УДК 371.322

ПОИСК ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

© 2018

Шабунина О.П.,
учитель биологии
Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение  «Школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых» г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Выработка у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, позволяющего ему освоить программный материал – важная задача, стоящая перед учителем. В статье ставится вопрос о необходимости внедрения в практику работы более совершенных форм обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: самостоятельность; технология; интерактивное обучение; практика; метапредметные связи; «мозговой штурм»; «круг идей».

Многолетние наблюдения за учащимися позволили сделать вывод о том, что у многих из них отсутствует навыки самоорганизации, внимание рассеянное, не сформированы навыки работы с источником информации. Известно: тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому ведущей идеей моего опыта является включение учащихся в поисковую деятельность, создающую благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности.
Представленный опыт направлен на решение проблемы формирования у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Если ученик научится добывать знания самостоятельно на уроке биологии и при подготовке дома, то ему не составит труда получить и усвоить информацию по любой теме, по любому другому предмету. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Сущность работы учителя состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в активное изучение предмета, добиться максимального усвоения изучаемого материала каждым учеником согласно его способностям и возможностям.
Одним из способов решения этой задачи является применение технологии интерактивного обучения, методы и приемы которой позволяют вовлечь в процесс познания всех обучающихся. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Она способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Интерактивные методы на уроках биологии ориентированы на:
– развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др., направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
– выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
– развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
– на повышение интереса школьников к изученному материалу.
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; карусель; работа в малых группах; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; дерево успехов; ролевая (деловая игра); мозаика; разминки.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса. Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
– стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
– повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
– развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
– изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
– саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации. Отличительной особенностью данного опыта является то, что ученик не транслирует знания учителя, а добывает их сам, перерабатывает и применяет – все это способствует улучшению успеваемости не только на уроках биологии, но и на других предметах. Процесс обучения становится интересным, как для учителя, так и для ученика.
По обозначенной теме имеется ряд публикаций, проведены мастер-классы, в течение учебной деятельности были достигнуты высокие результаты, что отражено в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта   «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес эл. почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Шабунина Ольга Петровна

op-shabunina@yandex.ru

МБОУ "Школа № 25"

http://school25samara.ru/

Учитель биологии

28 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения – старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Представленный опыт направлен на решение проблемы формирования у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, что выражается в затруднении у выпускников выполнения заданий № 22-28 ЕГЭ по биологии.

Новизна опыта заключается во внедрении в практику работы более совершенных форм обучения (например, таких как «скечбук», "кроссенс» и т.д.) обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Представленная система работы направлена на выработку у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, на основе анализа материала из различных источников, что способствует их гармоничному развитию и формированию УУД.

Потенциальная полезность. У учащихся развиваются следующие навыки: запоминание, понимание, применение, классификация, анализ, оценка, создание, сбор количественных и качественных данных, способы их обработки и т.д.

Надежность. Развитие коммуникативных компетенций обучающихся и   стабильность показателей в обучении.

Перспективность опыта определяется его нацеленностью на формирование у учащихся навыков: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и иных затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта

Поиск форм формирования у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний на уроках биологии.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является решение проблемы формирования у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Задача педагога научить добывать знания самостоятельно на уроке биологии и при подготовке дома.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Многолетние наблюдения за учащимися позволили сделать вывод о том, что у многих из них отсутствует навыки самоорганизации, внимание рассеянное, не сформированы навыки работы с источником информации. Поиск новых способов формирования у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний в современных условиях развития цифровых технологий одна из важнейших задач.

При выполнении задания № 22-28 на ЕГЭ по биологии требуется применение таких мыслительных операций, как анализ, синтез, рассуждение, воспроизведение, аргументация. Эти задания, как показывает опыт работы экспертом, вызывает трудности у большого числа выпускников.

Новые условия образовательной деятельности. Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях ФГОС.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование методов и приемов работы из разных технологий, например технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) позволяет формировать у учащихся самостоятельность.

Задания при работе с различными источниками информации (учебниками, текстами и т.д.) могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания.

К используемым репродуктивно-поисковым методам относятся:

чтение с комментариями; эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем раздела, например, «Происхождение жизни», «Основные этапы эволюции», «Размножение покрытосеменных» и другие;

составление таблиц, проблемных вопросов, логических цепочек; план, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Например, логическая цепочка по теме «Уровни организации живого» выглядит следующим образом: молекулярный – клеточный - тканевой – организменный – популяционно – видовой - биоценотический – биосферный;

изучение терминов – важная составляющая процесса обучения, она осуществляется при проведении биологических диктантов. Например, даны термины: автотрофы, фотосинтез, обмен веществ, пигменты, каротиноиды, фитогормоны, клеточная стенка, хлорофилл, неограниченный рост, целлюлоза, клеточный сок, вакуоли, органические, неорганические, тургор, цитоплазма. В соответствии с заданием их надо распределить на группы: «Процесс», « Вещество», «Структура» определить взаимосвязи между терминами. Или учащимся предлагается найти в словарях обозначение слова «периферический», «периферия» и выяснить, почему часть нервной системы называется периферической;

– сравнение и анализ информации. Сравнение может проводиться с опорой на текст, рисунки и схемы учебника и оформлением его результатов в виде таблиц и схем. Например: составить сравнительную таблицу по теме «Строение растительной, грибной и животной клеток» и т.д.

