УДК 373.5

КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

© 2018

Ерофеева О.Ю.,
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г.о. Самара (Россия)
Панферова С.Г.,
учитель русского языка и литературы, учитель-логопед МБОУ Школа № 150 г.о. Самара (Россия)

Аннотация: В современной системе школьного образования важное место занимает формирование и развитие функциональной грамотности обучающегося. В данной статье актуализируется проблема формирования функциональной грамотности у школьников, уточняются причины ее отсутствия, описывается структура нарушений письменной речи, предлагаются коррекционные подходы к формированию грамотности школьников на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: функциональная грамотность; нарушения письменной речи; дисграфия; коррекционная работа; дидактические приемы.

В широком смысле под функциональной грамотностью подразумевается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. О существовании функциональной грамотности мы часто узнаем, столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому часто приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.
Функциональная безграмотность – это невладение чтением и письмом в той мере, которая позволяет пользоваться ими для получения информации, общения и самовыражения.
Основные признаки функциональной неграмотности школьника.
Избегание интеллектуальных задач любого рода, отсутствие мотивации к их решению, неумение следовать простым инструкциям, попытки чтения вызывают физические трудности в виде головной боли, усталости, боли в глазах, обращение с просьбами объяснить текст или способ решения задачи, во время чтения попытки артикулировать или проговаривать текст. В целом это невразумительность речи устной и речи письменной, неспособность осмысленно прочитать простой текст, выполнить простейшие арифметические действия. Очень часто причина кроется  в физиологических нарушениях, повлекших за собой появление дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Нарушения письменной речи у учащихся общеобразовательной школы является одной из актуальных проблем современного общества и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. На сегодняшний день на фоне значительного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, в большинстве школ отсутствует специально организованная коррекционная работа, что вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии. Даже в единичных логопунктах, где ведется коррекционная работа с дошкольниками и с младшими школьниками, учащихся среднего звена школьные логопеды не берут на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми. При отсутствии в школе логопункта целесообразно проводить коррекционную работу учителям русского языка во время проведения индивидуально-групповых занятий и в структуре урока. В рамках повышения профессионального самообразования учителям необходимо познакомиться с особенностями речевой патологии, именуемой дисграфией.
Дисграфия – это стойкое специфическое расстройство письма, проявляющееся в ошибках и обусловленное нарушением высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы [1, с. 121].
Для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы целесообразно:
1. Введение в структуру урока русского языка коррекционных приёмов и упражнений логопедической направленности.
2. Использование инновационных педагогических технологий, нестандартных форм и методов обучения.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития.
7. Развитие различных видов мышления.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, учащиеся легче воспринимают, осознают и запоминают их. В своей работе я использую следующие коррекционные приёмы на разных этапах урока. В начале урока создаю «ситуацию успеха», используя психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю занимательный материал, соответствующий тематике урока: загадки, пословицы, притчи, басни о разных частях речи.
Проведение с детьми дидактических игр и упражнений является эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и других высших психических процессов. На уроках я применяю чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями.
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания:
1. «Собери рассказ». Вы предлагаете детям несколько слов, которые необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, что облегчит запоминание; а потом придумать рассказ практического содержания, который свел бы их вместе.
Например: Лиза, температура, таблетки, градусник, врач, аптека, рецепт, дозировка, справочник.
2.«Поиск нового». Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков. Например: тарелка, половник.
3. «Ситуация». Предлагается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины её возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия. Например: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что на полу вода...
4. «Отгадай-ка!» Задание состоит в том, что ребёнка просят по памяти описать какой-либо изучаемых предметов так, чтобы товарищи угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
5. Моделирование реальных ситуаций. С помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ. Например: покупка товаров в магазине.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, нельзя требовать от них приложения сверхусилий, необходимо ставить перед ними только посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. При выполнении домашнего задания у ребят также есть выбор уровня выполнения.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, поэтому в качестве материалов для учебных заданий целесообразно подбирать объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты. Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ресторана, для ужина в семье, для приема гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.
Считаю достаточно продуктивной формой работы при формировании функциональной грамотности проведение интегрированных уроков. Они снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой, способствуют активизации познавательной деятельности школьников, стимулируя их познавательную активность, что является условием успешного усвоения учебного материала. Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет на данный момент.
Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира [2–11].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии. М. : ВЛАДОС, 1997. С. 120–128.
2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. М. : Астрель, 2010. 127 с.
3. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. : Эксмо, 2013. 356 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. : ВЛАДОС, 2013. 335 с.
5. Колесникова И.П. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. 2016. № 7.3. С. 15–17.
6. Лаптева Д.В. Внеурочная логопедическая работа в соответствии с введением ФГОС [Электронный ресурс] URL:  http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsiya-logopedicheskoyesoprovozhdeniye-fgos.php.
7. Нугайбекова М.А. Специальная методика обучения русскому языку и  чтению. УМК в 2 частях. Самара : ООО «Порто-принт», 2016. 140 с.
8. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь № 4. М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2014. 40 с.
9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2010. 256 с.
10. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2–4 классов общеобразовательной школы. М. : Просвещение, 2015. 80 с.
11. Хасеинова В.А. О подготовке педагогов к формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы // Открытая школа. № 2–2014. Руководство для учителя, Третий (базовый уровень).

CORRECTIONAL TECHNIQUES IN THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

© 2018

Erofeeva O.Y.,
candidate of pedagogical Sciences, head of Department of teaching of languages and literature
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)
Panferova S.G.,
teacher of Russian language and literature, speech therapist
school №150, Samara (Russia)

Abstract: The formation and development of functional literacy of the student occupies an important place in the modern system of school education. In this article the problem of formation of functional literacy at school students is actualized, the reasons of its absence are specified, the structure of violations of written speech is described, corrective approaches to formation of literacy of school students at lessons of Russian language and literature are offered.
Keywords: functional literacy; disorders of written language; dysgraphia; correctional work; didactic methods.