УДК 9.91.910
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2017
Пахомова Ю.В.,
учитель географии
ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска (Россия)
Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт применения практико-ориентированного подхода для повышения познавательной активности на уроках географии и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход; принципы практико-ориентированного подхода; контекстная задача; прием конструирования и моделирования.
USE OF A PRACTICALLY ORIENTED APPROACH IN TRAINING ON LESSONS OF GEOGRAPHY AND NON-ACTIVITIES TO INCREASE COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINING
© 2017
Pakhomova Yu.V.,
Geography Teacher
GBOU SOSH № 8 «OC» Novokuibyshevsk (Russia)
Abstract: This article describes the innovative experience of applying a practice-oriented approach to increase cognitive activity in geography and extracurricular activities.
Keywords: practical-oriented approach; principles of practice-oriented approach; contextual problem; design and modeling.
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, жизненного важных практически востребованных знаний и умений. Проблема заключается в том, что учебный материал, стоит далеко от практики и жизненного опыта учащихся. Данную проблему помогает решить использование практико-ориентированного подхода в преподавании географии. Ведь география – это предмет удивительный, естественный и общественный, охватывающий практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете.
Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, звучащие на уроках географии, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение человека.
Практико-ориентированное обучение – дидактический подход к обучению учащихся, основанный на единстве эмоционально-образного и логического компонентов содержания, приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования, эмоционального и познавательного компонентов при выполнении творческих заданий [3].
В своей педагогической деятельности я опираюсь на следующие принципы практико-ориентированного подхода:
– принцип связи обучения с практикой (повышает значимость учебной деятельности в сознании обучающихся, придает ей осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия для учения, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике);
– принцип практико-ориентированного целеполагания (способность постановки целей своей деятельности);
– принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности);
– принцип продуктивности обучения (образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных и профессиональных качеств);
– принцип ситуативности обучения (преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель – вызвать мотивацию);
– принцип образовательной рефлексии (осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей).
В основе практико-ориентированного подхода в преподавании географии лежат практические знания и практические действия.
Формирование практических знаний осуществляется, прежде всего, через содержание географического образования. Важное место в учебном процессе будет занимать решение контекстных задач.
Контекстная задача – это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация или ситуация, которая может произойти, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся [4].
Учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений, и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Ученики задают вопросы, демонстрируют искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы.
На уроках я использую контекстные задачи следующих видов:
1) задачи на установление многозначных причинно-следственных связей. Например, «Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после вырубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий);
2) задачи-парадоксы. Парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с привычными представлениями, как научными, так и бытовыми. Примером может служить следующее задание: «Почему на одинаковом удалении от экватора климат в северной части Африки более сухой, чем в южной?»;
3) задачи, в основе которых лежит научная гипотеза. Например, «Опираясь на положения гипотезы дрейфа материков, предположите, как будет выглядеть наша планета в далёком будущем?»;
4) задачи, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими. Например, задание: «Объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе?»;
6) задачи с опорой на жизненный опыт. Например, «Перед вами план местности. Представьте, что у вас появилась возможность приобрести здесь участок. Где и почему вы бы его выбрали? Для каких целей использовали бы? Как бы преобразовали эту местность?».
Контекстные задачи можно решать как индивидуально, так и в групповой форме. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
По количеству обучающихся в группе можно использовать как четное, так и нечетное число. Если четное, то можно совмещать с работой в парах, но при нечетном количестве, быстрее решаются конфликты и спорные ситуации.
Для того чтобы стимулировать познавательную активность, необходимо использовать современные гаджеты и технологии.
Например, использую интерактивные карты, где можно самим выделять и подписывать объекты. Также на уроках использую онлайн-карты Яндекс, Гугл, 2ГИС. На основе этих карт обучающиеся составляют маршруты, например: «Мой безопасный путь домой». При решении контекстных задач и работе в группах использую документ-камеру, она позволяет демонстрировать ход выполнения работы, или показывать наглядный материал.
