УДК 37.034

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Лопатина Е.Н.,
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 1» г.о. Тольятти Самарская область (Россия)

Аннотация: В данной статье рассматривается возможность интеграции в образовательный процесс экологического компонента с целью повышения уровня воспитания и обучения младших школьников.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; организация учебно-воспитательного процесса; современные образовательные технологии.

Современный этап развития образования и воспитания характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Исходя из вышеизложенного я пришла к выводу, что необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания, подходы к воспитанию, чтобы найти эффективный путь развития познавательных интересов и индивидуальных способностей детей. Необходима нравственная атмосфера в образовательном процессе. Основу функционирования воспитательной системы в курируемом мною классе составляет экологическая деятельность, которая помогает каждому ребенку проявлять и развивать свою индивидуальность и нравственные качества. По моему мнению, осознание себя частью окружающего мира и природы и есть та благоприятная почва, на которой можно взрастить творческую и интеллектуальную личность, которая сможет воздействовать на общество с целью его совершенствования.
Отсюда цель моей работы: раскрытие способностей каждого ребёнка через воспитание интеллектуальной, творческой, нравственной и экологически грамотной  личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы является активным фактором нравственного воспитания, формирования действенно-гуманистической позиции ребенка и культуры поведения.  
В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью проходит через все мероприятия проводимые в классе. Среди традиционных форм организации работы в классе можно отметить: информационные часы и минутки, праздники, конкурсы, викторины, устные журналы, встречи, экскурсии, походы, театрализованные представления, исследовательские проекты, классные часы.
В классе функционирует кружок «Школа экологической культуры», в рамках которого организуются и проводятся мероприятия с экологической направленностью, выбираются темы для проектов. Мной разработана программа «Я и окружающий мир», которая реализуется на занятиях этого кружка начиная с 1 класса 1 раз в неделю. В связи с реализацией ФГОС НОО мной проводится внеурочные занятия по программе «Введение в экологию» 1 раз в неделю. Кроме того, я решила интегрировать экологическое образование и воспитание в учебный процесс, чтобы поднять уровень нравственной воспитанности детей на качественно новую ступень, оживить познавательную активность детей, а также формировать культуру здоровья, которая является частью экологического мировоззрения.  
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику современные образовательные технологии, приобщать детей к продуктивной творческой деятельности с первого класса
Мною принято решение использовать в своей деятельности следующие образовательные технологии: коллективно-творческая деятельность; поисково-исследовательская и проектная деятельность; здоровьесберегающий подход; информационно-коммуникационные технологии.
Ведущими методами организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса я выбрала организацию коллективно-творческой  и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Коллективно-творческая деятельность позволяет осуществлять сотрудничество учителя и учащихся, раскрывает индивидуальные творческие способности детей, помогает социализации личности ребенка, формирует потребности в самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире. То есть дело должно быть социально значимое, направленное на улучшение окружающего мира. В классе выполнены следующие КТД: КТД «День Земли», КТД «Забота», КТД «В гостях у сказки». Самое важное, что в результате такой работы мне удалось пробудить у детей желание оставлять свой «добрый след» в душах людей, совершать хорошие поступки. Таким образом, дети учатся заботиться друг о друге и других людях.
Одним из  методов организации воспитательного процесса в классе является организация поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Начиная с первого класса, стараюсь пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий мир. Этому я и стараюсь научить детей. Участие детей в школьных научно-практических конференциях, в городских конкурсах «Первые шаги в науку», «Эвритошка» и других способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, и таким образом познавать окружающий мир. «Календарь – зеркало времени», «Значение денег в жизни человека», «Игрушки – источник культуры или развлечение?», «Бесценный дар» – вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК. Особенно ценно то, что исследования часто приобретают социальную направленность и нацелены на помощь окружающим. Результатами работ «Лучшая кормушка для птиц», «Собака бывает кусачей...», «Мусор – враг природы», «Лучшее дерево для школьного двора» стали экологические десанты, подкормка птиц зимой, помощь приютам для бездомных животных, высадка деревьев на школьном дворе, сбор макулатуры, пластиковых бутылок и батареек.
Таким образом, мне удается повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Неотъемлемой частью экологического воспитания является ценностное отношение к собственной жизни и здоровью. Поэтому я организую деятельность учащихся по приобретению умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Приобщение детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления физических сил и развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
В план работы включены достаточное количество профилактических, просветительских мероприятий. Использование возможностей активного отдыха совместно с родителями, работа в сотрудничестве с учителем физической культуры, с медицинским работником школы, с психологом, учреждениями дополнительного образования.
В процессе деятельности детям надо показать непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека. Оказываю помощь осознать необходимость бережного отношения к своему здоровью. На это направлены такие формы работы: ежедневная утренняя зарядка до учебных занятий, физминутки на занятиях, подвижные игры на переменах, спортивный час в ГПД, Дни здоровья, «Веселые старты»; беседы об экологической безопасности. Знакомство с различными видами спорта, тренерами и спортсменами, занятия в спортивных секциях, классные часы «Режим дня», «Вредные и хорошие привычки» по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома, в школе, на природе. Изготовление листовок по здоровому образу жизни; создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья («Наша каша», «Бесценный дар», «Наши друзья – витамины»). Наряду с этим проводятся родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни.  
В своей работе использую педагогику сотрудничества. Её тоже можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Использование информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению, позволяет делать занятия зрелищным, интересным, насыщенным и эффективным. Компьютерная техника применяется мной на различных этапах внеклассных занятий в качестве источника информации, наглядного пособия, тренажёра. Использую электронные презентации, которые разрабатываю сама, и различные электронные учебные пособия, которые предлагают на образовательных порталах. Например, «Инфоурок».
 Основными критериями результативности деятельности являются нравственная воспитанность обучающихся, эмоциональное отношение к школе, самооценка воспитанников. Психологом регионального социопсихологического центра на протяжении 3 лет с 2015 по 2018 гг проводилась диагностическая работа. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что, по сравнению с ситуацией в первом классе, подавляющее большинство учащихся третьего класса предпочитает поступиться своими интересами ради интересов своих товарищей, помочь тем, кто нуждается в помощи. Ребята научились договариваться друг с другом, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по общению; более половины учащихся в конце третьего класса способны к рефлексии своих действий.
Таким образом, систематическая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе и своему здоровью. А современные образовательные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике, стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,  порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету. Учитель получает возможность повысить уровень профессионализма, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Свой опыт считаю целесообразным представить в виде карты инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

