УДК 8

ФОРМИРОВАНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ  СРЕДНЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ  «ИНТЕЛЛЕКТ»

© 2018

Ларина Н. Ю.,
учитель русского языка и литературы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 22» г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. И одной из задач современной школы является ориентация на интеллектуальное развитие школьников. В связи с этим в практике школы должны применяться разнообразные педагогические технологии. Данная статья посвящена особенностям применения технологии «ИнтеллекТ» и её элементам, способствующим формированию и развитию интеллектуальных качеств обучающихся на уроках русского языка.
Ключевые слова: технология «ИнтеллекТ» (ОТИ); рейтинговая система; личностно-деятельностный подход; дифференциация обучения; образовательные и универсальные (метапредметные результаты).

Интеллект – совокупность способностей,
которые характеризуют уровень и качество
мыслительных процессов личности.
Мельхорн Г.Г., Мельхорн Х.Г.

Образовательный процесс современной школы постоянно требует повышения своей эффективности. Особенно это касается уроков русского языка, так как школа должна, во-первых, подготовить всех без исключения обучающихся к успешной сдаче экзаменов, а во-вторых, школьники должны хорошо владеть родным языком, соблюдать нормы как устной, так и письменной речи. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля.
Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития. Таким образом, объект педагогического опыта – процесс обучения с применением элементов образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ), предмет – интеллектуальные особенности (способности) обучающихся среднего школьного возраста.
Авторская образовательная развивающая технология «ИнтеллекТ» была разработана в XX веке Зигановым Маратом Александровичем, научным руководителем Ломоносовской школы, доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права (Приложение № 2). В российской педагогической практике технология применяется с 90-х годов XX века. Научной основой концепции предметно-интеллектуального развития школьника является личностно-деятельностный подход, который своей задачей ставит развитие не только предметной и коммуникативной компетентности учащегося, но и его самого как личности. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым. Личностный компонент предполагает, что учитель выстраивает учебную цель занятий, формирует и управляет всем образовательным процессом в целях развития личности учащегося. Основные принципы учёта личностного компонента в развивающем обучении проработаны в трудах А.К. Марковой, И.С. Якиманской и др. Деятельностный компонент проявляется при выполнении учащимися учебных действий для достижения различных результатов. Основы деятельностного подхода и теории деятельности были заложены И. Пестолоцци, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.
При работе с заданиями технологии «ИнтеллекТ» необходимо подчеркнуть принципиальную важность некоторых упражнений для учеников. Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, они учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе. Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность. Особое значение имеют задания по тезаурусу: они помогают систематизировать и обобщать изученный по теме материал, формируют способность свободно пользоваться терминами, что является показателем прочных знаний по теории русского языка. Такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.
Приведу примеры некоторых заданий технологии «ИнтеллекТ»:

