УДК 371

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МНОГОПРОФИЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Мельникова Л.Ю.,
учитель физической культуры
ГБОУ Самарской области СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье описывается инновационный опыт создания в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения. Показаны формы и средства формирования культуры здоровья обучающегося в многопрофильном спортивном классе общеобразовательной школы на основе духовно-нравственного, физического, трудового и эстетического развития личности.
Ключевые слова: ценность здоровья; современные приоритеты; здоровьесбережение; духовное развитие; самоуправление, семья и школа.

PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT, SPIRITUAL FORMATION AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS A MULTIDISCIPLINARY SPORTS CLASS IN THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AND IN OVERTIME WORK

© 2017

Melnikova L.Y.,
teacher of physical culture
State budget educational institution of the Samara region secondary school № 10 «Lik» Education Center City District Otradny, Samara Oblast (Russia)

Abstract: This article describes how to create innovative experience in school gyms, with the aim of multi-disciplinary physical self-improvement, spiritual formation and social adaptation of the young generation. Showing the form and means of building a culture of health trained in multidisciplinary sport class of secondary school on the basis of the spiritually-moral, physical, and aesthetic development of the personality.
Keywords: value; current priorities; zdorovesberezhenie; spiritual development; Self-Government, the family and the school.

В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» приводятся следующие данные: «В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом» [1, с. 3]
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для здорового образа жизни – одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Интенсификация образовательной деятельности, дефицит свободного времени (в течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе), гиподинамия, слабая мотивация к ведению здорового образа жизни – причины значительного уменьшения двигательной активности обучающихся. Это проявляется в ряде неблагоприятных социально-биологических последствий, в частности снижении уровня здоровья, развитии астенических состояний, ухудшении зрения, приобретении лишнего веса, нарушении осанки, снижении иммунитета подростка.
Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, способным в современных социально-экономических условиях обеспечить свою конкурентоспособность, материальную обеспеченность, профессиональное долголетие и благополучную старость. С другой стороны, сегодня можно констатировать резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, достаточно невысокий уровень заботы о здоровом образе жизни.
Таким образом, осознанное воспитание ценностей здорового образа жизни и здоровья становится не просто значимым, а ведущим фактором в обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.
Ведущей педагогической идеей моей системы является создание в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения.
Цель моей деятельности: формирование культуры здоровья обучающегося в многопрофильном спортивном классе общеобразовательной школы на основе духовно-нравственного, физического, трудового и эстетического развития личности.
Задачи:
1. Создать на базе школы спортивный класс с разнонаправленной спортивной специализацией.
2. Воспитывать у школьников ответственное отношение к своему здоровью и формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.
3. Формировать в детской и семейной среде систему мотиваций к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом посредством развития здоровьеформирующей среды в школе.
4. Приобщить обучающихся и их родителей к активному участию в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях в процессе обучения и во внеурочное время.
5. Привлечь для организации и реализации тренировочного процесса тренеров детской спортивной школы.
6. Сделать коллектив спортивного класса дружным, сплоченным, дисциплинированным, мотивировать на успешное освоение учебных дисциплин.
7. Формировать ценностные представления о физическом здоровье человека, о ценности духовного и нравственного развития.
8. Формировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, осознавать влияние этой деятельности на развитие личности, процесс обучения.
9. Использовать потенциал спортивной деятельности для профилактики вредных привычек, асоциального поведения.
10. Повысить уровень физической подготовленности школьников посредством введения в образовательную деятельность Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
11. Формировать у обучающихся личностные результаты в области физической культуры и спорта.
Основной технологией организации учебного занятия в многопрофильном спортивном классе является здоровьесбережение.
Реализация поставленных мной целей возможна лишь при целенаправленном создании специальной здоровьесберегающей социальной среды.
На мой взгляд, одной из форм здоровьеориентированной среды является многопрофильный спортивный класс общеобразовательной школы. Это крайне важно, так как он обеспечивает жизнестойкость обучающегося, успешную интеграцию его во «взрослую жизнь» и реализацию своего потенциала в будущем.
Здоровьесберегающее занятие – это физиологически обоснованная организация, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной и двигательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности.
