УДК  37.036

МУЗЕЙ КАК ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

© 2017

Рассохина Е.А.,
учитель изобразительного искусства, МХК, искусства, графики, технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 53» г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Школьный музей как центр современных образовательных и воспитательных технологий позволяет осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала, попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку, объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу. Будущее музейной педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека.
Ключевые слова: музейная педагогика; патриотизм; гражданственность; эстетическое и интеллектуальное развитие; краеведение; духовность; творчество и сотворчество.

A SCHOOL MUSEUM AS AN INNOVATIVE SPACE FOR EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

© 2017

Rassokhina E.A.,
a teacher of Fine arts, Global Art Culture, Painting, Graphics, Technology
Municipal budgetary general education institution «School № 53» Samara (Russia)

Abstract: A School Museum as a centre of modern educational technologies enables to implement non-traditional educational approach, which is based on children's interest in research activities and computer-based education. It also provides an emotional and intellectual impact on students, helps to understand the importance and usefulness of the subject matter, promotes children’s personal fulfillment and self-realization, helps to explain difficult material using clear and comprehensible examples and to organize interesting lessons, research work and other extracurricular activities. A future of Museum pedagogics is seen in the ability to work out and implement an integrated system of education and personal development.
Keywords: museum pedagogics; patriotism; civic consciousness; aesthetic and intellectual development; study of local history and culture; spirituality; creative work and co-creation.

