УДК 372.851

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Никулина И.Е.,
учитель математики
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской области «Школа-интернат №1 основного общего образования г.о.  Чапаевск Самарской области», Чапаевск (Россия)

Аннотация: Использование различных образовательных технологий и здоровьесбережение обучающихся – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала школьников. Новые образовательные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. В статье ставится вопрос о создании условий активизации познавательной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, образовательные технологии, здоровьесбережение.

Характерной особенностью нашего времени является стремление учителя активизировать обучающихся, заинтересовать, приучить их к самостоятельной и творческой работе.
Использование различных образовательных технологий и здоровьесбережение обучающихся – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала школьников. Новые образовательные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить активизацию познавательной деятельности обучающихся через организацию учебной и внеурочной деятельности.
Использование новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
– активизации познавательной деятельности обучающихся;
– развитию вариативности мышления, математической логики;
– направленности мыслительной деятельности обучающихся на поиск и исследование.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности:
– изложения материала;
– деятельности учителя, управляющего этими средствами;
– повышения мотивации и активности обучающихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.  
Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:
– фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
– использование диагностических и контролирующих материалов;
– использование презентаций на уроках;
– выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
– использование компьютера для вычислений, построения графиков;
– формирование информационной компетентности обучающихся, то есть умения получать информацию из различных источников.
Применение мультимедийных презентаций на уроке позволяет:
– более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
– эффективнее использовать время на уроке,
– создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Обучающиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний обучающихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ обучающихся с целью ликвидации пробелов знаний у них.
При применении ИКТ для отработки навыков обучающихся по теме и при контроле, проведенном с помощью данной технологии, качество знаний обучающихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
Использование информационных технологий в проектной деятельности обучающихся позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.
Использование технологии проблемного обучения на этапах изучения и закрепления нового материала на уроке позволяет:
– активизировать познавательную деятельность обучающихся, что способствует справиться с большим объемом учебного материала;
– сформировать учебную мотивацию;
– повысить самооценку обучающихся, так как при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения;
– использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации.
Здоровьесберегающий подход в образовательном процессе развивает у обучающихся осознанность в ведении здорового образа жизни.
Важными составляющими работы в этом направлении считаю следующие:
– благоприятный эмоциональный настрой на протяжении всего времени общения с обучающимися;
– соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
– строгая дозировка учебной нагрузки (это касается как урока, так и объёма домашнего задания);
– построение урока с учетом работоспособности обучающихся (4–7 смен видов деятельности на уроке);
– использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом);
– проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Комфортная психологическая атмосфера на уроке создаётся при помощи посильных заданий, доступного для каждого ученика изложения материала и индивидуального подхода. Каждый может почувствовать себя ценным, одаренным и талантливым! Использую разноуровневые задания, которые позволяют ребенку быть успешным, а значит, он будет с удовольствием учиться. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.
Уровневую дифференциацию осуществляю в индивидуальной и групповой форме. Группы формируются на уроках и на внеурочных занятиях. Групповая работа может быть различной. Организую работу в парах. Например, даю учащимся задание, где допущены ошибки. Ребята ищут самостоятельно ошибки, согласовывая при этом свои мысли с соседом по парте. Иногда здесь возникают споры, мнения у ребят могут быть разными, поэтому при проверке очень важно выслушать каждого ученика.
Проводя дифференцированную работу, стараюсь подбирать такие задания, чтобы заставить ученика мыслить. Сильные ученики более мотивированы, самостоятельны, им нравятся творческие задания. Если задача имеет несколько решений, предлагаю найти разные способы ее решения.
Как быть с теми учениками, кто порой не знает с чего начать решать даже простенькую задачку? Вот здесь составляю карточки и даю индивидуальные задания таким ученикам. Например, задание, где надо продолжить решение или карточка, где из предложенных решений выбрать верное; исправить ошибки в решении и т. п. Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность. Цель достигнута – ученики работают самостоятельно.
Отмечу, что в процессе урока или внеурочного занятия не ограничиваюсь лишь дифференцированным подходом. Стараюсь варьировать индивидуальную и фронтальную форму работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности обучающихся в помощи учителя.
Для того чтобы научить ребенка тому, что поможет ему быть успешным во взрослой жизни – умению ставить цели и добиваться их, использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. В ходе проектной  деятельности обучающиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Итогом внедрения рассматриваемых технологий, форм, методов, средств в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации обучающихся. По данным анкетирования психолога школы, за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации обучающихся к изучению предмета «математика».
Свою работу считаю целесообразным представить в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО)

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Никулина Ирина Евгеньевна, Nikulina_irina73@mail.ru

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №1 основного общего образования городского округа Чапаевск Самарской области»,

http://schoolint1.minobr63.ru/

Учитель математики

22 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта: представлена обеспечением качества обучения в соответствии с ФГОС, используя новые образовательные технологии и здоровьесбережение обучающихся.

