УДК 37.04
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
© 2017
Пиксина С.С.,
учитель начальных классов
ГБОУ Самарской области СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области (Россия)
Аннотация: В статье говорится о преимуществе использования ИКТ как факторе повышения качества образования, а именно формирования познавательной активности и коммуникативных УУД обучающихся. У младших школьников появляется интерес к учебному материалу, желание узнать новое и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем и способствует развитию у ребенка творческих способностей и повышенного интереса к окружающему миру.
Ключевые слова: обмен информацией; творческие способности; учебный материал.
THE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY AND COMMUNICATIVE UUD STUDENTS USING ICT
© 2017
Picsina S.S.,
primary school teacher
State budget educational institution of the Samara Region secondary school № 10 «Educational center LIK» the city district of Samara region, Otradny (Russia)
Abstract: The article talks about the advantages of using ICT as a factor of improving the quality of education, namely the formation of cognitive activity and communicative UUD students. Younger students become interested in a teaching material, a desire to learn and see more. The computer becomes a medium for the dissemination and exchange of information between student and teacher and helps to develop a child's creative abilities and increased interest in the world around them.
Keywords: informationsharing; creativity; learningmaterial.
В современных условиях при возрастании экономической конкуренции новые требования общества поставили перед образованием ряд задач. Целью образования, прописанной в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года», является повышение доступности качественного образования.
Задача учителя, реализующего ФГОС, – найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. И чтобы эти задачи были реализованы, мы используем новое современное оборудование, которое поступило в школу, одной из составных частей которого является «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass».
PROClass – это современное средство для оперативной проверки и оценки знаний обучающихся, позволяющее педагогу создавать собственные тесты; быстро и эффективно проводить текущий, тематический и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса; проводить мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения.
Кроме этого, учитель может задать вопрос классу в устной форме, предложить варианты ответов и определить степень усвоения учебного материала. Если большинство ответов оказались неправильными, то можно повторно объяснить учебный материал; если верными, – то перейти к следующей теме. Система проверяет ответы на вопросы и выдает оценку автоматически.
Использовать систему PROClass возможно и во внеурочной деятельности. Так, в прошлом году с её помощью интересно прошла литературная викторина для первоклассников.
Успешные результаты использования системы выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Дети с удовольствием выполняют задания, тогда как раньше многие перед контрольной работой или тестом переживали и волновались.
Чтобы сделать любой урок интересным и захватывающим, используются возможности SMART-доски. Учитель или ученик может перемещать, открывать, копировать объекты, а также делать от руки заметки, которые потом можно преобразовать в текст и сохранить. Также все действия, которые происходят на компьютере, подключенном к проектору, будут показаны на большом экране.
Можно проигрывать видео, запускать обучающие видео, но не стоит забывать, что сама по себе интерактивная доска – это всего лишь предмет, который заинтересовать и обучить детей не может. Залогом успеха является тщательная подготовка урока и подборка материала со стороны учителя, лишь тогда он сможет полностью использовать весь потенциал современных технологий и дать ученикам больше знаний.
Можно утверждать, что интерактивная доска – это шаг к более интересному и продуктивному обучению.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения считаю возможность обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Решая проблему ценностного отношения младших школьников к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации образовательной деятельности (температурный и воздушный режим помещения, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа.
Введение в структуру урока физкультминуток для глаз, упражнений для улучшения осанки, для мышц рук, некоторые приёмы самомассажа – точечный массаж является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности сохранения здоровья детей.
Важно укреплять и психологическое здоровье школьников с помощью создания ситуаций успеха для ребят, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное наступление утомления; избегать отрицательных эмоций для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Помогут упражнения психологической саморегуляции.
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; красный – возбуждает, раздражает; голубой – ухудшает настроение; зелёный – улучшает настроение, успокаивает; жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение, коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
В структуре урока обязательно учитывается оптимальный темп ведения урока, смена видов деятельности, дифференцированный подход в обучении, групповая работа и работа в парах.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Опыт своей работы я представила в «Карте инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование».
