УДК 37.035.6
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СО-ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2018
Будамишина Т.Е.
учитель иностранного языка
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 г.о. Чапаевск Самарской области (Россия)
Аннотация: Проблема гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. В статье ставится вопрос о необходимости формирования гражданско-патриотического сознания в рамках воспитательной работы.
Ключевые слова: воспитание; здоровый образ жизни; патриотизм; самосознание; гражданская идентичность; эмоционально-ценностный компонент; гражданский долг; стандарты ФГОС.
Воспитание гражданско-патриотического самосознания – основа воспи-тательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. В своей работе я столкнулась с проблемой низкого уровня гражданской идентичности, когда стала классным руководителем 7 класса. Кроме того, у большой группы детей эмоционально-ценностный компонент был слабо сформирован.
Уровень развития Уровень сформированности
эмоционально-ценностного гражданской идентичности
компонента
Необходимость изменения ситуации и формирования гражданско-патриотического сознания в рамках воспитательной работы заставила меня выделить основные задачи и направления в работе, а также искать формы и методы работы с детьми, которые способствовали бы гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Было выделено 4 основных направления работы: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление
Задачи |
Формы работы |
Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям. |
Проведение совместных внеклассных мероприятий. |
Родительские собрания. |
|
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях. |
Дни здоровья. |
|
Смотр строя и песни. |
|
Посещение профилактических спектаклей. |
|
Дни профилактики, встречи со специалистами. |
|
Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни |
Дежурство в школе, субботники |
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания. |
Посещение парадов Победы. |
Культурно-историческое направление
Задачи |
Формы работы |
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы. |
Классные часы |
Благоустройство могилы Неизвестным летчикам |
Гражданско-правовое направление
Задачи |
Формы работы |
Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности. |
Посещение школьного зала боевой славы. |
Классные часы. |
|
Развитие реально действующего школьного самоуправления. |
Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий. |
Военно-патриотическое направление
Задачи |
Формы работы |
Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города. |
Посещение краеведческого музея. |
Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла. |
|
Поздравления ветеранов с Днем победы. |
Одной из задач явилось также создание органа школьного самоуправления, так как достижение результатов возможно только при участии детей в самоуправлении. Органы самоуправления выполняют важную функцию формирования ценностей в жизни человека такие, как формы общественного сознания и бытия. Составляющей частью уровня воспитанности каждого учащегося является осознание каждым прав и обязанностей человека в обществе.
Воспитывая гражданина, необходимо его включение в процесс активного участия во всех классных и школьных делах. Для определения структуры органа необходимо решить следующие задачи:
1) привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни;
2) формирование активной жизненной позиции;
3) социализация личности ребёнка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе;
4) воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся.
Орган самоуправления класса – актив класса. Во главе классного самоуправления – лидер.
Каждый сектор работает по конкретному направлению:
Учебная группа |
– сбор информации об учебном процессе; – проверка дневников, учебников; – подготовка и участие в предметных неделях. |
Деловая группа |
– подготовка и проведение: – вечеров отдыха, праздников; – интеллектуальных игр, конкурсов; – театральных постановок. |
Сюрпризная группа |
– написание статей о различных мероприятиях; – изготовление стенгазет, буклетов; – сбор информации. |
Трудовая группа |
– проведение субботников; – организация помощи по благоустройству территории. |
Наряду с постоянным органом самоуправления в коллективе создаются различные временные органы самоуправления – рабочие творческие группы, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся.
Следующей не менее важной задачей работы классного руководителя является вовлечение родителей в совместную деятельность (сотрудничество) по воспитанию учащихся.
Семья всегда была первичным институтом социализации ребенка. Происходящее с семьей и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Между тем, молодежь нередко отрицает опыт родителей, культуру общения в семье. С другой стороны, большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, огромный вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях – увеличивается число детских неврозов, растет страх и, как следствие, – происходит снижение успеваемости ребенка или вообще его отторжение от школы. Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Задачи взаимодействия классного руководителя и семьи.
1. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффектив-ного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
2. Формирование активной педагогической позиции родителей.
3. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
4. Активное участие родителей в воспитании детей.
5. Повышение педагогической культуры родителей.
Результаты положительных изменений отражены в карте инновационного опыта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Будамишина Татьяна Евгеньевна., busya.82@mail.ru |
ГБОУ СОШ № 10 г.о. Чапаевск Самарской области |
Учитель иностранного языка |
16 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: среднее общее образование Масштаб изменений: локальный Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – использование в работе авторских программ и методов по патриотическому воспитанию школьников. Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания – основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса – совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эффективность: – потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся. – надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня. – перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат труда, времени учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Воспитательная деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности. Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания. Новые условия образовательной деятельности. Привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Организация воспитательного процесса. Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направление (воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности). Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов–как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные ФГОС общего образования. Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД, в том числе личностных УУД. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски: применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: – создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами; – готовность к организации конструктивного взаимодействия; – стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста. – внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Результаты внедрения программы: – повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; – формирование гражданской грамотности учащихся; – внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы; – возрождение духовных ценностей школьников; – улучшение условий для формирования патриотических чувств. Для анализа состояния воспитательной работы в классе были выделены следующие параметры: – уровень личностного роста (методика, авторы И.В. Кулешова, П.В. Степанов, Д.В. Григорьев); – уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»); – уровень сформированности гражданской идентичности. Уровень личностного роста:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
12 статей, 1 методическое пособие, в том числе: Методический сборник для учителей английского языка «Формирование гражданско-патриотического сознания на уроках английского языка в старших классах», г.о. Чапаевск; ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Чапаевск, 2016. «Дань уважения павшим героям нашей Родины», Вестник образования Юго- Западного образовательного округа № 5, 2016. «Формирование гражданско-патриотического сознания дошкольников», https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/266143-formirovanie-grazhdansko-patrioticheskogo-soz.html, 2017 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс лучших учителей на денежное поощрение в рамках реализации ПНПО 2018 – победитель. Конкурс лучших учителей на денежное поощрение в рамках реализации ПНПО 2016, 2017 – участник. Международный профессиональный конкурс «Педагогическое мастерство» – лауреат. Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Открытый урок», 2015 участник |
Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 9.
2. Царенкова Ю.В.Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/506871/ (дата обращения 24.03.2015).
3. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2014. № 21.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 / (дата обращения 04.10.2018)
FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STU-DENTS IN EXTENSIVE ACTIVITY
© 2018
Budamishina T.E.
foreign languages teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 10 Chapayevsk of the Samara region (Russia)
Abstract: The problem of the civil formation of the younger generation is one of the most urgent in modern education. Civil-patriotic education involves the formation of civic competence through the moral education of adolescents. The article raises the question of the need to form a civil-patriotic consciousness in the framework of educational work.
Keywords: education; healthy lifestyle; patriotism; self-awareness; civic identity; emotional value component; civic duty; GEF standards.