УДК 371.321.5

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2018

Назарова Г.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ Лицей «Престиж» г.о. Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт применения сенсорных методов для развития перцептивной сферы как на уроках, так и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности обучающихся; сенсорные каналы; сенсорно-эмоциональное воздействие; сенсорное стимулирование.

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. Из опыта своей работы пришла к выводу, что большинство трудностей в усвоении учебного материала является следствием недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Мы воспринимаем наш мир и выражаем наши чувства при помощи сенсорных каналов – своеобразных средств для получения и передачи информации. К сенсорным каналам относятся зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и различного рода ощущения. Организация процесса восприятия – это фактор, оказывающий влияние на огромную массу психических процессов, в том числе и на эмоционально-личностную сферу.
Между тем, в ситуации школьного обучения младших школьников сенсорный момент учитывается в основном при работе с мелкой моторикой руки. Причем, где-то отдельно в стороне от сенсорного момента стоит развитие эмоциональной сферы младшего школьника. Практика обучения показывает, что пора уже задумываться о ситуации сенсорного восприятия вообще, исходя из всех органов чувств, тесно её связывать с эмоциональным развитием ребенка, что позволит в конечном итоге создать благоприятную среду для ребенка, повысить, в том числе, результативность обучения в младшем школьном возрасте.
Считается, что существует три основных области, которые позволяют значительно оптимизировать ситуацию обучения и воспитания детей при использовании сенсорных методик.
Это, прежде всего, работа по развитию познавательных процессов, важных для ситуации обучения и воспитания в школе. К наиболее важным познавательным процессам можно отнести память, внимание, мышление и воображение ребенка. Определённым образом структурированный материал, включающий в себя элементы сенсорно-эмоционального воздействия, способен значительно содействовать развитию познавательных процессов.
Не секрет также, что в современной школе остро стоит проблема здоровьесбережения ребенка. Одним из важнейших компонентов здоровья ребенка является состояние его эмоционально-личностной сферы, работа с которой вполне может осуществляться с помощью методик сенсорно-эмоционального воздействия.
И третья область использования сенсорно-эмоционального воздействия – это непосредственно помощь в усвоении учебного материала. Основа применения сенсорно-эмоционального воздействия здесь – довольно давно известный эффект улучшения усвоения новых знаний, умений, навыков при напряжении чувственной и эмоциональной сферы человека. Если подача нового материала осуществляется при стимулировании сенсорно-эмоциональной сферы, то объективно он лучше усваивается и запоминается.
Основное сенсорно-эмоциональное воздействие на уроке можно разделить на две большие группы. Прежде всего, это способствующее учебному процессу воздействие, которое позволяет достигнуть у ученика наиболее благоприятного состояния психики для процесса обучения и закрепить необходимую мотивацию. Эта группа упражнений в большей мере тяготеет к сенсорно-эмоциональной разминке и физкультминутке.
Другая группа включает в себя то сенсорно-эмоциональное воздействие, которое позволяет оказать позитивное влияние на познавательные процессы, организовать их в нужном направлении и сформировать достаточный для обучения уровень рефлексии и произвольности.
Однако наиболее полно и эффективно использовать работу по сенсорно-эмоциональному развитию ребенка м18ожно во внеурочной деятельности. Программа «Радуга на ладошке» разработана мною для коррекционно-развивающей работы с учащимися 1-го класса и направлена на решение проблемы адаптации первоклассников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения и развитие их сенсорной сферы. Теоретическую основу программы составили базовые подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др., где сенсорное развитие рассматривается как важная составляющая умственного развития, и основы цветотерапии.
Реализация программы предусматривает активное использование в работе сенсорной доски. Силами родителей учащихся была составлена тематическая сенсорная доска «Природа». Элементы доски состоят из тканей самых разл19ичных окрасок и фактуры. Кроме этого, доска содержит в себе объекты для аудиального и визуального сенсорного стимулирования ребенка: связки шнурков, колокольчики и т. д.
Наиболее удачным вариантом сенсорного стимула для ребенка младшего школьного возраста являются игрушки. Идеально для этого подходят куклы, которые надевают на руку. Они помогают ученику при выполнении трудных заданий. Могут одобрить работу, а могут и пожурить за небрежное ее выполнение.
Большое внима20ние на занятиях уделяется работе с цветом. Каждое занятие посвящено определённому цвету, который предлагается почувствовать, ощутить. Рисование, лепка, пальчиковые игры, кукольный театр, работа с конструктором – всё это основные виды работ на занятиях. 
С цветом работаем не только на занятиях. Ежедневно в начале дня каждый ученик прикрепляет на свой вагончик классного паровозика магнит. При этом он сам выбирает форму и цвет этого магнитика. Уходя домой, при желании он может сменить его, прикрепив другой по цвету и/или форме магнит. Таким образом, создается цветоматрица наблюдения эмоционального состояния, которая показывает комплексное изменение эмоциональной сферы каждого ребенка.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Назарова