11

Задания, направленные на развитие избирательности внимания

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Время выполнения задания – 1 минута.
Уровень А.
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы только в слова с непроизносимыми согласными в корне. Постарайтесь выполнить задание за минуту. Подсказка: перед выполнением задания вспомните правило – чтобы проверить, надо ли писать непроизносимую согласную в корне слова, необходимо изменить это слово или подобрать такое однокоренное, чтобы проверяемая согласная слышалась отчетливо. В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке.
Летом я проч_тал много интерес_ных книг: о гиган_ских ящерицах, о прекрас_ ных принцах и счас_ливых принцессах, об уд_вительных пр_ключениях. Но самой интерес_ной ок_залась книга об учас_никах опас_ной экспедиции. Несчас_ные путеше_ственники попали в ужас_ные условия. Я им сочу_ствовал, но предчу_ствовал счас_ливый конец.
Уровень В.
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы только в слова с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова». В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке. Постарайтесь выполнить задание за 1 минуту.
Извес_но, что день рождения – это незабываемый праз_ник. Счас_ливый именинник Саша ждет поздравлений и подарков. Вот радос_ный Коля поднимается по лес_нице с конструктором. Это палочка-выручалочка в дож_ливый, ненас_ный день. Ужас_но, когда занят_ся нечем. Но этот чудес_ный подарок не даст скуч_ть. От всего сер_ца Слава поздравляет друга и дарит ему просто гиган_скую книгу волшебных сказок.
Уровень С.
Задание. Внимательно читайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы только в слова с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова». В конце строки в свободной ячейке поставьте столько знаков «+», сколько слов вы нашли в строке. Постарайтесь выполнить задание за 1 минуту.
В дож_ливый осенний день бывает грус_но. В один из т_ких дней мы отправились в окрес_ный лес. Идем по лес_ной тр_пинке, а путь нам прегр_ждает гиган_ская лапа стару_ки ели. П_года неснос_ная, ужас_ная, а здесь тихо и совсем не опас_но. Вот пр_летела поз_няя бабочка-капус_ница. Шустрая белка в поисках съес_ного скачет с ветки на ветку.
Примеры некоторых результатов работы с обучающимися:
Сценарий развития предметно-речевых навыков по русскому языку в 8 «А», «В» классах (по определённым темам). Итоговая таблица.
Цель: проследить процесс развития психических качеств с показателями речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на конкретно заданную тему.
Результаты: согласно таблице у обучающихся в большей степени развито воображение (100% по всем показателям: слушание, чтение, говорение, письмо), затем – внимание (80 %) и мышление (70 %), а память – на последнем месте (50 %)

Цель: проверить знания учащихся по теме, используя навык говорения технологии «ИнтеллекТ».

тема

память

внимание

мышление

воображение

С

Ч

Г

П

С

Ч

Г

П

С

Ч

Г

П

С

Ч

Г

П

1

Правописание наречий

100%

100%

100%

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Правописание союзов и омонимических сочетаний (повторение)

 

 

 

 

100%

90%

100%

80%

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Синтаксический разбор ПП

 

 

 

 

 

 

 

 

90%

100%

100%

70%

 

 

 

 

4

«Образ» на развитие воображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100%

100%

100%

100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навык говорения 8 «А» класс: особенности речи учащихся (со знаком «минус»)

Навык говорения 8 «Б» класс: особенности речи учащихся (со знаком «плюс»)

неуверенность

уверенность

заикание (от волнения)

собранность

ничего не отвечает

отвечает правильно

кратковременные и длительные паузы

незначительные паузы

нет последовательности изложения

логичность

допускаются ошибки

безошибочность

говорилось то, чего нет

точность

В заключение необходимо отметить, что на различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету (предметно-ориентированное развитие интеллектуальных способностей) надо использовать технологию «ИнтеллекТ» или хотя бы её отдельные элементы, чтобы интеллектуальное развитие школьников имело положительную динамику и представляло собой всесторонне развитую личность. Таким образом, надо привлекать практически всех учителей-предметников.
Примечание: обозначения  в  таблице: С – слушание; Ч – чтение; Г – говорение; П – письмо.
В информационной карте инновационного опыта подробно рассмотрены и описаны особенности применения технологии «ИнтеллекТ» и её элементов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Ларина Надежда Юрьевна,

rnu78@yandex.ru

МБОУ Школа № 22 г.о. Самара,

/http:// school22samara.ru/

Учитель русского языка и литературы

высшей категории

18 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная школа, уроки русского языка в 5–8 классах.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в том, что формирование и развитие интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Актуальность в следующем: в процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит нецеленаправленно. Технология же «ИнтеллекТ» обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков (слушание, чтение, говорение, письмо), психических качеств (память, внимание, мышление, воображение), непосредственно влияющих на успеваемость учёбы.

Эффективность:

Потенциальная полезность

На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету (предметно-ориентированное развитие интеллектуальных способностей) надо использовать технологию «ИнтеллекТ» или хотя бы её отдельные элементы, чтобы   интеллектуальное развитие школьников имело положительную динамику и представляло собой всесторонне развитую личность.

Надёжность

Формирование и развитие интеллектуальных качеств личности.

