УДК 81

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

© 2017

Полынская И.Е.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №8 г.о. Кинель п.г.т. Алексеевка Самарской области (Россия)

Аннотация: Сочетание элементов современных педагогических технологий и традиционных методик на уроках русского языка и литературы сможет обеспечить повышение учебной мотивации и познавательной активности школьников, будет способствовать формированию высоких предметных и метапредметных УУД при максимальном уровне сохранения здоровья учащихся. В статье рассматриваются педагогические технологии, которые использую в своей работе для мотивации, развития интереса к предмету, поддержки активной познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: мотивация; педагогические технологии; здоровьесбережение; ИКТ-технологии; проблемное обучение; личностно ориентированное; дифференцированное и индивидуальное обучение.

PROBLEM OF MOTIVATION STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY AT BASIC AND SENIOR SCHOOL

© 2017

Polynskaya I.E.,
teacher of Russian and literature
school №8 G. Kinel p. Alekseevka to the Samara area (Russia)

Abstract: Combination of elements of modern pedagogical technologies and traditional methodologies on the lessons of Russian and literature will be able to provide the increase of educational motivation and cognitive activity of schoolchildren, will assist forming high subject and метапредметных УУД at the maximal level of maintenance of health of students. Pedagogical technologies, that I use in the work for motivation, development of interest in an object, support of active cognitive activity of students, are examined in the article.
Keywords: motivation; pedagogical technologies; здоровьесбережение; ИКТ Technologies; problem educating personality oriented; differentiated and individual educating.

Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? Я поняла, что на мотивацию ребенка положительно влияет собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные задания. Только посильная работа вызывает интерес.
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции, поэтому, умение заинтересовать учащихся — одно из направлений инновационного педагогическо¬го поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.
В стандартах образования второго поколения сказано, что общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. Суть такого обучения в том, чтобы ученик, как субъект учения, имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, то есть хотел, любил и умел учиться. Прекрасно понимаю, что пока обязанность не будет осознана и принята учеником как собственная обязанность, он будет не учиться, а мучиться, то есть «подвергаться обучению», а не обучаться, поэтому мотивационную функцию учителя считаю главной в своей деятельности.
Мне нравится утверждение: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам». На практике организую такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода. При подготовке к экзаменам на уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Предлагаю ребятам уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии. Такие уроки приобщают детей к культуре, позволяют учиться с желанием, увлечением.
Для мотивации, развития интереса к предмету, поддержки активной познавательной деятельности на разных этапах урока использую следующие технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, проблемное обучение, личностно ориентированное, дифференцированное и индивидуальное обучение и др.
Использование в учебном процессе здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ. На уроках русского языка широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья. Так, в 6 классе на уроке-практикуме «Повторение изученного о глаголе», ребятам были предложены следующие задания: творческий словарный диктант «Если хочешь быть здоров…», написать пословицы о здоровье, написать 5–7 спортивных игр, героем которых является мяч. А в 9 классе при подготовке к ОГЭ я предложила к тестовым заданиям следующие вопросы: задание № 7 – Замените словосочетание «лыжные гонки» синонимичным; задание № 8 – Выпишите грамматическую основу предложения: Громкий шум вреден для здоровья, задание № 11 – Сколько грамматических основ в данном предложении: Мы выполняем утреннюю зарядку и запасаемся энергией на весь день. Применение данной технологии помогает мне организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Мы учимся с детьми сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. В 9 классе предлагаю ребятам на время урока воспользоваться образами философов и мудрецов, писателей, которыми, пользуясь свободой выбора, будут следовать ученики. Они являются духовным ориентиром в решении сложных философских вопросов на уроке. Формулировка, отражающая суть философского наследия каждого из мудрецов, каким-то образом связана с темой нашей встречи, отвечает на вопрос «В чем смысл жизни?» (Предлагаю выбрать тот образ, который понравился, и, отвечая на поставленный вопрос, говорить от имени философа, писателя. Например, Дмитрий Сергеевич Лихачев).
О ситуации успеха сказано много. Изучая проблемы мотивации, стремлюсь создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого использую все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создаю проблемные ситуации на уроке, активизирую самостоятельное мышление, организую сотрудничество учеников в классе, выстраиваю позитивные отношения с классом, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Ребятам 8–9 классов нравится урок-портрет. «Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся. После разбора произведения, группа выбирает себе персонажа, главного героя, составляет словесный портрет, другие группы называют этого героя, находят недочеты в задании.
Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. На уроках русского языка и литературы я использую самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы.
Многие старшеклассники дома большую часть времени проводят в игре за компьютерами. Я решила вмешаться в этот процесс. Все загрузили программу Скайп. Мы с ребятами в свободное время работаем над сложными экзаменационными темами. Получаются, своего рода, онлайн-презентации. Ребята задают вопросы, выполняют тесты, помогают друг другу, спорят, доказывают. Чтобы ребятам было интереснее, я поделила их по группам: отличники получают задание усложненные, справившись с заданием, они переходят на другой уровень; ребята послабее – получают задания по силам, стараются их выполнять все. Такая дистанционная форма обучения помогает мне повысить интерес к предмету учащихся, повысить уровень знаний по русскому языку и литературе. Также те ребята, которые часто уезжают на соревнования, всегда готовы принять участие дистанционно в диалоге по той теме, которую они пропустили на уроке. Помогают мне и социальные сети, в частности ВКонтакте (моя страничка: https://vk.com/id60130824). На ней всегда можно посмотреть комментарии к той или иной теме урока, изучить презентацию, задать вопросы. Вопросы задают как ученики, так и их родители. ИКТ способствуют реализации метапредметного подхода в обучении. Применение технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продиктовано необходимостью интерактивного взаимодействия между учителем и обучаемым, обеспечением ребят учебно-методическими материалами.
Игровые технологии. Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников. Например, у учащихся 5 класса вызывает сложность написание транскрипции слова. Я предлагаю им поиграть в игру «Печатная машинка». Также дети любят игру «Собери свой цветок». Результат: все ребята к завершению раздела «Фонетика» пишут транскрипцию слова. Ребятам нравится задание «Составить кроссворд» по пройденной теме.
В преподавании русского языка огромную роль играет словарная работа, которую можно провести в игровой форме. На своих уроках я применяю элементы игровой драматургии по изучаемым темам, где прослеживается связь с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство и др.
На сегодня я определила два пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
– создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
– применение нетрадиционных методов и форм организации урока.
Для развития мотивации стараюсь строить уроки так, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно. Немаловажную роль отвожу проведению нестандартных уроков, на которых у ребят вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям, развитие личности каждого ребенка. Например, уроки-спектакли, уроки-презентации, уроки-конкурсы, уроки-праздники – создают атмосферу увлеченности и поддерживают активность школьников.
Для поддержания мотивации и инициативы учащихся я использую следующие приемы:
– поощрение «авторского» доказательства;
– самостоятельное знакомство с каким-либо фактом с помощью различных источников;
– самостоятельный поиск ошибок.
Очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является исследовательская  деятельность учащихся.
В классе на уроках русского языка и литературы организую работу с различными источниками информации: текст, таблицы, иллюстрации, аудио- и видеоинформация. Составление плана текста, развивает такие умения, как выделение логических частей текста и определение главного. Проводимые на уроках мини-исследования развивают умение выдвигать гипотезу. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику формулировать личное суждение.
Одним из способов формирования навыков учебной исследовательской деятельности является экскурсия. Так, например, за 2 последние года мы побывали на Родине С. Есенина в с. Константиново и М. Лермонтова в Тарханах. После чего ребятами были написаны интересные работы, две из которых стали победителями на научно-практической конференции в Казани: «Простое слово Бабушка! Но как оно особенно звучит!» (Образ бабушки в художественной  литературе), «Образ матери в художественной литературе».
На мой взгляд, на формирование учебной мотивации к предметам русский язык и литература большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений между родителями и учителем, формирование у школьника положительного отношения к учителю и его встречам с родителями. Для этого я провожу консультации для родителей, привлекаю родителей для участия в учебной и внеклассной работе.
Применение современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов:
– позитивная динамика итогов учебной деятельности учащихся по годам;
– наличие победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов и конференций всероссийского, окружного, городского уровней;
– расширение коммуникативных способностей;
– повышение информационной культуры учащихся;
– сформированность потребности в здоровом образе жизни;
– повышение информационной культуры учащихся;
– повышение мотивации учащихся к учению.
Еще один важный результат моей работы – я смогла пробудить интерес к предмету и профессии учителя, мои выпускники на данный момент учатся в СГСПУ на филологическом факультете (4 выпускницы) и на факультете журналистики – 2 выпускника.
Свою работу я представляю в карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Полынская Ирина

