УДК 372.3/.4

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

© 2017

Попова Е.В.,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска Самарской области (Россия)

Аннотация: Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Стало необходимым не только дать детям образование в виде системы базовых предметных знаний, но и всемерно развивать личность обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, следовательно, использовать в практике новые образовательные технологии, разнообразные формы образовательной деятельности, которые обеспечат рост творческого потенциала, познавательных мотивов, позволят достичь социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.  
Ключевые слова: технологии личностно-ориентированного обучения; зона «ближайшего развития»; субъектный характер обучения.

THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE FRAMEWORK OF A STUDENT-CENTERED LESSON

© 2017

Popova E.V.,
the teacher of initial classes
GBOU SOSH №2 of the city of Neftegorsk in Samara region (Russia)

Abstract: Modernization implies orientation of education not only on the assimilation of students a certain amount of knowledge, but also on the development of his personality. It became necessary not only to give children an education in basic subject knowledge, but also to develop personality of a student on the basis of assimilation of universal educational actions, knowledge and development of the world, therefore use in the practice of new educational technologies, various forms of educational activities that will ensure the growth of the creative potential, cognitive motives, will achieve a socially desirable result of personal and cognitive development of students.
Keywords: technology student-centered learning; the zone of «proximal development»; the subjective nature of learning.

Современное образование призвано не просто наполнить «багаж» обучающегося предметными знаниями, а сформировать у учащихся начальной школы универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться и познавать окружающий мир. Ученик должен стремиться к приобретению знаний, принимать, понимать, использовать знания на практике, контролировать и давать объективную оценку своей работе. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, посредством использования современных образовательных и воспитательных технологий, активных форм познания: проведение наблюдений и опытов, создание учебных и социальных проектов, проведение занятий с использованием учебного диалога. Необходимо обеспечить рост творческого потенциала и познавательных мотивов, обогатить формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как того требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Достичь этого педагогу позволят технологии личностно-ориентированного обучения, которые строятся на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся, где во главу угла ставятся самобытность ребёнка, его самоценность, развитие личностных особенностей обучающегося, раскрытие его природного дара. Технологии личностно-ориентированного обучения, а именно, педагогика сотрудничества, проектные, проблемного обучения, информационно-коммуникативные, группового взаимодействия позволят добиться образовательных результатов в рамках ФГОС.
Урок в системе личностно-ориентированного обучения был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но существенно меняется его функция, форма и организация. Целью личностно-ориентированного обучения является создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Показателями эффективности личностно-ориентированного урока служит:
– создание оптимальных условий: благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, создание ситуаций выбора и успеха, атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (создание групповой работы, организация сотрудничества);
– учёт индивидуально-психологических особенностей, перспектив ученика, актуализация на уроке его субъектного опыта
К неотъемлемым этапам личностно-ориентированного урока можно отнести:
1. Постановка проблемы.
2. Обращение к имеющимся знаниям обучающихся.
3. Выслушивание учителем различных точек зрения.
4. Самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы.
5. Самопознание.
6. Выявление личностного отношения.
7. Рефлексия.
Рефлексия включает:
– рефлексию своей деятельности («Я» – доволен ли собой, было ли мне комфортно);
– рефлексию совместной деятельности («Мы» – какие были трудности в общении с группой, помогал я товарищам, помогали ли они мне);
– рефлексия своей личности («Дело» – достиг ли цели обучения, этот учебный материал нужен мне для дальнейшей учёбы, в чём затруднялся).
Формы работы, которые педагог использует в работе – индивидуальные, работа в парах, групповые. Преобладающим методом обучения является проблемно-поисковый, познавательный через организацию самостоятельной деятельности.
Технологии личностно-ориентированного обучения позволяют отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно-ориентированное обучение предполагает поддержку и развитие индивидуальности каждого ученика. Каждый ребенок работает в присущем ему темпе. Обучение строится в зоне «ближайшего развития». Педагог выбирает демократический стиль отношений с обучающимися. Ученик начальной школы должен не только овладеть общим способом решения учебной задачи, но и использовать полученные знания в нестандартных ситуациях, выполнять задачу творчески, проявляет самостоятельность, инициативность, умеет сравнивать свою работу с оригиналом и находить ошибки, то есть контролировать и оценивать свою работу. Поэтому успешность каждого ученика зависит от того, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы, каков уровень его познавательных интересов, готов ли ученик к самообучению и самовоспитанию. Ученик должен стать своего рода «исследователем». Он будет осуществлять поиск правильного ответа, доказывать, заниматься сравнением, классификацией, делать выводы, причем, не боясь ошибиться. Ошибка ученика станет находкой для познавательной деятельности, в процесс ее исправления включится весь коллектив учащихся. В этом проявляется субъектный характер обучения, который формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учебе.
Опыт работы целесообразно рассмотреть в карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Попова Елена Викторовна