На своих занятиях я стараюсь обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности каждого ученика. Считаю необходимым избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Отбираю, рационально использую и чередую формы, методы, приемы и способы обучения учеников, что позволяет учащимся легче переносить физические нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья и физического переутомления в процессе урока.
Активно использую игровые технологии, оригинальные задания, введение в занятия исторических экскурсов и отступлений. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся, дает возможность узнать сведения развивающего и воспитательного плана.
Основные задачи сохранения здоровья обучающихся в процессе обучения, которые я решаю в многопрофильном спортивном классе: научить детей определять свое состояние и ощущения; сформировать активную жизненную позицию; сформировать представление о своем теле, организме; учить укреплять и сохранять свое здоровье; понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; уметь оказывать элементарную первую помощь при травмах; формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Каков же механизм формирования гармонично развитой личности обучающихся многопрофильного спортивного класса?
Формирование специальных педагогических условий, обеспечивающих своевременное и полноценное духовное развитие каждого ребенка, его физическое, психологическое здоровье, – одна из актуальных задач, поставленная перед педагогами в современной системе образования.
В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед командой, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы – таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом.
В то же время обучение в многопрофильном спортивном классе не должно ограничиваться только спортивной деятельностью, а должно обеспечивать сочетание основной образовательной деятельности, дополнительного физкультурно-спортивного и оздоровительного образования, внеурочной деятельности по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, социальному, общекультурному направлениям.
В многопрофильном спортивном классе для разностороннего развития юных спортсменов широко применяю: учебные занятия по физической культуре; внеурочную деятельность; проведение спортивных мероприятий; тренировки по выбранному виду спорта; организацию коллективных творческих дел.
В каждом творческом деле проявляется сущность методики коллективного воспитания – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно: трудовые (ремонт спортивного инвентаря, изготовление мелкого спортивного инвентаря, благоустройство кабинета, дежурство по школе, уборка спортивной площадки и др.), познавательные (викторина Гигеи, викторина «О, спорт, ты – мир!»), экологические (туристический поход на берег реки Волга, с. Ширяево, операция «Поляна» (приведение поляны под палаточный лагерь в эстетичный вид, уборка территории лагеря), спортивные («День здоровья», «Посвящение в спортсмены», спортивный праздник «Всей семьей за здоровьем»), художественные (постановка театрализованного представления «Цирковые фантазии», подготовка танцевального номера для военно-спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества «Десант»), досуговые (в туристическом походе – «Вечер легенд», «Песочный город», «Пир именинников», «Чемпионат веселого мяча и др.)
Практическая задача, стоящая перед педагогом, работающим в спортивном классе, – организация сотрудничества семьи и школы в формировании культуры здорового образа жизни, успешной социализации подрастающего поколения. Работу с семьями спортивного класса строю по следующим направлениям: лекции, консультации по вопросам роста и развития ребенка, составляющих здорового образа жизни; факторов, влияющих на здоровье детей. Лекции, консультации по вопросам мотивации и психолого-педагогических установок в ходе спортивной деятельности, восстановительных процессов, организации режима дня и питания юных спортсменов. Обучение родителей спортсменов практическим навыкам контроля проведения ребенком утренней гимнастики; работы по развитию физических качеств; ведению дневника самонаблюдения; развитию психомоторных способностей; развития личностных качеств; мотивации достижения успеха. Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, праздников, семейных встреч, конкурсов, викторин.
В классном коллективе мною организована работа органов самоуправления.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в спортивном классе, я опираюсь на следующие принципы: организация деятельности в коллективе и для коллектива; создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления; сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности; участие всех обучающихся в системе самоуправления.

Службы «Спортивной страны»

Обязанности

Премьер-министр

Курирует организацию всех секторов самоуправления, помогает учителям-предметникам, работающим в классе.

Министерство образования и науки «Лидер»

Формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах; организация работы по развитию познавательных интересов.

Министерство труда «Адреналин»

Организация дежурства по классу, участие в трудовых акциях; работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели).

Министерство здравоохранения и спорта

«Крепкие ребята»

Формирование команды для участия в спортивных соревнованиях; подготовка и проведение спортивных мероприятий.

Министерство культуры и досуга «Горячие сердца»

Организация и проведение классных мероприятий; организация класса для участия в праздниках; посещение театров, музеев; проведение экскурсий.

Министерство информации «Молния»

Выпуск газет; оформление классного уголка; оформление конкурсов, викторин.

