УДК 37.034
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2018
Лопатина Е.Н.,
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 1» г.о. Тольятти Самарская область (Россия)
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность интеграции в образовательный процесс экологического компонента с целью повышения уровня воспитания и обучения младших школьников.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; организация учебно-воспитательного процесса; современные образовательные технологии.
Современный этап развития образования и воспитания характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Исходя из вышеизложенного я пришла к выводу, что необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания, подходы к воспитанию, чтобы найти эффективный путь развития познавательных интересов и индивидуальных способностей детей. Необходима нравственная атмосфера в образовательном процессе. Основу функционирования воспитательной системы в курируемом мною классе составляет экологическая деятельность, которая помогает каждому ребенку проявлять и развивать свою индивидуальность и нравственные качества. По моему мнению, осознание себя частью окружающего мира и природы и есть та благоприятная почва, на которой можно взрастить творческую и интеллектуальную личность, которая сможет воздействовать на общество с целью его совершенствования.
Отсюда цель моей работы: раскрытие способностей каждого ребёнка через воспитание интеллектуальной, творческой, нравственной и экологически грамотной личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.
Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы является активным фактором нравственного воспитания, формирования действенно-гуманистической позиции ребенка и культуры поведения.
В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью проходит через все мероприятия проводимые в классе. Среди традиционных форм организации работы в классе можно отметить: информационные часы и минутки, праздники, конкурсы, викторины, устные журналы, встречи, экскурсии, походы, театрализованные представления, исследовательские проекты, классные часы.
В классе функционирует кружок «Школа экологической культуры», в рамках которого организуются и проводятся мероприятия с экологической направленностью, выбираются темы для проектов. Мной разработана программа «Я и окружающий мир», которая реализуется на занятиях этого кружка начиная с 1 класса 1 раз в неделю. В связи с реализацией ФГОС НОО мной проводится внеурочные занятия по программе «Введение в экологию» 1 раз в неделю. Кроме того, я решила интегрировать экологическое образование и воспитание в учебный процесс, чтобы поднять уровень нравственной воспитанности детей на качественно новую ступень, оживить познавательную активность детей, а также формировать культуру здоровья, которая является частью экологического мировоззрения.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику современные образовательные технологии, приобщать детей к продуктивной творческой деятельности с первого класса
Мною принято решение использовать в своей деятельности следующие образовательные технологии: коллективно-творческая деятельность; поисково-исследовательская и проектная деятельность; здоровьесберегающий подход; информационно-коммуникационные технологии.
Ведущими методами организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса я выбрала организацию коллективно-творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Коллективно-творческая деятельность позволяет осуществлять сотрудничество учителя и учащихся, раскрывает индивидуальные творческие способности детей, помогает социализации личности ребенка, формирует потребности в самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире. То есть дело должно быть социально значимое, направленное на улучшение окружающего мира. В классе выполнены следующие КТД: КТД «День Земли», КТД «Забота», КТД «В гостях у сказки». Самое важное, что в результате такой работы мне удалось пробудить у детей желание оставлять свой «добрый след» в душах людей, совершать хорошие поступки. Таким образом, дети учатся заботиться друг о друге и других людях.
Одним из методов организации воспитательного процесса в классе является организация поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Начиная с первого класса, стараюсь пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий мир. Этому я и стараюсь научить детей. Участие детей в школьных научно-практических конференциях, в городских конкурсах «Первые шаги в науку», «Эвритошка» и других способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, и таким образом познавать окружающий мир. «Календарь – зеркало времени», «Значение денег в жизни человека», «Игрушки – источник культуры или развлечение?», «Бесценный дар» – вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК. Особенно ценно то, что исследования часто приобретают социальную направленность и нацелены на помощь окружающим. Результатами работ «Лучшая кормушка для птиц», «Собака бывает кусачей...», «Мусор – враг природы», «Лучшее дерево для школьного двора» стали экологические десанты, подкормка птиц зимой, помощь приютам для бездомных животных, высадка деревьев на школьном дворе, сбор макулатуры, пластиковых бутылок и батареек.
