УДК 371

 «ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ» (МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ЦОР, СОЗДАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ МЕДИАДИДАКТИКИ)

© 2018

Шипилова Валентина Владимировна
ГБОУ СОШ с. Новокуровка м.р. Хворостянский Самарской области (Россия)

Аннотация: Разработка представляет собой презентации, выполненные с помощью приемов медиадидактики. Она предназначена для учащихся  и учителей начальных классов. Данную разработку можно использовать как на уроках, так и самостоятельно дома.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы; медиадидактика; интернет-технологии.

Целевое назначение продукта.
Методическая копилка цифровых образовательных ресурсов, созданная с помощью приемов медиадидактики «Интерактивная карусель», предназначена для учащихся начальных классов. Основными целями применения цифровых электронных ресурсов являются переход от знаниевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности. Средства медиадидактики способствуют повышению мотивации к обучению.
Суть инновации.
В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у детей, способствует формированию умений и навыков исследовательской, проектной деятельности, осмысленного овладения информацией и ее последующей обработки. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, оказывает положительное влияние на формирование метапредметных компетенций, усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует самостоятельность мышления школьников.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся, наряду с традиционными  способами, методами и приёмами, можно использовать в своей деятельности интернет-технологии, компьютерное тестирование, тренажёры, мультимедиа-презентации при подготовке к урокам и внеклассным занятиям. Это способствует повышению информационной насыщенности урока, выходу за рамки школьных учебников, что позволяет дополнить и углубить их содержание.
Использование средств медиадидактики создаёт условия для развития метапредметных компетенций, обеспечивает высокий уровень контроля знаний и помощь в устранении пробелов, расширяет возможности инноваций в традиционных уроках. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний обучающихся, развивать их способность к самооценке. ИКТ расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации, позволяют создать образовательное пространство, помогающее ученику выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Моей ведущей педагогической идеей является развитие познавательной активности и повышение мотивации к обучению младших школьников за счет использования средств медиадидактики. Мой опыт использования ИКТ составляет четыре года. Это позволяет мне:
– развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
– перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности;
– активизировать познавательную деятельность обучающихся;
– проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
– осуществлять дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем подготовки;
– организовывать одновременно детей, обладающих различными способностями.
Систематическая и целенаправленная работа по развитию познавательной активности и повышению мотивации оказывает положительное влияние на формирование УУД, усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка.
Методические рекомендации по работе с продуктом.
1. Интерактивный фотоальбом «Редкие животные лесов России».
Ресурс выполнен с использованием технологического приема «Листание». Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Листание вперед осуществляется щелчком на правую страницу, назад – на левую.
Цель ресурса: знакомство с редкими животными лесов России.
Задачи:
1. Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу России.
2. Развивать положительное отношение к окружающему миру.
3. Обогащать словарный запас детей, расширять их кругозор.
4. Прививать бережное отношение к природе.
Ресурс можно использовать на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности.
2. Презентация «Народные промыслы России».
Для создания данного ресурса использован технологический прием «Интерактивная лента». Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Ресурс состоит из трех блоков: «Хохлома», «Гжель», «Городецкая роспись», которые сменяются один другим по нажатию стрелки. Для получения развернутой информации нажимаем на маленькую картинку. Возвращаемся на главный слайд, нажав на картинку.
Цель ресурса: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись).
2.  Развивать образное мышление.
3. Воспитывать эстетический вкус.
Ресурс можно использовать на уроках рисования, технологии, математики ( проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты на посуде»), во внеурочной деятельности.
3. Тренажер «Безударные окончания имен существительных».
Ресурс выполнен с использованием технологического приема «Табло».
Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Техническое воплощение данного упражнения основано на механизме смены информации в ячейках табло. Перед началом работы ребятам предлагается вспомнить правила, необходимые для написания безударного окончания существительного. Работая с тренажером, дети пошагово выполняют алгоритм написания безударного окончания существительного: определяют поочередно род, склонение, падеж, выбирая их на табло. Проверить себя можно, нажав на кнопку «Проверь».
Цель ресурса: закрепление знаний по теме «Безударные окончания имен существительных».
Задачи:
1. Проверить умения в определении рода, склонения и падежа имен существительных и написании безударных окончаний.
2. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Ресурс используется на уроке русского языка фронтально или индивидуально.
4. Тренажер «В гости к парным согласным».
