УДК 373.1

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

© 2018

Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры начального образования Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: использование критериального оценивания реализует основные требования к новой системе оценки знаний. При этом наблюдается не только положительная динамика успеваемости из-за включённости обучающихся в учебный процесс, но и положительная учебная мотивация, и, как следствие, сохранение психологического здоровья учащихся.
Ключевые слова: критериальное оценивание; формирующее оценивание; констатирующее оценивание; психологическое здоровье учащихся; участники образовательного процесса.

Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Все знакомы с картиной Федора Решетникова «Опять двойка». С помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?
Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения и привести к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю, поддерживает психологическое здоровье школьника.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию [1]. Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.
Под критериальным оцениванием понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся [2, с. 17].
Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
В чём преимущества критериального оценивания:
1) соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
2) предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
3) делает оценивание более «прозрачным» и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
4) способствует развитию навыков самооценивания;
5) воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
6) способствует росту мотивации к обучению;
7) повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее и констатирующее.

Формирующее

Констатирующее

производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т. д.)

в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)

помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов

даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме

позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения

даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки

Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них не учитываются при выставлении триместровых (четвертных, полугодовых) оценок. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу.
Подобный подход стимулирует учеников к саморазвитию, самосовершенствованию. Если детям психологически комфортно на уроке, нет страха перед оценкой, они не боятся отвечать, желание получать новые знания у школьников будет усиливаться из года в год. Использование при оценивании определённых критериев, соответствующих ФГОС, помогает педагогу развивать в своих учениках чувство ответственности, сотрудничества, умения работать в команде.
Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.  
Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.
Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.
Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.  
В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их учат в школе.
В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).
Например, на уроке математики во втором классе учащиеся совместно с учителем формулируют следующие критерии при решении текстовой задачи:
– правильно составлена краткая запись (вспомогательная модель); выбран оптимальный способ её решения;
– выстроена логическая последовательность действий; грамотно сформулированы пояснения к каждому действию;
– выполнена проверка; записан ответ.  
Далее учащиеся самостоятельно решают предложенную задачу; оценивают друг друга, работая в парах, проговаривая при этом критерии и определяя отметку соседу; оценивают себя с помощью линейки Цукерман [3, с. 78], находят ошибки, определяют пути их устранения, то есть формируют умение учиться.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности, тем самым укрепляя психологическое здоровье школьников.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При критериальном оценивании очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Одна из целей данной технологии – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению отечественных психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Вторая важная цель критериального оценивания – сформировать и развить оценочную деятельность у детей, делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становиться и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.
При умелой организации обучения с применением критериального оценивания в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки [4].
Мы привыкли к ситуации, когда оценивание осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несёшь ответственность за свою учёбу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается на личность ученика, а его деятельность.
Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других – за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха.
Мною было проведено анкетирование 15 второклассников, которое показало, что уже через месяц после введения критериального оценивания у 70% из них возросло желание идти в школу, что говорит о положительном влиянии рассматриваемой технологии на психическое здоровье детей.
В целом критериальное оценивание позволяет:
учителям:
– разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
– использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
– определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;
– фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
– поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса; бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций;
учащимся:
– использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
– участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить;
родителям:
– получать доказательства уровня обученности ребенка; отслеживать прогресс в обучении ребенка;
– обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
В целом, система оценивания становится совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, получения качественного образования, способствует укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 31 с.
2. Красноборова А.А.  Критериальное оценивание в школе. Пермь : ПГПУ, 2010. 84 с.
3. Миндарова В.А, Романеева М.П., Суховерша Л.А., Табачникова Н.Л., Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. Рига : Эксперимент, 1999. 136 с.
4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М. :Рассказов, 2002 304 с.

TECHNOLOGY OF CRITERIA ESTIMATION AS MEANS OF PRESERVATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PUPILS

© 2018

Ivanova L.A.,
senior teacher of department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Annotation: Use of criteria estimation realizes the main requirements to new system of an assessment of knowledge. At the same time not only positive dynamics of progress from – for an inclusiveness of students in educational process, but also positive educational motivation, and, as a result preservation of psychological health of pupils is observed.
Keywords: the criteria estimation forming the estimation stating estimation, psychological health of pupils, participants of educational process.