Таким образом, мне удается повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Неотъемлемой частью экологического воспитания является ценностное отношение к собственной жизни и здоровью. Поэтому я организую деятельность учащихся по приобретению умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Приобщение детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления физических сил и развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
В план работы включены достаточное количество профилактических, просветительских мероприятий. Использование возможностей активного отдыха совместно с родителями, работа в сотрудничестве с учителем физической культуры, с медицинским работником школы, с психологом, учреждениями дополнительного образования.
В процессе деятельности детям надо показать непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека. Оказываю помощь осознать необходимость бережного отношения к своему здоровью. На это направлены такие формы работы: ежедневная утренняя зарядка до учебных занятий, физминутки на занятиях, подвижные игры на переменах, спортивный час в ГПД, Дни здоровья, «Веселые старты»; беседы об экологической безопасности. Знакомство с различными видами спорта, тренерами и спортсменами, занятия в спортивных секциях, классные часы «Режим дня», «Вредные и хорошие привычки» по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома, в школе, на природе. Изготовление листовок по здоровому образу жизни; создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья («Наша каша», «Бесценный дар», «Наши друзья – витамины»). Наряду с этим проводятся родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни.
В своей работе использую педагогику сотрудничества. Её тоже можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Использование информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению, позволяет делать занятия зрелищным, интересным, насыщенным и эффективным. Компьютерная техника применяется мной на различных этапах внеклассных занятий в качестве источника информации, наглядного пособия, тренажёра. Использую электронные презентации, которые разрабатываю сама, и различные электронные учебные пособия, которые предлагают на образовательных порталах. Например, «Инфоурок».
Основными критериями результативности деятельности являются нравственная воспитанность обучающихся, эмоциональное отношение к школе, самооценка воспитанников. Психологом регионального социопсихологического центра на протяжении 3 лет с 2015 по 2018 гг проводилась диагностическая работа. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что, по сравнению с ситуацией в первом классе, подавляющее большинство учащихся третьего класса предпочитает поступиться своими интересами ради интересов своих товарищей, помочь тем, кто нуждается в помощи. Ребята научились договариваться друг с другом, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по общению; более половины учащихся в конце третьего класса способны к рефлексии своих действий.
Таким образом, систематическая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе и своему здоровью. А современные образовательные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике, стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету. Учитель получает возможность повысить уровень профессионализма, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Свой опыт считаю целесообразным представить в виде карты инновационного опыта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА победителя конкурса на денежное поощрение лучших учителей Самарской области- 2018 в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) |
||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Лопатина Екатерина Николаевна lopatekaterina@yandex.ru |
МБУ «Школа№1» http://school1tgl.moy.su/ |
Учитель начальных классов |
26 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта
|
Сектор применения: начальная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса, программное обеспечение. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – использование в работе содержания авторской программы и методического пособия по экологическому воспитанию младших школьников; сбалансированное сочетание информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов. Актуальность Представленный опыт направлен на решение проблемы потребности общества в нравственной личности и системы, программы нравственного воспитания школьника. Эффективным путем развития познавательных интересов и индивидуальных способностей детей, раскрытия нравственного, творческого и интеллектуального потенциала учащихся является воспитательная система с экологической направленностью, благодаря которой можно взрастить нравственную, творческую и интеллектуальную личность, которая сможет воздействовать на общество с целью его совершенствования, осознавать себя частью окружающего мира и природы. Эффективность Потенциальная полезность заключается в нравственном воспитании и воспитании познавательной активности младших школьников посредством внедрения экологического компонента в образовательный и воспитательный процесс. Надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов воспитания: уровень нравственной воспитанности учащихся находится на высоком уровне; учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня. Перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к нравственному воспитанию логично вписывается в задачи ФГОС по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки программно-методических материалов, а также наличием определённой материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Внеурочная и урочная деятельность обучающихся. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Экологический компонент в современном образовательном процессе. