УДК 37.372.852

ФОРМИРОВАНИЕ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Курышева С.Н.,
учитель начальных классов
Бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются способы и приёмы проектно-исследовательского метода, которые позволяют решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса предмету, и развитие учебной мотивации, углубление знаний по заданной теме.
Ключевые слова: проект; универсальные учебные действия; элементы проектной и исследовательской деятельности.

Новые федеральные образовательные стандарты (далее – ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектно-исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности [1].
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования [2].
Можно выделить несколько групп универсальных учебных действий (далее – УУД), на которые проектно-исследовательская деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела [3].
Элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием.
Мыслительные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблема, цель и формулирование задач, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
За пять лет работы с проектами заметны преимущества этой системы:
– снижение тревожности учащихся;
– проекты позволяют ученикам быть успешными;
– высокая мотивация;
– связь полученных знаний с реальной жизнью;
– развитие научной пытливости;
– лучшая закреплённость знаний.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость своей деятельности, сам стремится к ней.
Более конкретно опыт представлен в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника   Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Курышева Светлана Николаевна

sova10@mail.ru

ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

school102009@mail.ru

Учитель начальных классов
высшей категории  

25 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения – начальная школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна

Для решения задач по обновлению содержания и структуры образования учителям необходимо отойти от трансляции знаний и строить образовательный процесс таким образом, чтобы научить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, добывать информацию, анализировать ее и использовать. Для этого можно применять самые разные методики.

Ведущей целью обучения и воспитания является раскрытие у детей способностей мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира. Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов активизации творческого потенциала личности.

Полезность

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. На практике учит самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Повышается мотивация и интерес к учебной и внеурочной деятельности, учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов различных уровней, участниками конференций, фестивалей научно-исследовательской направленности.

Надёжность

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы, а в младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Перспективность

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности, который учит применять свои знания в новых условиях, учит ориентироваться в мире информации.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Начальная школа, урочная и внеурочная деятельность.

2.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование у младших школьников исследовательских умений средствами проектной деятельности.

3. Ведущая педагогическая идея

Включение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность с целью развития познавательных навыков, творческого мышления.

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

В начальную школу поступают самые разные дети: недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, дети из неблагополучных семей или, наоборот, дети одаренные, неординарные, те, для которых занятий по обычной школьной программе бывает недостаточно; дети с ограниченными возможностями здоровья. Каждый такой ребенок труден и уникален по-своему: один – упрям, другой – ленив, третий – гиперактивен, четвертый – застенчив и т. д. Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»

Новое средство обучения

Ответ на этот вопрос «Что же делать?» дает проектно-исследовательская деятельность.

Новые условия образовательной деятельности.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы помочь определиться с идеей проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. Таким образом, здесь преобладает функция регулирования и организации процесса. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна

В основе концепции лежат положения, ставшими приоритетными при применении проектно-исследовательской деятельности:

формирования универсальных учебных действий;

сопровождение одаренных и мотивированных обучающихся;

сохранение и укрепление здоровья школьников;

индивидуальная работа с различной категорией учащихся;

развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде;

формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски отсутствуют.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Важным условием развития личности является желание ребёнка жить активно, деятельно и радостно, желание общаться, достичь успеха в делах. Для личностного развития особенно важна атмосфера успеха, которая должна быть и дома, и в школе. Учитель должен относиться к школьнику на равных, внедряя в свою практику преподавания новые формы организации процесса обучения, дающие возможность развития творческого мышления, обеспечивая учащимися условия самореализации.

Поэтому работа в данном направлении предполагает организацию такого процесса обучения, при котором создаются возможности для самовыражения, сотворчества и сотрудничества на основе:

– взаимного доверия и уважения;

– свободы выбора, помощи учителя, одноклассников, родителей;

– принципа коллективных трудовых дел;

– осуществления единства мыслей и практической деятельности учащихся;

– использование личностно-ориентированного и коммуникативного обучения, в основу которых положена личность человека, его жизненный опыт.

8. Результат изменений

Реализация исследовательского метода при формировании универсальных учебных действий учащихся дала положительные результаты:

прослеживается стабильно высокий уровень качества знаний,   улучшение академического результата;

положительная динамика победителей олимпиад;

возросла познавательная активность, увеличилось количество победителей конкурсов, олимпиад разного уровня;

– положительная динамика победителей научно-практических конференций;

– положительная адаптация в основной школе.

Диагностика развития умений учащихся в процессе работы над проектами (%)

09

Диагностика сформированности УУД, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью (%)

10

9. Публикации о представленном ИПО

1. Формирование у младших школьников исследовательских умений средствами проектной деятельности. Казань: Издательство «Бук». 48 с.

2. Реализация проектно-исследовательского метода во внеурочной деятельности. Казань: Издательство «Бук». 42 с.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Победитель Конкурса ПНПО 2012, 2018.

Победитель областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости–2013.

Межрегиональный конкурс инновационных образовательных проектов в системе начального общего образования–2015 – 1 место.

Окружной этап конкурса программ внеурочной деятельности–2016 – 1 место.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 23 апреля 2002 года [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М. : «Аркти», 2012.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. М. : «Просвещение», 2016.

THE FORMATION IN PUPILS RESEARCH SKILLS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

© 2018

Kurysheva S. N.,
primary school teacher
Budget educational institution of the Samara region secondary school №10 of the city of Syzran urban district Syzran of Samara region (Russia)

Abstract: The article deals with the methods and techniques of the design and research method, which allow to solve a number of important professional problems-it is increasing interest in the subject, and the development of educational motivation, and the deepening of knowledge on a given topic.
Keywords: project; universal learning activities; elements of project and research activity.