Министерство охраны и безопасности «Забота»

Инструктаж по технике безопасности среди учащихся

 

Используя данную модель самоуправления ученического коллектива, я планирую ожидаемый результат – формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой, социально-адаптированной личности.
Работа в многопрофильном спортивном классе, несомненно, требует перестройки некоторых моделей организации образовательной деятельности, оптимального выбора программ, разработки инструментария мониторинга, использования современных педагогических технологий и методик. Однако опыт работы в многопрофильном спортивном классе убедительно доказывает, что в детских сообществах, объединённых по интересам, не только совершенствуются определённые навыки, необходимые для осуществления конкретной деятельности, но и происходит гармоничное развитие личности, создаётся коллектив единомышленников.
Свой опыт работы представляю в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника конкурса «ПНПО»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Мельникова Людмила Юрьевна

Mila25091971@yandex.ru

ГБОУ

Самарской области

СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК»

г.о. Отрадный Самарской области

Учитель физической культуры высшей квалификационной категории, классный руководитель

26 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебной деятельности.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – создание многопрофильных спортивных классов в общеобразовательной школе. Обучающимся спортивного класса предоставляются условия для рационального сочетания образовательного, воспитательного и учебно-тренировочного процессов.

Актуальность.

Физкультурно-оздоровительные технологии, используемые мною в учебном процессе, способствуют формированию разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в том, что мои ученики овладевают сведениями о роли и значении физической культуры и спорта в формировании личности человека, физических, психических и нравственных качеств. Самостоятельно могут планировать для себя и сверстников  тренировочное занятие, измерять и контролировать индивидуальные показатели физического развития и соматического здоровья, организовывать досуг с использованием средств физической культуры;

- надёжность опыта обеспечивается высоким уровнем физической подготовленности обучающихся, хорошей успеваемостью, успешной сдачей норм ГТО, участием в спортивных соревнованиях различного уровня;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии ФГОС.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление  инновационной  деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Реализация системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения с помощью СОТ.

3. Ведущая  педагогическая  идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, способным в современных социально-экономических условиях обеспечить свою конкурентоспособность, материальную обеспеченность, профессиональное долголетие и благополучную старость. С другой стороны, сегодня можно констатировать резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, достаточно невысокий уровень заботы о здоровом образе жизни.

Новое средство обучения.

При переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приемы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам обучения, используя мультимедийные средства обучения, интерактивную доску и др.

Новые условия образовательной деятельности.

Введение ФГОС привело к изменениям функциональных обязанностей участников системы образования, порядку  взаимодействия между ними. Основная моя задача – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать и развить у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Сущность изменений заключается в том, что идеи системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения реализуются с помощью: дистанционных информационных технологий и мультимедийных продуктов; метода проектов; физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий; индивидуального и дифференцированного обучения. Все это позволяет сделать урок более интересным и содержательным, информативным и познавательным.

Организация учебного процесс.

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация урочной и внеурочной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировалась потребность в ведении здорового образа жизни, физическом самосовершенствовании с помощью занятий избранным видом спорта. Организация учебной и внеурочной деятельности таким образом, чтобы жизненное пространство ребёнка превращалось в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. 

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Чтобы усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, использую дистанционные информационные технологии, мультимедийные продукты.

В рамках научно-исследовательской деятельности применяю метод проектов. На каждом уроке уделяю время интересным фактам. Увидев у ребенка интерес, спрашиваю, какое новое знание он хочет получить.

Ребята самостоятельно могут планировать для себя и сверстников тренировочное занятие. Физкультурно-оздоровительные технологии в данном случае являются способом осуществления оздоровительной и тренировочной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

На аудиторных занятиях мы с учениками учимся измерять индивидуальные показатели физического развития (вес, рост, ЖЁЛ, ЧСС, динамометрия кисти и др.) и определять уровень собственного соматического здоровья. Ведущей педагогической технологией на таких занятиях будет индивидуальное и дифференцированное обучение. Такой урок проводится с использованием мультимедийных продуктов: фильмов-презентаций «Интересные факты о физиологии человека», «Основы физического здоровья»; интерактивных тестов «Как вы относитесь к своему здоровью?» и др.

Формирую у учеников представления о физической нагрузке, умение определять тренирующее воздействие упражнений на организм, умение вести наблюдения за динамикой развития своих физических качеств.

Ведущими здесь являются физкультурно-оздоровительные технологии тренирующей направленности, индивидуальное и дифференцированное обучение. Применение интерактивной доски позволяет ребятам облегчить процесс обучения технически сложных видов движений.

Активно применяю игровые и соревновательные технологии. Дети учатся работать в команде, чувствуют ответственность за совместный результат. Проявляют терпимость, доброжелательность к соперникам, адекватные формы поведения в соревновательной деятельности.

Ограничения.

Ограничением является наличие у обучающихся специальной медицинской группы здоровья.

