УДК 372.881.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

© 2018

Серова Н.И.,
учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Тимашево м.р. КинельЧеркасский, Самарской области (Россия)  

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования познавательной активности обучающихся. Особое внимание уделено приёмам создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литерату-ры.
Ключевые слова: учебная ситуация; методы и приёмы; русский язык и ли-тература.

Ни для кого ни секрет, что в последнее время наблюдается общее сниже-ние интереса школьников к учебно-познавательной деятельности. Это приводит к задержке развития самосознания и самоконтроля, к привычке бездумной, бессмысленной деятельности, к привычке списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Возникает классический вопрос: что делать? Как вернуть желание и стремление учиться?
По мнению В.В. Путина, «в школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться мыслить самостоятельно, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни» [1].
Таким образом, мы видим противоречие между существующей действи-тельностью и социальным заказом, который делает нам государство. Данное противоречие побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и определить ведущую педагогическую идею – формирование познавательной активности обучающихся.
В основе моего опыта лежит создание учебных ситуаций, цель которых – помочь ученику поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества. А также разработки ведущих психологов К.Н. Поливановой, И.А. Зимней по вопросам развития способностей учащихся, особенностей их формирования в учебной и внеучебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – Ф-ГОС) общего образования вводит новое понятие.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют его, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают.
Именно при введении ФГОС учитель обязан перевести учебную задачу в такую учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к активному дейст-вию, создает мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия. Все мы знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную ситуацию, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
Можно ли обойтись на уроке без создания учебной ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем изучать тему «Антони-мы». Но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить его в познавательный поиск? А мо-жет быть лучше вот так:
Я должна сказать вам: «Здравствуйте»,
А говорю вам: «До свидания».
Вы начинаете с приветствия,
А я хочу начать с прощания.
Вы приготовились работать,
А будем вместе мы играть.
Наверно, вас сейчас смутила
Столь неожиданная речь,
Но я ничуть не пошутила,
Хочу сегодня вас увлечь.
Как вы думаете, я смогла заинтересовать детей? Нестандартное начало урока – повышает мотивацию учащихся.
Существуют разные классификации учебных ситуаций. Примером учеб-ной ситуации может быть:
– ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с факта-ми, вызывающими удивление;
– ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в про-тиворечие с устоявшимися представлениями;
– ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
– ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание со-держит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает про-явить смекалку, интуицию, сообразительность;
– ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
– ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
При создании учебной ситуации необходимо учитывать возраст обучаю-щихся, специфику своих предметов, уровень сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации на уроках я использую различные прие-мы.
Рассмотрим пример создания учебной ситуации с помощью приема одновременного предъявления противоречивых фактов, мнений на уроке русского языка в 5 классе.
В начале урока детям предлагается записать слова сказка, дуб, земля, разъезд. Рядом со словом прошу записать транскрипцию.
Вводная беседа.
– Что вас удивляет? Какое возникает противоречие?
– Какой возникает главный вопрос?
Главный вопрос урока: Почему правописание слова не совпадает с произношением?
– Как можно сформулировать тему урока?
(Звуки и буквы)
Учебную ситуацию можно создавать на любом этапе урока с помощью различных приемов. Остановлюсь подробнее на некоторых из них. Напри-мер, прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, по-нятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он  выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
При изучении темы «Антонимы» в 5 классе в течение урока ребята само-стоятельно создают экспозицию в виртуальном музее Слова, а в качестве за-крепления проводят экскурсию, выступая в роли экскурсовода.
Прием «фантастическая добавка» – можно перенести учебную ситуацию в несуществующий город, на необитаемую планету и т. д., тем самым разнообразить формы уроков. Например, изучая существительные, имеющие форму только множественного числа, мы отправляемся в супермаркет; правописание одной и двух букв н в причастиях ведет нас в ресторан.
Для проверки и закрепления можно использовать прием «лови ошибку». При объяснении материала намеренно допускаются ошибки. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами.
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
– особое задание. Право на выполнение особого задания получают сильные ученики. Всячески подчеркивается уважение к решению ученика воспользоваться этим правом;
– творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию;
– идеальное задание. Это любимое задание моих учеников. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполняют упражнения из учебника, другие подбирают пример или рисуют иллюстрацию к изучаемой теме.
Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, можно создать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие приемы организации работы в группах:
– группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или участник одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают;
– группы получают разные задания. Тогда группы (или их представители) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, ученики по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  в таблицу, которая затем обсуждается сообща;
– группы получают разные задания, но работающие на один результат задания.
Групповая работа позволяет как обобщить полученные знания, проверить их, так и получить новые, работая вместе, сообща. Особый интерес вызывают у детей такие задания как лингвистический эксперимент, мини-исследование. В результате выполнения таких заданий ребята самостоятельно исследуют новые понятия и получают необходимые знания. Учитель в данной учебной ситуации выступает в роли тьютора. Для проверки результатов работы можно использовать интерактивную доску. Чтобы все ребята в классе могли справиться с предложенными заданиями, необходимо использовать дифференцированные задания для закрепления, притом уровень задания каждый ученик выбирает сам, опираясь на свои знания и возможности.
Благодаря обучению посредством учебных ситуаций у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:
– способность к исследованию;
– способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодей-ствия;
– способность принимать решения;
– способность осуществлять принятое решение;
– способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Таким образом, использование на уроках учебных ситуаций  ведет к тому, что познавательная активность учащихся повышается, мотивация к изучению предметов возрастает. С помощью учебной ситуации педагог может искусно превратить любой обычный урок в увлекательное занятие.
Считаю целесообразным использовать в качестве эффективного средства по распространению педагогического опыта информационную карту инновационного опыта (см. ниже), позволяющую структурировать и систематизировать  весь материал.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

лауреата регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Серова Наталья Ивановна

s3rovanat@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Тимашево

м.р. Кинель-Черкасский Самарской области

тим –оц.рф

Учитель русского языка и литературы

 

18 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения - основная и старшая школа;

масштаб изменений – локальный;

предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в разработке и создании учебных ситуаций, цель которых – помочь ученику поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества.