Цель музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении – качественное и стабильное расширение образовательного пространства, включение в него максимально возможного объёма культурного наследия, закладка надёжного фундамента в становлении и развитие высококачественного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Предлагаемый опыт, на мой взгляд, является актуальным, так как всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду. Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу образования и воспитания.
Реализуемый опыт дает возможность ребенку социально развиваться. В эстетическом образовании и воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки, хореографии. Эстетическое образование и воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта, воспитания нравственных ценностей, правильного отношения к событиям нашей истории. Система эстетического обучения и воспитания в моём опыте опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Всестороннее развитие достигается связью всех элементов образовательно-воспитательной системы: целей, задач, содержания, педагогических и воспитательных технологий управления, анализа и контроля. Детям целенаправлено дается возможность правильного постижения мира и истинных идеалов ценностей, семейных, межличностных, общественных отношений, в преодолении проблем, конфликтов и трудностей.
В последние годы краеведение все активнее включается в систему и методику образования. Законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривается введение национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов [2]. Это означает, что преподавание любого предмета в учреждении образования складывается из теоретического и прикладного курса, общего для всех учащихся страны (федерального компонента), и национального или регионального курса, специфического для данной территории или этнической группы. Естественно, что национально-региональный компонент эффективнее всего может быть реализован средствами краеведения. Таким образом, краеведение становится необходимым элементом образовательных программ.
Практическое краеведение неизбежно связано с выявлением и собиранием различных материалов, отражающих социальную и естественную историю региона. Накопление этих материалов, в первую очередь, подлинных традиционных памятников истории и культуры, вызывает необходимость их презентации, общественного предъявления. Наиболее распространенной и универсальной формой собирания, обеспечения сохранности и общественного использования движимых памятников природы, истории и культуры является музей. Таким образом, школьный музей обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми свойствами, которые присущи музею, как научно-исследовательскому и культурно-просветительскому институту.
Во-первых, школьный музей представляет собой общественный институт. Это объясняется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами.
Во-вторых, школьному музею присущи те черты, которые характерны для музея, как социального института. Он изучает исторические процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры в соответствии с профилем и тематической направленностью.
В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся.
Все эти особенности школьного музея зафиксированы в рекомендованном Министерством образования России «Примерным положении о музее образовательного учреждения (школьном музее)», который характеризует его, как «структурное подразделение образовательного учреждения Российской Федерации независимо от формы собственности» [4].
Музейная педагогика дает возможность:
– осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
– сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
– раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
– попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
– объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
– организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу [5].
Будущее музейной педагогики мне видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. В нашей школе эта система работает. Она органично соединяет в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечивает удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирует развитие его творческих потенций, включает его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей. Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Однако определение реальной роли музея в вовлечении личности в мир культуры, обоснование методик воздействия музея на формирующуюся личность должны стать предметом специального исследования.
Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности. Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора.
Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства школьников. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Выбор профиля любого (в том числе школьного) музея, по существу, определяет цели, задачи и методики реализации его функции, составляет основу концепции развития школьного музея. Но профиль, основная тематика музея не является жесткой конструкцией, поскольку специфика школьного музея в том, что создаваемые в процессе творчества детей, родителей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут частично соответствовать какому-то профилю, сочетая в себе несколько направлений деятельности.
Краеведение – это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение – это и методологический прием познания закономерностей развития общества через изучение и развитие своего края. Таким образом, школьные музеи фактически любого профиля могут считаться краеведческими.
Название и профиль музея имеют важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно-воспитательной функцией, наименование учредителя. Программа деятельности музея и его создания обязательно должна быть сформирована таким образом, чтобы каждая ступень обучающихся достигала бы конкретных результатов в его осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший активное участие в деятельности музея, получил не только моральное удовлетворение от проделанной им работы, но и от осознания собственного вклада в общее дело.
Формирование концепции музея «Русская изба» МБОУ «Школа № 53» г.о. Самара, собирание идей и предложений по наиболее результативной деятельности способствует проведение в учреждении специальных конференций: научные конференции «Первые шаги в науку», участие с научно-исследовательскими работами в районных, городских, областных конференциях для школьников, заседание школьного научного общества; участие в творческих конкурсах, фестивалях (этнографический фестиваль «Мой родной народ», «ЭТНОЛИК», «Волжские Забавы»); участие в городских и социальных акциях («Музей и дети», «Солдатский платок», «Волонтёры»); народных праздниках, мастерской ДПИ и т. п. Это служит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, родителей, местных жителей, помогает выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности.
Сложность социального статуса музея в том, что школьный музей – это общественное объединение в образовательном учреждении со своим руководящим органом (актив музея, собрание) и исполнительным органом (совет школьного музея). С другой стороны, это некое структурное подразделение образовательного учреждения, где руководитель школы несет непосредственную ответственность и за деятельность актива школьного музея и за исторические культурные ценности, находящиеся на хранении в музее, и за то, чтобы музей действовал в рамках существующего законодательства. Руководитель также следит за соответствием школьного музея к предполагающимся нормам для учреждений культуры.
Профильные функциональные группы: поисково-собирательная (осуществляющая комплектование музейной коллекции); фондовая (учет и хранение фондов); экспозиционно-выставочная (разработка и создание выставок и экспозиций); массово-просветительская (проведение экскурсий, бесед, лекций, встреч с гостями музея и интересными людьми, музейных праздников, других массовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т. д.), прикладная (мастерская ДПИ) необходимы для реализации основных направлений деятельности школьного музея. На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и реализует все виды музейной деятельности, но даже и в этом случае необходимо создание ролевых функций для поддержания структуры музейной работы. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела, формированию их организационных и исполнительных навыков. «Образ» личности рождается, конструируется средой, которая всегда была в информационном отношении гораздо шире информационной среды современной школы. Учитель, как носитель части социокультурной информации, не формирует это информационное пространство, но и не ограничивает его объемом собственных знаний и практических умений. Становится понятным, что образование в современных условиях нельзя определять лишь с процессом приобретения умений и навыков. Указываемые разными авторами критерии образованности по совокупности «рисуют» целостный образ всесторонне развитой личности.
Деятельностный смысл обучения связывается с процессом передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Субъектный смысл заключается в формировании «носителей» (хранителей, созидателей и потребителей) социальной культуры общества – «носителей» культуры человеческой цивилизации следующего поколения (сообществ индивидов и их отдельных членов). Образование есть процесс и результат обучения, развития и воспитания субъекта. [3, с. 6–7]. Работа со школьниками на территории этнографического музея является  ярким примером деятельностно-субъектного подхода в образовании и воспитании, реализуемого в общеобразовательной школе.
Одним из приоритетных направлений деятельности этнографического школьного музея «Русская изба» МБОУ «Школа № 53» г.о. Самара в условиях поликультурного пространства региона является изучение костюмов народов Поволжья. В концепции музея указываются статистические данные о составе школы, из которой видна пестрая картина этнического состава учащихся. В экспозиции музея отражена идея взаимовлияния народов на территории Самарского края. Это позволяет формировать уважение к различным народам, толерантность к людям других национальностей и конфессий, чувство малой родины.
Вторым немаловажным компонентом деятельности музея является работа мастерской декоративно-прикладного творчества, где дети, изучая подлинные вещи в экспозиции музея, учатся создавать творческие работы, придерживаясь народных традиций (на примере освоения берестяного творчества, шитья по народным традициям национального костюма, ткачества). Также принцип реконструкции, возможности участия школьников в создании музейного пространства позволяет поддерживать живую и непосредственную среду для общения.
Реализуемый образовательно-воспитательный опыт включает в себя такие базовые национальные ценности: семья, родители, культура, народные традиции и промыслы, нравственность, патриотизм, гражданственность, знания, народ, родной край, Россия, Отечество, труд, здоровье  (нравственное и физическое), творчество, литература, искусство, театр.
В целом же участие детей в решении организационных вопросов создания и работы школьного этнографического музея «Русская изба» способствует лучшему осмыслению ими задач и содержания своей деятельности, способствует выработке профессиональных навыков, пониманию сущности демократии, своих прав и обязанностей в обществе. У детей работа в музее формирует и развивает чувство ответственности за доверенный участок работы, прививает им навыки коллективной и индивидуальной деятельности, социальной активности.
Основная информация по данному опыту работы представлена в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Рассохина Елена Анатольевна

rassohina64@mail.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 53» городского округа Самара

53школа.рф

Учитель изобразительного искусства, МХК, искусства, графики, технологии

18 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения – основная и старшая школа.