Трудоёмкость и риски: значительные затраты труда, времени педагогов, тренеров по видам спорта.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование СОТ, интерактивных, активных и деятельностных методов обучения и методических приёмов требует наличие образовательной среды с основными составляющими:

Физическая среда (спортивные залы с хорошим освещением, вместимостью).

Психологическая среда (позитивные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой).

Материальноя среда (наличие спортивного инвентаря, нестандартного оборудования, тренажеров для развития физических качеств и двигательных способностей, наличие доски SMARTBoard, компьютеров для учащихся).

Высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

Разработка системы уроков и создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам и спортивным тренировкам.

8. Результат изменений

Результатом применения СОТ в моей практической деятельности являются:

высокий уровень физической подготовленности обучающихся (с 52% до 65%, прирост 13%);

высокие результаты успеваемости по предмету «физическая культура» (средний бал 4,75);

успешная сдача норм ГТО. По итогам состязаний 20142015 гг., 20152016 гг. золотые знаки отличия получили 3 ученика, серебряные – 15 учеников;

участие в спортивных соревнованиях. Первенство Самарской области по спортивному туризму 2 место, соревнования по стритболу «Лига Звезд» 1 место, по баскетболу «КЭС-БАСКЕТ» 2 и 3 место, окружные соревнования по плаванию 1 место и др.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Методическая разработка урока по физической культуре «Экспресс-оценка соматического уровня здоровья подростка» 9 класс // Методическое издание Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 20152016.

2. Организация тренировочного процесса в спортивном классе // Сборник материалов участников регионального конкурса «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», 2014.

3. Формирование здорового образа жизни // Сборник очерков «Воспитательно-образовательное пространство Отрадненского образовательного округа как условие духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания молодежи», 2014.

4. Более 30 публикаций уроков, внеурочных программ и мероприятий в сети Интернет.

10.Публичные  представления  ИПО  на  конкурсных  мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2004». Победитель окружного этапа в номинации «Здоровьесберегающие технологии».

2. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Победитель. 2016.

3. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2017». Победитель окружного этапа.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, 2009. 30 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», 2010. 47 с.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 215 с.
4. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5–6 классы. М.: Просвещение, 2013. 74 с.
5. Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры. Материалы курса «Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках физической культуры»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. 32 с.
6. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. Волгоград: Учитель, 2015. 65 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника конкурса «ПНПО»

 

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

 

Мельникова Людмила Юрьевна

Mila25091971@yandex.ru

ГБОУ

Самарской области

СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК»

г.о. Отрадный Самарской области

Учитель физической культуры высшей квалификационной категории, классный руководитель

26 лет

 

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

 

Тип опыта

Сектор применения: начальная и средняя школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебной деятельности.

 

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – создание многопрофильных спортивных классов в общеобразовательной школе. Обучающимся спортивного класса предоставляются условия для рационального сочетания образовательного, воспитательного и учебно-тренировочного процессов.

Актуальность.

Физкультурно-оздоровительные технологии, используемые мною в учебном процессе, способствуют формированию разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в том, что мои ученики овладевают сведениями о роли и значении физической культуры и спорта в формировании личности человека, физических, психических и нравственных качеств. Самостоятельно могут планировать для себя и сверстников  тренировочное занятие, измерять и контролировать индивидуальные показатели физического развития и соматического здоровья, организовывать досуг с использованием средств физической культуры;

- надёжность опыта обеспечивается высоким уровнем физической подготовленности обучающихся, хорошей успеваемостью, успешной сдачей норм ГТО, участием в спортивных соревнованиях различного уровня;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии ФГОС.

 

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

 

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

 

1. Направление  инновационной  деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

 

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Реализация системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения с помощью СОТ.

 

3. Ведущая  педагогическая  идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание в общеобразовательной школе многопрофильных спортивных классов с целью физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации подрастающего поколения.

 

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, способным в современных социально-экономических условиях обеспечить свою конкурентоспособность, материальную обеспеченность, профессиональное долголетие и благополучную старость. С другой стороны, сегодня можно констатировать резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, достаточно невысокий уровень заботы о здоровом образе жизни.

Новое средство обучения.

При переходе на новые образовательные стандарты второго поколения возникла необходимость менять методы и приемы преподавания, менять стиль общения с учениками на уроке, менять требования к результатам обучения, используя мультимедийные средства обучения, интерактивную доску и др.

Новые условия образовательной деятельности.

