УДК 373.31
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2017
Маскайкина А.А.,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа № 25», Самарская область (Россия)
Аннотация: В статье представлено обобщение опыта по системе использования технологии проектной деятельности в начальной школе; содержатся рекомендации по организации данной работы с целью достижения высокого уровня метапредметных результатов обучения.
Ключевые слова: метапредметные результаты обучения; технология проектной деятельности; проект; рефлексия; ФГОС.
TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY AS MEANS TO ACHIEVE META-SUBJECT RESULTS OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL
© 2017
Maskaykina A.A.,
a primary school teacher of the highest level
Municipal budgetary educational institution «School № 25», Togliatti, Samara region (Russia)
Abstract: The article presents lessons learned in the use of technology of project activities in primary school; there are recommendations for organizing this work with a view to achieving a high level of meta-subject results learning.
Keywords: meta-subject results of learning; technology project; project; backlash.
Современному обществу нужны самодостаточные, конкурентноспособные, талантливые личности, которые смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо общества, во благо государства. И одним из главных направлений деятельности школы является разностороннее развитие личности ученика, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Именно такие требования предъявляет ФГОС к выпускнику начальной школы. На лидирующие позиции выходит не набор предметных знаний и умений, а ме-тапредметные результаты освоения образовательной программы.
В ФГОС метапредметные результаты определяются как «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». [1, с. 24]
Для формирования метапредметных универсальных учебных действий я использую технологию проектной деятельности. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Многие педагоги считают, что использования метода проектов в начальной школе малоэффективно. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Несмотря на то, что проекты созданные учениками начальной школы, не такие глубокие, информационно насыщенные, как у старшеклассников, и имеют большую практическую направленность, но даже они могут считаться проектами.
Первый образовательный проект в УМК «Школа России» встречается уже на первой неделе обучения. Зачастую родители берут на себя выполнение данного проекта, лишая ребёнка возможности самостоятельно достичь результата. Поэтому с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству в сентябре провожу родительское собрание. Важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. Важно оказать помощь в поиске информации, дать совет, проявить заинтересованность. Такие действия родителей послужат поддержкой мотивации и обеспечат самостоятельность школьников при выполнении ими проектной деятельности. Объединяемся вокруг единой темы первый праздник класса «Осень в Поволжье», распределяемся на группы, выбираем тему, над которой будет работать совместная группа родителей и детей. Прорабатываю сначала с родителями, а потом и с детьми план работы над проектом. Далее идёт распределение обязанностей и выполнение практических действий.
После презентации проектов очень важен этап рефлексии (как с детьми, так и со взрослыми). Подготовка совместных проектов становится традицией класса. В последующем, на родительских собраниях, я даю рекомендации по подготовке паспорта проекта (на основании памятки).
План, шаблон, памятка, таблица, то есть опора, по которой будет работать ученик, всегда помогают в реализации проекта.
Ещё один важный аспект работы над проектом в начальной школе – подготовительные игры и упражнения. По мнению Александра Ильича Савенкова, директора института педагогики и психологии образования, программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений; информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть основами исследовательского поиска [2, с. 20–25]. С этой целью, начиная с первого класса, чаще на занятиях внеурочной деятельностью, использую специальные игры и упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку, начало…». Далее учимся выдвигать гипотезу, строить предположения. Очень хорошо помогают задания на упражнение в решении «открытых» задач.
В процессе работы над проектом с младшими школьниками важно опираться на личный опыт. С этой целью включаю в работу экскурсии, наблюдения, социальные акции; продуктивны опросы, анкетирования, интервьюирование. Социальный проект, как правило, наиболее интересен учащимся начальной школы и важен для осознания значимости выполняемой работы.
Один из способов, который позволяет увеличить время работы над проектом и проявить себя каждому ученику это интеграция учебных проектов.
Например, в результате объединения учебных проектов «Они защищали Родину» (литературное чтение) и «Истории славные даты» (окружающий мир) получился проект «Спасибо дедам за Победу!» Или в итоге объединения трёх учебных проектов: «Праздник поэзии» (литературное чтение), «Школа кулинаров» (технология), «Тайна имени» (русский язык), появился проект «Самым дорогим и любимым».
Существенно сэкономить время на этапе подготовки к проекту позволяет и работа с Google-формами. Через данные формы легко выявить интересы ребёнка или провести рефлексию работы над проектом. Очень важно помочь ученикам произвести самооценку своей деятельности.
Эффективность проектной технологии в достижении метапредметных результатов напрямую зависит от систематичности проводимой работы и от чёткого соблюдения всех правил использования данной технологии.
