УДК 37.037.1

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ

© 2017

Поваляева В.В.,
учитель физической культуры высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 118 г.о.  Самара (Россия)

Аннотация: Представленная статья описывает педагогический опыт по развитию двигательных качеств на уроках гимнастики на основе технологии разноуровневого обучения. Для создания ситуации успеха обучающиеся с первого класса после тестирования двигательных качеств делятся на группы согласно уровню физической подготовленности и по половому признаку. Первую группу со второго класса составляют обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности и высоким уровнем физического развития. Разноуровневые задания обеспечивают здоровьесберегающую среду и благоприятную психологическую обстановку для всех обучающихся.
Ключевые слова: разноуровневое задание; тестирование обучающихся; деление на разноуровневые группы с первого класса; развитие двигательных качеств; одаренные дети; здоровьесберегающая среда; психологический климат.

DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES BASED ON DIFFERENT-LEVEL EDUCATION AT GYMNASTICS LESSONS

© 2017

Povalyaeva V.V.,
teacher of physical education
Municipal budgetary educational institution School № 118 of the city district Samara (Russia)

Abstract: Presented article has the description of teaching experience in conducting the lessons of physical culture based on technology of different levels training. To create a situation of success, the pupils from the first class after testing of motion characteristics are divided into groups according to the level of physical readiness and gender. First group, beginning from second class, consists of pupils with high level of physical readiness and high level of physical development. Technology of tasks with different levels provides an environment for health saving and favorable psychological environment for all students.
Keywords: tasks with different levels; testing of pupils; division into groups with different levels from the first class; high level of development; gifted children; environment for health saving; psychological climate.