Ресурс выполнен с использованием технологического приема «Анимированные пазлы». Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Перед началом работы ребятам предлагается вспомнить правило написания парных согласных. Дети выбирают букву, которую нужно вставить в слово. При правильном ответе появляется медвежонок. При неправильном – облачко исчезает. В конце работы ребят ждет музыкальный сюрприз.
Цель ресурса: повторение написания парных звонких и глухих согласных на конце и в корне слова.
Задачи:
1. Отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в корне слова.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Ресурс используется на уроке русского языка фронтально или индивидуально.
5. Интерактивная игра «Подводный мир».
Для создания данного ресурса использован  технологический прием «Яблочко на тарелочке». Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Ребята находят значение выражения и выбирают ответ. При верном выборе в иллюминаторе батискафа появляется картинка морских обитателей. Переход на следующий слайд – по ракушке.
Цель ресурса: закрепление вычислительных навыков в пределах 100.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 100.
2. Развивать познавательный интерес к математике.
Ресурс используется на уроке математики фронтально или индивидуально.
6. Интерактивная игра «Веселый паровозик».
Ресурс выполнен с помощью технологического приема «Бегунок». Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Суть упражнения заключается в том, что на слайде появляется бегущая строка (паровозик) в заданном  темпе. Обучающийся должен успеть найти в нижнем поле правильный ответ. Начало игры – кнопка СТАРТ, стрелка перехода на другой слайд появляется после нажатия правильного ответа.
Цель ресурса: закрепление вычислительных навыков внетабличного умножения в пределах 100.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки умножения в пределах 100.
2. Развивать познавательный интерес к математике.
Ресурс используется на уроке математики фронтально или индивидуально.
7. Интерактивный кроссворд «Золотое кольцо России».
 Ресурс выполнен с помощью средств рисования, триггеров, анимации. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам. Стрелкой указано слово в кроссворде, которое нужно разгадать. Чтобы прочитать задание, нажми на  карту. Ответь на вопрос и проверь себя, кликнув по слову «Проверь». Для перехода к следующему слову используй кнопку.
Цель ресурса: закрепление знаний по теме «Золотое кольцо России».
Задачи:
1. Развивать речь, память, внимание, познавательную активность, мышление, логику.
2. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
3. Воспитывать любовь к родной стране.
Ресурс используется на уроке окружающего мира фронтально или индивидуально.
8. Презентация «Состав слова».
Для создания данного ресурса использовался технологический прием «Интерактивное пособие». Презентация является мультимедийным пособием для  урока русского языка.
В презентации 1 слайд с внедренными 4 презентациями. Переходы осуществляются щелчком по необходимой презентации.
1 презентация – морфемы слов.
2 презентация – алгоритм нахождения морфемы.
 3 презентация – шарады.
4 презентация – мини-тест.
Чтобы закончить показ, необходимо нажать на кнопку выхода.
Цель ресурса: обобщение знаний о составе слова.
Задачи:
1.Повторить понятия: состав слова, корень, основа, приставка, суффикс, окончание.
2. Упражняться в разборе слов по составу.
3. Развивать сообразительность, логическое мышление.
Ресурс используется на уроке русского языка, на этапе закрепления.
9. Дидактическая игра «Найди 10 отличий».
Внимательно рассмотри и сравни 2 картинки к сказке «Теремок». Найди 10 отличий. Левой кнопкой мышки кликни по предмету, которого нет на другой картинке. Если ты найдешь отличие, появится монетка.
Цель ресурса: развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Задачи:
1. Развивать умение последовательно рассматривать картинки.
2. Развивать внимание, память, мышление.
Ресурс используется на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности.
10. Интерактивный тест «Заглавная буква в словах».
Тест создан на основе шаблона Д. Иванова. Для того чтобы тест работал на вашем компьютере, необходимо произвести настройки, позволяющие исполнение макросов в PowerPoint. Откройте презентацию. Нажмите на «Файл». Выбираем «Параметры». Выбираем:
1. «Центр управления безопасностью».
2. «Параметры центра управления безопасностью». Отмечаем  кнопки «Включить все макросы», «Доверять доступ к объектной модели проектов VBA», нажимаем «ОК».
Выполненные настройки вступают в силу только при следующем запуске редактора мультимедийных презентаций, поэтому закройте PowerPoint.
В дальнейшем эту процедуру на данном компьютере вам повторять не придется, пока вы не отмените указанные настройки, но её желательно выполнить на всех компьютерах, где будут выполняться тесты, созданные на основе данного шаблона.
В данном тесте 7 вопросов с единственным верным ответом и 3 вопроса с множественным выбором правильных ответов. Если нужно исправить ответ на вопрос с множественным выбором, жмите на кнопку «ИСПРАВИТЬ». Если ответ готов, жмите на кнопку «ОТВЕТ ГОТОВ». Если тест выполнен с ошибкой, то на слайде «Результат теста» появится кнопка «ИСПРАВИТЬ», воспользуйтесь ей. При завершении работы с тестом его файл приводится в исходное состояние, поэтому в окне сообщения с вопросом «Сохранить изменения в файле?» нужно выбрать «НЕТ».
Цель ресурса: проверка знаний по теме «Заглавная буква в словах».
Задачи:
1. Проверить навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
2. Развить аналитическое мышление, память.
Ресурс используется на уроке русского языка, на этапе закрепления.


«INTERACTIVE CAROUSEL» (METHODICAL PIGGY OF E-LEARNING MATERIALS CREATED USING THE TECHNIQUES MEDIADIRECTTM)

© 2018

Shipilova V.V.
GBOU SOSH s. Novokurovka M.R. Khvorostyanskaya Samara region (Russia)

Abstract: The Development is a presentation made using techniques of media didactics. It is intended for primary school students and teachers. This development can be used both in the classroom and at home.
Keywords: digital educational resources; media didactics; Internet technologies.