Перспективность

Надо привлекать практически всех учителей-предметников к применению технологии «ИнтеллекТ».

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Для внедрения в процесс обучения технологии «ИнтеллекТ» нужны пособия с упражнениями для каждого ученика, раздаточного материала с заданиями не достаточно. Применение развивающих заданий на уроке (по усмотрению учителя, в среднем затрачивается от 3 % до 13 % (1,5–5–10 минут) учебного времени): 5 класс – на каждом уроке (желательно); 6 класс – 4 раза в неделю; 7 класс – 3 раза в неделю; 8 класс – 1–2 раза в неделю. В календарно-тематическом планировании надо указать темы (по плану): при изучении какого раздела учебной программы какое задание следует выполнять и что развивать. По возможности ввести в сетку расписания по одному уроку в неделю предмет, например, «интеллект» (технология), но только индивидуальная или групповая деятельность (дифференцированный подход), что позволит добиться лучших результатов интеллектуального развития.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность, а также возможна внеурочная работа с обучающимися.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ».

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является работа с обучающимися, направленная на формирование и развитие их интеллектуальных способностей.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Новые условия образовательной деятельности.

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. И одной из задач современной школы является ориентация на интеллектуальное развитие школьников.

Таким образом, выявляется противоречие между назревшей в образовательной практике необходимостью интеллектуального развития у обучающихся и тем, что происходит это не специально и не системно.

Новое средство обучения.

Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: обучающиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности [1, п. 2]. В связи с этим и характерно применение ОТИ в рамках уроков русского языка.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Можно выделить следующие доминирующие цели в рамках реализации ОТИ:

1) повышение качества обучения на уроках русского языка;

2) повышение мотивации учащихся при изучении тем русского языка;

3) снижение утомляемости ребёнка во время учебного процесса (учебной нагрузки);

4) развитие интеллектуальных способностей (мышления, воображения, внимания, памяти и др.)

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

– Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.

– Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.

– Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесённости.

– Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.

– Формирование тезаурусов (обобщения) по темам.

– Развитие навыков продуктивного чтения.

– Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.

– Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.

– Формирование навыков письменного изложения мыслей.

Цель же моего опыта: формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ».

Задачи:

1) адаптировать учащихся к личностно-ориентированному подходу в процессе обучения;

2) организовать деятельностный подхода на уроке;

3) создать условий для учащихся при реализации технологии «ИнтеллекТ»;

4) применить эффективные приёмы в достижении личностных результатов школьников.

При реализации технологии «ИнтеллекТ» в структуру урока мной были введены новые методы и приёмы для достижения образовательных и метапредметных результатов. Процесс использования ОТИ модифицирован следующим образом: увеличено время до 5–10 минут, задания применяются не только в качестве закрепления изученного ранее учебного материала, но и обобщения, объяснения нового, а также и на уроках развития речи как дополнительный материал при написании сжатых и выборочных изложений, сочинений-описаний. Если во время выполнения заданий допущены ошибки и/или недочёты, то обязательно проводится коррекционная работа или в классе, или дома.

Данная технология оставляет возможность учителю работать по выбранной государственной программе и учебнику. Но в учебном процессе, для того чтобы учащиеся добились успеха, следует мотивировать познавательно-интеллектуальную деятельность учеников на уроке за счет смены вида деятельности, снижения физической и психологической нагрузки, создания на каждом его этапе ситуации успеха, включать обучающихся не только в индивидуальную работу (самостоятельно выполнять задания, проверять по тренажёру и выставлять процент выполнения, а на основе процента – баллы, которые через несколько уроков переводятся в оценку по пятибалльной шкале) , но и работу в парах (объяснять друг другу, совместно разбирать задания и оценивать), организуя взаимопомощь, предлагать детям добровольный выбор уровня усвоения учебного материала (задания с уровнем А, В, С) (Приложение № 3 и http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/26/primernye_zadaniya_oti.pdf).