В преподавании естественных наук, и в частности физической культуры, основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся, мотивировать их на занятия спортом. Внедрение современных образовательных технологий в обучение физической культуре способствует усилению мотивации учебной деятельности, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения.
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования указано, что предметные результаты изучения  области «Физическая культура» должны отражать активное включение в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья.
Однако интенсификация образовательного процесса в настоящее время негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения.
Возникает противоречие, которое возможно решить с использованием принципа дифференцированного подхода к обучению. Использование данного подхода позволяет развивать двигательные качества, учитывая индивидуальные особенности здоровья, интересы обучающихся, их возможности и способности.
Индивидуальный подход позволяют учитывать специфические для каждого обучающегося характеристики. Уровень здоровья школьников зависит от уровня развития двигательных качеств. Гимнастические упражнения развивают все физические качества. В настоящее время существует проблема снижение уровня здоровья, следствием которого является низкий уровень развития двигательных качеств. Обучающиеся с разным уровнем физического здоровья требуют от учителя педагогического мастерства, направленного на достижения оптимальной психологической адаптированности к образовательной деятельности, на сохранение его здоровья.
В связи с особенностями здоровья обучающихся на уроках гимнастики проводятся развитие двигательных качеств на основе разноуровнего обучения.
Задача учителя организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1, с. 5] и на всех уровнях, чтобы качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождалось нанесением ущерба их здоровью. Для этого необходимо создать условия на уроках для достижения оптимального уровня обученности, сохранения и развития здоровья. Эту задачу, к примеру, помогают решить технологии, применяющиеся на уроках гимнастики.
Школа имеет два спортивных зала, оснащенных гимнастическим оборудованием (брусья мужские, брусья разновысокие, перекладины высокая и низкая, гимнастические конь и козел, нестандартное гимнастическое бревно, гимнастические маты, навесные перекладины, много мелкого инвентаря для полосы препятствий).
Ежегодная диагностика двигательных качеств в начале учебного года позволяет сформировать в каждом классе разноуровневые группы с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся:
1 группа – очень высокий уровень физического развития и физической подготовленности, 2 группа – высокий уровень физического развития и физической подготовленности, 3 группа – средний уровень физического развития и физической подготовленности, 4 группа – низкий уровень физического развития и физической подготовленности [1, с. 28].
В 1 классе 3 группы: 1 – мальчики и девочки с высоким уровнем физического развития и уровнем физической подготовленности [2, с. 22].
Во 2–4 классах – 4 группы (две у девочек и две у мальчиков) [3, с. 29]. В первые группы у девочек и мальчиков входят обучающиеся с высоким уровнем физического развития и физической подготовленности, во вторых группах у девочек и мальчиков средний и низкий уровень.
С 5 класса – гендерное обучение. В каждом классе формируются 4 группы обучающихся по уровню физического развития и физической подготовленности, 1 группа – одаренные дети, 4 – группа дети с ОВЗ. Каждая группа получает на каждом уроке разноуровневые задания.
Для развития силы выполняются упражнения на снарядах (висы, упоры, продвижение в висе на низкой перекладине и т. д.) [4, с. 37].
Для развития гибкости используются специальные упражнения в парах: наклоны, выпады, растягивание, а также акробатические упражнения: перекаты из разных исходных положений, мост из положения лежа и стоя.
Игра способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных УУД, является средством приобретения социального опыта и проявления творческого потенциала обучающихся. В 1–4 классах используются  сюжетно-ролевые игры.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании [5, с. 81].
Со второго класса для развития ловкости включается опорный прыжок как место занятий. В первом и во втором классе урок проходит как путешествие на паровозе с одной станции на другую. В 3–4 классах – как приключения Буратино и его друзей [6, с. 38]. При этом используются побуждающий и подводящий диалог.
По окончании урока применяю рефлексию, которая помогает структурировать знания и выявить пробелы в обучении. Обучающиеся младших классов в конце урока фиксируют оценки на стенде «Мы соревнуемся», рисуя кружок напротив своего названия группы, красный – 5, синий – 4, зеленый – 3.  
С 5 по 11 класс обучающиеся в разноуровневых группах на каждом месте занятий изучают комбинации по акробатике, на равновесие на брусьях, а также упражнения на опорном прыжке. Для развития силы используются лазание по канату, упражнения на снарядах, так как обучающиеся при этом используют вес собственного тела.
Для развития выносливости использую полосу препятствий через весь спортивный зал, используя уже изученные упражнения: лазание по гимнастической стенке, кувырки вперед, переползание на гимнастических матах и т. д.
5–11 классах используются эстафеты и различные варианты соревновательных элементов для развития двигательных качеств: «Самый быстрый», «Самый ловкий».
Рефлексия по окончании урока помогает структурировать знания и выявить пробелы в обучении.
Осознанное ценностного отношения к здоровью и формирование личностных УУД осуществляется на основе проектной деятельности. В начале второй четверти учащиеся получают задание – составить проект. И.С. Кон, продолжая анализ категории «самостоятельность», вновь подчеркивает, что «понятие личности неотделимо от понятий свободы и независимости..., что только в этих процессах, через них и благодаря им формируются и реализуются творческие потенции человека и достигается полнота бытия» [7, с. 208].
На личном сайте выкладываю домашнее задание для учащихся 1–11 классов. Учащиеся 2–4 классов разноуровневыми группами сочиняют сказки о двигательных качествах (гибкость и сила), в 5–8 классах разноуровневые группы составляют викторины и готовят презентации о гимнастике, которые используются для теоретической подготовки обучающихся 2–4 классов.
В 9–11 классах разноуровневые группы составляют викторины, готовят презентации и видеоролики о гимнастике, которые используются для теоретической подготовки обучающихся 5–8 классов. Для 2–4 классов – это сочинение сказок на развитие двигательных качеств разноуровневыми группами.
9–11 классы – викторины, презентации, видеоролики для 5–8 классов. На сайте выкладываю темы проектов. В 1 классе – краткосрочный проект «Гусеница», во 2–4 классах – долгосрочные проекты «Играем в сказку», «Колобок», «Гуси-лебеди». В 5–8 классах – проекты «Я буду чемпионом!» по развитию двигательных качеств. В 9–11 классах – проект «Я – учитель!»
Развитие творческих способностей предполагает не просто усвоение информации, а проявление «интеллектуальной инициативы в создании чего-то нового» [2, с. 50]. Электронные презентации повышают эффективность обучения.
Эффективность работы в разноуровневых группах подтверждена результативностью. Проведены исследования по развитию двигательных качеств силы – подтягивание в висе на низкой перекладине) с использованием методики В.И. Ляха и А.А. Здановича. Исследования проводились в группах учащихся (разных по уровню физического развития) результаты контрольных упражнений по развитию двигательных качеств умеют высокий уровень.
Самый высокий результат (100%) показали учащиеся 1 группы в развитии силы. Анализ показателей контрольных упражнений за 3 года позывает увеличение количества учащихся, сдавших эти упражнения на оценку 5. Разноуровневые задания дают возможность достижения высоких результатов в развитии физических качеств, которые направлены на формирование индивидуальных способностей обучающихся
Результаты контрольных упражнений по развитию двигательного качества –силы (подтягивание в висе лежа на низкой перекладине) в разделе школьной программы «Гимнастика» у учащихся 8 класса (по методике В.И. Ляха и А.А. Здановича) за три учебных года.
Результаты контрольных упражнений по развитию двигательного качества – силы (подтягивание в висе лежа на низкой перекладине) и быстроты (бег 30 м) в разделе школьной программы «Гимнастика» у учащихся  (по методике В.И. Ляха и А.А. Здановича) за три учебных года.