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, развить творческий потенциал и воображение, воспитать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний возможно, если включать экологический материал в содержание всех предметов и во внеклассную работу. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Переход к инновационным формам обучения отражает стремление найти пути разрешения противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации образовательного процесса. Новое средство обучения – содержание авторской программы «Я и окружающий мир» и методического пособия с авторскими разработками мероприятий с экологической направленностью. Новые условия образовательной деятельности. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы является активным фактором нравственного воспитания, формирования действенно - гуманистической позиции ребенка и культуры поведения. В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. «Охрана природы – долг каждого» – вот основная идея, которая красной нитью проходит через все мероприятия проводимые в классе. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику современные образовательные технологии, приобщать детей к продуктивной творческой деятельности с первого класса. На основании вышеизложенного мною принято решение использовать в своей деятельности следующие образовательные технологии (причём повышением эффективности внедрения современных образовательных технологий может служить их непосредственная интеграция): коллективно-творческая деятельность; поисково-исследовательская и проектная деятельность; здоровьесберегающий подход; информационно-коммуникационные технологии. Организация воспитательного процесса В классе функционирует кружок «Школа экологической культуры», в рамках которого организуются и проводятся мероприятия с экологической направленностью, выбираются темы для проектов. Мной разработана программа «Я и окружающий мир», которая реализуется на занятиях этого кружка начиная с 1 класса 1 раз в неделю. В связи с реализацией ФГОС НОО мной проводится внеурочные занятия по программе «Введение в экологию» 1 раз в неделю. Кроме того, я решила интегрировать экологическое образование и воспитание в учебный процесс, чтобы поднять уровень нравственной воспитанности детей на качественно новую ступень, оживить познавательную активность детей, а также формировать культуру здоровья, которая является частью экологического мировоззрения. Ведущими методами организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса я выбрала организацию коллективно-творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Коллективно-творческая деятельность позволяет осуществлять сотрудничество учителя и учащихся, раскрывает индивидуальные творческие способности детей, помогает социализации личности ребенка, формирует потребности в самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире. То есть дело должно быть социально значимое, направленное на улучшение окружающего мира. Одним из методов организации воспитательного процесса в классе является организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Начиная с первого класса, я стараюсь пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий мир. Этому я и стараюсь научить детей. Участие детей в школьных научно-практических конференциях, в городских конкурсах «Первые шаги в науку», «Эвритошка» и других способствует развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать, и таким образом познавать окружающий мир. «Календарь – зеркало времени», «Значение денег в жизни человека», «Игрушки – источник культуры или развлечение?», «Бесценный дар» – вот лишь некоторые из работ учащихся, которые носили исследовательский характер и с которыми они успешно выступали на школьных и городских НПК. Особенно ценно то, что исследования часто приобретают социальную направленность и нацелены на помощь окружающим. Результатами работ «Лучшая кормушка для птиц», «Собака бывает кусачей...», «Мусор – враг природы», «Лучшее дерево для школьного двора» стали экологические десанты, подкормка птиц зимой, помощь приютам для бездомных животных, высадка деревьев на школьном дворе, сбор макулатуры, пластиковых бутылок и батареек. Таким образом, мне удается повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Неотъемлемой частью экологического воспитания является ценностное отношение к собственной жизни и здоровью. Поэтому я организую деятельность учащихся по приобретению умений и навыков сохранения и укрепления своего здоровья. Приобщение детей к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе с целью укрепления физических сил и развития устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. В план работы включены достаточное количество профилактических, просветительских мероприятий. Использование возможностей активного отдыха совместно с родителями, работа в сотрудничестве с учителем физической культуры, с медицинским работником школы, с психологом, учреждениями дополнительного образования. В процессе деятельности детям надо показать непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком; опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье; опасность болезней века и вредных пристрастий человека. Оказываю помощь осознать необходимость бережного отношения к своему здоровью. На это направлены такие формы работы: ежедневная утренняя зарядка до учебных занятий, физминутки на занятиях, подвижные игры на переменах, спортивный час в ГПД, Дни здоровья, «Веселые старты»; беседы об экологической безопасности. Знакомство с различными видами спорта, тренерами и спортсменами, занятия в спортивных секциях, классные часы «Режим дня», «Вредные и хорошие привычки» по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома, в школе, на природе. Изготовление листовок