УДК 372.878

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНО, ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО

© 2018

Дубошина М.А.,
учитель музыки
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»  им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт приме-нения личностно-ориентированного обучения для повышения познаватель-ной активности на уроках музыки и внеурочной деятельности, воспитания человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение; музыкальное воспитание; духовно-нравственное воспитание; методы обучения.

В процессе всестороннего развития личности музыке принадлежит от-ветственная роль, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд. Но жизнь без музыки не формирует и не воспитывает целостно, всесторонне и гармонично развитого человека.
Проблема творческого развития ребенка всегда оставалась одной из фундаментальных проблем на всем протяжении развития школы. Особая роль в этом сложном процессе отводится музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание является средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств и, что особенно важно, нравственности подрастающего человека.
Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию, драматизации, теории музыки.
Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий формиро-вания духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.
Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искус-ств, уроков творчества, уроков поисков, уроков сотворчества с учителем:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация поисково-познавательной деятельности учащихся.
3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства с помощью музыкально-теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.
5. Приобщение учащихся к музыке с помощью проблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.
6. Формирование потребности у учащихся в общении с музыкой.
7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.
В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод «забеганий» вперед и «возвращений», метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы. Последние имеют особо важное значение в вокально-хоровой работе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных ка-честв учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:
1. Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
3. Методы контроля и самоконтроля: синквейн, цифровой и слуховой диктант, тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, зачёт, взаимопроверка, самопроверка.
Результативность опыта: анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся первого и последнего года обучения, я наблюдаю значительный рост музыкального развития детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Начальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты, навыками игры на музыкальных инструментах.
Благодаря росту музыкального развития детей в школе образован во-кальный кружок. Занятия в хоровом кружке я стараюсь строить так, чтобы учащиеся испытывали к ним интерес, любовь, чтобы это занятие стало для них потребностью. В репертуар стараюсь включать детские песни гражданско-патриотической, военно-патриотической направленности, песни о природе, о Родине.
Свои творческие достижения по предмету дети с удовольствием демонстрируют во время концертов художественной самодеятельности, смотров, вокальных конкурсов, олимпиадах, интеллектуальных играх и научно-исследовательской деятельности.
Я считаю, что лучше всего продемонстрировать инновационный опыт применения личностно-ориентированного обучения на уроках музыки и внеурочной деятельности в виде информационной карты инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

победителя национального проекта «Образование» (ПНПО)

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Дубошина

Маргарита Анатольевна

ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова с. Большая Черниговка

Учитель музыки

24 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальное образование, основное образование.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: формы и методы обучения.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.

Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.

Актуальность: современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она ставит задачу развития в человеке богатства творческих сил и художественных способностей. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, так как она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

В процессе всестороннего развития личности музыке принадлежит ответственная роль, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд. Но жизнь без музыки не формирует и не воспитывает человека целостно, всесторонне и гармонично развитого.

Эффективность:

- потенциальная полезность моего педагогического опыта заключается в том, что использование на уроках музыки и внеурочной деятельности как можно больше поисково-познавательных, проектных заданий, позволяет формировать познавательные, коммуникативные, метапредметные УУД. Привлекать учащихся для участия в олимпиадах, вокальных конкурсов, хоровых выступлений, научно-практических конференций;

- надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и умений в дальнейшей жизни. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы;

- перспективность представленного опыта в том, что в основе лежит практико-ориентированный подход в обучении, который соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Эффективность: представленный опыт направлен на эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям, на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения.

Предметы «Музыка», «Искусство» необходимо сделать интересными и привлекательными для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные связи.

Основной целью использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых организационно-методических затрат, но определяется наличием материально-технической базы (наличием ПК, программного обеспечения, наличие Интернета в школе, в кабинете).

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Активизация познавательной деятельности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование информационных технологий на уроках музыки, хорового пения и музыкотеропии.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Творческие задания как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке музыки».

Педагогические задачи:

– активизировать познавательный интерес учащихся к урокам музыки через творческие задания;

– создать условия для личностного роста учащихся, для воспитания творческой личности;

– укреплять в сознании детей связь музыки с жизнью, с гуманитарными и точными науками.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.

Идея личностно-ориентированного обучения предполагает, что учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.

Организация учебной деятельности при личностно-ориентированном обучении предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества, уроков поисков, уроков сотворчества с учителем:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация поисково-познавательной деятельности учащихся.

3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства с помощью музыкально-теоретических знаний и навыков, а также постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.

5. Приобщение учащихся к музыке с помощью проблемно-творческих заданий, исследовательских проектов, сбора нужной информации о проблеме, стоящей пред учащимся.

6. Формирование потребности у учащихся в общении с музыкой.

7. Приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В современной школе музыку принято относить к разряду неглавных и незначительных предметов. В этом я и вижу одну из проблем сегодняшнего дня. Ведь значимость же достигается зачастую лишь педагогическим энтузиазмом отдельных учителей-подвижников. А вместе с ними я убеждена: в процес­се формирования личности ребенка музыка обязательна. Сам урок музыки отличается от других своей ролью в жизни ребенка. Он, прежде всего, не образовательный предмет, ос­нованный на запоминании каких-либо понятий и законов (хотя и они тоже имеются), а воспи­тательный, если хотите, мировоззренческий. Музыка в школе – это идейный, высоконравственный душеобразовательный предмет.

В своей практике я применяю самые разнообразные методы и приемы. Нередко использую интегрированный урок, в котором создаются условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в воспитании. На интегрированных уроках, связанных одной темой, объединяются литература и язык, история, изобразительное искусство и даже информационно-коммуникационные технологии.

