УДК 371.315

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2018

Романова Е.А.,
учитель начальной школы
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный  центр» имени Героя Советского  Союза М.Р. Попова ж.-д. ст. Шентала м.р.  Шенталинский Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается некоторые методы, используемые на уроках литературы, с целью формирования умения работать с текстом, вычленять его структурные компоненты, понимать текст и анализировать полученную информацию с точки зрения собственной ценности.
Ключевые слова: стратегии смыслового, оптимального и продуктивного  чтения; ценностно-ориентированное чтение; прогнозирование; ориентация предвосхищения текста; фрагментарное чтение.

Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Но в наш информационный век проблема чтения становится государственной. Нельзя не обратить внимание  на высказывание нашего президента и депутатов о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы. Несмотря на это современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить проблему. На сегодняшний день доля читающей молодежи снизилась в России с 48%  до 28%. И только 7% семей читают книжки своим детям.
В последнее время многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения, уменьшение количества времени на чтение.
Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьника.
Обучение младших школьников сегодня ведется по новым образовательным стандартам. Как формировать метапредметные умения в системе? Как отслеживать результаты и корректировать деятельность по дальнейшему их развитию? Поэтому мы вновь поднимаем этот вопрос. Среди метапредметных результатов немаловажное, а возможно и первостепенное значение имеет читательская компетентность. В программе по литературному чтению для 1–4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя.
Эта проблема не могла быть не отмеченной и в Федеральном  государственном общеобразовательном  стандарте. А именно там отмечено, что «Цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя…» [1, с. 9].
В своем классе я тоже столкнулась с проблемой низкой мотивации к чтению. Решая эту проблему, нужно поставить такую цель: научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно, формировать грамотного читателя, то есть такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:
– введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
– приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
– развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.
Но самой главной задачей является научить владеть высокой техникой чтения и сформировать устойчивый интерес к чтению.
Также выделяются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. И современный учитель должен овладеть технологией оптимального и продуктивного чтения, чтобы успеть воспользоваться этим резервом, в достижении поставленных целей и задач.
Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий оптимального, продуктивного чтения. Новизна системы заключается в сочетании традиционных уроков с интерактивными, что позволит эффективно формировать универсальные учебные действия,  выполнить поставленные цели и задачи, то есть поможет «искать» и применять способы обучения, способствующие более эффективному и осознанному формированию познавательной активности обучающихся.
Что же значит технология продуктивного чтения?
Это технология формирования типа правильной читательской деятельности. Одним из разработчиков данной технологии является профессор Н. Светловская. Изучив работы по данной теме, я разработала свой подход к применению технологии продуктивного чтения, который способствует достижению универсальных учебных действий.
Работа начинается с выбора текста, который можно предложить ученикам. Важно определить стратегию во время работы с текстом.
Дальше нужно определить три этапа работы с текстом.
1 этап: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем будет текст, по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста.
2 этап: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.
Чтобы он был эффективным, нужно соблюдать следующие принципы: читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу; находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора; включать воображение.
3 этап: беседуем и уточняем позицию автора, а, беседуя о писателе, углубим понимание прочитанного, продолжается работа над выполнением творческих заданий.
Но основными приемами технологии являются диалог с автором и комментированное чтение. В результате такой этапной работы формируем такие универсальные учебные действия:
Познавательные: умение извлекать информацию; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность; умение анализировать, делать выводы; обобщать и классифицировать; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группе.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение, оценивать учебные действия; умение составлять план; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные: умение высказывать свое  отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, ссылаться на свой жизненный опыт.
В результате использования технологии продуктивного чтения на уроках повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами; формируется умение вырабатывать собственное мнение; школьники учатся строить умозаключения и логические цепи доказательств; развиваются творческие и аналитические способности,  умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся, предполагают самостоятельную работу.
Для более эмоционального восприятия текста можно использовать видео или аудио записи  и продемонстрировать театрализованное представление, то есть в классе создать театр читателей.
Для меня и моих учащихся театр читателей является самым любимым ярким продуктом продуктивного чтения. Он прекрасно комбинирует в себе желание младших учеников показать себя и практику чтения вслух. При  этом не надо затрачивать время на заучивание текстов, ученики читают прямо с листа; нет необходимости в сложном оборудовании, которое требуется для настоящего театра (ученики просто выстраиваются в линию); тексты для театра читателей легко изменять для разных уровней, поэтому заниматься по ним можно на всех ступенях обучения.
Театр читателей может легко вписаться в образовательную программу и улучшить качество чтения. Учащиеся относятся к чтению разнообразных пьес и сказок с интересом. Им больше нравится читать тексты, когда они знают, что им предстоит читать их перед аудиторией. Кроме того, такое чтение нацелено не просто на чтение как саморезультат, но ученик старается донести смысл написанного, а значит, он читает с интонацией. Именно чтение вслух помогает добиться хороших результатов в обучении чтению. Такой вид деятельности я продолжаю использовать и во внеурочной деятельности на кружке «Театральная студия».
Не менее ярким продуктом технологии является создание книжек-малышек и ведение читательских дневников с высказыванием своих мнений и впечатлений.
Использование продуктивной технологии дало свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда. Но самым ценным для меня является то, что дети стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он владел не только суммой знаний по предмету, но и владел приемами рассуждения, умел понять авторскую мысль, умел выделять главную мысль произведения, его идею; мог осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.  Все это может дать выпускнику использование технологии продуктивного чтения с первых ступеней обучения. Только такая регулярная работа и позволяет выйти на тот уровень работы, который требуется по новым образовательным стандартам.
Считаю целесообразным использовать в качестве эффективного средства по распространению педагогического опыта информационную карту инновационного опыта (см. ниже), позволяющую структурировать и систематизировать  весь материал.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Романова

