УДК 371.31
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
© 2018
Пахомов А.А.,
учитель географии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области (Россия)
Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт использования современных образовательных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации учащихся.
Ключевые слова: современные образовательные технологии; урок и внеурочная деятельность по географии; мотивация учащихся.
В соответствии с Концепцией развития географического образования в Российской Федерации и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования приоритетным направлением является формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
В начале 2014–2015 учебного года в 7 классах администрация школы провела мониторинг на выявление сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД). Результат показал, что у 30% учащихся низкий уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД. Как показало психологическое исследование (методика М.Н. Лукьяновой, Н.В. Калининой), главным фактором, влияющим на низкий уровень сформированности УУД, является невысокий уровень мотивации к изучению географии. В связи с этим возникает необходимость повышения мотивации обучающихся к изучению предмета. Мотивация в свою очередь сказывается на качестве знаний.
Так как многие учащиеся нашей школы выбирают географию в качестве предмета для сдачи ОГЭ, то недостаточно высокое качество знаний и низкий уровень сформированности познавательных и регулятивных УУД не позволят, на мой взгляд, сдать экзамен на высокий балл. Поэтому возникает проблема между требованиями ФГОС на высокий образовательный результат и средним уровнем обученности и мотивации учащихся по географии.
Основная идея собственного педагогического опыта состоит в том, что использование средств продуктивных образовательных технологий системно-деятельностного подхода позволит повысить мотивацию и достигнуть высокого образовательного результата учащихся, в том числе и при сдаче ОГЭ.
Цель – повышение мотивации учащихся по географии в основной школе для достижения высокого уровня освоения программы средствами современных образовательных технологий.
Обучаясь на дистанционных курсах и занимаясь самообразованием (вступления на методическом объединении образовательной организации), я пришел к выводу, что одни из главных способов реализации моей идеи – это использование следующих образовательных технологий, методов и подходов:
– проблемное обучение;
– обучение в сотрудничестве;
– метод проектов;
– дистанционные образовательные технологии или электронное обучение;
– здоровьесберегающий подход в обучении.
Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации начинают искать пути решения поставленной проблемы, открывая новые знания самостоятельно. Таким образом, идет развитие познавательных УУД.
Например, на уроке в 7 классе по теме «Разнообразие природы Земли» поставлена проблема: Почему природа Земли разнообразна?
Прочитав текст, обучающиеся наметили пути решения поставленной проблемы, предложили свои гипотезы и привели доказательства в поддержку собственного мнения. Затем в результате коллективного обсуждения с использованием метода дискуссии выработали правильное решение проблемы.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает обучение в парах и малых группах. В результате у детей формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. К примеру, на уроке в 8 классе по теме «Реки России» обучающиеся работают в малых группах. У каждой группы задание описать реку по плану и выступить со своим результатом. Задания распределяются между всеми участниками группы. Каждый участник группы описывает свой пункт из плана, после учащиеся обсуждают в группе полученные индивидуальные результаты. В итоге, описав и обсудив все пункты, у группы получается полная характеристика заданной реки, которая озвучивается классу. В процессе выполнения задания обеспечивается дифференцированный подход к каждому ребенку, предоставляется индивидуальный пакет вопросов и заданий с учетом уровня развития познавательных способностей и уровнем сформированности УУД.
Использование метода проектов позволяет формировать навыки публичного выступления, умения обрабатывать и представлять информацию, делать обоснованные выводы, доказывать собственное мнение. Так, на уроках в 7 классе, изучая государства, использую данную технологию. Дети совместно готовят мини-проект изучаемого государства по плану и выступают с презентацией. Проект посвящен государству, расположенному на изучаемом материке. Презентация проекта оформляется дома, а защита осуществляется на уроке.
На уроках в 9 классе, изучая межотраслевые комплексы (Машиностроительный комплекс России, Агропромышленный комплекс России), тоже можно использовать данную технологию. Обучающиеся дома готовят проекты по каждому межотраслевому комплексу и выступают на уроках.
При использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения у учащихся повышается познавательный интерес к предмету. Также повышается эффективность урока за счет наглядности. Возможность продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно увидеть в реальности. Применение технологии возможно на всех типах и любых этапах урока. В своей работе я применяю презентации (собственные продукты), видеофрагменты или полнометражные фильмы (готовые продукты).
