УДК 372.881.1

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕЧЕТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© 2017

Никулина Т.Г.,
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры русского языка
Самарская государственная областная академия (Наяновой), Самара (Россия)

Аннотация: В статье проанализирована сущность понятий «речетворческая деятельность», «модель речетворческого развития», а также представлены структурные и функциональные компоненты методической модели речетворческого развития обучающихся.
Ключевые слова: речетворческая деятельность; модель речетворческой деятельности; структурные и функциональные компоненты методической модели.

METHODICAL MODEL SPEECH CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

© 2017

Nikulina T.G.,
the candidate of pedagogical sciences, lecturer of the department of Russian language
Samara State Regional Academy (Nayanova), Samara (Russia)

Abstract: In the article the essence of concepts «speech creative activity», «model speech creative activity development» has been analysed, as well as presents the structural and functional components of the methodical model speech creative activity development of schoolchildren.
Keywords: speech creative activity; model speech creative activity; structural and functional components of the methodical model.

Проблема развития речетворческой деятельности учащихся является актуальной на современном этапе развития школьной системы. «Хорошее владение русским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности XXI века, личности творческой, социально зрелой, мобильной» [1, с. 3]. Поскольку выпускникам современной общеобразовательной школы необходимо овладеть навыками осуществления эффективной коммуникации, проявляющейся в способности к адекватному речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной учебно-научной, официально-деловой сферах общения, умение создавать выразительные письменные высказывания будет способствовать их социальной востребованности и конкурентоспособности.
Речетворческая деятельность определяется нами как компетентность, во-первых, представляющая собой комплекс речевых действий и операций на основе языковой системы и, во-вторых, направленная на самореализацию личности как личности языковой. Под развитием речетворческой деятельности школьников будем понимать совершенствование их языковых компетенций.
Для решения задачи целенаправленной организации речетворческого развития школьников на уроках русского языка нами была разработана и внедрена в практику новая экспериментальная методическая модель формирования и развития мотивированной речетворческой деятельности обучающихся, обеспечивающая «развитие творческой языковой личности – выпускника основной общеобразовательной школы, который проявляет высокий уровень речевой культуры, коммуникативно целесообразно пользуется … средствами языка в соответствии с требованиями ситуации общения и коммуникативного задания, постоянно следит за своей речью и усовершенствует ее» [2, с. 3].
Под педагогической методической моделью речетворческой деятельности школьника будем понимать механизм проектирования и практической реализации процесса речетворческой деятельности школьника, представляющий систему форм, методов и средств и обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленной цели, результатом которой выступает разнообразная учебная деятельность, протекающая в рамках учебного процесса на уроках русского языка.
Основываясь на теоретических положениях, а также на анализе собственного педагогического опыта, нами обоснована и представлена структура методической модели речетворческого развития, результатом которой выступает разнообразная учебная деятельность, протекающая в рамках учебного процесса на уроках русского языка. Представленная методическая модель удовлетворяет основным методологическим требованиям – критериям технологичности, то есть концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости [3, с. 208].
Рассмотрим подробнее структурные и функциональные компоненты модели.
Цель обучения – достижение высокого уровня развития речетворческой деятельности.
Системообразующий компонент – принципы личностно-ориентированного обучения. Модель должна отвечать принципам личной ориентированности, предполагающим раскрытие речетворческих способностей школьников. Целостность представлена в виде взаимосвязанной системы цели, методов, форм, средств и педагогических условий речевого развития ученика.
Дидактические задачи связаны между собой. Формирование готовности к саморазвитию предполагает перевод недостаточно осознаваемой потребности школьника к творческому самовыражению с помощью речи в мотивированное стремление к данному процессу. Структурирование учебных действий по накоплению знаний, развитию творческих речевых умений – это спланированная кропотливая работа учителя по отбору необходимых и достаточных теоретических сведений, по выбору и организации целесообразных учебных действий школьников в урочное и внеурочное время. Организация процесса обучения через включение учащихся в творческую речевую деятельность будет определяться особенностями ученической аудитории, степенью готовности класса в целом в речетворческой деятельности как индивидуальной, так и коллективной.
Важным компонентом дидактического процесса является мотивационный. Организация речетворческой деятельности осуществляется на основе наличия у детей внутренней мотивации. Личная вовлеченность учащегося в такую деятельность базировалась на основе принятия личностью целей обучения. При формировании мотивации школьников мы опирались на концепции и теории виднейших педагогов и психологов о психологических основах мотивации учения, о формировании у учащихся потребности в знаниях, интереса к учению.
Следующий элемент модели – содержание. В разработанной методической модели содержанием является речевая творческая деятельность, которая развивается и совершенствуется в определенной логической последовательности: речевая деятельность школьников в аспекте творческого развития проходит ряд этапов, неразрывно и последовательно связанных друг с другом. Представим их в таблице № 1.