К творческим методам работы относится составление тестов учениками. Самостоятельно созданные тестовые задания обеспечивают применение знаний в практической ситуации.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущества. Данный опыт важен при изучении любого предмета, так как знания, полученные на метапредметном уровне, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Наиболее эффективна предлагаемая практика на уроках по изучению нового материала, а также на уроках по закреплению или обобщению изучаемого материала.

Перспективность. Представляемого опыта заключается в ом, что, в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует ФГОС.

Ограничения, риски:

применение активных методов требует больших затрат труда учителя;

результаты обучающихся не всегда предсказуемы;

сложно организовать контроль за глубиной изучения и ходом изучения.

7.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учителем должен быть освоен методический инструментарий, система методических приемов и теоретической базы данных технологий в школьном ее применении.

Наиболее эффективно использование представленного опыта в классах с углубленным изучением предмета.

8. Результат изменений

Применение данных технологий на уроках биологии способствует овладению каждым учащимся знаниями по биологии на базовом и углубленном уровне, формированию у учащихся умения самостоятельно работать с биологической информацией, стимулированию познавательного интереса к предмету, осуществлению практической подготовки к экзамену.

В результате:

стабильное качество знаний по биологии: средний показатель за последние 3 года 71,6%;

рост числа учащихся 9 классов, выбирающих на итоговую аттестацию биологию и успешно сдающих экзамен: качество знаний составляет 100%, учащиеся подтверждают свои годовые оценки;

успешное поступление выпускников школы в высшие учебные заведения по медико-биологическому профилю (например, выпуск 2016 г: СамГМУ – 3 человека, СамГУ – 2, Первый МГМУ им.Сеченова - 1);

стабильно высокий результат учащихся (средний балл) на ЕГЭ: 2016 г. – 62,6 баллов; что выше среднего балла по региону.Стабильно высокий результат учащихся (средний балл) на ЕГЭ: 2014 – 76,9 баллов, 2015 – 77 баллов, 2016 - 85,6 баллов.

9. Публикации о представленном ИПО

2 методических пособия и 20 статей, в том числе:

1. Шабунина О.П. Краеведение. Животный мир Самарской области: сборник статей учащихся в рамках подготовки итогового индивидуального проекта. Самара: Аврора.2017 г. 72

2. Шабунина О.П. Тетрадь-практикум для элективного курса «Основы паразитологии» /для учащихся 10-11 класса/.Самара, СГТУ. 2014 г. 83с.

3. Шабунина О.П. Духовно-нравственное воспитание школьников через изучение краеведческо-биологического материала во внеурочной деятельности. /Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: материалы 5-й международной научно-практической конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения доктора биологических наук, профессора Л.В. Воржевой и 125-летию со дня рождения кандидата педагогических наук, доцента Г.Г. Штехера/.Самара 2017 г.0,2 п.л.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Районный конкурс профессионального мастерства «Грани профессионального мастерства». Победитель-2016.

Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Победитель - 2007, 2012, 2018.

Городской конкурс ЦРО «Интернет-ресурс педагога». Призер 2015, 2016.

Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Победитель в номинации: "Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность обучающихся". 2016.

«Учитель года Самарской области» - финалист 2004.

Как иллюстрацию применения обозначенного инновационного опыта можно рассмотреть элементы урока в 8 классе на тему «Внутренняя среда организма», представленного в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области». Цель занятия – изучить особенности строения внутренней среды организма, ее функции.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы. Где же в организме находится каждая из этих жидкостей? Какое она имеет строение? Какие выполняет функции? Организовывает  самостоятельную работу в группах по 4 человека. Группы получают информационные карточки с названиями кафедр, их 5: «Тканевой жидкости», «Лимфы», «Крови», «Плазма», «Гомеостаза». У каждой своя эмблема и свой цвет.   Время работы над текстом  – 5 - 7 минут.  Учащиеся читают  текст, используя  метод «Инсерт».  Составляют синквейн. Готовят выступление по предложенному плану. (Приложение № 1).
Выступления у доски каждой группы по – 2 минуты. Отвечают на вопросы одноклассников и работают одновременно с карточками «Заполните пропуски в тексте». (Приложение № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Кафедра «Тканевой жидкости»

Тканевая жидкость – жидкость, содержащаяся в межклеточных и околоклеточных пространствах тканей и органов животных и человека.

