УДК 37.013.32

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ИЛИ СТЕМ-ОБРАЗОВАНИЕ

© 2018

Дружаева С.В.,
учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 42 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.  Самара (Россия)

Аннотация: STEM-образование является своеобразным мостом, соединяющий учебный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру.
Ключевые слова: STEM-образование; электронное образование; ИКТ-компетенции; ОРТ.

Задача инженерного образования – обеспечить экономику конкурентоспособными специалистами, владеющими передовыми технологиями, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, включившись в производственный процесс непосредственно после завершения обучения. Для того чтобы вуз имел возможность подготовить таких специалистов, необходимо, чтобы они на момент поступления обладали набором ключевых компетенций и, главное, осознанно подходили к выбору направления обучения. Но, к сожалению, не каждый выпускник школы способен стать инженером.
STEM-образование является своеобразным мостом, соединяющим учебный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. STEM-образование подразумевает смешанную среду, в которой ученики начинают понимать, как можно применить научные методы на практике.
Сотрудничество ОРТаи Школы № 42 города Самара началось в 1999 году с реализации в школе проекта ОРТа «Технология для всех». В рамках этого проекта в школе был открыт «Технологический центр ОРТ». Главная задача Центра ОРТ – научить школьников использовать все многообразие современных технологий для решения их реальных жизненных проблем, для их будущей карьеры, научить их мыслить системно, адаптироваться к быстрым изменениям современной жизни. Центр включает в себя две лаборатории информационных технологий, лабораторию технологии, CAD/CAM и видеотехнологий, сетевую лабораторию, ресурсную лабораторию и медиатеку. Школьники могут изучать современные технологии в соответствии с мировыми стандартами, используя не только компьютеры, но и учебные наборы LegoDacta, RoboLab, ModernTechnology, станки с ЧПУ и электронное оборудование, современные учебные пособия.
В 2006 году в школе начался новый проект ОРТа «Regeneration 2004». Цель проекта – эффективное использование информационных технологий и современного лабораторного оборудования на предметах естественнонаучного цикла (физика, химия, биология), а также использование информационных технологий в учебном процессе во всей школе. В рамках этого проекта закуплено и установлено новое оборудование в кабинетах информатики, технологии, физики, химии [1].
Для реализации проекта созданы виртуальные «Клуб Любителей математики» (2014 г.), «Клуб Любителей физики» (2018 г.).
Ежегодно учащиеся участвуют в международных конкурсах различных направлений, от областных «Азбука науки» и Всероссийских «Спутник», до международных «GlobalLab».

20-01

Например, в 2017–2018 гг. были представлены номинации конкурса:
– «Я – изобретатель»;
– «Путешествие во времени» (для учащихся начальной школы);
– «По законам науки», «Под звездным небом», «Терраформирование» (для учащихся средних и старших классов).
Ученики нашей школы становятся победителями Всероссийских инженерных конкурсов «Азбука науки» (2015 год – II и III места, 2018 год – II место), «Спутник» (2017 год – победитель Чуваткина Виктория награждена поездкой в Артек), международного конкурса STEM Communication Awards (2018 год), обладателями премии World ORT Ginaand Joseph Harmatz Award for Social Responsibility (2018 год).
Одним из важных способов организации учебного процесса является электронное образование, которое позволяет организовать семейное образование и самообразование, репетиционные услуги, получить образование детьми-инвалидами, если нет возможности надомного обучения, повышение квалификации педагогов без выезда к месту проведения курсов [2, с. 176].
Кроме привычных ИКТ-технологий (видеоуроки, презентации, тесты), все чаще применяются задания для учащихся «Стена», «Лента времени Dipity», «Создание теста», «Google Таблицы», «Интерактивный плакат в сервисе Glogster». Например, при проведении внеурочного занятия в 10 классе «День Фибоначчи» учащиеся получили такие задания по группам: «теоретики», «инженеры», «художники», «экспериментаторы», «историки».