Актуальность опыта заключается в том, что именно при введении ФГОС учитель обязан перевести учебную задачу в такую учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к активному действию, создает мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия.

Эффективность:

Потенциальная полезность: при использовании учебных ситуаций на уроках повышается внутренняя мотивация учащихся, развивается личность ученика, его мышление, творческие способности; решается большинство образовательных проблем.

Надёжность данного опыта состоит в дальнейшем использовании полученных знаний в жизни. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы через создание учебных ситуаций.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия в том, что сегодня в школе наблюдается снижение учебно-познавательной активности учащихся. У подростков вырабатывается привычка бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. В этом и есть проблема сегодняшнего дня. Но государство требует на выходе из образовательного учреждения иметь всесторонне развитую и образованную личность. И, несомненно, в процессе формирования личности ребенка необходимо развивать творческое начало, школьники должны учиться мыслить самостоятельно, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их. Для того чтобы разрешить это противоречие, необходимо изменить ситуацию как в урочной, так и во внеурочной деятельности, построить уроки так, чтобы дети самостоятельно добывали знания, то есть создавать для них различные учебные ситуации на уроках. Проведение учащимися исследований, экспериментов повысит учебную мотивацию, даст возможность добиться основных результатов обучения по ФГОС, повысить познавательную активность.

Новое средство обучения при переходе на ФГОС общего образования возникла необходимость менять методы и приёмы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам.

Новые условия образовательной деятельности. Инновационный опыт будет эффективен при соблюдении следующих условий:

- организации системы работы по формированию у школьников познавательной деятельности;

- использовании современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать познавательную мотивацию;

- учёте возрастных, психологических особенностей развития учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий, достижение которых обеспечивают современные образовательные технологии. Для   формирования и развития знаний   интеллектуальных умений учащихся, считаю, важным организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, словарями. Технология проблемного обучения позволяет сформировать исследовательские умения школьников: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, определять пути и способы их решения. Технология развития критического мышления, используемая на уроках, позволяет научить ребят определять границы собственного знания и незнания и мотивировать на изучение нового. Применение метода проектов позволяет учащимся раскрыться, поверить в себя, испытать чувство победы, удовлетворенности, раскрыть творческий потенциал, так как ученик сам выбирает проект и вид деятельности, который он будет в нем осуществлять. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ и использование ЭОР, использование ИКТ и интерактивной доски создает возможность построения качественно новой информационно-образовательной среды для развития каждого учащегося и самого образовательного процесса, делая урок интересным и увлекательным

Организация учебного процесса. Организуя учебный процесс с первых минут урока, стараюсь создать атмосферу доброжелательности. Использую индивидуальные и групповые формы работы, стараюсь разнообразить формы уроков, используя различные формы и методы работы.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Традиционные условия преподавания школьных предметов не способствуют формированию новых качеств выпускника. В современном обществе скорость изменения требований, предъявляемых к выпускникам школ, значительно превосходит быстроту совершенствования методики преподавания предметов. Не учтены в достаточной мере и возможности использования новых средств обучения.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски:

- значительные временные затраты труда педагога на подготовку к внедрению опыта;

- не каждое занятие целесообразно проводить с использованием вышеуказанных СОТ.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Основными условиями реализации являются:

1. Комфортная, доброжелательная обстановка, позитивные взаимоотношения между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой.

2. Собственный кабинет.

3. Оснащение кабинета необходимым оборудованием: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, ЭОР.

8. Результат изменений

Стабильно высокий результат учащихся (средний балл) на ЕГЭ: 2014 – 65,4 балла, 2016 – 65,3 балла, 2017 – 64,1 балла.

Стабильно высокий результат учащихся на ОГЭ.

Наличие победителей и призеров на предметной олимпиаде, различных конкурсах районного, окружного уровней.

Высокий уровень мотивации, выражающийся в желании выполнять научно-исследовательские работы по русскому языку, участвовать в предметной олимпиаде, посещать кружки и факультативные занятия.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Публикация разработки открытого урока русского языка в 9 классе «Место придаточного по отношению к главному. Знаки в СПП» Официальный школьный сайт. тим-оц.рф Методический журнал «Поиск. Опыт. Традиции». 2017.

2. Публикация разработки открытого урока русского языка в 9 классе «Место придаточного по отношению к главному. Знаки в СПП» Сайт «Мультиурок».

3.Развитие самостоятельности учащихся через метод проектов на уроках русского языка и литературы. Электронный журнал Академии Развития Творчества «АРТ – Талант».

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

«Учитель года Самарской области» - лауреат, 2018 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 01.12.2016 г.
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход: Каково его место в системе современных подходов к системе образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие. для учителя. М. : Просвещение, 2008. 192 с.
4. Сорокина И.В. Технология педагогического проектирования современного урока : методические рекомендации. Самара : СИПКРО, 2017. 32 с.

THE USE OF LEARNING SITUATIONS THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE.

© 2018

Serova N.I.,
teacher of Russian language and literature
State budgetary educational institution secondary educational school" Educational center " of Timashevo village, Kinel-Cherkassky municipal district, Samara region (Russia)

Abstract: This article deals with the problem of formation of cognitive activity of students. Particular attention is paid to the methods of creating educational situations in the lessons of the Russian language and literature.
Keywords: educational situation; methods and techniques; Russian language and literature.