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» |
|||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||
Пиксина Светлана Сергеевна piksina@ bk.ru |
ГБОУ Самарской области СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК » г.о. Отрадный Самарской области (ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный) |
Учитель начальных классов высшей категории |
31 год |
||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||
Тип опыта |
Сектор применения: начальная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий. |
||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна опыта заключается в оптимизации содержания обучения, в создании условий для творческого самовыражения и самореализации обучающихся и использовании современных инновационных технологий для активизации познавательной и коммуникативной активности. Актуальность опыта в необходимости поиска новых педагогических технологий, которые направлены и на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, и на развитие его личности, его познавательных и коммуникативных учебных действий. Эффективность: - потенциальная полезность опыта в использовании новых педагогических технологий, позволяющих обучающимся не только усваивать определенную сумму знаний, но и развивать личность; - надёжность связана с апробацией технологий на уроках и внеурочной деятельности, положительной рецензией; пособия распространяются и используются педагогами школы; - перспективность опыта заключается в его постоянном самосовершенствовании педагогом и желании использовать в работе современные образовательные технологии. |
||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения. |
Преподаватель должен владеть ИКТ и интерактивными технологиями, а также быть уверенным пользователем ПК и ресурсов сети Интернет. Трудоёмкость и риски: – значительные временные затраты труда педагога на подготовку к внедрению опыта; – не каждое занятие целесообразно проводить с использованием указанных СОТ. |
||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность. |
||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Формирование познавательной активности и коммуникативных УУД обучающихся посредством использования ИКТ. |
||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущая идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях. |
||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающий требованию информационного общества, а с другой стороны, школьники используют медиапродукцию как правило для развлечения. Отсюда, задача учителя – помочь учащимся осознать, что компьютер и программы – это средство для решения различных социокультурных задач. Новое средство обучения. Возможности системы PROClass. Возможности интерактивной доски. Новые условия образовательной деятельности. – Уроки с использованием интерактивной доски должны быть составлены в соответствии с санитарно-эпидимиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10. – Необходимо оснащение школы современным компьютерным оборудованием, программами и доступом в Интернет. – Учитель, в процессе обучения и воспитания должен учитывать возрастные, психологические особенности обучающихся. |
||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Организация учебной деятельности. Использование в работе современных образовательных технологий играет огромную роль в образовательной деятельности, повышая её эффективность и улучшая качество знаний обучающихся, увеличивается познавательная мотивация к учёбе, облегчается овладение сложным материалом, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Интерактивные технологии, при которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся совместно с педагогом. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создаются условия для общения, которые характеризуются открытостью, взаимодействием участников, возможностью взаимной оценки и контроля. Интерактивные взаимодействия подразумевают нахождение обучающегося в режиме коллективной беседы, диалога с окружением. При этом учитель выступает как помощник. В таком случае чрезвычайно востребованным становится опыт учащихся. Игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Здоровьесберегающие технологии. Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является учет возрастных особенностей младших школьников; учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения; осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся. |
||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Система работы основана на принципах развивающего и воспитывающего обучения и направлена на развитие познавательной активности школьников. 1. Показать, что обучение – это не просто способ получения информации, которая может быстро изменяться, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности. 2. Сформировать у школьников умение использовать приобретенные на уроках знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить дополнительные с ведения по теме; умение использовать полученные знания и навыки в других областях учебной и внеучебной деятельности. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски: Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно, будет заключаться в следующем: учитель должен иметь компьютер дома; владеть элементарной компьютерной грамотностью; компьютер учителя должен иметь выход в Интернет; находить необходимую информацию в Интернете; уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени; уметь сам составлять презентации. |
||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Учитель начальных классов должен в совершенстве владеть ИКТ и грамотно применять их на каждом уроке. Интерактивные доски, проекторы и компьютеры помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Для учителя важно знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете). Важно уметь устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер; пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала; уметь составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая; уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам. |
||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Материальный продукт: разработаны тесты в системе PROClass. Результативность. Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что учебный материал усваиваются учащимися лучше. Выполнение контрольных заданий близко к 100%, а качество колеблется от 70% до 95%. Это говорит о том, что на уроках облегчается процесс обучения, повышается интерес к учебе, что ведет к улучшению формирования учебных навыков и умений. Общий уровень сформированности УУД в 1 классе (май).
Результативность моей деятельности подтверждается повышением мотивации к учебе. В классе есть ребята, которые награждены «Похвальными листами» за отличную учёбу, и победители в номинации «Стремление к Успеху» и «Творческий поиск» по итогам 2013–2014 учебного года. Неуспевающих учащихся в классе нет. Отмечается рост числа участников олимпиад, научно-практических конференций и творческих конкурсов. |
||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
Личный сайт: tp://piksinass.ucoz.ru/ (Статьи) Конспекты уроков. В том числе по окружающему миру: «Что мы знаем о своем городе, о своей стране и своей планете?» Сайт infourok.ru Свидетельствоо регистрации СМИ: Эл № ФС77-60625 от 20.01.2015. Web-адрес публикации:http:\\infourok.ru\17.04.2015) |
||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс «Учитель года 2015» территориальный уровень. Лауреат. 2. Участие в городском конкурсе «Лидер отрадненского образования 2015». Победитель. 3. Международная Ярмарка социально–педагогических инноваций – 2016. Победитель. 4. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости в номинации «Художественное творчество обучающихся». Победитель 2016 г. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы».
2. Муромцева О.В. Игровые технологии в начальной школе // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1252–1254.
3. Использование ИКТ для повышения качества обучения учащихся на уроках [Электронный ресурс] URL: www.sipkro.ru
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] URL: www.sipkro.ru