Использую такие формы организации учебного процесса, как урок-лекцию, практические занятия, урок-игру, урок-дискуссию. В процессе изложения учебного материала создаю «проблемные ситуации». Понятие проблема рассматривается как задача, трудность, которая возникает в ходе изучения того или иного музыкального явления. Для создания проблемных ситуаций использую следующие методические приемы: изложение разных точек зрения при рассмотрении каких-либо явлений; объяснение понятия современность в теме «Что значит современность в музыке?»; постановка конкретных вопросов (например, «Что объединяет музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства?») и т.д.

Также использую такие формы работы, как анализ произведения, урок-исследование, сочинение, создание презентаций. Важное значение в такой работе имеет Интернет, на уроках использую возможности сетевых информационных ресурсов (виртуальные экскурсии по художественным музеям, фрагменты балетов, опер, фильмов и т. д.). Интерактивные элементы обучающих программ, которыми я пользуюсь, позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так например, учащиеся получают возможность самостоятельно создавать музыкальные композиции, не имея знаний нотной грамоты.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая идея, обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность, концепция основана на развивающем обучении, воспитании гармонично развитой личности.

Будучи проводником музыкальной культуры, я как учитель музыки чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся, нравственный облик ребят. Ведущей задачей ставлю для себя воспитание творческой личности, хорошо знающей, любящей культуру не только своего народа, но и уважающей культуру других народов.

Методологическую основу опыта составляют: личностно-ориентированное развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Новые формы работы через включение в активную деятельность на уроке, использование новых методик, подбор музыкального материала, соответствующего требованиям современного общества, использование информационно-коммуникационных технологий. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод «забеганий» вперед и «возвращений», метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы. Последние имеют особо важное значение в вокально-хоровой работе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:

– методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра;

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, сочинение-сочинённого, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические;

– методы контроля и самоконтроля: синквейн, цифровой и слуховой диктант, тестирование, деловая игра, собеседование, викторина, зачёт, взаимопроверка, самопроверка.

Технология опыта.

Хоровое пение считаю одним из самых активных видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием хорош тем, что активизирует всех детей, заставляя их, не отвлекаясь, следить за пением своего товарища, чтобы суметь вовремя и точно интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей.

Слух и певческий голос развиваются успешнее, если этот процесс сопровождается зрительной наглядностью и подкрепляется двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью я применяю различные методы включения элементов музыкальной грамоты в процессе вокально-хоровой работы. Большое место здесь занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставя их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, так как в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. «Перевод на язык другого вида искусства».

5. Презентации. Использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, это более значительно, интереснее и эффективнее. Важно еще и то, что это положительно сказывается и на нравственном воспитании ребят.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Развитие творческого потенциала является актуальным в современной педагогике. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. Музыка помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся, воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Ограничения. Отношение родителей и детей к предмету как к «необязательному». Не всегда есть условия для проведения поисково-практических работ в кабинете из-за отсутствия Интернета.

Трудоёмкость и риски связаны с организацией внеурочной деятельности, в частности с организацией театральных поездок.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для реализации данных изменений необходимо учитывать ряд принципов: сотрудничество обучаемых и обучающих; творческий подход и личностные качества учителя. Главная задача – развивать и воспитывать развитую личность ученика посредством деятельности.

Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку, на организацию деятельности ребят. Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка: использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках; применение разнообразных инновационных образовательных технологий.

8. Результат изменений

04

(Педагогическая копилка. Вспомогательные материалы по введению ФГОС и рабочим программам. http://www.idppo.kubannet.ru/ru/introduction_standard/edu-bank)

9. Публикации о представленном ИПО

1. Целевой педагогический проект «Детские песни о главном»». Сборник: МО и науки Самарской области Южное управление МО и науки Самарской области «Межрегиональная научно- практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»; 15 апреля 2014г, страница 100-101. ISBN 978-5-473-00999-6. (приложение 12)

2. Проект «Детские песни о главном»». – Сборник: Управление Образования Западно-Казахстанской области «Международная научно-методическая   конференция «Инновации и традиции в современном образовании»; 19 февраля 2016 г, страница 125-129. ISBN 877-106-275-335-1. (приложение 13)

3. Программа внеурочной деятельности «Детские песни о главном». – Методическое пособие для учителей и воспитателей. – Самара: ООО «Офорт» 2017. УДК 371, ББК 74.04, М54, ISBN 978-5-473-01136-4. (приложение 14)

4. Методическое пособие «Методика организации работы объединения учащихся «Детские песни о главном» Автор: Дубошина М.А. – Самара: ООО «Офорт» 2017. УДК 371, ББК 74.04, М54, ISBN   978-5-473-01136-4. (приложение 15)

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Окружной конкурс «Учитель года -2017» - III место.

Победитель национального проекта «Образование» (ПНПО).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования. Утвержден 17.12.2010 г., № 1897.
3. Трошагин М.И. Личностно-ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации // Воспитание школьников. № 11. 2008. С. 47–57.
4. Идрисов А.Е. Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. // Завуч. 2000. № 8. С. 77–87.
5. Кулыпина Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Инновационная школа. № 2. Ростов на Дону, 2006. С. 20–25.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современ-ной школе. М., 1996.

THE USE OF STUDENT-CENTERED APPROACH IN TEACHING MUSIC LESSONS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR THE FORMATION AND EDUCATION OF MAN HOLISTICALLY, COMPREHENSIVELY AND HARMONIOUSLY DEVELOPED

© 2018

Doroshina M.A.,
teacher of music
GBOU SOSH №2 OTS  to them. G.A. Smolyakov, s. Bolshaya Chernigovka (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience of the application of personality-oriented learning to increase cognitive activity in music lessons and extracurricular activities, education of a person holistically, comprehensively and harmoniously developed.
Keywords: personality-oriented education; musical education; spiritual and moral education; teaching methods.