Свой педагогический опыт по использованию технологии проектного обучения младших школьников считаю целесообразным отобразить в информационной карте.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА» |
||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Маскайкина Алена Анатольевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа № 25» |
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
29 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта |
Сектор применения: начальная школа, урочная и внеурочная деятельность. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: формы организации образовательного процесса. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – использование проектной деятельности в начальных классах позволяет формировать метапредметные результаты и исследовательскую компетентность обучающихся, которые будут служить базой для дальнейшего развития личностных качеств школьника. Актуальность. Технология проектирования – это одна из личностно-ориентированных технoлогий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно кoнструировать свои знания, oриентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, навыков коммуникации. И поэтому внедрение проектной технологии в начальную школу вполне обосновано. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в уровне сформированности метапредметных результатов обучения, которые рассматриваются как один из предметов итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - надёжность обеспечивается стабильностью результатов обучения, способностью обучающихся к самооорганизации и самореализации, что подтверждают показатели результатов участия в олимпиадах, конкурсах различной направленности; - перспективность заключается в том, что один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Решаются задачи Федерального государственного образовательного стандарта в части формирования метапредметных результатов обучения. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность обучающихся начальной школы. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Технология проектного обучения как средство достижения метапредметных результатов обучающихся начальной школы. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных способов организации проектной деятельности обучающихся как одного из наиболее продуктивных методов реализации системно-деятельностного подхода образования. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: – между традиционными методами обучения младших школьников и необходимостью внедрения прогрессивной системы обучения; – между классно-урочной системой и необходимостью построения индивидуальной образовательной траектории развития; – между высоким уровень формирования метапредметных умений и способами организации образовательной деятельности. При этом способность проектировать в ФГОС рассматривается как параметр нового качества образования, но присутствует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Новое средство обучения – необходимость изменения методов и приёмов организации образовательной деятельности, способов взаимодействия при переходе на образовательные стандарты второго поколения привела к активному использованию мультимедийных средств обучения, возможностей сетевого взаимодействия. Новые условия образовательной деятельности. С внедрением ФГОС на первый план выходят активные методы обучения, обеспечивающие природную потребность ребёнка в познании окружающего мира, в преобразовательной творческой деятельности. Проектная деятельность позволяет самореализоваться каждому. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Технология проектной деятельности является центральным стержнем моей педагогической идеи. Но использование данной технологии органично пересекается с информационно-коммуникационных технологий, игровой технологией, технологией обучения в сотрудничестве, что позволяет получить высокие результаты образовательной деятельности. Организация образовательного процесса Проектная деятельность органично включается в учебный и воспитательный процесс; позволяет обеспечить: – развитие интереса к предмету; – приобретение исследовательского опыта; – развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до аудитории; – развитие умения самостоятельной работы; – получение дополнительных знаний по учебным темам; – развитие навыков монологической речи; – развитие навыков коммуникативного взаимодействия. В работе над проектами осваивается алгоритм проектно-преобразовательной деятельности. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Особое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, сетевому взаимодействию, интеграции учебных проектов различных предметных областей. При этом каждому обучающемуся предоставляется возможность работать в зоне личного интереса. Необходимым условием является проведение тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых умений. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски Требует значительных затрат труда учителя. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условия получения устойчивых положительных результатов: – целенаправленность и систематичность работы; – выполнение требований, предъявляемых к организации учебного проекта – создание проекта по инициативе учащихся; – самостоятельная работа над проектом; – практическая направленность результатов проекта; – учёт возрастных психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. «Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя». [3, с. 7] |
|||
8. Результат изменений |
Целенаправленная работа по использованию технологии проектной деятельности в период обучения на начальной ступени образования привела к следующим результатам. Результативность участия учеников 4Б класса в олимпиадах, конкурсах, фестивалях: – из 27 учеников класса 100% имеют опыт участия на общешкольном уровне; – 21 человек (78%) имеют опыт участия в конкурсных мероприятиях различной направленности на городском, региональном и всероссийском уровне; из них 15 человек (56%) имеют личные победы – призёры и лауреаты конкурсов, фестивалей, олимпиад. Сравнительный анализ уровня самооценки учащихся (1, 4 класс) Итоги успеваемости выпускников начальной школы: – успеваемость – 100%; – качество – 81% (22 человека из 27). Анализ итоговой комплексной работы Уровень сформированности метапедметных результатов |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
Методическая разработка «Воспитательная система работы с классом в начальной школе» // https://infourok.ru/vospitatelnaya-sistema-raboti-s-klassom-v-nachalnoy-shkole-klass-1183655.html, свидетельство о публикации № ДБ-183378 Методическая разработка «Использование технологии проектной деятельности в начальной школе» // https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-2246735.html, свидетельство о публикации № ДБ-824796 |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Городской конкурс классных руководителей, номинация «Классный руководитель, 1–4 класс», 2015 (презентация воспитательной системы класса «КЛАСС», основанной на использовании технологии проектной деятельности) – победитель. Областной конкурс организаторов воспитательного процесса, номинация «Классный руководитель, 1–4 класс», 2015 – II место. Всероссийский очный форум «Педагогический олимп – 2016» г. Сочи (тема выступления: «Создание атмосферы успешности как залог развития творческих способностей учащихся») – диплом лауреата I степени. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017» – лауреат. Педагогический фестиваль «Под крылом синей птицы» в рамках Всероссийского слёта победителей конкурса «Учитель года», 2017 (мастер-класс «Я – сам!», использование технологии проектной деятельности как средства достижения метапредметных результатов обучения учащихся начальной школы) – участник. XV всероссийский педагогический форум с международным участием «Образование. Взгляд в будущее», 2017 (представление опыта использования технологии проектной деятельности в начальной школе) – диплом лауреата I степени. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / [под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова]. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Изд-во Учебная литература, 2004. 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 80 с.