УДК 74.262.21
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2018
Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры начального образования Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается практическое применение современных педагогических технологий, разработанных для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; математика; начальная школа; учебные ситуации; педагогические технологии; критическое мышление; проектные задачи.
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики. Вместо знаний, умений и навыков на сцену выходят компетентности. Это умение действовать в рамках компетенции, то есть знаний в какой-либо области. Компетентность – это способность мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показывают, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому сегодня недостаточно только овладеть какими-либо компетентностями. Как отмечала в своих лекциях профессор, доктор психологических наук Ольга Карабанова [1], сегодня технологии и знания обновляются с такой скоростью, что мы просто не успеваем перестраивать школьные программы. Какой же выход?
Выход в том, что мы, учителя, должны создать условия, чтобы человек умел сам строить планы, траекторию своего образования, то есть научить его учиться самому, учить самого себя. И главным здесь выступает непрерывность образования, чтобы, выходя из школы, человек сам бы строил свой образовательный маршрут. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
В своей статье я хочу рассмотреть практическое применение современных педагогических технологий, разработанных для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе.
Одна из наиболее эффективных технологий для начальной школы – это технология обучения на основе создания учебных ситуаций. Учебный материал, который изучается, в частности, в начальной школе, выступает как материал для создания учебной ситуации; в ней обучающийся совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия. Так, результатом формирования у детей познавательных общеучебных УУД будет являться умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера.
Например, задание вычислить значения выражений в теме «Умножение многозначного числа на однозначное» можно представить в виде учебной ситуации «Примеры из сборника»:
«Андрею задали решить примеры из сборника математических упражнений с ответами. Мальчик решил не вычислять значения выражений, а списать ответы. Но автор сборника намеренно нарушил последовательность ответов. Как Андрею, не вычисляя значений произведений, выбрать правильные ответы».
Произведения |
Ответы |
2504*6 |
29323 |
6923*6 |
26805 |
4189*7 |
45556 |
8935*3 |
15024 |
6508*7 |
41538 |
Данная учебная ситуация направлена на осознанное усвоение последовательностей, входящих в алгоритм письменного умножения. Так как умножение начинается с единиц низшего разряда, то для получения ответа достаточно проверить последнюю цифру, то есть выполнить только умножение единиц (табличное умножение).
В настоящее время очень важно формирование у школьников умения работать с информацией. Поэтому учебные ситуации, направленные на формирование умения находить и извлекать информацию, представленную в каждой клетке, строке и столбце таблицы, необходимо включать в работу учителя начальных классов. Например, учебная ситуация «Шахматный турнир»:
«Дети загородного лагеря «Радуга» приняли участие в турнире по шахматам. В таблице приведены данные о количестве побед некоторых участников в июне, июле и августе.
Месяц Имя |
Июнь |
Июль |
Август |
Саша |
7 |
2 |
10 |
Петя |
2 |
3 |
3 |
Анна |
5 |
9 |
8 |
Семён |
4 |
5 |
6 |
Оля |
9 |
8 |
1 |
У кого было наименьшее количество побед в июне?
Сколько побед одержал участник, занявший 1-е место в турнире?» [2, c. 42].
Рассмотрим, как на уроках математики в начальной школе можно применять технологию развития критического мышления. Критическое мышление развивает у учеников готовность к планированию и исправлению своих ошибок, способность отслеживать ход рассуждений и искать компромиссные решения. Наиболее эффективными приёмами данной технологии на уроках математики являются такие приёмы, как: «Верные, неверные утверждения», «Инсерт», а также работа с диаграммами Эйлера-Венна.
«Верные, неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают верные утверждения из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся могут найти в течение урока. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Например, все нечётные числа являются простыми, среди простых чисел есть чётные.
Приём «Инсерт». Данный приём в своих работах описал С.И. Заир-Бек [2, с. 31]. Авторы – ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать «инсерт» в технологии критического мышления.
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I – interactive (интерактивная);
N – noting (познавательная);
S – system for (система);
E – effective (для эффективного);
R – reading (чтения);
T – thinking (и размышления).