Таблица № 1

Этапы деятельности школьников

Действия школьников

Репродуктивный

Ученик действует по образцу, при его отсутствии затрудняется в выполнении задания, не обладает мотивацией к успешному выполнению творческих речевых упражнений, неохотно включается в коллективную речетворческую деятельность.

Репродуктивно-творческий

Ученик знает способы реализации задуманного с помощью определенных лингвистических средств (в частности параллельных синтаксических конструкций), но не всегда успешно ими пользуется, часто отказывается от коммуникативных заданий творческого характера. Творческая самореализация на этом этапе остается подражательной, шаблонной. При выполнении творческих часто прибегает к помощи учителя или ученика-консультанта. Вместо самостоятельной речетворческой деятельности выбирает коллективную.

Творческий

У ученика наблюдается мотивация к речетворческой самореализации, он включается в речетворческую деятельность. Ее практические результаты можно охарактеризовать как своеобразные и оригинальные.

Изучение исследований по проблеме речетворческой деятельности и анализ реальной школьной практики дает основания предположить, что этапы речевой деятельности школьников, представленные в таблице, связаны между собой непрерывно, поэтому могут иметь промежуточные позиции. Например, переход от репродуктивно-творческого этапа к творческому этапу может иметь и обратный ход. Это зависит от личности ученика, его мотивации на успех, от темы, по которой он работает и которая в силу специфики школьной программы может не вызвать личностного интереса у старшеклассника.
Однако динамика развития этапов речетворческой деятельности школьников предполагает, что она возникает на основе подражания готовым заданным образцам, а затем развивается с убыванием подражательности и возрастанием креативности.
В силу названных условий диагностирование представляет определенную трудность для исследователей. Сам процесс речетворческого развития школьников сложен, многоаспектен и динамичен, его составляющие нельзя полностью объяснить прямыми причинами и событиями, которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Существует множество скрытых от учителя факторов, важность которых в речетворческом развитии очевидна только личности ребенка. И совокупность элементов объективной реальности, состоящей из индивидуальных особенностей восприятия, и качество усвоенных знаний к данному моменту влияет на его готовность к речетворческой деятельности.
Следующим элементом методической модели выступают организационные формы, к которым мы отнесли урок. При использовании конкретных форм следует руководствоваться направленностью на цель – достижение высокого уровня речетворческой деятельности. Традиционные и нетрадиционные уроки разрабатываются с учетом общих дидактических принципов, хотя творческие уроки по русскому языку отличаются эстетической направленностью и креативностью. В разработанной модели делается акцент на использовании богатого арсенала нестандартных уроков, которые достаточно подробно описаны в современной педагогической литературе (урок-тренинг, урок – лингвистический эксперимент, урок – творческая мастерская, урок – неоконченное произведение, урок-экспромт и др.).
Следующий элемент методической модели – методы обучения. При выборе конкретных методов мы исходили из их наибольшей направленности на развитие самостоятельной речетворческой деятельности старшеклассников. Поэтому, помимо традиционных, были отобраны следующие:
– поисковый, предполагающий создание проблемных ситуаций;
– метод опережающих заданий, обусловленный самостоятельным принятием, выбором и выполнением творческих работ по русскому языку;
– метод создания художественного контекста, подразумевающий комплексное групповое включение учащихся в речетворческую деятельность.
Средства обучения в предлагаемой модели – это 1) программный материал по русскому языку для старшей школы, 2) специально отобранный дидактический материал для тренировочных упражнений, 3) глоссарий.
Результативность методической модели развития речетворческой деятельности соотносится с целью данной модели и показывает, насколько эффективно осуществлено ее достижение.
Модель апробировалась в течение пяти лет. Обобщённый мною опыт можно отразить в карте инновационного опыта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Никулина Татьяна Геннадьевна