победителя конкурса на денежное поощрение лучших учителей Самарской области- 2018 в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО)

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Лопатина Екатерина Николаевна

lopatekaterina@yandex.ru

МБУ «Школа№1» http://school1tgl.moy.su/

Учитель начальных классов
высшей категории  

26 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса, программное обеспечение.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – использование в работе содержания авторской программы и методического пособия по экологическому воспитанию младших школьников; сбалансированное сочетание информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов.

Актуальность

Представленный опыт направлен на решение проблемы потребности общества в нравственной личности и системы, программы нравственного воспитания школьника. Эффективным путем развития познавательных интересов и индивидуальных способностей детей, раскрытия нравственного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся является воспитательная система с экологической направленностью, благодаря которой можно взрастить нравственную, творческую и интеллектуальную личность, которая сможет воздействовать на общество с целью его совершенствования, осознавать себя частью окружающего мира и природы.

Эффективность

Потенциальная полезность заключается в нравственном воспитании и воспитании познавательной активности младших школьников посредством внедрения экологического компонента в образовательный и воспитательный процесс.

Надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов воспитания: уровень нравственной воспитанности учащихся находится на высоком уровне; учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня.

Перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к нравственному воспитанию логично вписывается в задачи ФГОС по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки программно-методических материалов, а также   наличием определённой материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Внеурочная и урочная деятельность обучающихся.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Экологический компонент в современном образовательном процессе.

3. Ведущая педагогическая идея

Оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, развить творческий потенциал и воображение, воспитать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний возможно, если включать экологический материал в содержание всех предметов и во внеклассную работу.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Переход к инновационным формам обучения отражает стремление найти пути разрешения противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации образовательного процесса.