Перевод передает суть метода. Итак, инсерт – это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
«Инсерт» часто называют и технологией эффективного чтения.
Например, учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V – я это знаю;
+ – это новая информация для меня;
– – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Возможно заполнение таблицы:
V |
+ |
- |
? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны |
Отмечается все новое, что стало известно из текста |
Отмечаются противоречия, то есть ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. |
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения, или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Диаграммы Эйлера-Венна – очень удобный инструмент, позволяющий изображать множества и иллюстрировать операции над ними. Это геометрические представления множеств.
Построение диаграммы заключается в изображении большого прямоугольника, представляющего универсальное множество, а внутри него – кругов или каких-либо других замкнутых фигур, представляющих множества, входящие в универсальное.
Приведём пример задания. Составь диаграмму Эйлера-Венна для отношений: треугольник, прямоугольный треугольник.
В начальной школе встречаются задачи, которые удобно решать с помощью такой диаграммы. Пример задачи: «В классе 35 учеников.12 из них занимаются в математическом кружке, 9 – в биологическом, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой?»
Очевидно, что в общей части кругов окажутся те самые биологи-математики, о которых спрашивается в задаче. Теперь посчитаем: внутри большого круга 35 учеников, внутри кругов М и Б: 35 – 16 =19 учеников, Внутри круга М – 12 ребят, значит в той части круга Б, которая не имеет ничего общего с кругом М, находится 19 – 12=7 учеников, следовательно в МБ находятся 2 ученика (9 – 7=2), таким образом, 2 биолога увлекаются математикой [3].
С целью реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе используется и технология проектных задач. Проектно-задачная технология обучения является эффективной в плане достижения планируемых результатов [5, с. 23]. Авторы технологии определяют проектную задачу, как «задачу, в которой через определённый набор заданий деятельность детей направляется на создание результата (продукта)» [6, с. 5].
Приведём пример проектной задачи «Сборник «Геометрический материал, 2 класс». Данную работу целесообразно проводить в конце года. Учитель сообщает детям, что в школьной библиотеке потерялся справочник «Геометрический материал, 2 класс» и библиотекарь просит детей восстановить его. Учащиеся делятся на группы. Каждой группе даётся задание из предложенного учителем разрезного материала оформить страницу нового справочника. Первая группа оформляет страницу «Квадрат», вторая – «Угол, прямой угол», третья – «Прямоугольник», а четвёртая – «Ломаная линия». Разрезной материал представлен картинками с изображением геометрических фигур, предметов, похожих на данные геометрические фигуры, карточками с занимательным материалом о разных геометрических фигурах. Причем каждой группе даётся одинаковый набор разрезного материала для того, чтобы дети могли отобрать нужный для оформления именно их страницы, тем самым, отрабатывая умение отбирать нужную информацию. Все готовые страницы сборника скрепляет учитель.
Мы видим, что описанные в статье приёмы технологий системно-деятельностного подхода способствуют овладению детьми способами взаимодействия с миром, создают основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карабанова О.А. Учимся учиться // Издательство «Просвещение», 2018 [Электронный ресурс] URL: http://www.schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения 04.12.2018 г.)
2. Развитие критического мышления на уроках / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М. : «Просвещение»; 2011. 223 с.
3. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Часть 1/ С.В. Анащенкова, М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение; 2012. 273 с.
4. Самыкина С.В. Проектные задачи в начальной школе: виды задач, алгоритм проектирования // Начальная школа. 2018. № 6. С. 23–30.
5. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. М. : Просвещение; 2011. 149 с.
REALIZATION OF SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH AT MATHEMATICS LESSONS AT ELEMENTARY SCHOOL
© 2018
Ivanova L.A.,
senior teacher of department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Abstract: In article practical application of the modern pedagogical technologies developed for realization of system and activity approach at mathematics lessons at elementary school is considered.
Keywords: system and activity approach; mathematics; elementary school; educational situations; pedagogical technologies; critical thinking; design tasks.