УДК 37.026.6

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2017

Панарина Г.В.,
учитель биологии высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей Классический г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Задача современного учителя биологии показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни. В статье говориться о возможности технологично реализовать указанные выше теоретические подходы через технологию концентрированного обучения, целью которой является повышение качества обучения и восприятия учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.
Ключевые слова: развивающее обучение; семиотический подход к обучению; концентрированное обучение; структурно-логическая схема; фрейм; опорный конспект.

FORMATION OF MOTIVATION IN STUDYING BIOLOGY BASED ONTHE TECHNOLOGY OF CONCENTRATED LEARNING

© 2017

Panarina G.V.,
teacher of Biology of the highest qualification category, honorary worker of the general education of the Russian Federation
Municipal budgetary educational institution Lyceum Classical, Samara (Russia)

Abstract: The task of the modern biology teacher is to show students the significance of biological knowledge, the possibility of using them in everyday life, to help see the interrelations connecting different facts into an integral system, to find an approach that will affect not only the mind but the student's soul, help him understand himself and the surrounding peace, realize the greatest value of life. It is  discussed the possibility of putting into practice the above theoretical approaches through the technology of concentrated learning, which goal is to improve the quality of students' learning and comprehension by means of creation of the optimal organizational structure of the learning process, the integration of learning with the natural psychological patterns of upbringing.
Keywords: developing training; semiotic approach to learning; concentrated training; structural-logical scheme; frame; reference abstract.

Значение биологии в современном обществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биологические знания используются в различных сферах человеческой жизни. Получение качественной сельскохозяйственной продукции невозможно без использования биологических знаний о строении и функционировании растительного и животного организмов, законов их взаимодействия с окружающей средой, особенностей природных и искусственных экосистем, биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства. Наука биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сделанные в физиологии, биохимии и генетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Биологические знания используют в технике, они являются теоретической базой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Решение проблемы рационального использования биологических ресурсов, охраны природы и окружающей среды возможно только с применением биологии.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Поэтому перед каждым учителем стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Ответы на данные вопросы можно найти в теории:
– развивающего обучения В.В. Давыдова (идея развития теоретического мышления «от общего к частному», «от абстрактного к конкретному»);
– семиотического подхода к обучению, доказавшему, что в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму. (Л.С. Выготский: информация в процессе усвоения проходит стадии свертывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные – семиотические образы. П.Я. Гальперин: знаково-символические структуры, равно как и слово, выполняют роль ориентировочной основы  в психической деятельности).
Возможность технологично реализовать указанные выше теоретические подходы можно в технологии концентрированного обучения, различные варианты реализации которой представлены в трудах В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева и др. Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и восприятия учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.
Реализация данной технологии осуществляется с помощью знаково-символических структур (структурно-логических схем, опорных конспектов, фреймов). Именно структурное представление информации позволяет идти не от простого к сложному, а наоборот, от общего смысла изучаемого явления, его сущности, взаимосвязи структур его составляющих, нерешенных проблем к пониманию значения и функций его частей.
Организовать содержание позволяет компактно расположенная, структурированная по ключевым смысловым направлениям информация, где понятия лаконичны и взаимосвязаны между собой в логической последовательности.
Подача информации предполагает несколько вариантов:
Во-первых, есть возможность просто в логичной последовательности разворачивать данную информацию и обсуждать нерешенные проблемы, привлекать новые научные данные биологии. Так обычно делают на очень сложных для понимания темах, например нуклеиновые кислоты – носители наследственной информации и матрицы в процессе передачи генетической информации из поколения в поколение.
Во-вторых, можно построить проблемное разворачивание конкретной темы в диалогическом общении с обучающимися, когда вся тема построена как некая система интересных проблем, ответы на которые кроются в смысловых компонентах изучаемого целого. Этот подход можно использовать в процессе рассмотрения практико-ориентированных вопросов биологии, например в темах основы наследственности и изменчивости, биосинтез белка.
В-третьих, организация самостоятельного изучения нового материала по опорному конспекту дома по типу идеи «перевернутого класса». Этот вариант можно использовать, когда тема достаточно проста для понимания и у обучающихся уже есть большой опыт работы с опорными сигналами, либо изучаемая тема есть некоторое обобщение ранее изученных.
Необходимо заметить, что любой вариант использования схем при изучении нового материала обеспечивает непроизвольный характер включения новых знаний в собственный когнитивный опыт на уровне долговременной памяти, так как используется для этого зрительный канал (единственный обеспечивающий поступление информации в долговременную память) и его сопряжение с другими.
Компактность изучения теоретических понятий и глубина их освоения позволяет увеличить время на практические и лабораторные работы, в рамках которых обеспечивается формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, развитие творческих способностей и ценностных ориентаций обучающихся.
Большую роль в этом играют ситуационные задачи, в процессе решения которых опорные конспекты позволяют детям более уверенно искать аргументы, они не бояться обсуждать сложные задачи на развитие логического мышления.
На уроках остается время и для ориентации на гуманитарные ценности. Как правило, это интегрированные уроки биологии и литературы, например, «Мир фантастики и биологии», также можно рассматривать образ врача в произведениях русских писателей, имеющих медицинское образование.
Таким образом, технология концентрированного обучения помогает иначе организовать содержание и обеспечить его подачу на другом уровне, что позволит выйти на принципиально новую ступень организации деятельности обучающихся.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА», участника Приоритетного национального проекта «Образование»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Панарина Галина