Новое средство обучения – содержание авторской программы «Я и окружающий мир» и методического пособия с авторскими разработками мероприятий с экологической направленностью.

Новые условия образовательной деятельности.

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы является активным фактором нравственного воспитания, формирования   действенно - гуманистической позиции ребенка и культуры поведения.

В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. «Охрана природы – долг каждого» вот основная идея, которая красной нитью проходит через все мероприятия проводимые в классе.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику современные образовательные технологии, приобщать детей к продуктивной творческой деятельности с первого класса.

На основании вышеизложенного мною принято решение использовать в своей деятельности следующие образовательные технологии (причём повышением эффективности внедрения современных образовательных технологий может служить их непосредственная интеграция): коллективно-творческая деятельность; поисково-исследовательская и проектная деятельность; здоровьесберегающий подход; информационно-коммуникационные технологии.

Организация воспитательного процесса

В классе функционирует кружок «Школа экологической культуры», в рамках которого организуются и проводятся мероприятия с экологической направленностью, выбираются темы для проектов. Мной разработана программа «Я и окружающий мир», которая реализуется на занятиях этого кружка начиная с 1 класса 1 раз в неделю. В связи с реализацией ФГОС НОО мной проводится внеурочные занятия по программе «Введение в экологию» 1 раз в неделю.

Кроме того, я решила интегрировать экологическое образование и воспитание в учебный процесс, чтобы поднять уровень нравственной воспитанности детей на качественно новую ступень, оживить познавательную активность детей, а также формировать культуру здоровья, которая является частью экологического мировоззрения.

Ведущими методами организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса я выбрала организацию коллективно-творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Коллективно-творческая деятельность позволяет осуществлять сотрудничество учителя и учащихся, раскрывает индивидуальные творческие способности   детей, помогает социализации личности ребенка, формирует потребности в самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире. То есть дело должно быть социально значимое, направленное на улучшение окружающего мира.

Одним из методов организации воспитательного процесса в классе является организация поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Начиная с первого класса, я стараюсь пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий мир. Этому я и стараюсь научить детей. Участие детей в школьных научно-практических конференциях, в городских конкурсах «Первые шаги в науку», «Эвритошка» и других способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, и таким образом познавать окружающий мир. «Календарь – зеркало времени», «Значение денег в жизни человека», «Игрушки – источник культуры или развлечение?», «Бесценный дар» – вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК.

Особенно ценно то, что исследования часто приобретают социальную направленность и нацелены на помощь окружающим. Результатами работ «Лучшая кормушка для птиц», «Собака бывает кусачей...», «Мусор – враг природы», «Лучшее дерево для школьного двора» стали экологические десанты, подкормка птиц зимой, помощь приютам для бездомных животных, высадка деревьев на школьном дворе, сбор макулатуры, пластиковых бутылок и батареек.

Таким образом, мне удается повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Неотъемлемой частью экологического воспитания является ценностное отношение к собственной жизни и здоровью. Поэтому я организую деятельность учащихся по приобретению умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Приобщение детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления физических сил и развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. В план работы включены достаточное количество профилактических, просветительских мероприятий. Использование возможностей активного отдыха совместно с родителями, работа в сотрудничестве с учителем физической культуры, с медицинским работником школы, с психологом, учреждениями дополнительного образования.

В процессе деятельности детям надо показать непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека. Оказываю помощь осознать необходимость бережного отношения к своему здоровью.

На это направлены такие формы работы: ежедневная утренняя зарядка до учебных занятий, физминутки на занятиях, подвижные игры на переменах, спортивный час в ГПД, Дни здоровья, «Веселые старты»; беседы об экологической безопасности. Знакомство с различными видами спорта, тренерами и спортсменами, занятия в спортивных секциях, классные часы «Режим дня», «Вредные и хорошие привычки» по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома, в школе, на природе. Изготовление листовок по здоровому образу жизни; создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья («Наша каша», «Бесценный дар», «Наши друзья – витамины»). Наряду с этим проводятся родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни.

