УДК 372.853

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ И ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

© 2018

Кортунова Е.В.,
учитель физики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»  города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области (Россия)

Аннотация: Проблема развития навыков самообразования у учащихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В статье рассматриваются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии с использованием электронного учебника; условия, благоприятствующие индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: самообразование; электронные образовательные ресурсы; индивидуальная работа.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи педагога.
Элберт Хаббарт

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний важно развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что современное образование предлагает отказаться от «багажа» знаний, просто меняются приоритеты. Школа должна «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [1, с. 57].
Пройдя курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов обучающихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО», я пришла к выводу: успешное развитие у учащихся метапредметных результатов и универсальных учебных действий зависит от развивающей среды, созданной учителем и его действий, и поможет решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.
Из всего вышесказанного вытекает противоречие: с одной стороны государству требуются личности, обладающие навыками самообразования и способные учиться на протяжении всей жизни, то есть активные субъекты на рынке труда; с другой стороны, у учителя отсутствует реальный опыт использования различных средств обучения.
В результате противоречия выявляется проблема: недостаточный уровень развития навыков самообразования у учащихся и, как следствие, низкий показатель качества знаний.
Цель моей работы: развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета через различные современные технологии, формы, методы, средства обучения. Изучая проблему мотивации учебной деятельности в течение 22-летнего опыта, я пришла к выводу, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся, в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в познавательную, творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения проблем через самообразование.
Для организации образовательного процесса с использованием электронного учебника была разработана программа, включающая 5 этапов.
1 этап. Повышение квалификации по вопросу развития навыков самообразования посредством электронного учебника:
– прохождение дистанционных курсов ПК по разработке и использованию электронного учебника при дистанционном обучении;
– реализация темы профессионального самообразования по вопросу развития навыков самообразования у обучающихся;
– разработка электронного учебника с учетом требований к нему: интерактивность, наглядность, наличие возможности самопроверки знаний, наличие форм обратной связи.
2 этап. Проведение входной диагностики  уровня готовности к самообразованию  обучающихся 7 класса. Был разработан тест по выявлению готовности к самообразованию. При разработке теста были использованы методики И.А. Редковец, Г.А. Русских.
3 этап. Использование электронного учебника по физике на уроках при выполнении индивидуальных заданий, тестовой диагностики усвоения изученной темы. Тем самым был обеспечен индивидуальный маршрут освоения темы ребенком на уроке.
4 этап. Использование электронного учебника при выполнении домашнего задания в режиме он-лайн под руководством учителя.
5 этап. Использование электронного учебника для индивидуального освоения учебного материала при длительном отсутствии ребенка на занятиях в школе с отправкой учителю ответов на задания по форме обратной связи.
Для данной работы на уроках и во внеклассной работе использую различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии или электронное обучение:
– облачные технологии;
– телекоммуникационные технологии (вебинары);
– системы компьютерного мониторинга качества образования;
– виртуальные лабораторные работы.
В таблице представлены основные виды деятельности учащихся при использовании современных информационно-коммуникационных технологий:

Вид деятельности учащихся

Содержание деятельности

Выполняют компьютерные презентации (Power Point Presentations)

Находят литературу, составляют план, готовят слайды, защищают работу.

Моделируют физические процессы средствами мультимедиа-презентаций

Моделируют физические процессы с использованием динамических эффектов мультимедиа-презентаций (разработана программа элективного курса http://infourok.ru/programma_elektivnogo_kursa_dlya_uchaschihsya_10-11_klassov__modelirovanie_fizicheskih-123802.htm )

Используют информационные технологии

Работают в текстовых и графических редакторах, создают электронные таблицы, строят графики и диаграммы в электронных таблицах.

Тестирование

Проходят тестирование в режиме он-лайн, а также в тестовых оболочках (MyTestX).

Создают собственные тесты с использованием программы Hot Potatoes.

Работают с системой ProKlass.

Работают с системой LearningApps

LearningApps -приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей http://LearningApps.org Учащиеся выполняют задания в режиме он-лайн (тесты, задания на соответствие, интерактивные модели и пр.).

Выполняют виртуальные лабораторные работы

Изучают принцип действия устройства, выполняют задания для разных исходных данных, отчеты делают в электронном виде, что позволяет увеличить время для защиты работы. http://www.virtulab.net/ , http://school-collection.edu.ru, http://metod-f.narod.ru/lab_virt.htm

Используют сервисы 2.0. (облачные технологии, google - документы и пр.)