Евгеньевна

vadim091@rambler.ru

ГБОУ СОШ № 8 г.о. Кинель

Самарской области

http://school8kinel.narod.ru

Учитель русского языка и литературы

22 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: Сочетание элементов современных педагогических технологий и традиционных методик на уроках русского языка и литературы сможет обеспечить повышение учебной мотивации и познавательной активности школьников, будет способствовать формированию высоких предметных и метапредметных УУД при максимальном уровне сохранения здоровья учащихся.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в комплексном подходе к творческому развитию, в обеспечении высокого качества обучения   как фактора социализации личности ребенка на основе современных образовательных технологий, интеграции видов деятельности.

Актуальность: проблема снижения мотивации у учащихся средних и старших классов делает данную тему актуальной.

Эффективность:

- потенциальная полезность: повышение качества образования;

- надёжность опыта: с каждым годом увеличивается количество призовых работ в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, проектах;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что способствует идеологии ФГОС

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов, тестовых заданий, аудио- и видеозаписей.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности путем применения современных образовательных технологий.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является: развитие учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования педагогических образовательных технологий, которые направлены на:

– формирование здорового образа жизни;

формирование знаний, умений и навыков для изучения русского языка и литературы;

– активизацию мыслительной деятельности учащихся;

– совершенствование индивидуальной работы с учащимися.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, до экзамена еще далеко и еще можно все наверстать, в-третьих, просто лень. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Организация учебного процесса.

Для мотивации, развития интереса к предмету, поддержки активной познавательной деятельности на разных этапах урока использую следующие технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, проблемное обучение, личностно ориентированное, дифференцированное и индивидуальное обучение и др.

Игра способствует формированию и развитию ключевых компетенций ученика, развитию творческого мышления и активизации самостоятельной работы учеников. Игровые технологии я использую в основном в 57-ых классах. Игра помогает мне оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Она обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.

В своей работе применяю технологию проблемного обучения, так как считаю, что проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

На уроках формирования у учащихся навыков самостоятельного применения полученных знаний, закрепления изученного наиболее рациональным считаю использование технологий уровневой дифференциации и личностно ориентированного обучения. Они особенно полезны и уместны в 58 классах. Например, даю творческие задания в виде сочинений-рассуждений, связанных с какими-нибудь грамматическими и пунктуальными правилами, при этом обязательно формулируя тему.

Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. На уроках русского языка и литературы я использую самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы.  

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Вот как на разных этапах урока я использую разнообразные технологии:

Этап урока

Образовательные

технологии

Методы и приемы

Актуализация знаний

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок)

Сообщение темы и целей

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Деятельностный подход к обучению

Работа в парах, группах

Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация)

Работа по теме урока

Дифференцированное и индивидуальное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Индивидуальная и групповая работа

Личностно-ориентированное обучение

Создание ситуации успеха

Проектная деятельность

Исследовательская работа в группах

Развивающее обучение

Задания на сравнение, конкретизацию, обобщение

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, глаз, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию

Индивидуальная и самостоятельная работа

Дифференцированный подход

Личностно-ориентированное обучение

Разноуровневые задания

Подведение итогов урока

Педагогика сотрудничества

 

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре

Личностно-ориентированное обучение

Создание ситуации успеха

Рефлексия

Личностно - ориентированное обучение

Создание ситуации успеха

 

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Организация моего учебно-воспитательного процесса основана на включении учащихся в учебно-познавательную деятельность. При этом основная цель – способствовать формированию у ученика личностной позиции, отношения к окружающему миру, положительного отношения детей к познанию нового, способности саморазвиваться дальше без помощи учителя путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Ограничения отсутствуют.