Елена Анатольевна,

earomanovado@ya.ru

 

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный   центр» имени Героя Советского Союза м.р. Попова ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Учитель начальных классов

28 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основное общее образование.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса при использовании технологии оптимального и продуктивного чтения в урочной, внеурочной деятельности.

Характери­стики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в сочетании   традиционных уроков с интерактивными, что позволит эффективно формировать универсальные учебные действия, выполнить поставленные цели и задачи, то есть поможет «искать» и применять способы обучения, способствующие более эффективному и осознанному формированию познавательной активности обучающихся.

Актуальность. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо научить ребенка читать «правильно», эффективно, продуктивно, формировать грамотного читателя, то есть такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Технология продуктивного чтения позволяет решать эту важ­ную на сегодняшний день проблему.

Эффективность

Потенциальная полезность

Использование на уроках и во внеурочной деятельности технологию продуктивного чтения позволяет учащимся строить диалог с текстом, понимать текст и анализиро­вать полученную информацию с точки зрения собственной ценности; интерактивный режим работы предполагает наличие обратной связи между тек­стом и читателем.

Надёжность

Использование данной технологии подтвердило повышение интереса к чтению с целью выявления собственного мнения и отношения к тем проблемам, которые поднимает автор, популяризацию чтения в современном образовательном пространстве.

Перспективность

Методы и приемы технологии продуктивного чтения могут быть использованы на любом уроке школьного курса, потому что применимы к текстам разной направленности, позволяют учителям- предметникам работать в команде.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Одним из факторов можно считать отсутствие достаточного количества раздаточного материала у учеников, возникает необходимость в их распечатке для работы в группах.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1.Направление   инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педаго­гического опыта (ИПО)

Формирование у учащихся навыков осмысленного чтения, читательской грамот­ности на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

3. Ведущая   педа­гогическая идея

Ведущая педагогическая идея: диалог с автором и комментированное чтение как метод формирования личност­ных универсальных учебных действий

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной дея­тельности, др.)

В ФГОС ООО, отражающих государственный, социальный и индивидуальный заказы, особо подчеркивается важность обучения школьников продуктивному чте­нию. В них отмечается, что чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный или надпредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый пред­мет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных умений.

В современной школе наблюдается противоречие: между высокими требованиями к продукту образовательной деятельности, который должен обла­дать функциональной грамотностью, и старой методологией обучения, отсутствием системного подхода в обучении чтению. В результате применения приемов технологии продуктивного чтения учащиеся смогут перейти от поверхностного знакомства с текстом к осмысленному чтению.

Новое средство обучения – интерактивные методы и приемы изучения текстов на уроке: ориентиры предвосхищения книги, прогнозирование, театрализованное представление и т. д.