Масштаб изменений – локальный.

Предмет изменений – методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна опыта – наличие образовательно-воспитательной системы, направленной на формирование и развитие художественно-эстетических, гражданских и патриотических чувств, толерантности, идентичности, почитания традиций собственного народа, посредствам школьного этнографического музея «Русская изба».

Предлагаемый опыт является актуальным, так как всеобщность и обязательность эстетического образования и воспитания, и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском и подростковом возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду. Организация системы эстетического образования и воспитания основывается также на принципе комплексного подхода, в том числе и через музейную деятельность.

Эффективность и потенциальная полезность моего опыта в том, что художественно-эстетическое образование и воспитание, осуществляемое средствами различных видов искусства, реализуется как гармоничное развитие духовных и творческих способностей ребенка, способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, в результате чего учащиеся приобретают недостающие знания и практические навыки.

Надёжность опыта заключается в использовании, полученных знаний и опыта в дальнейшей жизни: выборе профессии, сохранении традиций и обрядов народов России и передачи их следующим поколениям, социализации. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы, работать в команде.

Представленный опыт перспективен и направлен на эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям, на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания на основе внедрения музейной педагогики.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует больших материальных затрат при условии, что в образовательном учреждении есть музей.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Разработка, апробация и отработка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Музей как инновационное образовательное и воспитательное пространство школы.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является то, что школьный музей обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми свойствами, которые присущи музею, как научно-исследовательскому и культурно-просветительскому институту.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия в том, что сегодня в школе изобразительное искусство, МХК, технологию принято относить к разряду второстепенных и неважных предметов. В этом и есть проблема сегодняшнего дня. Но государство требует на выходе из образовательного учреждения иметь всесторонне развитую и образованную личность. И, несомненно, в процес­се формирования личности ребенка художественно-эстетический цикл предметов играет важнейшую роль и обязателен, он несёт не только образовательную составляющую, а в большей мере воспитательную.

Новое средство обучения – музейная педагогика. В учреждении образования оно становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучению музейно-краеведческими средствами, художественно-эстетическими приемами, воспитательными формами.

Новые условия образовательной деятельности. Изобразительное искусство, МХК, технология, графика – это предметы, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом эстетического образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру, участвовать в создании культуры.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) преподавание искусства в школе должно основываться на культурологическом подходе.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Достижению поставленных задач способствует выработанная система работы, построенная на интеграции современных образовательных и воспитательных технологий: (технология разноуровневого обучения» (Т.И. Шамова, В.В. Гузеев), модели обучения «погружения в предмет» (П.П. Блонский),, «погружения в культуру» (Е.Б. Евладова), технология коллективных творческих дел (КТД) (И.П. Иванов), технология коллективного обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), технология проектного обучения (Джон Дьюи, П.П. Блонский, М.В. Крупенина),   «Коммуникативные технологии» (В.А. Кан-Калик), технология организации рефлексии (А.В. Хуторской), здоровьесберегающие технологии Н.К. Смирнов), технология развития универсалах учебный действий, информационно-коммуникативные технологии, технология развития творческих способностей, традиционных форм и методов работы и использовании современных средств общения, взаимодействия и контроля.

Организация учебного процесса (или воспитательного процесса). Первая составляющая моего опыта – организация расширения границ образовательной среды (урочная, внеурочная, внешкольная, музейная деятельность). Применение технологии: погружение в культуру, знакомство с её традициями, обычаями, особенностями, искусством, климатическими условиями через объяснение и демонстрацию видеоряда, музыкального сопровождения (применение «Теории погружения» И.П. Щетинин), модели обучения «погружение в предмет» (П.П. Блонский), «погружение в культуру» (Е.Б. Евладова). Обучение нетрадиционным техникам рисования, работа с различными материалами, смена видов деятельности, применение методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, создание коллективных работ («Технология разноуровневого обучения» (Т.И. Шамова, В.В. Гузеев).

Вторая составляющая моего опыта – коллективная деятельность детей, их сотворчество с возможностью самовыражения.