Галина Николаевна

nazargalin@rambler.ru

МБОУ Лицей “Престиж”

443063, г. Самара, ул. Вольская, 13.

Тел.: (846) 951-06-88

http://www.lyceumprestige.ru; е-mail: lyceumprestige@yandex.ru

Учитель начальных классов

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Актуальность

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной и внеучебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьников, начиная с начальной школы. Стремление ребенка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции школьника. Значимой деятельностью становится учеба. В школе ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус, изменяется его самосознание (рождение социального «Я»). Происходит переоценка ценностей, интересы и мотивы связаны с учебой. В это же время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей 7 лет, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирование, выполнение программ действий, осуществление контроля). Психологи связывают решение проблемы психологической готовности с кризисом семи лет.

Работа в качестве учителя начальных классов на протяжении 27 лет, результаты обследований на школьную зрелость позволяет говорить о следующих ПРОБЛЕМАХ младших школьников:

­ снижение внутренней мотивации детей к учебе. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе - заучивание, «зарабатывание» отметок, что снижает активность их мыслительной деятельности;

­ высокая школьная тревожность детей, особенно по таким параметрам, как страх ситуации проверки знаний и др.;

­ недостаточное развитие навыков учебной деятельности, особенно волевого компонента (предпосылок для регулятивных и личностных универсальных учебных действий);

­ игровая мотивация деятельности, нерациональное расходование времени, использование гаджетов и компьютера только для игр и др.

Новизна инновационного опыта.

Над вопросом сенсорного развития работали и работают многие психологи, но в школах мало кто из учителей используют в своей работе.

Мы воспринимаем наш мир и выражаем наши чувства при помощи сенсорных каналов – своеобразных средств для получения и передачи информации. К сенсорным каналам относятся зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и различного рода ощущения. Организация процесса восприятия – это фактор, оказывающий влияние на огромную массу психических процессов, в том числе и на эмоционально-личностную сферу. Между тем, в ситуации школьного обучения младших школьников сенсорный момент учитывается в основном при работе с мелкой моторикой руки. Причем где-то отдельно в стороне от сенсорного момента стоит развитие эмоциональной сферы младшего школьника. Практика обучения показывает, что пора уже задумываться о ситуации сенсорного восприятия вообще, исходя из всех органов чувств, тесно её связывать с эмоциональным развитием ребенка, что позволит в конечном итоге создать благоприятную среду для развития ребенка.

Эффективность

Анализ диагностической информации позволил сделать вывод о динамике развития зрительного, слухового, тактильного восприятия и восприятия, а также изменении уровня тревожности.

Положительная динамика результатов диагностик позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы младших школьников сможет обеспечить высокий уровень адаптации первоклассников и организацию образовательного процесса в 1 классе, направленную на сохранение и развитие физического, психического и духовного компонентов здоровья обучающегося.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Необходимо изучение справочной литературой по сенсорному развитию, обучение на курсах по данной теме, применение в работе авторской программы «Радуга на ладошке».