tatanika0769@mail.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарской области Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

http://www.nayanova.edu/

преподаватель русского языка

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта: создана теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая модель развития речетворческих способностей учащихся.

Актуальность. Перед современным учителем русского языка стоит задача развития творческой языковой личности – выпускника основной общеобразовательной школы, который проявляет высокий уровень речевой культуры, коммуникативно целесообразно пользуется средствами языка в соответствии с требованиями ситуации общения и коммуникативного задания, постоянно следит за своей речью и усовершенствует её. Следовательно, актуальность проблемы обусловлена: 1) потребностью современного общества в воспитании успешной творческой личности, способной к решению разноплановых жизненных и профессиональных задач; 2) модернизацией системы целей и ценностей национального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ставящего задачу перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучаемых; 3) изменениями в системе обучения русскому языку, вызванными нацеленностью преподавания на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, реализуемых в условиях развития речетворческой деятельности учащихся с целью совершенствования их творческих способностей и компетентностного владения родным языком.

Эффективность:

- потенциальная полезность: рассматриваемая модель обучения: 1) существенно усиливает роль самостоятельного образования, инициативность учащихся; 2) обеспечивает формирование положительной внутренней мотивации в результате речетворческой деятельности; 3) способствует формированию навыков творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых, нетипичных ситуациях; 4) способствует повышению уровня усвоения учебного материала; 5) приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе за счет групповой организации работы; 6) обеспечивает возможность самореализации учащихся в процессе обучения, повышения самооценки учащихся;

- надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения;

- перспективность педагогического опыта обеспечивается его направленностью на решение задач Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявляемыми к материально-технической базе и программно-методическому обеспечению образовательного процесса.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление   инновационной деятельности

Урочная деятельность обучающихся по русскому языку.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие речетворческих способностей обучающихся на уроках русского языка

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта: развитие речетворческой деятельности обучащихся в процессе будет эффективным, если: 1) использовать модель методической работы, стимулирующей развитие эмпирических знаний школьников; 2) структурировать учебные действия и ориентировать обучение на длительный процесс накопления знаний, мотивации обучающихся к речетворческой самореализации, формирования у них готовности к саморазвитию через включение в творческую речевую деятельность.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, нежеланию детей учиться, гиперболизации у них формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов в вуз и т. п.). Растёт отчуждение ученика от организуемого для него образования, обусловленное несоответствием традиционных целей и форм образования меняющимся жизненным потребностям учащихся. Очевидно, что система обучения, которая приблизит смысл и цели обучения к индивидуальным творческим возможностям учеников, а также включит в свое содержание проблематику сегодняшнего и будущего времени, существенно увеличит шансы личности в стремительно изменяющемся мире. Противоречия между осознанием необходимости речетворческого развития учащихся и недостаточной разработанностью теории и практики организации этого процесса потребовало разрешения вопроса об использовании научно обоснованной, концептуально выстроенной, экспериментально проверенной методики развития речетворческой деятельности школьников.

Новое средство обучения: инновационная модель развития речетворческой деятельности школьников.