super.popovaelen@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский  Самарской области, nschool2@mail.ru

учитель начальных классов

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного  и воспитательного процессов.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в использовании возможностей личностно-ориентированного урока с применением элементов современных образовательных технологий: проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии группового взаимодействия, проектной технологии, игровой.

Актуальность опыта: использование инновационных  образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению познавательного интереса, прочному усвоению образовательной программы, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Потенциальная полезность опыта заключается в освоении педагогом современных образовательных технологий, в умении применять и варьировать в учебной деятельности элементы современных образовательных технологий для успешного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Надежность: обеспечивает рост познавательной активности обучающихся, приводит к сотрудничеству педагога и обучающегося, повышает качество обучения.

Перспективность: образовательная деятельность в рамках представляемого опыта апробируется мною повторно с новым набором обучающихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в рамках личностно-ориентированного урока.

3. Ведущая

 педагогическая

идея

Изменение методики преподавания, в первую очередь, той части, которая отвечает за введение нового материала: ученики должны открывать знания, посредством использования современных образовательных и воспитательных технологий, активных форм познания: проведение наблюдений и опытов, создание учебных и социальных проектов, проведение занятий с использованием учебного диалога; необходимо изменить форму общения и взаимодействия участников образовательного процесса. 

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Данная методическая тема мотивирована противоречием между необходимостью формирования метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и традиционной системой обучения, что обусловлено:

снижением познавательного интереса младших школьников,

непрочным усвоением образовательного материала;

неумением применять полученные знания на практике, в жизненных ситуациях.

Новое средство обучения: применение элементов современных образовательных технологий – технологии проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии, технологии развития творческого потенциала личности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Новые условия образовательной деятельности: нетрадиционные формы уроков: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-зачет. Использование групповой формы работы и работы в парах помогает мне решать задачу по формированию у обучающихся основ умения учиться и развитию творческого потенциала детей.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность инновационного педагогического опыта   заключается в использовании современных образовательных технологий, приемов, методов, форм организации образовательного процесса для формирования у обучающихся основ умения учиться.

Для этого в образовательном процессе применяются: технологии и формы личностно-ориентированного урока, межпредметные связи, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.

Технологии проблемно-диалогического обучения использую на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Урок начинается с задания из рубрики «Обсудим вместе», «Выскажи предположение» и «Давай подумаем». В заданиях ставится проблема урока, решая эту проблему, ученикам приходится сравнивать, делать выводы, выводить алгоритм решения заданий.

Применение ИКТ-технологий на различных уроках позволяет развивать умение  учащихся ориентироваться в информационных потоках, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. На основе анализа моих наблюдений продуктивность урока повышается в среднем на 10-15%.

Игра это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, учу детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется в случаях, когда урок легко объединить одной сюжетной игрой.

Проектная технология: природная любознательность детей и творческая активность проявляется в формировании многочисленных вопросов. Это важнейшее умение для любого творческого исследователя. С этой целью устанавливается почтовый ящик «Вопросы Почемучек». Цель такой работы: научить обучающихся задавать вопросы, сформировать желание на них ответить, удовлетворить потребность детей узнать больше, используя справочную литературу.

