УДК 8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ЕГО УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

© 2018

Салькова Л.Ю.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 8 г.о. Октябрьск (Россия)

Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога, ведущей идеей которого является создание образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся как необходимого условия развития личности и успешности будущего выпускника в социуме и профессиональной сфере.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции; технология критического мышления; метод сотрудничества; творческие способности; развитие интеллекта; проектная деятельность.

Современное образование ориентируется на личность с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций, включая коммуникативную. Главное условие, заложенное в ФГОС, – идея развития. Поэтому передо мной главная цель  – научить ребенка действовать и помочь ему выбрать способ действий, чтобы подготовить к саморазвитию и успешной самореализации в социуме.  Выпускник должен владеть не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения, социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога на основе собственного коммуникативного стиля.
Моё учительское кредо: «Каждый ребенок уникален и не повторим». Исходя из этого, в моей работе учителя-предметника среди разнообразных направлений новых педагогических технологий приоритетным направлением является компетентностно-ориентированный подход в обучении. Использую активно компетентностно-ориентированные технологии при индивидуальной работе со слабыми учениками, при работе с одаренными детьми, на уроках личностно- ориентированной направленности в курсе русского языка и литературы.
Эффективны разные формы урока личностно-ориентированной направленности: урок-размышление, интегрированный урок, урок-концерт, урок-диспут, урок-беседа, урок – деловая игра. Нетрадиционные формы урока способствуют созданию личностно-ориентированной ситуации на уроке, помогают ожить творчество и воображение детей. А уроки литературы позволяют акцентировать внимание на гуманистических ценностях. Эмоциональность литературы является фактором присвоения культурных ценностей субъектом. Литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с \ героем).
В связи с этим я создала систему уроков с использованием нетрадиционных форм обучения: урок-концерт о жизни и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, поэтов- бардов; урок – размышление по произведениям Г. Троепольского, А. Приставкина, В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицина; интегрированный урок «Серебряный век в русской литературе», «Детство, опаленное войной», «Тоталитарное общество»; уроки-беседы по страницам русской литературы  «Слово о матери», «Война глазами детей», «Мы в ответе за тех, кого приручили». На этих уроках применяю метод театрализации, метод творческого самовыражения.
Внутри данной технологии на уроках русского языка использую разные методы: метод сотрудничества, метод исследования, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, игровые методы, работы в группах Приоритетным направлением считаю в своей работе метод сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Поэтому обучение в сотрудничестве рассматривается учителем по принципу: ученик-ученик, ученик-учитель-ученик.
Метод сотрудничества использую на каждом этапе освоения учащимися изучаемого материала: 1) при проверке домашнего задания; 2) при подготовке к контрольному тестированию по предмету; 3) при ознакомлении с новым материалом; 4) на обобщающих уроках.
При обучении в сотрудничестве на этапе проверки домашнего задания организую работу в парах, тройках, группах с целью само- и взаимопроверки. Учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, аргументируя свое выполнение. При этом исправляются ошибки. Однако ошибку можно исправить только в том случае, если учении может объяснить исправление. Под каждой работой ставится подпись всех учащихся. Оценку получает вся группа. А это значит, что дети учатся брать ответственность за общий результат. Это играет важную роль для социализации личности.
В результате этой работы достигаю формирования у учащихся следующих ключевых компетенций: умение сопоставлять, оценивать, корректировать; умение работать  в команде, брать на себя ответственность.
Метод обучения в сотрудничестве использую и при ознакомлении с новым материалом, когда один из членов группы играет роль диктора (читает правила), а двое других составляют опорный конспект. В процессе такой работы учащиеся учатся аналитическом мышлению (графически отображают правила, выдвигают гипотезы, соглашаются или не соглашаются). Описанные выше приемы развивают орфографическую зоркость, учат учащихся применять правило на практике.
Исходя из своего опыта, считаю эффективным методом – метод работы в малых группах по русскому языку. Использую её на занятиях по внеурочной деятельности «Тайны русского языка», занятиях по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, консультациях с целью организации работы по овладению учащимися прочными знаниями.
Я как учитель вижу в каждом ученике личность, индивидуальность, поэтому уделяю большое значение развитию самостоятельно творческой познавательной деятельности учащихся, а именно: написанию сочинений на заданную тему, собственных стихотворений, создание презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. Умение быть учителю эмоциональным, артистичным, откликаться на эмоции детей – все это помогает сделать процесс ориентированным на личностное развитие учащихся, стимулирует их желание откликаться на изучаемый ими материал. Поэтому результат обученности учащихся по литературе всегда выше среднего уровня.
Технологию личностно-ориентированного подхода в обучении применяю в работе с одарёнными детьми. Создаю привлекательную среду для обучения, вовлекаю способных учеников во внеклассную работу по предметам, развиваю творческие способности детей, которые добиваются  высоких результатов в творческих конкурсах разного уровня.
В работе с одаренными детьми применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания (предметом оценивания является не только предметные достижения, но и личностные, и метапредметные достижения обучающегося). Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный рост в различных областях: учёбе, творчестве, спорте. Технология портфолио является системой обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки. Технология применяется на протяжении всего периода обучения ученика в школе  (портфолио достижений собирается с 1 по 11 кл.) Результатом технологии портфолио является: позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по годам; поддержка  у школьников более высокой  мотивации  учения.
Опираясь на новые педагогические технологии для достижения качественного результата образования, использую в своей практике проектную технологию, которая  предполагает:  наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта.
Задача учителя – помочь ребенку поверить в свои силы. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. При работе над проектом создается возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. Моими учениками были созданы проекты разных типов (творческие, исследовательские, ознакомительно-информационные, практико-ориентированные): «Тайны нашего имени», «Истории названий городов Самарской области» (5 класс); «Тайны русских пословиц и фразеологизмов», «Любимые картины любимых художников», «Храм моей души» (7 класс); «Родословная моей семьи», «Любимые улицы моего города», «Счастливое пионерское детство моей мамы», «Источники нашего края» (9 класс), «Заочные путешествия в музеи русских писателей 19 века», «Воинская доблесть», «Заимствованные слова в современном образовании» (10 класс), «Поэты серебряного века в нашем крае», «Проект школьного музея», «Дни воинской славы», ««Своеобразие образа героя в пастишах Андрея Белянина» (11 класс), «Приезжайте в город Октября» (9 класс) (проекты опубликованы на сайте «Инфоурок»). Применяя технологию проектного обучения на уроке, добиваюсь сформированности следующих ключевых компетентностей учащихся: умение формулировать проблему, умение работать с информацией, коммуникативные компетентности. Процент учащихся, владеющих технологией проектного обучения в классах, где я работаю, растет из года в год.
Информационно-коммуникативные технологии применяю на различных этапах урока: объяснение нового материала по русскому языку и по литературе; на этапе актуализации знаний учащихся использую  демонстрацию презентаций о жизни и творчестве писателей, фрагментов видеофильмов, звуковые записи; на этапе закрепления – выполнение тестов, творческих заданий. Эффективным результатом данной технологии считаю: формирование интереса к учебным предметам,  углубление  знаний; сохранение положительной мотивации учащихся на протяжении всего учебного года; повышение эффективности урока; усиление познавательной активности учащихся. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней.
 Результатом моей работы можно считать: сохранение 100% уровня обученности, увеличение количества победителей школьных олимпиад, наличие победителей и лауреатов окружных, областных и Всероссийских конкурсов, результаты ЕГЭ, ОГЭ.
Опыт формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы с целью развития личности ребенка и его успешной самореализации я отразила в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника   Приоритетного   национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Салькова Лада Юрьевна