Возможность проведения уроков и занятий вне кабинета: импровизированная сцена, выступление перед аудиторией, совместные семейные чтения.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в исполь­зовании образо­вательных, коммуникационно-информационных или других техноло­гий, в измене­нии содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формирование наряду с предметными, метапредметных и личностных результатов учащихся требует сегодня внедрение в работу учителя современных технологий обучения. Задачей в достижение повышения результатов образования явля­ется – формирование мотивации к обучению. Мотивация к чтению не велика, что объясняется обилием информации, которой овладевает современный школьник. Среди большого количества информационного материала слабы навыки работы с текстов, его анализа и интерпретации. Поэтому технология продуктивного чтения является новым средством повышения мотивации к изучению предмета.

Повышению положительной мотивации к учению был и остается урок, он обладает мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты. Для повышения мотивации к обуче­нию на уроках литературного чтения эффективные методы   продуктивного чтения текста: нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов, умение задавать свои вопросы, обдумывание предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение, уточнить позицию автора и вести с ним диалог.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Технология продуктивного чтения позволяет повысить интерес учащихся к чтению, систематизировать и организовать работу с текстом как источником знания, ви­деть скрытый смысл текста, прогнозировать, вести диалог с автором. Обучающийся учится приемам рассуждения, и понимает авторскую мысль, умеет выделять главную мысль произведения, его идею, может осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Все это дает выпускнику использование технологии продуктивного чтения с первых ступеней обучения. Ограничения и риски не выявлены.

7. Условия реа­лизации изменений (включая лич­ностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Основными условиями реализации являются:

1. Системное использование технологии продуктивного чтения на разных этапах образовательного процесса.

2. Изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер.

3. Активное использование интерактивных форм работы.

4. Систематическое повышение квалификации педагога.

8. Результат изменений

В результате использования технологии продуктивного чтения на уроках повысилась ответственность за качество собственного образования. А также:

- развился качественный навык работы с текстами;

- сформировалось умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли ясно;

- научились строить умозаключения и логические цепи доказательств;

- развились творческие и аналитические способности,   умения эффективно работать с другими людьми;

- развились яркие артистические способности выступления перед публикой;

-ученики регулярно становятся участниками областного и всероссийского конкурсов чтецов, сочинений, НПК, олимпиад и т.д.

В 2015, 2016 годах ученицы класса были награждены дипломами 1 степени и дипломом победителя в номинации «Ораторское искусство» в VI и VII Открытой научно-практической конференции «Юные дарования земли Cамарской».

9. Публикации о представленном ИПО

https://infourok.ru/user/romanova-elena-anatolevna6

- на сайте инфоурок «Infourok.ru»; методических разработок, уроков и т.д. в количестве более 20 шт. можно увидеть на сайтах

- на сайте копилка уроков kopilkaurokov.ru;

- на сайте 1 сентября 1september.ru;

- на сайте мультиурок multiurok.ru;

- в сборниках Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века», статья «Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе из опыта работы»; это моя первая статья, печатаюсь почти каждый год с 2007 года$

- в издательском доме «Первое сентября», статья «Проектная деятельность в начальной школе»;

- в фестивале педагогических идей «Открытый урок», статья «Технология текстовых работ на уроках русского языка и литературы в начальной школе»;

- на Всероссийском Фестивале педагогического мастерства «Дистанционная волна», статья «Технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения».

В этих издательствах очень много печатаю исследовательские работы своих учеников, где я являюсь научным руководителем.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Лауреат регионального конкурса «Учитель года 2018».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.
2. АсмоловА.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование уни-версальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г.Асмолова. М. : Просвещение, 2010.
3. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016.
4. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» – к восторгу сочинительства : монография. М. : Библиомир, 2016.
5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с тестом : учебное пособие. 2 изд., испр. и доп. М. : ФОРУМ, 2015.

METHODS AND TECHNIQUES TECHNOLOGY OF PRODUCTIVE READING AS A WAY OF FORMING UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL

© 2018

Romanova E.А.,
primary school teacher
state budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 1 "Educational center" named after the Hero of the Soviet Union M. R. Popov  well.-D. shentala Shentalinsky municipal district of Samara region (Russia)

Abstract: The article deals with some methods used in literature lessons in order to form the ability to work with the text, to isolate its structural components, to understand the text and to analyze the information from the point of view of its own value.
Keywords: strategies of semantic, optimal and productive reading; value-oriented reading; forecasting; text anticipation orientation; fragmentary reading.