Формирование практических действий происходит через погружение в практико-ориентированную деятельность через конструирование, моделирование, проектную и исследовательскую деятельность.
Такие задачи не имеют стандартного пути решения, они прививают ученикам коммуникативные навыки, носят элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
Существуют различные способы классификации моделей, чаще всего используется классификация по способу представления, согласно которой все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Примером могут служить следующие темы для конструирования и моделирования:
– «Проектирование действующей модели вулкана»;
– «Модель создания гипотетического материка»;
– «Модель Солнечной системы»;
– «Модель экогорода».
Учащиеся, создавая модели различных явлений и процессов, могут более подробно рассмотреть причины и следствия, свойства объектов и явлений.
Один из вариантов моделирования – это моделирование карт. Учащиеся создают новый вид географических карт. Например, карта климата и климатообразующих факторов. Данные карты являются уникальными, так как точно таких карт не существует.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Можно выделить следующие типы учебных проектов:
– по доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные;
по предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные;
– по продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных – продолжительностью от месяца и более;
– по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
Под моим руководством учащиеся работают над проектами как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные, и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка. Обучающие участвуют также в написании исследовательских работ, с которыми выступают на конференциях.
Переход от обучения в кабине к практическим умениям и навыкам осуществляется на ежегодном Областном Слете туристов и краеведов Самарской области организованный Министерством образования и науки Самарской области центром социализации молодежи. Обучающиеся на слете принимают участие в различных конкурсах и мероприятиях, которые связаны с умениями применять теоретические знания на практике, например, ориентирование на местности. Кроме того, на слете учащиеся приобретают навыки самостоятельной жизни, принятий решений, умений нестандартно мыслить в незнакомой обстановке.
В результате полученных практических знаний и умений формируется географическая грамотность, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные компетенции.
В результате применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях происходит социализация личности и успешная самореализация.
Я считаю, что лучше всего продемонстрировать инновационный опыт применения практико-ориентированного подхода в географии можно в виде информационной карты инновационного опыта.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пахомова Юлия Валерьевна Yliya-romashka@mail.ru |
ГБОУ СОШ №8 «ОЦ» г. Новокуйбышевска |
Учитель географии |
8 лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта |
Сектор применения: средняя школа, уроки географии и внеурочная деятельность. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в использовании практико-ориентированного подхода в преподавании географии для повышения мотивации к обучению. Актуальность: в современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески. Эффективность: - потенциальная полезность моего педагогического опыта заключается в том, что использование на уроках географии и внеурочной деятельности как можно большего количества практических заданий, позволяет формировать познавательные, коммуникативные, метапредметные УУД. Привлекать учащихся для олимпиад, краеведческих слетов, конференций; - надёжность опыта заключается в использовании полученных знаний и умений в дальнейшей жизни. Учащиеся приобретают опыт индивидуальной работы с дополнительными источниками информации, учатся работать в парах, выполнять групповые и коллективные работы; - перспективность представленного опыта в том, что в основе его лежит практико-ориентированный подход в обучении, который соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. Также в создании сборника практических заданий по географии для основной школы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов с включением практических заданий, а также наличием материально-технической базы, куда входит: компьютер, проектор, документ-камера и т. п. Опыт требует материальных затрат, например для участия в Областном слете юных туристов и краеведов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по географии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Использование практико-ориентированного подхода в обучении на уроках географии и внеурочной деятельности для повышения познавательной активности обучающихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущая идея предоставляемого педагогического опыта заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: – между свойственными школьникам стратегиям познания и стратегиями обучения, присущим учителю; – между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС общего образования, – между социальным заказом