Создают образовательные ресурсы на goggle- диске (динамические рисунки, совместные документы и пр.).

Используют компьютерное оборудование для проведения эксперимента ProLog

Проводят лабораторные работы с компьютерной обработкой данных

Результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс
1) повысился уровень сформированности информационной компетентности учащихся за последние 3 года:  
2014–2015 год – средний уровень у 55%, высокий – у 23%, 2015-2016 год – средний 45%, высокий – 50%;

06

2) увеличилось количество участников очных и дистанционных олимпиад по физике;

 

Количество участников олимпиад

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

Очные олимпиады

12

17

28

Дистанционные олимпиады

0

2

3

Итого

12

19

31

3) наблюдается положительная динамика освоения образовательных программ по физике: при успеваемости 100%, качество знаний составляет выше 60%;
4) увеличилась доля учащихся, обладающих средним уровнем развития навыков самообразования, в 2 раза: 2015–2015 учебный год – низкий уровень – 96%, средний уровень – 4%, 2015-2016 учебный год – низкий уровень – 92%, средний – 8%.
Методическая направленность использования ИКТ:
1) в 2014 году работала в качестве тьютора при обучении учителей Юго-Восточного образовательного округа работе с учебно-лабораторным оборудованием, поставленным в рамках реализации комплекса мер по модернизации региональной системы образования;
2) систематически выступаю на методических объединениях различного уровня по вопросам использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности;
3) создан персональный сайт с различными методическими материалами  http://kortynovaelena.ucoz.ru/;
4) размещены методические материалы на официальном сайте ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска.
Результативность:
1. Динамика среднего балла по годам обучения повышается.
2. Ученики принимают участие в мероприятиях по предмету и занимают призовые места в олимпиадах.
3. Результаты ЕГЭ по физике стабильно выше по сравнению с результатами Юго-Восточного управления и результатами Самарской области
4. Мои выпускники являются студентами вузов по специальности «Физика»
Свой инновационный опыт наглядно можно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Кортунова

Елена Владимировна,

elena.vladimirovna.kortunova@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

«Образовательный центр»

города Нефтегорска

муниципального района

Нефтегорский

Самарской области

http://www.nschool2.ucoz.ru

Учитель физики

22 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения – основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в совершенствовании средств обучения, использовании электронного учебника в образовательном процессе, развития у учащихся навыков и готовности к самообразованию.

Актуальность. Обучающиеся систематически длительно пропускают занятия по различным объективным причинам (по болезни, уезжают в лечебно-профилактические санатории). В результате они отстают от основной программы по физике и другим предметам учебного плана, приходя на занятия не могут сразу включиться в образовательный процесс из-за пробелов в знаниях, возникших в результате пропусков занятий. На таких учащихся ложится большая нагрузка, так как им нужно в максимально короткие сроки изучить самостоятельно те темы, которые они пропустили и которые изучаются в настоящий момент. В связи с этим возникла необходимость сформировать у обучающихся навыки самообразования.

Эффективность:

- потенциальная полезность использования электронного учебника по физике в образовательном процессе заключается в том, что обучающиеся, отсутствующие на уроках, имеют возможность изучить предлагаемый на уроке учебный материал дома, осуществить самоконтроль;

- надёжность инновационного опыта заключается в том, что педагоги могут использовать в своей работе созданный электронный учебник, любой желающий ученик может посетить странички электронного учебника в сети интернет, оставить свои комментарии, задать вопросы, в процессе обратной связи получить ответы на все вопросы;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых электронных учебников и представление их в сети Интернет.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование электронного учебника по физике в рамках дистанционного обучения.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование у обучающихся навыков самообучения и самообразования через использование дистанционных технологий.

 

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. С одной стороны, государству требуются личности, обладающие навыками самообразования и способные учиться на протяжении всей жизни, т.е. активные субъекты на рынке труда; с другой стороны, у учителя отсутствует реальный опыт использования различных средств обучения, включая электронный учебник, для развития данных навыков.

Новое средство обучения – авторский электронный учебник по физике, размещенный в сети Интернет.

Новые условия образовательной деятельности. Ученики, находясь дома в благоприятных условиях, используют интернет и электронный учебник, осваивают предлагаемый учителем материал, выполняют тесты самопроверки, общаются с учителем по обратной связи, выполняют контроль знаний.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

В процессе реализации инновационного педагогического опыта используются дистанционные, информационно-коммуникационные технологии, учебно-лабораторное оборудование (ученические ноутбуки).