Валерьевна

panarinagalina@liceyklassic.ru

МБОУ Лицей Классический г.о. Самара

Учитель биологии

17 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: содержание, методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в повышении качества обучения и восприятии учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближении обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания.

Актуальность создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализация программ профильного обучения, а также изучение интересов и склонностей детей и диагностика личности на мотивацию.

Эффективность:

- потенциальная полезность:

задача учителя биологии показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизн;

- надёжность:

развивается внимание, память, логическое мышление учащихся; творческие способности учащихся; способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, при этом формируются навыки обработки полученной информации и её дальнейший анализ и синтез; навыки общения, умение отстаивать собственное мнение; устойчивый интерес к предмету; навыки познавательной деятельности;

- перспективность:

обеспечиваются такие навыки учащихся, как формулирование выводов и аргументация своего ответа; способность самостоятельно анализировать учебный материал, записанный в виде опорных схем, самостоятельно составлять опорные схемы, блок-схемы, таблицы и др. на основе полученной информации, что должно привести к увеличению количества победителей и лауреатов на научно-практических конференциях и олимпиадах.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов (опорных схем, блок-схем, таблиц, фреймов).

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по биологии.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование мотивации к изучению биологии на основе технологии концентрированного обучения.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных способов повышения мотивации обучающихся и их применение на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Факты идут в отрыве от теории; многие вопросы биологии преподаются на уровне развития наук начала ХХ века; низкий имидж естественнонаучного знания; снижение интереса к предмету у школьников; наряду с этим перед школой стоит задача воспитать грамотную, практико-ориентированную, нравственную личность.

Новое средство обучения.

Эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности:

– развивающее обучение В.В. Давыдова (идея развития теоретического мышления «от общего к частному», «от абстрактного к конкретному»);

семиотический подход к обучению, доказавшему, что в процессе психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаково-символическую форму. (Л.С. Выготский информация в процессе усвоения проходит стадии свертывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные – семиотические образы. П.Я. Гальперин знаково-символические структуры, равно как и слово, выполняют роль ориентировочной основы в психической деятельности).

технология концентрированного обучения позволила реализовать указанные выше теоретические подходы и увидеть различные варианты их реализации в трудах В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, П.М. Эрдниева и др.

Новые условия образовательной деятельности.

Концентрированное обучение технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых дисциплин в течении учебного дня, недели. Именно структурное представление информации позволяет идти не от простого к сложному, а наоборот, от общего смысла изучаемого явления, его сущности, взаимосвязи структур его составляющих, нерешенных проблем к пониманию значения и функций его частей.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Перед современным учителем стоят две старые взаимосвязанные проблемы школы: как научить думать обучающегося, а не заучивать и как повысить его мотивацию к обучению ?

Моя работа в этом направлении строится на изучении интересов и склонностей детей и диагностике личности на мотивацию.

Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Уровень мотивации личности на успех 2014-2016 гг.

17 25 1

17 25 2

Результат теста показал, что учащиеся, в большинстве своем, предпочитают высокий уровень мотивации на успех. Чем выше мотивация человека к успеху достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех.

Высокий уровень мотивации учащихся на успех составляет 95%, 5% средний уровень мотивации, низкий уровень мотивации отсутствует.

Организация учебного процесса.

Пути решения данных проблем я нашла в теории:

развивающего обучения В.В. Давыдова (идея развития теоретического мышления «от общего к частному», «от абстрактного к конкретному»);

семиотического подхода к обучению, доказавшему, что в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения, имеющих знаково-символическую форму.

Возможность технологично реализовать указанные выше теоретические подходы увидела в технологии концентрированного обучения, различные варианты реализации которой представлены в трудах В.Ф. Шаталова, М П. Щетинина, П.М. Эрдниева и др.

Технология концентрированного обучения позволила мне организовать учебный процесс путем глубокого погружения в предмет. Данная технология может идти на уровне организации учебного процесса, либо через содержание предмета в форме опорно-логических схем, опорно-логических конспектов и фреймов.