17 29 1  17 29 2

17 29 3  17 29 4

Используемые технологии на уроках физической культуры способствуют формированию двигательных качеств обучающихся и повышению показателей здоровья.
Основное содержание опыта отражено в информационной карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Участника приоритетного национального проекта Образование 2017, участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА» 2017

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Поваляева Валентина Владимировна,

povaliaeva.valentina@yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 118 городского округа Самара

school-118@mail.ru

учитель физической культуры высшей квалификационной категории

38 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная, основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений:

методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта. Ежегодная диагностика двигательных качеств позволяет сформировать в каждом классе разноуровневые группы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 1 группа – очень высокий уровень физического развития и физической подготовленности, 2 группа – высокий уровень физической подготовленности, 3 группа – средний уровень физического развития и физической подготовленности, 4 группа – низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Деление обучающихся на 4 группы (согласно уровню физической подготовленности).

Актуальность. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования указано, что предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура» должны отражать активное включение в здоровый образ жизни, укрепление и сохранение индивидуального здоровья.

Эффективность. Использование разноуровневых заданий создает комфортную обстановку, ситуацию успеха для индивидуального развития. Для каждого обучающегося задания одинаково трудны, но изначально доступны.

Потенциальная полезность. Успешная работа и достигнутые результаты на уроках в разноуровневых группах позволяет обучающимся переходить из 2 группы в 1, из 3 группы во вторую и из 4 группы в 3.

Надёжность. Система разноуровневых заданий на уроках по гимнастике создана с 1–11 класс.

Перспективность. Системный подход к обучению предполагает в 11 классе организацию работы обучающихся на уроках по гимнастике в 1, 2, 3 группах, по результатам диагностики 4 группы нет.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта требует наличие материально-технических условий: наличие гимнастического оборудования – брусья разновысотные, нестандартное гимнастическое бревно, гимнастический козел, гимнастический мостик.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Новые условия для образовательной деятельности обучающихся с 1 по 11 класс на уроках гимнастики.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие двигательных качеств на основе разноуровневого обучения на уроках гимнастики.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является развитие двигательных качеств на основе разноуровневого обучения на уроках гимнастики.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Интенсификация образовательного процесса негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Низкий уровень двигательных качеств, отсутствие мотивов и потребностей в систематических занятиях физкультурой, снижение уровня здоровья мы видим с одной стороны. С другой стороны, запросы современного общества, формирование привычки двигаться, ЗОЖ, сохранение и укрепление индивидуального здоровья, введение ГТО. Формировать потребность к регулярным занятиям физической культурой, формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательные качества: гибкость, выносливость ловкость, силу, быстроту необходимо с использованием разноуровневых заданий для обучающихся. Это становится основой формирования и развития универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Новое средство обучения: разноуровневые задания (комбинации по акробатике на равновесие, на брусьях, задание на опорном прыжке (для каждой группы обучающихся, согласно их уровню физической подготовленности).