Риски отсутствуют.

Трудоемкость: затраты времени на подготовку тестовых заданий, аудио- и видеозаписей.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

– доброжелательные отношения между всеми участками образовательного процесса;

– наличие банка тестовых заданий, презентаций;

– наличие ПК;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой.

8. Результат изменений

Применение педагогических технологий является средством повышения мотивации на всех этапах повышения результативности обучения учащихся.

1. Увеличение количества победителей в конкурсах и конференциях на разном уровне.

2. Динамика среднего балла по предмету.

  17 30 1

17 30 2

3. Высокий балл ОГЭ и ЕГЭ (2015 г.) по русскому языку (есть учащиеся, получившие на экзамене больше 90 б).

4. Стабильная динамика количества творческих работ учащихся по русскому языку и литературе, представленных на различных уровнях.

5.Рост призеров предметной олимпиады по литературе.

6. Овладение учащимися навыками самостоятельной и исследовательской работы.

7. Еще один важный результат моей работы – я смогла пробудить интерес к предмету и профессии учителя, мои выпускники на данный момент учатся в СГСПУ на филологическом факультете (4 выпускницы) и на факультете журналистики (2 выпускника).

9. Публикации о представленном ИПО

1. Авторские сборники – 6, в том числе:

1.1. Методическое пособие «1001 идея интересного занятия с детьми». Авторский сборник методических разработок «Русский язык и литература». Москва: Образ – Центр, 2013.

1.2. Учебно-методическое пособие «Классная работа». Сборник ученических работ, мастер-класс. Москва: Образ – Центр, 2014.

1.3. Книга для учителей и учеников «К нравственным истокам художественной литературы». Сборник методических разработок. Самара: ООО «Порто-принт», 2015.

1.4. Учебно-методическое пособие для учителей, учеников 5–10 классов общеобразовательной школы «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом» (программа внеурочной деятельности, элективного курса «Твое выпускное сочинение», творческие работы учеников, мастер-класс). Самара: ООО « Порто-принт», 2016.

2.Статьи 15, в том числе:

2.1. «Мотивация на урок». Статья опубликована в сборнике Материалов научно-практических интернет-конференций и профессиональных педагогических конкурсов. г. Чехов. 2014 г.

2.2. «Социально-гуманитарные технологии обучения на уроках русского языка». Статья опубликована в сборнике Материалов III Международной научно-практической конференции. г. Самара. 2015 г.

2.3. «Использование ИК-технологий в работе учителя русского языка и литературы». Статья опубликована в сборнике Восьмой Международной научно-практической конференции Инфо-стратегия. 2016 г.

10.Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

Федеральный уровень:

1. ПНПО 2017 г. победитель.

2. 2016 г. XII открытые Международные Славянские чтения – победитель.

3. 2014 г.XII Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций. г. Белгород – участник.

4. 2014 г. II Всероссийский заочный профессиональный педагогический Интернет-конкурс «Воспитание – важнейший элемент формирования личности» – победитель.

Региональный уровень:

1. 2015 г.Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» – победитель.

2. 2015 г.XI Региональный этап международной Ярмарки социально-педагогических инноваций г. Отрадный – победитель.

3. 2012 г. Областной конкурс «Воспитать человека» – призер.

4. 2016 г. Областные Пушкинские чтения – призер.

Территориальный уровень:

1.2012 г. Окружной конкурс «Классных руководителей» – победитель.

2. 2014 г. Окружной конкурс методических разработок. Номинация: «Учебная деятельность» – победитель.

3. 2015 г. Окружной этап Кирилло-Мефодиевских чтений – победитель.

4. 2016 г.V окружные Кирилло-Мефодиевские чтения – победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гостев А.Г., Киприянова Е.В. Современные образовательные технологии и создание инновационной и образовательно-профессиональной среды в практике лицейского образования. Екатеринбург, 2009.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012  г. №273-ФЗ).