Развитие логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учиться в полной мере реализуются на нетрадиционных формах уроков: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-зачет.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Ученик должен стать своего рода «исследователем». Он осуществляет поиск правильного ответа, доказывает, занимается сравнением, классификацией, делает выводы, не боясь ошибиться. Ошибка ученика становиться находкой для познавательной деятельности, в процесс ее исправления включается весь коллектив обучающихся. В этом проявляется субъектный характер обучения, который формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учебе.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование элементов СОТ.

Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации.

8. Результат изменений

Подтверждением результативности инновационного педагогического опыта могут служить следующие показатели:

– 100% успеваемость по предметам, стабильность качества знаний – 80-85%;

 

обученность

качество

русский язык

математика

литературное чтение

окружающий мир

2014-2015

100%

77%

87%

97%

100%

2015-2016

100%

80%

87%

100%

100%

17 32 1

Позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся за последние три года (средний балл)

предмет

2014-2015

2015-2016

динамика

русский язык

3,9

4,0

положительная

математика

4,1

4,3

положительная

чтение

4,5

4,6

положительная

17 32 2

– увеличение числа обучающихся – участников конкурсов, соревнований;

– увеличение числа обучающихся – призеров конференция проектно-исследовательских работ «Я познаю мир», творческих конкурсов;

– повышение интереса к обучению.

По данным психологического обследования (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе») уровень учебной мотивации увеличился.

 

2014-2015

2015-2016

Учебно-познавательная мотивация

10 чел.

17 чел.

Социальная мотивация

5 чел.

5 чел.

Внешняя мотивация

4 чел.

4 чел.

Стремление к одобрению

1чел.

1 чел.

Негативное отношение к школе

0 чел.

0 чел.

Выражены 2 типа мотивации

10 чел.

3 чел.

 

9. Публикации о представленном ИПО

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе // Материалы докладов межрегиональной научно-практической конференции 19 апреля 2016 года Составители: Н.А. Волкова, Н.С. Пендюхова – Самара; 2016.

Сборник методических материалов «Из опыта работы педагога». Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7. Тираж 50 экз.

Программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», «Юный ученый» // Сборник методических материалов: Из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска / Составители: Поперечная Ю.В., Тимофеева Е.В. Нефтегорск, 2014.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

– Областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Классный руководитель» в 2014 году, (II место).

– Областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2015» (лауреат).

– Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2017 году (ПНПО)  (победитель).

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся, склонных к использованию в педагогической практике технологий личностно-ориентированного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Попова Елена Викторовна

super.popovaelen@yandex.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский  Самарской области, nschool2@mail.ru

учитель начальных классов

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного  и воспитательного процессов.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в использовании возможностей личностно-ориентированного урока с применением элементов современных образовательных технологий: проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии группового взаимодействия, проектной технологии, игровой.

Актуальность опыта: использование инновационных  образовательных технологий в образовательном процессе способствует повышению познавательного интереса, прочному усвоению образовательной программы, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Потенциальная полезность опыта заключается в освоении педагогом современных образовательных технологий, в умении применять и варьировать в учебной деятельности элементы современных образовательных технологий для успешного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Надежность: обеспечивает рост познавательной активности обучающихся, приводит к сотрудничеству педагога и обучающегося, повышает качество обучения.

Перспективность: образовательная деятельность в рамках представляемого опыта апробируется мною повторно с новым набором обучающихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в рамках личностно-ориентированного урока.

3. Ведущая

 педагогическая

идея

Изменение методики преподавания, в первую очередь, той части, которая отвечает за введение нового материала: ученики должны открывать знания, посредством использования современных образовательных и воспитательных технологий, активных форм познания: проведение наблюдений и опытов, создание учебных и социальных проектов, проведение занятий с использованием учебного диалога; необходимо изменить форму общения и взаимодействия участников образовательного процесса. 

4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Данная методическая тема мотивирована противоречием между необходимостью формирования метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и традиционной системой обучения, что обусловлено:

снижением познавательного интереса младших школьников,

непрочным усвоением образовательного материала;

неумением применять полученные знания на практике, в жизненных ситуациях.