В своей работе использую педагогику сотрудничества. Её тоже можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Использование информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению, позволяет делать занятия зрелищным, интересным, насыщенным и эффективным. Компьютерная техника применяется мной на различных этапах внеклассных занятий в качестве источника информации, наглядного пособия, тренажёра.   Использую электронные презентации, которые разрабатываю сама, и различные электронные учебные пособия, которые предлагают на образовательных порталах. Например, «Инфоурок». Ресурсы Интернет используются в организации воспитательной работы для получения различной, необходимой информации при проведении и разработке внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний на различные темы, а иногда и готовых разработок мероприятий, обмена опытом с коллегами на страницах собственного сайта.

Таким образом, систематическая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе и своему здоровью. А современные образовательные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике, стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету. Учитель получает возможность повысить уровень профессионализма, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Включение экологического компонента в образовательный процесс поможет решить главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ограничения отсутствуют. Данный инновационный опыт в любом общеобразовательном учреждении для организации воспитательного процесса и занятий внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.

Трудоёмкость и риски

– применение активных методов требует значительных затрат труда, времени учителя;

наличие материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:

- системное использование информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов;

- прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой;

- наличие определённой материально-технической базы: наличие ПК с выходом в Интернет;

- разработка системы занятий и создание методической копилки с дидактическими материалами.

8. Результат изменений

С помощью методик «Моральные дилеммы» (модифицированная задача Ж. Пиаже) и «Оцени поступок» в модификации Е. Кургановой и О. Карабановой) выявлено, что большинство учащихся класса считают, что люди должны помогать друг другу, приносить пользу другим людям бескорыстно, из альтруистических соображений. Также ребята отметили, что недопустимо нарушать общепринятые в данном классном коллективе правила и требования. Исходя из полученных данных тестирования, можно сделать вывод: нравственно-этический уровень учащихся находится на среднем и высоком уровнях развития.

15  16

9. Публикации о представленном ИПО

Статьи:

– Лопатина Е.Н. «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» Материалы регионального педагогического форума «Партнёрство через образование». СИПКРО. 2014. 605 с.

– Лопатина Е.Н. «Экология души» – система воспитания разносторонней личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе // Материалы докладов Межрегиональной научно-практической конференции 16 апреля 2015 года / сост.- Н.А. Волкова, Н.С. Пендюхова. Самара: ГБОУ ДПО ЦПК «Большеглушицкий ресурсный центр»: ООО «Офорт», 2015.

– Лопатина Е.Н.. «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» // Материалы Всероссийского фестиваля педагогического творчества 2014–2015 учебного года. Интернет-библиотека www.educontest.net

Лопатина Е.Н. «Экологический компонент в современном образовательном процессе» Сборник статей X научно-практической конференции «Запад Россия Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие» «Современное образование: международный и отечественный опыт». 220 с.

– Более 20 публикаций внеурочных мероприятий и программ в сети Интернет на сайте учителя https://nsportal.ru/ekaterina67.

Авторские программы

– Лопатина Е.Н. «Я и окружающий мир» // Сборник авторских программ и методических разработок. Методическое пособие. Тольятти: «Полиар», 2017. 82 с.

Методическое пособие

– Лопатина Е.Н. Сборник авторских программ и методических разработок // Методическое пособие. Тольятти: «Полиар», 2017. 82 с.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

– Городской конкурс методических портфолио классных руководителей –2011 – 1 место.

– Городской конкурс классных руководителей в номинации «Развитие детского движения» – 2014 – лауреат.

Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) 2011 победитель.

– Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2015» – лауреат I степени.

– Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости – 2014 – победитель.

Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) 2018 победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. М. : «Просвещение», 1990.
2. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир : методическое пособие для учителя. М. : Новая школа, 1994.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).

THE ENVIRONMENTAL COMPONENT IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

©2018

Lopatina E.N.,
primary school teacher
MBU "School № 1" Togliatti Samara region (Russia)

Abstract: This article discusses the possibility of integration into the educational process of the environmental component in order to improve the level of education and training of primary school children.
Keywords: ecological education and upbringing; organization of educational process; modern educational technologies.