Актуальность. Математика является одним из опорных предметов школьного курса. Она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики, вычислительной техники. Развитие логического мышления обучающихся в обучении математике способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Поэтому необходимо и актуально создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся средствами образовательных технологий и здоровьесбережения школьников на уроках и во внеурочной деятельности по математике.

Эффективность

Потенциальная полезность опыта для обучающихся в том, что используемые   новые образовательные технологии в урочной и внеурочной деятельности, позволяют добиться обязательного образовательного минимума для 100 % обучающихся, повышения качественного уровня участия в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях;

Надёжность в стабильности результатов обучения. Опыт представлен в     методических разработках и на различных семинарах, конференциях.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит активизация познавательной деятельности обучающихся, что соответствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических затрат.

 

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами образовательных технологий и здоровьесбережения в урочной и внеурочной деятельности.

 

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является использование различных образовательных технологий и здоровьесбережения обучающихся

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В ходе работы в школе столкнулась с такими факторами процесса обучения, как:

- низкая мотивация и низкая активность отдельных обучающихся на уроке,

- отсутствие познавательного интереса к изучению математики, гибкости и креативности мышления,

- низкий уровень самостоятельной деятельности обучающихся на уроке.

Они и обусловили мой творческий поиск по данной проблеме. Стала изучать различные технологии, формы, методы, средства обучения, которые могли бы быть эффективными в урочной и внеурочной деятельности и способствовать развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Исходя из этого изучила специальную методическую литературу, в которой затрагивается данный вопрос, и постаралась применить различные технологии, формы, методы и средства обучения в процессе своей работы.

Новое средство обучения.

Новые образовательные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Новые условия образовательной деятельности.

1. Системный подход к организации образовательной деятельности.

2. Скоординированная организационная деятельность всех участников, реализующих образовательный проект: обучающиеся, учителя, воспитатели, социально-педагогическая служба, медицинский персонал, родители или лица, их заменяющие.

3. Внедрение новых инновационных технологий, форм и средств обучения.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Среди различных образовательных технологий, форм, методов, средств обучения, эффективных в урочной и внеурочной деятельности и способствующих развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся, выделяю следующие:

- ИКТ;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающий подход;

- индивидуальный подход;

- уровневую дифференциацию;

- метод проектов.

Организация образовательного процесса.

Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; 
- использование диагностических и контролирующих материалов;

- использование презентаций на уроках;

-выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- формирование информационной компетентности обучающихся.

Использование информационных технологий в проектной деятельности обучающихся позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.

Использование технологии проблемного обучения позволяет:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке, что способствует справиться с большим объемом учебного материала,

- сформировать учебную мотивацию,

- повысить самооценку обучающихся, так как при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения,

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации.

Здоровьесберегающий подход развивает у обучающихся осознанность в ведении здорового образа жизни.

Комфортная психологическая атмосфера на уроке создаётся при помощи посильных заданий, доступного для каждого обучающегося изложения материала и индивидуального подхода. Каждый может почувствовать себя ценным, одаренным и талантливым! Использую разноуровневые задания, которые позволяют ребёнку быть успешным, а значит, он будет с удовольствием учиться.

Уровневую дифференциацию осуществляю в индивидуальной и групповой форме. Группы формируются на уроках и на внеурочных занятиях.

Для того чтобы научить ребенка тому, что поможет ему быть успешным во взрослой жизни – умениию ставить цели и добиваться их, использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. Обучающиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование различных образовательных технологий и здоровьесбережение обучающихся – важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся. Новые образовательные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию обучающихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски. Большая затрата времени учителя для составления набора разноуровневых заданий, разработки новых методических материалов и тестовых заданий. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.