Используя данную технологию, ставятся задачи:

Научить:

анализировать учебный материал, записанный в виде опорных систем;

составлять самостоятельно опорные схемы, блок-схемы, таблицы и др. на основе полученной информации;

формулировать выводы и аргументировать свой ответ, устанавливать причинно-следственные связи;

применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

Развить:

внимание, память, логическое мышление учащихся;

творческие способности учащихся;

способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

Сформировать:

навыки обработки полученной информации и её дальнейший анализ и синтез;

навыки общения, умение отстаивать собственное мнение;

устойчивый интерес к предмету;

Ожидаемые результаты работы с использованием приема опорных систем:

развитие внимания, памяти, логического мышления у обучающихся;

развитие речи учащихся: формулирование выводов и аргументация своего ответа;

способность самостоятельно анализировать учебный материал, записанный в виде опорных схем;

самостоятельное составление опорных схем, блок-схем, таблиц и др. на основе полученной информации;

стабильное увеличение количества победителей и лауреатов

на научно-практических конференциях.

Успехи обучающихся служат главным подтверждением состоятельности ведущей идеи опыта: формирование мотивации к изучению биологии на основе технологии концентрированного обучения.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Использование технологии концентрированного обучения позволило мне выделить больше времени на организацию практической деятельности обучающихся: для этого я использую ситуационные задачи, которые позволяют объяснять реальные жизненные ситуации с точки зрения биологии, освободившееся время я использую для проведения лабораторных и практически работ. На уроках остается время и на обсуждение ценностных проблем: рассматриваем образ врача в художественных произведениях, авторов, имеющих медицинское образование и обсуждаем нравственные основы профессии врача.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

использование ИКТ технологий на всех этапах образовательного процесса;

позитивные взаимоотношения между учителем и обучающимися, а также обучающихся между собой.;

изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой;

наличие ПК с выходом в Интернет.

8. Результат изменений

Работа по повышению мотивации к изучению биологии на основе технологии концентрированного обучения дает положительные результаты:

Позитивная динамика итогов (средний балл) учебной деятельности обучающихся по годам (или стабильно высокий результат от 4 до 5 баллов)

Класс

2013-2014 г.г.

2014-2015 г.г.

2015-2016 г.г

-

-

4,5

8а, 9а, 10а

4,03

3,7

4,39

9а, 10а, 11а

3,92

3,72

4,18

10а, 11а

3,9

4,17

-

Средний бал по всем классам

3,95

3,87

4,37

17 25 3

Средний балл по результатам:

ЕГЭ (для учителей, реализующих программы среднего (полного) общего образования)

год

Количество

Средний балл по лицею

Средний балл по региону

2014-2015

27 (93%)

72,8

60,2

2015-2016

15 (70%)

70

60,4

17 25 4

ОГЭ (для учителей, реализующих программы основного общего образования);

год

Количество

Средний балл

2013-2014

21

4,67

2014-2015

19

3,89

2015-2016

15

4,33

17 25 5

Победители и призёры олимпиад по биологии и экологии

Год

Окружной этап

Региональный этап

Всероссийский этап

2013-2014

9

7

1

2014-2015

13

1

4

2015-2016

11

1

5

9. Публикации о представленном ИПО

1. Игра, как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии // Сетевое издание «Образование: эффективность, качество, инновации» (ЭЛ № ФС77-60406 от 29.12.2014 г.).

2. Экологический проект «Мое дерево» // Сборник материалов 11 международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» Прага, Чешская республика 28 апреля 2016 г.

3. Оценка результатов обучения на уроках биологии» в международном электронном журнале «Педтехнологии» (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61391).

4. Лауреат-победитель Всероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов», проходившей с 10 июня по 1 августа 2016 г. № 3-2016-334-427-187.

5. Лауреат-победитель Всероссийской интернет-акции «Творческие работы и методические разработки педагогов» проходившей с 15 августа по 30 сентября 2016 г. № 3-2016-466-706-184.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Региональная конференция «Повышение качества образования: теоретические подходы и практические технологии» ЦРО г.о. Самара 2016 г. с темой «Критерии оценивания предметных результатов на уроках углубленного изучения биологии».

2. Городской конкурс проектов и программ в области экологического воспитания и просвещения 2015 г. «Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности», диплом за 2 место.

3. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Инновации в обучении» в номинации «Методическая разработка» с темой «Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии» 2016 г., диплом 1 степени.

4. Окружной этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» 2017, диплом призера.

5. Региональный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области» 2017, диплом финалиста.

6. ПНПО 2017г., победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусева В.Е., Епишева О.Б., Монахов В.М., Трушников Д.Ю. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении : учебник. / под общ.ред. д-ра пед. наук, профессора О.Б. Епишевой. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. 260 с.
2. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Краснодар, 1999.
3. Педагогические технологии : учебное пособие для педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. 3-е изд.; испр. и доп. М.-Ростов-на-Дону: Март, 2006. 333 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.