по здоровому образу жизни; создание проектов направленных на сохранение и укрепление здоровья («Наша каша», «Бесценный дар», «Наши друзья – витамины»). Наряду с этим проводятся родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни. В своей работе использую педагогику сотрудничества. Её тоже можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использование информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся к обучению, позволяет делать занятия зрелищным, интересным, насыщенным и эффективным. Компьютерная техника применяется мной на различных этапах внеклассных занятий в качестве источника информации, наглядного пособия, тренажёра. Использую электронные презентации, которые разрабатываю сама, и различные электронные учебные пособия, которые предлагают на образовательных порталах. Например, «Инфоурок». Ресурсы Интернет используются в организации воспитательной работы для получения различной, необходимой информации при проведении и разработке внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний на различные темы, а иногда и готовых разработок мероприятий, обмена опытом с коллегами на страницах собственного сайта. Таким образом, систематическая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе и своему здоровью. А современные образовательные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике, стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету. Учитель получает возможность повысить уровень профессионализма, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Включение экологического компонента в образовательный процесс поможет решить главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Ограничения отсутствуют. Данный инновационный опыт в любом общеобразовательном учреждении для организации воспитательного процесса и занятий внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Трудоёмкость и риски – применение активных методов требует значительных затрат труда, времени учителя; – наличие материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: - системное использование информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов; - прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой; - наличие определённой материально-технической базы: наличие ПК с выходом в Интернет; - разработка системы занятий и создание методической копилки с дидактическими материалами. |
|||
8. Результат изменений |
С помощью методик «Моральные дилеммы» (модифицированная задача Ж. Пиаже) и «Оцени поступок» в модификации Е. Кургановой и О. Карабановой) выявлено, что большинство учащихся класса считают, что люди должны помогать друг другу, приносить пользу другим людям бескорыстно, из альтруистических соображений. Также ребята отметили, что недопустимо нарушать общепринятые в данном классном коллективе правила и требования. Исходя из полученных данных тестирования, можно сделать вывод: нравственно-этический уровень учащихся находится на среднем и высоком уровнях развития. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
Статьи: – Лопатина Е.Н. «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» Материалы регионального педагогического форума «Партнёрство через образование». СИПКРО. 2014. 605 с. – Лопатина Е.Н. «Экология души» – система воспитания разносторонней личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе // Материалы докладов Межрегиональной научно-практической конференции 16 апреля 2015 года / сост.- Н.А. Волкова, Н.С. Пендюхова. Самара: ГБОУ ДПО ЦПК «Большеглушицкий ресурсный центр»: ООО «Офорт», 2015. – Лопатина Е.Н.. «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания» // Материалы Всероссийского фестиваля педагогического творчества 2014–2015 учебного года. Интернет-библиотека www.educontest.net – Лопатина Е.Н. «Экологический компонент в современном образовательном процессе» Сборник статей X научно-практической конференции «Запад – Россия – Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие» «Современное образование: международный и отечественный опыт». 220 с. – Более 20 публикаций внеурочных мероприятий и программ в сети Интернет на сайте учителя https://nsportal.ru/ekaterina67. Авторские программы – Лопатина Е.Н. «Я и окружающий мир» // Сборник авторских программ и методических разработок. Методическое пособие. Тольятти: «Полиар», 2017. 82 с. Методическое пособие – Лопатина Е.Н. Сборник авторских программ и методических разработок // Методическое пособие. Тольятти: «Полиар», 2017. 82 с. |
|||
10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
– Городской конкурс методических портфолио классных руководителей –2011 – 1 место. – Городской конкурс классных руководителей в номинации «Развитие детского движения» – 2014 – лауреат. – Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) – 2011 – победитель. – Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2015» – лауреат I степени. – Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости – 2014 – победитель. – Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) – 2018 – победитель. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. М. : «Просвещение», 1990.
2. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир : методическое пособие для учителя. М. : Новая школа, 1994.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
THE ENVIRONMENTAL COMPONENT IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
©2018
Lopatina E.N.,
primary school teacher
MBU "School № 1" Togliatti Samara region (Russia)
Abstract: This article discusses the possibility of integration into the educational process of the environmental component in order to improve the level of education and training of primary school children.
Keywords: ecological education and upbringing; organization of educational process; modern educational technologies.