Риск может присутствовать всегда. Подготовленный урок с использованием ИКТ и интернет-ресурсов может не получиться, например, в связи с внезапным отключением света.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Прохождение следующих курсов повышения квалификации способствовало успешной реализации изменений.

1. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках различных предметных областей.

2. Современные методические требования к предметному содержанию образовательного процесса в условиях поэтапной реализации ФГОС ОО. Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренных обучающихся и методика обучения решению задач повышенной сложности по математике.

3. Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий.

4. Управление качеством образования: организация подготовки учащихся к аттестации в основной и средней школе по математике.

5. Организация педагогического сопровождения ученического исследования в образовательном учреждении

8. Результат изменений

Результативность своей работы вижу в следующих показателях:

1. Достижение всех обучающихся обязательных результатов обучения.

2. Позитивная динамика количества обучающихся – участников олимпиад различных уровней.

3. Количество призовых мест в дистанционных олимпиадах и конкурсах, полученных обучающимися за последние 3 года.

4. Позитивная динамика уровня качества обучения.

5. Позитивная динамика количества обучающихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

6. Позитивная динамика количества обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах.

7. Удовлетворенность родителями обучающихся преподаванием математики.

Наличие победителей и призеров этапов областной научной конференции обучающихся

Год

Название мероприятия

Число участников

Результат

2015

Окружной этап научной конференции учащихся

1

I место

 

Областная научная конференция школьников

1

Призёр

2016

Окружной этап областной научной конференции обучающихся

1

Призёр

2017

Окружной этап научной конференции учащихся

2

Победитель, Призёр

Межокружная научно-практическая конференция младших школьников и учащихся 5-6 классов

1

I место

Итогом внедрения различных образовательных технологий и здоровьесбережения обучающихся в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации обучающихся. По данным анкетирования психолога школы, за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации обучающихся к изучению предмета «математика».

9. Публикации о представленном ИПО

статья, в том числе:

1. Никулина И.Е., Педагогическое эссе «Моя формула успеха», Электронное периодическое издание. Научно-образовательный электронный журнал «АКАДЕМИАН/ACADEMIAN» http://academian.future4you.ru.

2. Никулина И.Е., Кельчина И.Г., Веляева Л.В. Проблема выявления одаренных детей и опыт работы с ними в ГБОУ школе-интернате № 1 г.о. Чапаевск, Одаренность детей и молодежи: диагностика, технологии развития, педагогическое сопровождение (опыт Самарской области) // Материалы научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми 25 февраля 2016 года. Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2016 292 с.

3. Никулина И.Е., Внеурочная деятельность по математике как неотъемлемая составляющая реализации ФГОС ООО // Сборник материалов региональной НПК «Эффективные педагогические практики реализации ФГОС», г. Самара, сайт СИПКРО, http://www.sipkro.ru/index.php/podrazdeleniya/2012-11-17-09-17-37/2012-11-17-17-06-35.

4. Никулина И.Е. Развитие мыслительной деятельности детей с ОВЗ на уроках математики в 5-9 классах // Сборник материалов VI Областного семинара учителей математики «Школьное математическое образование: перспективы развития», г. Самара, сайт СГСПУ, http://www.pgsga.ru/acade my/faculties/faculty-of-mathematics-physics-and-informatics/activities-optional/seminar/

10. Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Городской конкурс «Своими руками», 2015 г., Проект «Благоустройство школьной территории», Победитель.

2. Окружной конкурс профессионального мастерства «Лидер в образовании-2016». Номинация «Городской учитель», III место.

3. Конкурс на денежное поощрение лучших учителей Самарской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), 2018 г., Победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS BY MEANS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND HEALTH SAVING IN CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2018

Nikulina I.E.,
mathematics teacher
state budgetary educational institution of the Samara region " boarding school №1 of the basic General education of the city district Chapaevsk of the Samara region», the town of Chapaevsk (Russia)

Abstract: The Use of various educational technologies and health care of students is the most important condition for the disclosure of the internal potential of students. New educational technologies provide great opportunities for the organization of the educational process. The article raises the question of creating conditions for enhancing cognitive activity of students in the classroom and extracurricular activities.
Keywords: activization; cognitive activity; educational technologies; health saving.