Например, на уроках в 7–9 классах, использую задания с сайта https://geo-oge.sdamgia.ru/ (Решу ОГЭ география). Это позволяет закреплять материал по пройденным темам и параллельно включать в / вести подготовку к ОГЭ по географии. На уроке используется ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Опыт своей работы считаю целесообразным представить в виде информационной карты.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника Приоритетного национального проекта «Образование» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пахомов Алексей Александрович |
ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский |
Учитель географии |
5 лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и средняя школа, уроки географии. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в создании эффективной системы, позволяющей расширить и углубить базовый уровень изучения географии и достигнуть повышенного уровня сформированности УУД у учащихся. Актуальность: география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики. Эффективность Потенциальная полезность заключается в освоении учащимися конкретных приемов и методов в учебно-познавательной деятельности. Надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и применение их в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении собственного здоровья, сохранения природы. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы, работы в парах и группах. Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует концепции ФГОС ООО. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов (банк тестов, практических заданий) и наличием определенной материально-технической базы (наличие ноутбука, проектора, программного обеспечения, а также наличие Интернета в кабинете географии). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по географии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование современных образовательных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является повышение мотивации и достижение образовательного результата учащихся, в том числе и при сдаче ОГЭ через использование средств продуктивных образовательных технологий системно-деятельностного подхода. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия между: – необходимостью развивать у учащихся интерес к географии и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; – между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС общего образования. Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение траектории индивидуального развития ученика. Новые условия образовательной деятельности. Для эффективности инновационного опыта следует организовать систему работы по формированию у школьников познавательной активности; использовать современные образовательные технологии, нестандартные формы работы в учебной и внеурочной деятельности; учитывать возрастные и психологические особенности развития учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи в учебном процессе используются современные образовательные технологии: – дифференцированное и обучение; – разноуровневое обучение; – метод проектов; – дистанционные образовательные технологии, электронное обучение; – здоровьесберегающий подход в обучении. Организация учебного процесса осуществляется таким образом, чтобы обучающие через выполнение практических заданий и решение задач, могли получать новые знания и умения, приобретать коммуникативные навыки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Использование современных образовательных технологий направлено не только на повышение мотивации учащихся, но и на повышение качества образования, а также на формирование ценностно-смысловых установок. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски связаны с переходом от традиционной системы обучения к системе обучения по ФГОС, что связано со значительными затратами времени для подготовки к занятиям.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации опыта требуется: – принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений; – системное использование современных образовательных технологий на всех этапах урока и внеурочной деятельности; – прохождение курсов повышения квалификации, связанные с данной темой; – создание методической копилки с дидактическими материалами к образовательным мероприятиям; – наличие ПК с выходом в Интернет, наличие интерактивной доски. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Работа по повышению мотивации, реализуемая с помощью современных образовательных технологий дает только положительные результаты: 1. Уровень мотивации (7-9 классы) с 2014 по 2017 год (по методике М.Н. Лукьяновой, Н.В. Калининой)
2. Результаты ОГЭ по географии за три года.
3. Достижения учащихся в олимпиадах и конференциях.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Научный журнал «Самарский научный вестник». 2. Работа школы-фестиваля «Лучшая земля» как один из способов организации рекреации школьников» // Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н., Г.В. Обедиентовой «Эколого-географические проблемы регионов России». 3. Различные приемы использования журнала «Вокруг света» на уроках географии с целью повышения познавательного интереса к предмету // Сборник методических материалов (работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области – 2104). ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский РЦ». 4. Изучение специфики модельных регионов в ходе работы регионоведческой школы «Лучшая земля» // Сборник материалов окружного семинара «Развитие учительского потенциала как дорожная карта профессионального роста молодого педагога». ГБОУ ДПО ЦПК «Кинельский Ресурсный центр» Самарской области. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. 2014 год. Фестиваль методических идей молодых педагогов в Самарской области. Методическая идея урока «Различные приемы использования журнала «Вокруг света» на уроках географии с целью повышения познавательного интереса к предмету». Победитель. 2. 2016 год. Окружной конкурс авторских рабочих программ преподавателей естественно-научного цикла по внеурочной деятельности в номинации «География». Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Географ-следопыт». Победитель. 3. 2016 год. Окружной этап областного конкурса «Молодой учитель». Победитель, диплом I степени. 4. 2016 год. III Областной конкурс «Молодой учитель». Победитель, диплом II степени. 5. 2017 год. Конкурс молодых педагогов в Самарской области. Победитель. 6. 2017 год. Всероссийский конкурс молодых педагогов «Образование: будущее рождается сегодня» в номинации «Методические разработки уроков». Лауреат I степени. 7. 2018 год. Конкурсный отбор лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Победитель. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования (утвержден 17.12.2010, № 1897).
3. Алексеев С.В. Дифференциация в обучение предметов естественнонаучного цикла. Ленинград, 1991.
4. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии : методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. М. : «5 за знания», 2007. 128 с.
THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF GEOGRAPHY FOR THE PURPOSE OF INCREASING MOTIVATION OF STUDENTS
© 2018
Pakhomov A.A.,
geography teacher
State budgetary educational institution Samara region secondary school №2 with in-depth study of individual subjects p.t. Ust-Kinel g. Kinel Samara region (Russia)
Abstract: This article describes the innovative experience of using modern educational technologies in geography lessons in order to increase the motivation of students.
Keywords: modern educational technology; lesson and extracurricular activities in geography; student motivation.