Новые условия образовательной деятельности. Реализация ФГОС невозможна без использования современных образовательных технологий, позволяющих повысить эффективность обучения, инициативность и успешность учащихся. Они ориентированы на получение высоких предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация образовательного процесса.

Игровая технология. Игра способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных УУД, является средством приобретения социального опыта и проявления творческого потенциала обучающихся. В 1-4 классах используются сюжетно-ролевые игры и сказки. В 1-2 классах урок проходит как путешествие на паровозе, в 3-4 классах как приключения Буратино. При этом используются побуждающий и подводящий диалог. В 5-11 классах используются эстафеты и различные варианты соревновательных элементов для развития двигательных качеств: «Самый быстрый», «Самый ловкий».

Проектная технология. Осознанное ценностного отношения к здоровью и формирование личностных УУД осуществляется на основе проектной деятельности. На личном сайте 2 раза в четверть выкладываю домашнее задание для учащихся 1-11 классов. Это краткосрочные, долгосрочные, практико-ориентированые, творческие проекты   на развитие двигательных качеств разноуровневыми группами. В 1 классе краткосрочный проект «Гусеница», во 2-4 классах долгосрочные проекты «Играем в сказку»- «Колобок», «Гуси-лебеди». В 5-8 классах проекты «Я буду чемпионом!». В 9-11 классах проекты «Я - учитель!». Рефлексия по окончании урока помогает структурировать знания и выявить пробелы в обучении.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Задача каждого педагога учителя состоит в том, чтобы для каждого учащегося для повышения мотивации выбрать такие приемы и методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Разноуровневое обучение на уроках гимнастике, помогает обеспечить индивидуализацию обучения с учётом физической подготовленности обучающихся.

Трудоёмкость и риски Ограничения отсутствуют.

Риски отсутствуют. В любом случае при делении обучающихся по уровню физической подготовленности на разноуровневые группы будет результат.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Необходимые условия: материально-техническое обеспечение, система разноуровневых заданий для развития двигательных качеств, гендерное обучение, взаимодействие с медицинским персоналом, психологической службой.

8. Результат изменений

Образовательные результаты

17 29 5

Показатели здоровья учащихся МБОУ «Школа № 118» за 3 года

17 29 6

9. Публикации о представленном ИПО

Всего 20 статей по гимнастике с 5 по11класс.

Об уроках гимнастики V класс (мальчики) // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2009. № 8. С. 1517.

Использование разноуровневых заданий на уроках гимнастики в начальной школе // Сборник трудов XIV Международной научно-практической конференции. Самара: Издательство АСГАРД, 2016.

Урок физической культуры по подвижным играм. Играем в сказку «Колобок в 1 классе // Образовательный портал Методическая платформа. Metodplatorma.ru 14.06 2016 год.

Разноуровневые задания по гимнастике для учащихся 511 классов. 2016.

Разноуровневые задания по гимнастике для учащихся 511 классов: учебное пособие. Самара: Издательство АСГАРД, 2016.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Участник приоритетного национального проекта «Образование», победитель 2017 г.

Участник окружного конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА» 2017, 2 место в VII Областном конкурсе организаторов воспитательного процесса.

VII Областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитай человека», номинация «Физическое воспитание», 2016 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поваляева В.В. Беречь здоровье детей // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2006. №7. С. 28.
2. Поваляева В.В. Об уроках гимнастики 1–2 классы // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2005. №6. С. 22.
3. Поваляева В.В. Полоса препятствий 2 класс // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2004. №7. С. 29.
4. Поваляева В.В. Полоса препятствий 1 класс // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2004. №6. С. 37.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 357 с.
6. Поваляева В.В. Об уроках гимнастики 3–4 классы // Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». 2005. №7. С. 38.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Академия, 2002. 332 с.