Новые условия образовательной деятельности, способствующие совершенствованию речетворческих способностей учащихся и тем самым формированию коммуникативной творческой личности: соблюдение стратегических и тактических принципов обучения русскому языку, развивающий потенциал речевой среды, учёт современных направлений в обучении родному языку, реализация функционально-системного и интегративного подходов в обучении языку, организация занятий с учетом преемственности, учёт прежних знаний учащихся и перспективности обучения.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ способствует позитивным изменениям в образовательном процессе. В своей работе я применяю следующие СОТ: 1) дистанционная образовательная технология, реализуемая с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов независимо от места их нахождения; 2) технология разноуровневого обучения, в рамках которого предполагается разный уровень учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах А, В, С; 3) проектная технология – особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата; 4) исследовательская технология, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы; 5) здоровьесберегающая технология – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; 6) технология проблемного обучения, направленная на последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

Организация учебного процесса. Мною разработана, научно обоснована в диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Развитие речетворческой деятельности старшеклассников средствами экспрессивного синтаксиса (на материале параллельных и синонимических синтаксических конструкций)», апробирована в практической деятельности модель развития речетворческой деятельности школьников.

17 23 1

Представленная модель технологически способствует развитию речетворческих способностей обучающихся, формированию их коммуникативной, культуроведческой и языковой компетенции.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна:

обоснована технологичность модели развития речетворческих способностей, представленой как совокупность целевых, мотивационных и процессуальных компонентов, способствующих поставленной цели – развитию выразительной письменной и устной речи учащихся.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: перестройка традиционной системы обучения, значительные затраты труда, времени   педагога.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учителем должен быть освоен методический инструментарий (инновационные технологии, система интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований стандартов второго поколения).

8. Результат изменений

Результативность учебной деятельности определяется комплексом показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и личностные достижения обучающихся. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Для оценки образовательного результата мною были выбраны следующие методики:

1) познавательных и регулятивных результатов – Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой;

2) личностных результатов Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению     А. Прихожей;

3) коммуникативных результатов Тест школьной тревожности Филлипса. Рассмотрим подробнее результаты исследования по каждой из методик.

Объект исследования: обучающиеся 6 (7) классов (всего 51 человек).

Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой

Показатель: прогноз успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.

Диагностируемые УУД: познавательные и регулятивные.

Результаты диагностики:

Уровни лабильности/уч.год

2014-15 уч.год

2015-16 уч.год

высокая лабильность, хорошая способность к обучению

9 уч-ся (17,64 % )

12 уч-ся (24,53 %)

средняя лабильность

35 уч-ся (68,62 % )

36 уч-ся (70,59 %)

низкая обучаемость, трудности в переобучении

6 уч-ся (11,76 %)

3 уч-ся (5,88 %)

малоуспешен в любой деятельности

1 уч-ся (1,9 %)

-

Представим результаты в виде диаграммы:

17 23 2

Методика «Тест школьной тревожности Филипса»

Показатель: изучение уровня тревожности на уроке русского языка.

Диагностируемые УУД: коммуникативные, личностные результаты.

Результаты диагностики:

Уровни тревожности/уч.год

2014-15 уч.год

2015-16 уч.год

высокая тревожность

7 уч-ся
(13,72 % )

3 уч-ся
(5,88 %)

повышенная тревожность

8 уч-ся
(15,68 % )

4 уч-ся
(7,84 %)

низкая тревожность

36 уч-ся
(70,58 %)

44 уч-ся
(86,27 %)

Представим результаты в виде диаграммы:

17 23 3

Методика диагностики мотивации учения и

эмоционального отношения к учению (А. Прихожая)

Показатель: выявление уровней познавательной активности, тревожности и гнева, а также мотивации достижения успеха на уроке русского языка.

Диагностируемые УУД: личностные результаты.