родителей и потенциальными возможностями ученика. Новое средство обучения: практико-ориентированное обучение позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук, на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни. Новые условия образовательной деятельности. Для прочного усвоения знаний по географии требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс и внеурочную деятельность так, чтобы они стал познавательными, творческими процессами, в которых учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. В преподавании географии я опираюсь на следующие принципы практико-ориентированного подхода: - принцип связи обучения с практикой; - принцип практико-ориентированного целеполагания; - принцип деятельности; - принцип продуктивности обучения; - принцип ситуативности обучения; - принцип образовательной рефлексии. На уроках использую контекстные задачи на установление многозначных причинно-следственных связей, задачи-парадоксы, задачи, в основе которых лежит научная гипотеза, задачи, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими, задачи с опорой на жизненный опыт. Для того чтобы стимулировать познавательную активность, необходимо использовать современные гаджеты и технологии. Например, использую интерактивные карты, где можно самим выделять и подписывать объекты. Также на уроках использую онлайн-карты Яндекс, Гугл, 2ГИС. Прием конструирования и моделирования прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету. Учащиеся, создавая модели различных явлений и процессов, могут более подробно рассмотреть причины и следствия, свойства объектов и явлений. Один из вариантов моделирования – это моделирование карт. Обучающиеся участвуют в написании проектов и исследовательских работ. Переход от обучения в кабине к практическим умениям и навыкам осуществляется на ежегодном Областном Слете туристов и краеведов Самарской области. Организация учебного процесса осуществляется таким образом, чтобы обучающие через выполнение практических заданий и решения задач, могли получать новые знания и умения, приобретать коммуникативные навыки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. В рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося. Также в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи. Данный подход развивает интерес обучающихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности. Ограничения. Не всегда есть условия для проведения практических работ на местности. Затруднения с материальным обеспечением для участия в слете туристов и краеведов. Трудоёмкость и риски связаны с организацией внеурочной деятельности, в частности с организацией поездки на слет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Основными условиями реализации являются: – оснащение кабинета необходимым оборудованием: мультимедийный проектор, ноутбук, документ-камера, географические карты, наборы для практических работ; – туристическое снаряжение для походов; – принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений; – изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Работа по повышению мотивации, реализуемая с помощью практико-ориентированного подхода дает положительные результаты: 1. Уровень познавательной активности (5-9 классы) с 2013 по 2016 год (по методике В.С. Юркевич)
2. Результаты ОГЭ по географии за 2016 год. Наличие выпускника с максимальными баллами (32 б.) Средний балл выше областных показателей.
3. Достижения учащихся в конференциях.
2010–2011 уч. год – 1 место; 2011–2012 уч. год – 1 место; 2012–2013 уч. год – 2 место; 2014–2015 уч. год – 1 место; 2015–2016 уч. год – 2 место. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Проверочная работа по географии для 5 класса «Как люди открывали Землю» // Международное сообщество педагогов «Я – учитель!» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54568). 2014 год. 2. Проверочная работа в форме игры «Крестики-нолики» // Сайт для учителей «ЗАВУЧ.инфо» (свидетельство о регистрации СМИ № 77-34271). 2014 год. 3. Методическая разработка урока по географии для 8 класса на тему: «ПК Дальнего Востока. Природные уникумы» // Электронное периодическое издание «Педагогический мир» (свидетельство о регистрации СМИ № ФС 77-39148). 2015 год. 4. Персональный сайт учителя географии Пахомовой Ю.В. существует с 2015 года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. «Учитель года Самарской области» – лауреат, 2017год. 2. Областной краеведческий слет учителей Самарской области – 1 место, 2016 год. 3. Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» – 3 место, 2015 год. 4. Территориальный фестиваль-конкурс «Я реализую ФГОС» – участие, 2016 год. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. ФГОС основного общего образования. Утвержден 17.12.2010, №1897.
3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург. 2000 [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnye-vozmozhnosti-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-uchashchikhsya (дата обращения: 10.10.2017)
4. Заварзина Н.Н. Практико-ориентированный подход на уроках географии [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/11/01/praktiko-orientirovannyy-podhod-na-urokah-geografii (дата обращения: 11.10.2017)