Коллективное творчество детей на уроке, во внеурочной и внешкольной деятельности формирует коммуникативные универсально-учебные действия, направленные на осуществление межличностного общения, умение слушать, вести диалог, в соответствии с поставленными целями и задачами организовывать и планировать работу в группе, в том числе умение разговаривать, находить общее решение. Итоговый результат совместной работы, осознание своей значимости в общем деле поднимает личностную самооценку ребенка. Планирование работы, определение последовательности выполнения промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, внесение необходимых дополнений и корректив, оценка сделанного на этапе рефлексии формирует регулятивные УУД.

Третья составляющая – включение в социально-значимую деятельность. Об эффективности того или иного метода обучения могут говорить результаты урочной и внеурочной деятельности учащихся. Предметные результаты – это участие и победы в различного уровня конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Используемые мной технологии (в том числе музейная педагогика) служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного и воспитательного процесса через интеграцию электронных, здоровьесберегающих, дистанционных и педагогических технологий. Я использую элементы опережающего обучения, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Ограничения в принципе отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: значительные затраты времени, труда учителя.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

оснащение рабочих мест учащихся, наличие музея в школе;

позитивные взаимоотношения и комфортный психологический микроклимат в коллективе: учитель ученик родители;

материально-техническое оснащение урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

владение педагогом СОТ и методиками;

желание и стремление повышать свой профессиональный уровень знаний, формируя готовность к организации взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, инновационной деятельности, постановки и достижения целей и задач личностного роста учителя;

умение грамотно выбирать формы и методы передачи информации обучающимся и их родителям;

мотивация учителя на реализацию своих проектов.

8. Результат изменений

Средний балл по преподаваемым предметам каждый учебный год повышается и имеет стабильно высокий балл (примерно 4,5).

Положительная динамика участия обучающихся в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников.

Доля обучающихся от общего количества обучающихся, принимающих участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников

20132014

учебный год

20142015

учебный год

20152016

учебный год

35 %

48 %

53 %

 

Участие обучающихся в окружном этапе ВОШ

Количество обучающихся, участвовавших в муниципальном (окружном) этапе Всероссийской олимпиады школьников

20132014

учебный год

20142015

учебный год

20152016

учебный год

0

1

3

 

Динамика количества творческих работ обучающихся,   представленных на разных уровнях

Уровень

20132014

учебный год

20142015

учебный год

20152016

учебный год

Районный

10

1

14

Городской

23

18

20

Областной

0

28

30

Всероссийский

0

0

6

Международный

13

5

15

Наличие и динамика победителей и призёров ВОШ

Уровень Всероссийской олимпиады школьников

20132014

20142015

20152016

Окружной

0

0

3 призёра

региональный

0

0

1 призёр и

*2 обучающихся:

(10 класс – 7 рейтинг;

11 класс 7 рейтинг)

Сформированы базовые ценностные ориентиры: добро, дружба, патриотизм, гражданственность, семья, нравственность, справедливость, честь, толерантность, гумманизм и др.

Повышен уровень воспитанности обучающихся.

Повышена результативность социальной деятельности.

Для меня как для учителя важны личностные результаты обучающихся. У детей появляется мотивация заниматься творчеством на уроках, во внеурочных, необязательных для ребят занятиях. Я вижу интерес детей, их горящие глаза, при создании творческого продукта, при общении в процессе выполнения общего или индивидуального проекта, а это порой важнее предметных результатов.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Модель системы обучения и воспитания учащихся. Национальные истоки духовного воспитания человека // Национально-региональный компонент в школьном образовании: теория и практика. Институт содержания и методов изучения российской академии образования. ГОУ СИПКРО. Москва. Самара. 2007. С. 177-192.

2. Роль музейной педагогики в современном образовательном пространстве // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Гражданское и патриотическое воспитание средствами музейной педагогики». 2017.

3. Музейная педагогика в современном образовательном и воспитательном пространстве //Сборник материалов ІІІ региональной полиэтнической конференции для руководителей, педагогов и учителей национальных школ, этнообъединений образовательных учреждений, реализующих национальный компонент «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и национальной среде». Направление « Современные образовательные технологии в практической педагогической деятельности» (методика и педагогика). 2017.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс программ элективных курсов в системе профильного обучения в номинации «Профессиональные пробы и социальные практики». Лауреат окружного этапа. Участник регионального этапа. 2014 г.

2. Районный конкурс «Грани профессионального мастерства» Номинация «Учитель-предметник». Диплом 2 место. 2016 г.

3. Областной Конкурс педагогических работников, наиболее успешно реализующих долгосрочный воспитательный проект особой педагогической и общественной значимости. Победитель. 2016 г.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Школьные музеи // Сборник документов. М., 1987. С. 21.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принят 10 июля 1992 года). Ст. 7–1.
3. Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2002. 300 с.
4. Примерное положение о музее образовательного учреждения (Школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. №28-51–181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. №2 (46). М., 2003. С. 6.
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». М., 1997. С. 102–105.