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Применение в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Эмоционально-сенсорное развитие младших школьников как условие формирования и сохранения их психологического здоровья.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта:

Необходимость использования педагогических средств (технологий), обеспечивающих развитие и коррекцию учебных навыков у младших школьников, формированию компетентности обновления знаний, то есть воспитанию способности учиться всю жизнь. В новых образовательных стандартах предполагается в качестве целей образования формирование трех групп результатов, и важными из них являются, кроме предметных и личностных результатов – метапредметные результаты – универсальные учебные действия.   Именно сформированные УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) позволят младшим школьникам встраиваться в процессы познания мира в условиях стремительно обновляющейся информации. Поэтому решение проблем обучения младших школьников направлено на поступательное наращивание степени самостоятельности ученика через системно-деятельностный процесс обучения.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Исходя из понимания кризиса как результата плавного накопления изменений, можно сказать, что 7 лет – очередной возрастной кризис. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Возникает противоречие между необходимостью сохранения здоровья ребенка и школьными нагрузками, которые отражаются на психологическом здоровье обучающихся.

Новое средство обучения – специальное сенсорное оснащение.

Новые условия образовательной деятельности: создание комнаты эмоциональной разгрузки.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация учебного процесса.

Основными используемыми технологиями обучения являются:

­ проблемное обучение;

­ информационно-коммуникационные технологии с дистанционной поддержкой;

­ дифференцированное обучение;

­ личностно-ориентированное обучение;

-здоровьесберегающие технологии.

Чтобы усилить положительную мотивацию обучения, используются информационные, мультимедийные продукты. Процесс обучения оснащен комплексом учебных интерактивных наглядных пособий серии «Наглядная школа». Использую разнообразные образовательные медиаобъекты этого комплекса:

­ полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

­ интерактивные 3D-модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

­ анимации, иллюстрирующие явления и изучаемые процессы;

­ интерактивные таблицы величин и параметров;

­ интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;

-интерактивный задачник.

Использование образовательных технологий опирается на использовании 3 источников формирования результатов обучения.

1. Содержание учебного материала.

2. Процесс организации обучения, технологии.

3. Психологическая атмосфера на занятиях, способствующая познанию.

1. Первый источник (условие) достижения результатов обучения – это содержание учебного материала. Критериями отбора содержания уроков и занятий внеурочной деятельности для меня являются: новизна, занимательность, изучение материала под новым углом зрения, использование сведений из истории науки, жизненная значимость изучаемых явлений, научность и др. Учебно-методический комплект «Планета знаний» обеспечивает реализацию этих принципов отбора содержания обучения.

2. Во-вторых, условием достижения высоких результатов обучения в моей практике является сам процесс организации познавательной деятельности учащихся.

Использую здоровьесберегающие технологии, которые в первую очередь связаны с такими формами обучения, которые дают возможность предупредить возникновение дидактогенных (школьных) стрессов. Это методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, организация двигательной активности, сменяемости видов деятельности (поз детей), контроль за состоянием детей, приемы здоровьеформирования и здоровьесбережения: физкультпаузы, зрительная гимнастика и упражнения на расслабление и др.) Это также доброжелательная обстановка на занятиях, спокойная речь, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности и т. п. По формам организации – это сотворчество с учителем и детьми, работа в парах, командная работа. Такое обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, взаимоуважение и демократичность. В классе созданы места для отдыха: «картинная галерея», «читальный зал» и др.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование в работе авторской программы «Радуга на ладошке» с применением сенсорных модулей.

Ограничения.

Педагог, желающий воспроизвести данный опыт, должен обладать:

- знаниями по психологии;

- сведениями по сенсорному развитию.

Трудоёмкость и риски.

К каждому занятию требуется подготовка дидактического материала

(цветовой веер, сигнальные карточки, пальчиковые куклы, сенсорная доска и многое другое).