Тканевая жидкость образуется благодаря переходу (фильтрации) жидкой части крови (плазмы) из капилляров в ткани. Она соприкасается со всеми тканевыми элементами и является наряду с кровью и лимфой внутренней средой организма. Она занимает промежутки между клетками всех тканей. Из тканевой жидкости клетки поглощают необходимые питательные вещества и выводят в неё продукты обмена. Источник образования – плазма крови и продукты жизнедеятельности клеток. Объем у взрослого человека составляет 20 литров.

Химический состав, физические и биологические свойства тканевой жидкости специфичны для отдельных органов и соответствуют их морфологическим и функциональным особенностям.

Тканевая жидкость по своему составу близка к плазме крови, но содержит меньше белка (около 1,5 г на 100 мл), другое количество электролитов, ферментов, продуктов обмена (метаболитов).

Состав: вода, растворенные в ней питательные вещества и неорганические вещества, кислород, углекислый газ, продукты распада, выделяющиеся из клеток.

Большая часть тканевой жидкости возвращается в кровь, проникая через эндотелий кровеносных сосудов. Другая часть оттекает от органов в лимфатические сосуды и превращается в лимфу. Объём у кролика равен 23—25% массы тела, у человека — 23—29% (в среднем 26,5%). Многие авторы к ней относят спинномозговую жидкость, жидкость передней камеры глаза, сердечной сумки, плевральной полости и др.

Функции: промежуточная среда между кровеносными сосудами и клетками организма, перенос из крови в клетки кислорода, из клетки в кровь - углекислого газа.

Задание:

1. Прочитайте предложенный вам текст о строении и функциях одного из компонентов внутренней среды организма методом инсерта.

2. Рассмотрите предложенные вам рисунки и рисунки учебника. Соотнесите изображение на рисунках и содержание текста.

3.  Составьте синквейн.

4.  Подготовьте ответ по предложенному плану и доложите его классу.

План ответа.

1.  Определение.

2.  Местонахождение.

3. Химический состав.

4.  Источник и место образования.

5. Функции.

27

Схема диффузии веществ между капиллярами и клетками тела через тканевую жидкость, омывающую клетки: 1 капилляр; 2 эндотелий капилляра; 3 тканевая жидкость; 4 тканевые клетки; 5 эритроциты.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Внутренняя среда

Тканевая жидкость

Лимфа

Кровь

Состав

 

Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки(тромбоциты)

Место нахождение

Промежутки между клетками всех тканей

Лимфатическая система

 

 

Функции

- Дыхание клеток;
- питание клеток;
- очищение от продуктов распада клеток.

 

Транспортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная регуляция.

Работу выполнили:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

Закрепление материала. Выполняют задания в рабочей страничке.

Вопросы

Варианты

ответов

Ответы

1.Что их перечисленного относится к внутренней среде организма?

А. Гомеостаз

1-Б,В,Г,

2.Какие клетки содержатся в составе крови?

Б. Лимфа

2-Д,Е,З

3.Что останется, если из крови удалить клетки?

В.Кровь.

3-Ж

4.Из чего образуется лимфа?

Г.Тканевая жидкость.

4-Г

5.Как называется жидкая часть крови?

Д.Лейкоциты

5-Г

6.Транспортируют кислород?

Е.Эритроциты.

6-Е

7. Постоянство состава вещества клеток?

Ж.Плазма.

7-А

8.Из чего образуется лимфа?

З.Тромбоциты.

8-Г

 

И.Кислород.

 

Читают определенные наборы слов и словосочетаний, составляют толкование понятий по теме: «Внутренняя среда организма».

1

Сыворотка

организма внутренней постоянство среды

2

Гомеостаз

фибриногена плазма лишенная

3

Тканевая

жидкость

форменных элементов оставшаяся жидкая крови после удаления

4

Плазма

замкнутой кровеносной системы жидкая ткань соединительная в сосудах циркулирующая

5

Кровь

околоклеточных пространствах тканей жидкость межклеточных и содержащаяся в и органов животных и человека

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования (утв. 17.12. 2010 г., № 1897).

SEARCH OF FORMS OF FORMATION OF STUDENTS ' SKILLS OF INDEPENDENT KNOWLEDGE ACQUISITION IN BIOLOGY CLASS

© 2018

Shabunina O.P.,
teacher of biology
Municipal budgetary educational institution "School No. 25 with in-depth study of separate subjects of a name of sisters Kharitonov" Samara (Russia)

Abstract: The Development of students ' skills of self – acquisition of knowledge, allowing him to master the program material is an important task facing the teacher. The article raises the question of the need for the introduction into practice of more advanced forms of education that improve the quality of the educational process, contributing to the activation of independent cognitive activity of students.
Keywords: independence; technology; interactive training; practice; metasubject communications; «brainstorming», «circle of ideas».