Lada.s69@mail.ru

ГБОУ СОШ №8 г.о. Октябрьск Самарской области
ou_school8@mail.ru

Учитель русского языка и литературы

32

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки русского языка и литературы.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в моделировании путей формирования и внедрения коммуникативной компетенции в образовательный процесс, которые повысят качество мыслительной и речевой деятельности.

Актуальность

Современное образование ориентируется на личность с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций, включая коммуникативную. Главное условие, заложенное в ФГОС, – идея развития. Поэтому передо мной главная цель – научить ребенка действовать и помочь ему выбрать способ действий, чтобы подготовить к саморазвитию и успешной самореализации в социуме.

Эффективность

Потенциальная полезность

Выпускник должен владеть не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения, социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога на основе собственного коммуникативного стиля.

Надёжность

Разные методы в обучении позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся.

Перспективность

Все полученные умения коммуникации позволят выпускнику реализовать себя в профессии, легко выстраивать отношения в социуме, реализовать творческие способности.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Необходимо владеть знаниями новых технологий и методов по развитию коммуникативных компетенций. Освоение опыта не требует особых материально-технических и иных затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы с целью развития личности ребенка и его успешной самореализации.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является идея развития. Современное образование ориентируется на личность с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций, включая коммуникативную. Поэтому передо мной главная цель – научить ребенка действовать и помочь ему выбрать способ действий, чтобы подготовить к саморазвитию и успешной самореализации в социуме.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия: в настоящее время важной проблемой на любом уроке является наличие серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетенции детей. Учащиеся часто не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Такие ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний, а на экзамене при написании сочинения или задания с развернутым ответом зачастую прибегает к заученным шаблонам, что приводит к низким результатам.

Новое средство обучения – метод проектов.

Новые условия образовательной деятельности - образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения; технология проектного обучения; информационно- коммуникативные технологии; технология портфолио; здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Моё учительское кредо: «Каждый ребенок уникален и не повторим». Исходя из этого, в моей работе учителя-предметника среди разнообразных направлений новых педагогических технологий приоритетным направлением является компетентностно-ориентированный подход в обучении. Использую активно компетентностно-ориентированные технологии при индивидуальной работе со слабыми учениками, при работе с одаренными детьми, на уроках личностно- ориентированной направленности в курсе русского языка и литературы. Эффективны разные формы урока личностно- ориентированной направленности: урок-размышление, интегрированный урок, урок-концерт, урок- диспут, урок беседа, урок – деловая игра. Нетрадиционные формы урока способствуют созданию личностно- ориентированной ситуации на уроке, помогают ожить творчество и воображение детей. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Поэтому обучение в сотрудничестве рассматривается учителем по принципу: ученик-ученик, ученик-учитель–ученик.