Организация образовательного процесса

Для организации образовательного процесса необходимо выполнить ряд задач:

- создать электронный учебник по физике;

- организовать работу с родителями и обучающимися (обучающие семинары);

- сформировать навыки самообразования у обучающихся;

- распространить опыт работы.

Для ознакомления учащихся с электронным учебником необходимо применять его в урочной деятельности, рассматривать на основании теоретического материала из учебника материалы изучаемых тем, выполнять задания со страниц учебника. Ученики научатся самостоятельно листать странички учебника для поиска необходимой информации, изучения новых тем, поиска заданий и тестов самопроверки.

Для формирования навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, не реже двух раз в неделю в течение месяца задавать домашнее задание из электронного учебника для выполнения его дистанционно. На страничках учебника делать ссылку. Открывая электронный учебник дома, дети уже самостоятельно под наблюдением родителей выполняют задания для домашней работы, присылают ответы на адрес электронной почты учителя

Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения.

Активное обучение строится на основе организации связи «Учитель-ученик-родитель», выполнение предлагаемых заданий для контроля знаний и отправке их по электронной почте для проверки. Темп прохождения тестов зависит от желания самого учащегося

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна инновационного педагогического опыта в том, что электронный учебник созданный учителем, имеет обратную связь с конкретным учителем.

Ограничения применения предлагаемого опыта в том, что педагогам, не имеющим навыков работы с электронными учебниками необходимо научиться этому, иметь интернет и необходимое оборудование на рабочем месте педагога и у детей дома.

Трудоёмкость предлагаемого опыта заключается в создании электронного учебника.

Риск предлагаемого опыта заключается в том, что планируемый результат может быть не достигнут.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в образовательный процесс школы в целом:

а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям;

б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовывать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовывать взаимопосещение уроков и др.;

в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет, приобрести веб-камеру для визуального общения учителя и ученика в процессе работы с электронным учебником;

г) нормативно-правовые: разработать локальный акт по процедуре работы с электронным учебником,

д) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы, публиковать в школьных СМИ информацию по организации дистанционного обучения; создать интерактивные пособия по   вопросу работы с электронным учебником;

е) организационные: организовывать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр.

8. Результат изменений

В результате использования электронного учебника в образовательном процессе семиклассников (первый год изучающих физику) произошли следующие изменения:

1) изменились формы обучения: используется чередование очного и дистанционного обучения;

2) изменились формы контроля усвоения учебного материала: наряду с оценкой учителя появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде теста с моментальной объективной оценкой результата;

3) изменились средства контроля: на смену бумажным носителям пришли формы обратной связи в режиме он-лайн;

4) появилась возможность изучить тему не только на уроке в школе, но и в любом месте и удобное время;

5) созданы условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности гражданина;

6) обеспечены условия для развития коммуникативных качеств обучающихся и формирования культуры общения;

7) повысился показатель качества знаний

07

8) повысился уровень сформированности навыков самообразования у семиклассников

08

9. Публикации о представленном ИПО

1. Урок по физике 11 класс «Законы фотоэффекта» Сборник методических материалов: по итогам окружного конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ», Составители: А.П. Бережнова, С.В. Павлова. – Нефтегорск, типография ООО «5 минут», 2016. – 113 с.

2. Электронное пособие «Из опыта работы учителя физики» Электронное пособие.

10.Публичные   представления ИПО на   конкурсных мероприятиях

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2018 году (ПНПО) – победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону : «Феникс», 1999. 416 с.
2. Абдыкаримов Б.А., Морзабаева Р.Б. Технология обучения физике как объект инновационной деятельности педагогов в реальном процессе // Новые технологии в образовании. 2009.
3. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. № 8. С. 35–38.
4. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // ЗАВУЧ (научно-практический журнал). 2005. № 5. С. 38–50.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
6. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М. : МИОО, 2002. 69 с.

FORMATION OF STUDENTS' SKILLS AND READINESS FOR SELF-EDUCATION THROUGH THE USE OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN DISTANCE LEARNING

© 2018

Kortunova E.V.,
physics teacher
state budgetary educational institution samara region secondary school №2
with in-depth study of individual subjects" educational center " of the city of neftegorsk municipal district neftegorsky Samara region (Russia)

Abstract: The problem of developing students' self-education skills is extremely relevant for modern russian society. the article deals with various educational technologies, including distance learning technologies through an electronic textbook conditions conducive to individualization of learning, building an adequate individual needs of individual educational trajectory.
Keywords: self-education; electronic educational resources; individual work.