20-02

При изучении темы «Цена деления» 7 класс предлагаю представить фотографию измерительного прибора с записью его показаний на «стене». В старших классах учащиеся свободно владеют ИКТ-навыками по созданию тематических тестов, игр, кроссвордов («Кроссген», «Cross»), что позволяет стимулировать интерес к предмету «физика».
Для развития инженерного образования немалую роль играет внеурочная деятельность. В нашей школе по предмету «физика» она представлена курсом «Занимательная физика» для 5–6 классов и «Физика для малышей» 2–4 класс.

20-03

Использование конструкторов «Лего», «Микробит», «Ардуино» во внеурочной деятельности позволяет учащимся применить свои знания при сборке различных устройств (маячки, светофоры, электронное пианино, машина-муравей) и наоборот, создание устройства подталкивает учащихся к более глубокому изучению интересующей темы, стимулирует развитие инженерного мышления и технического творчества. Происходит активное усвоение сложного материала по физике и информатике.
Конечно, для развития СТЕМ-образования необходима достаточно объемная работа учителя. Это и разработка СТЕМ–уроков, курсов внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями. Многие школы сегодня комплектуют современным оборудованием, но даже если оно в ограниченных количествах, можно предусмотреть лабораторный практикум, при котором задействованы все ученики.

20-04

Можно привлечь детей к использованию своих iPad и смартфонов. Применение смартфона как средства обучения активизирует познавательный интерес подростка, способствует развитию критического мышления и формированию информационно-цифровой компетентности.
Учитель больше не единственный источник информации, поэтому его роль изменяется. Современный учитель должен уметь использовать такие педагогические и информационно-коммуникационные технологии, которые бы способствовали развитию у учеников учебно-познавательной активности, а также формированию и развитию ключевых компетентностей [3]. Одна из таких технологий – технология мобильного обучения с использованием принципа BYOD в процессе обучения физики. Смартфон при установке соответствующего программного обеспечения может заменить секундомер, метроном, стробоскоп, генератор звука. Школьники могут проводить физические исследования не только на уроках физики, но и дома, и в дороге. Например, для проекта по теме «Изучение звуковых колебаний различных источников звука с помощью современных цифровых устройств» измерительным устройством был смартфон с установленным на нем программным обеспечением для генерации и анализа звуковых волн.
С помощью смартфона можно исследовать, например, громкость звука от различных источников. Можно исследовать звуковое загрязнение окружающей среды, измерить уровень  шума возле дороги, в школе на перемене, при строительстве, в метро и около железной дороги, за городом и т. п. С введением в школах курса «Астрономии» можно определять склонение наблюдаемых звезд, определять географические координаты любой местности. При изучении раздела физики «Кинематика» именно смартфон может помочь в проведении лабораторных работ по исследованию равноускоренного движения, вычислить не только ускорение, путь, но и создать график такого движения.
Возможности смартфона могут не только привлечь ребенка к исследовательской и проектной деятельности, но и развивать технические и инженерные способности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [Электронный ресурс] URL: http://school42.samara.ort.ru/index.php?URL=http%3A%2F%2Fschool42-63.ru%2Farchives%2Fcategory%2Fnews
2. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции. Челябинск : Два комсомольца, 2014. С. 175–182 [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759/
3. Котляров В.А., Кормачев Д.А. Использование современного оборудования для реализации принципа политехнизма в учебном процессе // Физика в школе. 2010. № 6. С. 55–59.

DEVELOPING TECHNICAL AND INVENTOR FLAIRS STUDENTS ИЛИ STEM-EDUCATION

© 2018

Druzhaeva S.V.,
teacher of physics
Municipal budgetary educational institution School № 42 with profound studying of separate objects of the city district Samara (Russia)

Abstract: STEM-education is an original bridge, connecting an educational process, career and further professional height. Innovative educational conception will allow at professional level to prepare children to the technically developed world.
Keywords: STEM-education; electronic education; ICT-competenses; ORT.