В работе с одаренными детьми применяю технологию портфолио, которая предполагает оценку учебной деятельности самим учеником. Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС общего полного   образования является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания (предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося).

Задача учителя – помочь ребенку поверить в свои силы. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. При работе над проектом создается возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.

Организация учебного процесса - метод сотрудничества использую на каждом этапе освоения учащимися изучаемого материала: 1)при проверке домашнего задания; 2) при подготовке к контрольному тестированию по предмету;3) при ознакомлении с новым материалом;4) на обобщающих уроках.

При обучении в сотрудничестве на этапе проверки домашнего задания организую работу в парах, тройках, группах с целью само- и взаимопроверки.

Информационно- коммуникативные технологии применяю на различных этапах урока: объяснение нового материала по русскому языку и по литературе; на этапе актуализации знаний учащихся использую демонстрацию презентаций о жизни и творчестве писателей, фрагментов видеофильмов, звуковые записи; на этапе закрепления - выполнение тестов, творческих заданий.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. При работе над проектом создается возможность формирования у учащихся компетентности решения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность.

Ограничения Технология портфолио является системой обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки. Технология применяется на протяжении всего периода обучения ученика в школе (портфолио достижений собирается с 1 по 11 кл.) Результатом   технологии портфолио является: позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по годам; поддержка у школьников более высокой мотивации учения.

Трудоёмкость и риски Необходим кропотливый каждодневный подход учителя к каждому ученику, учитывая его способности, мотивацию, физическое и психологическое состояние.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учитель должен владеть умениями и навыками образовательных технологий и методов по развитию коммуникативных способностей, быть одержимый идеей сотрудничества, мотивировать одаренных детей на саморазвитие и успех, совершенствовать навыки и развивать интеллектуальные способности будущих граждан нашей страны.

8. Результат изменений

Результаты диагностики эффективности внедрения технологии критического мышления показали, что с домашним заданием стали справляться 95% учащихся, тогда как до внедрения данной технологии правильно выполняли задание 60%; 10% учащихся выполняли задание с ошибками, а остальные не выполняли вообще. Результатом использования технологии портфолио является: позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по годам; поддержка у школьников более высокой мотивации   учения.

Моими учениками были созданы проекты разных типов (творческие, исследовательские, ознакомительно-информационные, практико-ориентированные Результатом технологии портфолио является: позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по годам; поддержка у школьников более высокой мотивации учения.

Результатом моей работы можно считать: сохранение 100% уровня обученности, увеличение количества победителей школьных олимпиад, наличие победителей и лауреатов окружных, областных и Всероссийских конкурсов, результаты ЕГЭ, ОГЭ.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Образовательный форум «Знание» Статья: «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы» (2015).

2. Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок». Статья: «Формирование УУД на уроках русского языка в старших классах» (2016).

3. Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт» проекта «Инфоурок». «Развитие интеллекта учащихся и воспитание гражданина России на уроках и внеурочное время» (2017).

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Областные Пушкинские чтения «Погружаемся в творчество А.С. Пушкина».

Конкурс творческих разработок. Номинация «Урок» «Эссе М.И. Цветаевой «Мой Пушкин» на уроке внеклассного чтения» (2016).

2. 15 Всероссийский педагогический Форум с международным участием «Образование: взгляд в будущее» Тема работы: «Как воспитать интеллектуала?» (2017).

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амфилова М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. СПб. :«Паритет», 2013.
2. Айзерман Л.С. Литература в старших классах. Уроки и проблемы. М. : «Просвещение», 2006.
3. Егоров О. Коммуникативная функция урока // Народное образование. 2008.№ 5.
4. Дереклеева Н.И.  Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2012.
5. Зарецкая И.И. Саморазвитие коммуникативного потенциала личности // Школа и производство. 2008. № 4.
6. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. 2011. № 1.
7. Имен Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя (из опыта работы). М., 1988.
8. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогика. 1994.
9. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М. : «Просвещение», 1987.
10. Селевко Г.К. Современная образовательная технология. М. : Народ-ное образование», 1998.
11. Лейфман И.М. Мастерство писателя. М., 2006.
12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN ORDER TO DEVELOP THE PERSONALITY OF THE CHILD AND HIS SUCCESSFUL SELF-REALIZATION

© 2018

Salkova L. Yu.,
teacher of the Russian language and literature
Secondary Medical School № 8 Oktyabrsk (Russia)

Abstract: The leading idea of innovative experience is the creation of an educational environment based on a system – activity approach with the goal of developing communicative competence of students as a necessary condition for the development of a personality and the success of a future graduate in society and the professional sphere.
Keywords: communicative competences, technology of critical thinking, cooperation method, creative abilities, development of intelligence, project activity.