Значительные риски отсутствуют.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Необходимо изучение справочной литературой по сенсорному развитию, обучение на курсах по данной теме, применение в работе авторской программы «Радуга на ладошке».

8. Результат изменений

Результатами внедрения в свою педагогическую деятельность современных образовательных технологий является неуклонный рост познавательного интереса учащихся, активизация деятельности обучающихся, повышение престижа учения. Мои учащиеся становятся победителями и призерами научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ,

Проводимое обследование позволяет сделать вывод о том, что у моих выпускников начальной школы наблюдается положительная динамика всех показателей учебной деятельности по параметрам когнитивного и эмоционально-волевого развития, по параметрам сформированности УУД. Результативность показана в логике анализа УУД.

I. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

Повышение мотивации учебной деятельности, увеличение количества детей с высокой познавательной активностью рост числа ребят, вовлеченных во внеурочную работу до 100%.

Подтверждением являются данные по методике «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова, которые позволила определить отношение учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное).

Количество (%) школьников с разным отношением к учебе (мотивацией).

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

Положительная динамика в развитии зрительного и слухового, восприятия и тактильного восприятия детей.

III. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Развитие коммуникативных компетенций учащихся, коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), а также приобрели опыт позитивный публичного выступления, опыт работы в команде. Так по методике «Рукавички» (Г.А. Цукерман) способность к кооперации, сотрудничеству выросла (100% детей стали способными к кооперации в учебной деятельности вместо 72% в начале обучения).

IV. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Для оценки сформированности регулятивных УУД использовались: проба на внимание (поиск различий в изображениях), регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий, проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая), методика «Кодирование», диагностика особенностей развития поискового планирования и др. Результаты проб свидетельствуют, что у 87% детей эти действия сформированы на высоком уровне.

Результативность профессиональной деятельности подтверждается высокими результатами участия детей в соревнованиях, конкурсах, конференциях разного уровня. Ее учащиеся ежегодно занимают призовые места на конференции «Первые шаги в науку», в конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», олимпиаде «Эрудит», получают награды в творческих конкурсах различного уровня.

9. Публикации о представленном ИПО

14 статей, 3 методические пособия, в том числе:

2016. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Монография / под общей редакцией доктора философских наук, профессора О.И. Кирикова. Книга 26.

Формирование системы базовых национальных ценностей как основное содержание духовно-нравственного развития младших школьников.

2016 Рабочая тетрадь для 1 класса к внеурочной деятельности «Радуга на ладошке». Отпечатано в типографии ЗАО «Издательский дом «Федоров».

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Профессиональные достижения получили общественное признание на различных уровнях:

- победитель ПНПО 2018;

- победитель городского фестиваля педагогических проектов (2012 год);

- участник Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века» (2012, 2013 годы);

- лауреат городского фестиваля открытых уроков «Учу детей учиться»; победитель в номинации “Урок глазами детей” (2014 год);

- победитель в VI городском конкурсе профессионального педагогического мастерства “Фестиваль педагогических проектов” (2016 год);

- победитель конкурса “Мой лучший урок математики” (2017 год).

В заключение приведу пример цветомедитации, которую можно использовать на любом уроке в любом классе.
Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену...
Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена...
Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена...
Красим оранжевой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена...
Красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена...
Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена...
Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена...
Красим синей краской. Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена...
Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена...
Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена.
Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н.Г. Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело. Сенсорно-эмоциональный уровень. М., 2015. 55 с.
2. Архипова Ю.С. Жизненные навыки. М., 2012. 54 с.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. Феникс. 2013. 352 с.
4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб., 2013. 288 с.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. 360 с.

EMOTIONAL-SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH LESSON AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© 2018

Nazarova G.N.,
primary school teacher
Samara State Comprehensive School «Prestige Lyceum» of Samara (Russia)

Abstract: This article describes an innovative experience in the use of sensory techniques for the development of the perceptual sphere both on lessons and during extracurricular activities.
Keywords: individual typological characteristics of students, sensory channels, sensory-emotional impact, sensory stimulation.