Средства обучения следующие: 1) материальные (дидактические) – визуальные (зрительные) – печатные рабочие пособия-тетради для 5–8 классов (отдельно для каждого класса) с упражнениями, где схемы, графики, таблицы; 2) материализованные (речь, мимика, жесты и др.). Особенности заданий технологии «ИнтеллекТ»: игровой (соревновательный) характер, установка на время, за которое должно быть выполнено задание обязательно (но иногда время условно в связи с тем, что система реализации мной ОТИ преобразована; конечно, указано идеальное время, к которому должны стремиться учащиеся, и совсем не страшно, если ребята, выполняя первые задания, не укладываются в отведённый им временной промежуток), три уровня сложности (разноуровневые упражнения: такие задания позволяют успешному ученику выйти за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а ученик с трудностями в обучении не чувствует себя беспомощным, так как способен овладеть минимумом посильных знаний, и, самое главное, - он тоже успешен). Применяя задания «ИнтеллекТ», можно использовать на уроке следующие методы обучения: продуктивный (применение полученных знаний); частично-поисковый (моменты поиска); проектный, стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий и операций, контроля и самоконтроля. Работа с текстом упражнения осуществляется через аналитический метод обучения.

Виды контроля такие: «стартовые» и текущие (составление диагностических карт), тематические и итоговые (рейтинговая система). Ведутся диагностические карты, указывающие динамику роста уровня развитости всех интеллектуальных составляющих учащегося. По карте можно судить об успешности интеллектуального развития ребёнка или наоборот. По окончании изучения тем проводятся срезовые работы (тестирование) с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Система самооценивания учащимися (самоконтроль): в конце урока в специальной тетради «ИнтеллекТ» (Приложение № 7) ученики ставят себя оценку в виде следующих знаков: «+» - всё понял и разобрался, задание выполнено без ошибок; «+-» - не всё до конца понял и/или не во всём разобрался, были допущены ошибки и/или недочёты; «-» - ничего не понял и/или не разобрался, много ошибок.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна

Научной основой концепции предметно-интеллектуального развития школьника является личностно-деятельностный подход, который своей задачей ставит развитие не только предметной и коммуникативной компетентности учащегося, но и его самого как личности.

Ограничения

Дифференцированный подход в обучении. А также глубокое осмысление процесса развития через предмет русского языка привело к тому, что на определённом этапе обучения ребёнка есть более и менее востребованные качества и навыки. Поэтому технология «ИнтеллекТ» предполагает работу над развитием только определённых качеств. Итак, 5 класс – развиваемые качества и навыки: избирательность внимания, устойчивость внимания, долговременная память, воображение; 6 класс – переключаемость внимания во время письма, переключаемость внимания во время слушания, долговременная память; 7 класс – системность мышления, скорость извлечения информации из памяти, структурность мышления; 8 класс – переключаемость внимания, системность мышления в рамках одной темы, скорость извлечения информации из памяти, кратковременная память.

Трудоёмкость и риски

Возможно (ы):

– снижение мотивации у учащихся (из-за отсутствия оценки), поэтому было принято решение применять методику «Рейтинговая система», разработанную лично мной (Приложение № 1);

– низкая способность концентрации внимания: нежелание некоторых детей просто выполнять задания, ссылаясь на то, что мало времени, не успевают, не понимают смысла заданий (была оказана помощь педагога-психолога: проведён ГИТ - групповой интеллектуальный тест (Приложение № 8. 1).

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учитель ОУ, реализующий технологию «ИнтеллекТ», должен пройти специальный курс подготовки (очно или заочно, возможно и дистанционно). Педагогу надо совершенствовать навыки и умения научно-теоретических методических и информационных достижений, владеть знаниями особенностей нормативно-правовых документов. Возможно использовать в своей педагогической практике официальный сайт «Ломоносовской школы» для ознакомления с опытом работы других преподавателей.

Повышение уровня пофессионализма при реализации элементов данной технологии в учебном процессе, самореализации в данном виде деятельности, формирование различных компетенций, а также привлечение обучающихся к новому виду деятельности, направленному на интеллектуальное развитие их личности, повышение качества обучения и формирование не только образовательных, но универсальных (метапредметных) результатов.