Новое средство обучения: применение элементов современных образовательных технологий – технологии проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии, технологии развития творческого потенциала личности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Новые условия образовательной деятельности: нетрадиционные формы уроков: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-зачет. Использование групповой формы работы и работы в парах помогает мне решать задачу по формированию у обучающихся основ умения учиться и развитию творческого потенциала детей.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность инновационного педагогического опыта   заключается в использовании современных образовательных технологий, приемов, методов, форм организации образовательного процесса для формирования у обучающихся основ умения учиться.

Для этого в образовательном процессе применяются: технологии и формы личностно-ориентированного урока, межпредметные связи, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.

Технологии проблемно-диалогического обучения использую на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Урок начинается с задания из рубрики «Обсудим вместе», «Выскажи предположение» и «Давай подумаем». В заданиях ставится проблема урока, решая эту проблему, ученикам приходится сравнивать, делать выводы, выводить алгоритм решения заданий.

Применение ИКТ-технологий на различных уроках позволяет развивать умение  учащихся ориентироваться в информационных потоках, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. На основе анализа моих наблюдений продуктивность урока повышается в среднем на 10-15%.

Игра это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, учу детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется в случаях, когда урок легко объединить одной сюжетной игрой.

Проектная технология: природная любознательность детей и творческая активность проявляется в формировании многочисленных вопросов. Это важнейшее умение для любого творческого исследователя. С этой целью устанавливается почтовый ящик «Вопросы Почемучек». Цель такой работы: научить обучающихся задавать вопросы, сформировать желание на них ответить, удовлетворить потребность детей узнать больше, используя справочную литературу.

Развитие логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учиться в полной мере реализуются на нетрадиционных формах уроков: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок-зачет.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Ученик должен стать своего рода «исследователем». Он осуществляет поиск правильного ответа, доказывает, занимается сравнением, классификацией, делает выводы, не боясь ошибиться. Ошибка ученика становиться находкой для познавательной деятельности, в процесс ее исправления включается весь коллектив обучающихся. В этом проявляется субъектный характер обучения, который формирует у школьников учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учебе.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование элементов СОТ.

Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации.

8. Результат изменений

Подтверждением результативности инновационного педагогического опыта могут служить следующие показатели:

– 100% успеваемость по предметам, стабильность качества знаний – 80-85%;

 

обученность

качество

русский язык

математика

литературное чтение

окружающий мир

2014-2015

100%

77%

87%

97%

100%

2015-2016

100%

80%

87%

100%

100%

Позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся за последние три года (средний балл)

предмет

2014-2015

2015-2016

динамика

русский язык

3,9

4,0

положительная

математика

4,1

4,3

положительная

чтение

4,5

4,6

положительная

– увеличение числа обучающихся – участников конкурсов, соревнований;

– увеличение числа обучающихся – призеров конференция проектно-исследовательских работ «Я познаю мир», творческих конкурсов;

– повышение интереса к обучению.

По данным психологического обследования (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе») уровень учебной мотивации увеличился.

 

2014-2015

2015-2016

Учебно-познавательная мотивация

10 чел.

17 чел.

Социальная мотивация

5 чел.

5 чел.

Внешняя мотивация

4 чел.

4 чел.

Стремление к одобрению

1чел.

1 чел.

Негативное отношение к школе

0 чел.

0 чел.

Выражены 2 типа мотивации

10 чел.

3 чел.

 

9. Публикации о представленном ИПО

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе // Материалы докладов межрегиональной научно-практической конференции 19 апреля 2016 года Составители: Н.А. Волкова, Н.С. Пендюхова – Самара; 2016.

Сборник методических материалов «Из опыта работы педагога». Отпечатано в типографии ООО «5 минут», по адресу: г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 7. Тираж 50 экз.

Программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», «Юный ученый» // Сборник методических материалов: Из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска / Составители: Поперечная Ю.В., Тимофеева Е.В. Нефтегорск, 2014.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

– Областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Классный руководитель» в 2014 году, (II место).

– Областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2015» (лауреат).

– Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Самарской области в 2017 году (ПНПО)  (победитель).