Результаты диагностики:

Уровни мотивации / уч. год

2014-15 уч. год

2015-16 уч. год

продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

11 уч-ся (21,56 %)

13 уч-ся (25,49 %)

продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

12 уч-ся (24,53 %)

13 уч-ся (25,49 %)

средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

20 уч-ся (39,21 %)

22 уч-ся (43,13% )

сниженная мотивация, «переживание школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

7 уч-ся (13,72 % )

3 уч-ся (5,88 %)

резко отрицательное отношение к учению

1 уч-ся (1,9 %)

-

Результативность учебной деятельности определяется высокими личностными показателями обучающихся:

высокие показатели учебной деятельности (средний балл в 2013–2014 уч. г. – 4,38; в 2014–2015 уч. г. – 4,5; в 2015–2016 уч. г. -4,61);

результаты сдачи ОГЭ в 2013–2014 уч. г. (средний балл обучающихся СГОАН – 37,47 в сравнении с территориальным значением – 32,1; региональным – 32,2);

результаты сдачи ЕГЭ в 2015–2016 уч. г. (средний балл обучающихся СГОАН – 83,8 в сравнении с территориальным значением – 72,6; региональным – 73,9);

наличие за последние три года победителей этапов Всероссийской олимпиады и областной научной конференции обучающихся (3 учащихся – регионального, 13 учащихся – территориального уровней), а также победителей и призеров, подготовленных педагогом, в мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, конференциях) интеллектуальной, научно-исследовательской, творческой направленности (16 учащихся – Международного и Всероссийского, 5 учащихся – регионального, 1 учащийся – территориального уровней).

9. Публикации о представленном ИПО

По представленному ИПО опубликовано 19 статей, в том числе:

1. Никулина Т.Г. Понятие «речетворческая деятельность» в современной научно-методической литературе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 14, № 2 (6), 2012. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. С. 1412–1416.

2. Махмудов Ш.А., Никулина Т.Г. Письменная речь как форма речетворческой деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 14, № 2 (6), 2012. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. С. 1408–1412.

3. Никулина Т.Г. Методическая модель речетворческого развития школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: Вестник ТГПУ, 2013. Выпуск 11 (139). С. 212214.

4. Никулина Т.Г. Структура и функции методической модели речетворческой деятельности школьников // Информационное пространство современной науки: материалы V Международной научно-практической конференции. 10 февраля 2014 г. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2014. С. 2225.

Опыт работы представлен в монографии и в 4 методических пособиях, в числе которых:

1. Никулина Т.Г. Развитие речетворческой деятельности старшеклассников. Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publicshing. 2015. 228 s.

2. Никулина Т.Г. «Тесты по русскому языку. 59 классы». Самара: ТЕХНО-ПРИНТ, 2015. 86 с.

3. Авдонина А.Ю., Никулина Т.Г. «Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе. Основной государственный экзамен выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2016 г.». Самара: АСГАРД, 2016. 124 с.

10.Публичные   представления ИПО на   конкурсных мероприятиях

Инновационный опыт представлен на 12 конкурсных мероприятиях, в том числе:

1. Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в 2011, в 2017 году в рамках ПНПО.

2. Победитель Областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости.

3. Победитель II Всероссийского педагогического конкурса «Высокий результат» в номинации «Авторские программы».

4. Призёр Муниципального конкурса «Интернет-ресурс педагога»

5. Лауреат Регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

6. Лауреат Конкурса Международного научно-методического проекта «Знаний Свет».

7. Лауреат Конкурса разработок уроков в рамках VI межрегионального филологического мегапроекта.

Итак, описание особенностей внедрения методической модели развития речетворческой деятельности старшеклассников позволяет сделать следующие выводы:
– речевое развитие старшеклассника проявляется в разнообразной творческой деятельности, возникающей на основе личностных мотивов, специальных творческих форм работы;
– речетворческая деятельность сначала реализуется на репродуктивном (воспроизводящем) уровне, который постепенно и не всегда плавно переходит на творческий уровень использования полученных знаний и умений;
– технологическое обеспечение развития речетворческой деятельности старшеклассника реализуется через специально разработанную методическую модель, представленную системой взаимосвязанных компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Омельчук С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся основной школы на завершающем этапе изучения синтаксиса: автореф. … дис. канд. пед. наук. Киев, 2003. 22 с.
2. Садыкова Г.Ш. Развитие навыков речетворческой деятельности у учащихся лицейских классов: автореф. … дис. канд. пед. наук. Казань, 2009. 22 с.
3. Серёгина О.В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 207–211.