Прослеживаются изменения и в структуре урока (в соответствии с технологией): урок выстраивается по следующим (примерным) связанным фазам и этапам: 1) Начало урока: Инициация – Погружение в тему – Определение ожиданий обучающихся. 2) Работа над темой: Обсуждение домашнего задания – Презентация нового материала – Проработка содержания темы. 3) Завершение урока: Задания «ИнтеллекТ» – Рефлексия. В ходе проектирования урока подбираются различные методы обучения с учётом специфических целей этапа, всего урока.

8. Результат изменений

В результате использования на уроках русского языка развивающей технологии «ИнтеллекТ» были достигнуты следующие образовательные результаты:

1) изучение, закрепление, обобщение знаний, умений, навыков по темам русского языка (5–8 классы);

2) повышение успеваемости учащихся при изучении тем урока;

3) позитивная динамика учебных достижений при закреплении тем урока;

4) повышение качества учебно-познавательной деятельности по итогам года (Приложение № 4.doc);

5) «ликвидирование» пробелов в знаниях учащихся, благодаря коррекционной работе;

6) результаты диагностических работ (Приложение № 5).

Универсальные (метапредметные) результаты:

Познавательные:

1) сформированы умения устной и письменной речи и их применение на практике;

2) развито умение применять различные мыслительные операции при выполнении упражнений;

3) освоены навыки предметно-речевой деятельности.

Регулятивные:

1) сформировано умение работать по заданному плану, схеме;

2) сформировано умение корректировать, исправлять свои ошибки;

3) сформировано умение проверять свои результаты по образцу, готовому ответу.

Коммуникативные:

1) умение слушать других и вести диалог (Приложение № 8. 2);

2) умение излагать собственное мнение, аргументы;

3) умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

1) формирование и развитие интеллектуальных особенностей (в связи с тем, что упражнение каждого типа предлагается детям многократно);

2) формирование самооценки (Приложение № 8. 3);

3) умение давать оценку другим;

4) формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию (Приложение № 8. 4);

5) ученики 5–8 классов – победители, призёры и участниками различных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, конференций и др. разных уровней (не только очное, но и заочное участие) (Приложение № 6.doc)

Предметно-интеллектуальное развитие учащихся в итоге показало успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии ученика.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Рымша Н.Ю. Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ» // Научно-практический электронный журнал «Научная среда». Нижний Новгород, 2016. № 6 (7). С. 4–7.

2. Методический семинар // персональный сайт Ларина Н. Ю. http://nsportal.ru/rymsha-nadezhda-yurevna

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Межрайонный методический семинар «Профессиональные компетенции учителя в условиях внедрения ФГОС» (11 ноября 2014 г.)

2. Всероссийский конкурс «Учитель года России 2015» – участник окружного этапа (январь 2015 г.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] URL: http://yandex.ru/clck/jsredir. Дата доступа 17.06.2016.
2. Образовательная технология «ИнтеллекТ»: Развивающая технология в образовательном процессе общеобразовательной школы. М. : «Ломоносовская школа», 2007. 14 с.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES OF STUDENTS OF MIDDLE SCHOOL AGE IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS THROUGH THE USE OF THE EDUCATIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY «INTELLECT»

© 2018

Larina N.Yu.,
teacher of the Russian language and literature
Municipal budgetary educational institution «School № 22» Samara (Russia)

Abstract: The standard of Russian education requires the development of not general intellectual abilities, but the development of intellectual abilities in each subject area. And one of the tasks of the modern school is to focus on the intellectual development of schoolchildren. In this regard, in the practice of the school should be applied a variety of educational technology. This article is devoted to the peculiarities of the application of the «IntellektT» technology and its elements that contribute to the formation and development of the intellectual qualities of students in the Russian language lessons.
Keywords: «IntellektT» (OTI) technology; rating system; personal-activity approach; learning differentiation; educational and universal (metasubject results).