе.
Данный конкурс способствует развитию исполнительской культуры и актерского мастерства школьников; развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей; формированию позитивного образа ученика современной российской школы.
Изначально конкурс проводился среди учащихся Красноярского района. Идею его создания подсказал конкурс «Учитель года». На этапе его формирования в нем участвовали только девочки. В современном виде конкурс существует с 1996 года, когда к девочкам присоединились юноши – их присутствие, несомненно, добавило зрелищности, интриги и романтики.
Не случайно название конкурса «Юность года»: именно в этот период жизни человек особенно красив – и трепетной душой, и молодым телом. Главное, вовремя увидеть талантливую личность, помочь ей раскрыться, чему и способствует конкурс.
С 2014 года конкурс стал окружным, и проводится среди обучающихся Красноярского, Елховского и Кошкинского районов.
Тематика конкурса определяется согласно объявлению президентом года в Российской Федерации.
«Юность года» включает в себя четыре конкурсных мероприятия.
«Визитная карточка» – устное представление, раскрывающие личностные качества, широту интересов, общую культуру, культуру речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность конкурсантов. Фантазии ребят не имеют границ! В стихотворной форме, в музыкальных и танцевальных номерах они представляют друг друга.
«Блиц-опрос на иностранном языке» устные ответы на вопросы ведущего. В данной номинации оценивается культура речи конкурсантов на иностранном языке. С 2017 года данное конкурсное мероприятие заменено на «Конкурс красноречия», публичное выступление на тему конкурса (допускается выступление на иностранном языке).
«Инсценировка отрывка из литературного произведения» – театрализованное представление отрывка из литературного произведения. Это один из сложных этапов конкурса, где важно уметь держаться на сцене, передавать достоверно чувства и эмоции героев.
«Танец» – парное исполнение танцевальной композиции. Конкурсанты в данном конкурсе демонстрируют музыкальность, эмоциональность, красоту исполнения танца. Обучающиеся демонстрируют многообразие стилей.
Более 87 пар старшеклассников (174 ребят) из образовательных организаций Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области раскрыли свои таланты в рамках конкурса «Юность года».
Участники конкурса успешно реализует свой потенциал в будущем. Многие из них стали активными членами педагогического сообщества, часть участников на данный момент получают высшее педагогическое образование. Наши победители и призеры – активисты Красноярского Союза молодежи, деятельность которого известна далеко за пределами муниципалитета.
В последние годы сложилась традиция презентовать лучшие творческие находки победителей и призеров конкурса на церемонии награждения победителей конкурсов профессионального мастерства «Педагогический марафон», в рамках которой участники награждаются памятными подарками и дипломами. Церемония традиционно проводится в мае, символично подводя итоги уходящего учебного года.
Учебный год завершается, а многие участники конкурса «Юность года» оканчивают школу, но девиз конкурса «Отличайся! Стремись! Добивайся!» остается у них в душе. Ведь кредо нашего конкурса: «Быть каждому успешным в жизни». А что такое успех? Это способность осуществить желания, надежды и стремления в каждой из сфер жизни. Поэтому окружной конкурс «Юность года» продолжает свою активную жизнь. Конкурс был, есть и будет! Мы приглашаем другие территории присоединиться к нашему конкурсному мероприятию и подарить радость общения нашим детям.

THE ORGANIZATION OF THE FORMATION OF ACTIVE LIFE POSITION OF STUDENTS WITHIN THE DISTRICT COMPETITIONS (BY THE EXAMPLE OF THE REGIONAL COMPETITION «YOUTH OF THE YEAR»)

© 2018

Kuzmina А.А.,
senior Methodist
SBU DPO "Krasnoyarsk resource center" (Russia)

Abstract: The article describes the possibility of forming an active life position of students through participation in district competitions. Special attention is paid to the district contest "Youth of the year", which contributes to the development of performing culture and acting skills of schoolchildren; development of cognitive activity and creative abilities of schoolchildren; formation of a positive image of a student of a modern Russian school.
Keywords: active life position of students; district contest "Youth of the year".