Введение ФГОС привело к изменениям функциональных обязанностей участников системы образования, порядку  взаимодействия между ними. Основная моя задача – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать и развить у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

 

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Сущность изменений заключается в том, что идеи системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения реализуются с помощью: дистанционных информационных технологий и мультимедийных продуктов; метода проектов; физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий; индивидуального и дифференцированного обучения. Все это позволяет сделать урок более интересным и содержательным, информативным и познавательным.

Организация учебного процесс.

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является организация урочной и внеурочной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировалась потребность в ведении здорового образа жизни, физическом самосовершенствовании с помощью занятий избранным видом спорта. Организация учебной и внеурочной деятельности таким образом, чтобы жизненное пространство ребёнка превращалось в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. 

 

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Чтобы усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, использую дистанционные информационные технологии, мультимедийные продукты.

В рамках научно-исследовательской деятельности применяю метод проектов. На каждом уроке уделяю время интересным фактам. Увидев у ребенка интерес, спрашиваю, какое новое знание он хочет получить.

Ребята самостоятельно могут планировать для себя и сверстников тренировочное занятие. Физкультурно-оздоровительные технологии в данном случае являются способом осуществления оздоровительной и тренировочной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

На аудиторных занятиях мы с учениками учимся измерять индивидуальные показатели физического развития (вес, рост, ЖЁЛ, ЧСС, динамометрия кисти и др.) и определять уровень собственного соматического здоровья. Ведущей педагогической технологией на таких занятиях будет индивидуальное и дифференцированное обучение. Такой урок проводится с использованием мультимедийных продуктов: фильмов-презентаций «Интересные факты о физиологии человека», «Основы физического здоровья»; интерактивных тестов «Как вы относитесь к своему здоровью?» и др.

Формирую у учеников представления о физической нагрузке, умение определять тренирующее воздействие упражнений на организм, умение вести наблюдения за динамикой развития своих физических качеств.

Ведущими здесь являются физкультурно-оздоровительные технологии тренирующей направленности, индивидуальное и дифференцированное обучение. Применение интерактивной доски позволяет ребятам облегчить процесс обучения технически сложных видов движений.

Активно применяю игровые и соревновательные технологии. Дети учатся работать в команде, чувствуют ответственность за совместный результат. Проявляют терпимость, доброжелательность к соперникам, адекватные формы поведения в соревновательной деятельности.

Ограничения.

Ограничением является наличие у обучающихся специальной медицинской группы здоровья.

Трудоёмкость и риски: значительные затраты труда, времени педагогов, тренеров по видам спорта.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Использование СОТ, интерактивных, активных и деятельностных методов обучения и методических приёмов требует наличие образовательной среды с основными составляющими:

Физическая среда (спортивные залы с хорошим освещением, вместимостью).

Психологическая среда (позитивные взаимоотношения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой).

Материальноя среда (наличие спортивного инвентаря, нестандартного оборудования, тренажеров для развития физических качеств и двигательных способностей, наличие доски SMARTBoard, компьютеров для учащихся).

Высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями.

Разработка системы уроков и создание методической копилки с дидактическими материалами к урокам и спортивным тренировкам.

8. Результат изменений

Результатом применения СОТ в моей практической деятельности являются:

высокий уровень физической подготовленности обучающихся (с 52% до 65%, прирост 13%);

высокие результаты успеваемости по предмету «физическая культура» (средний бал 4,75);

успешная сдача норм ГТО. По итогам состязаний 20142015 гг., 20152016 гг. золотые знаки отличия получили 3 ученика, серебряные – 15 учеников;

участие в спортивных соревнованиях. Первенство Самарской области по спортивному туризму 2 место, соревнования по стритболу «Лига Звезд» 1 место, по баскетболу «КЭС-БАСКЕТ» 2 и 3 место, окружные соревнования по плаванию 1 место и др.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Методическая разработка урока по физической культуре «Экспресс-оценка соматического уровня здоровья подростка» 9 класс // Методическое издание Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 20152016.

2. Организация тренировочного процесса в спортивном классе // Сборник материалов участников регионального конкурса «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», 2014.

3. Формирование здорового образа жизни // Сборник очерков «Воспитательно-образовательное пространство Отрадненского образовательного округа как условие духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания молодежи», 2014.

4. Более 30 публикаций уроков, внеурочных программ и мероприятий в сети Интернет.

10.Публичные  представления  ИПО  на  конкурсных  мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2004». Победитель окружного этапа в номинации «Здоровьесберегающие технологии».

2. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Победитель. 2016.

3. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2017». Победитель окружного этапа.

4. Конкурс лучших учителей России. ПНПО. Победитель. 2017.