УДК 373.31

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2017

Маскайкина А.А.,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа № 25», Самарская область (Россия)

Аннотация: В статье представлено обобщение опыта по системе использования технологии проектной деятельности в начальной школе; содержатся рекомендации по организации данной работы с целью достижения высокого уровня метапредметных результатов обучения.
Ключевые слова: метапредметные результаты обучения; технология проектной деятельности; проект; рефлексия; ФГОС.

TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY AS MEANS TO ACHIEVE META-SUBJECT RESULTS OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL

© 2017

Maskaykina A.A.,
a primary school teacher of the highest level
Municipal  budgetary educational institution «School № 25», Togliatti, Samara region (Russia)

Abstract: The article presents lessons learned in the use of technology of project activities in primary school; there are recommendations for organizing this work with a view to achieving a high level of meta-subject results learning.
Keywords: meta-subject results of learning; technology project; project; backlash.

Современному обществу нужны самодостаточные, конкурентноспособные, талантливые личности, которые смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо общества, во благо государства. И одним из главных направлений деятельности школы является разностороннее развитие личности ученика, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Именно такие требования предъявляет ФГОС к выпускнику начальной школы. На лидирующие позиции выходит не набор предметных знаний и умений, а ме-тапредметные результаты освоения образовательной программы.
В ФГОС метапредметные результаты определяются как «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». [1, с. 24]
Для формирования метапредметных универсальных учебных действий я использую технологию проектной деятельности. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Многие педагоги считают, что использования метода проектов в начальной школе малоэффективно. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Несмотря на то, что проекты созданные учениками начальной школы, не такие глубокие, информационно насыщенные, как у старшеклассников, и имеют большую практическую направленность, но даже они могут считаться проектами.
Первый образовательный проект в УМК «Школа России» встречается уже на первой неделе обучения. Зачастую родители берут на себя выполнение данного проекта, лишая ребёнка возможности самостоятельно достичь результата. Поэтому с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству в сентябре провожу родительское собрание. Важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. Важно оказать помощь в поиске информации, дать совет, проявить заинтересованность. Такие действия родителей послужат поддержкой мотивации и обеспечат самостоятельность школьников при выполнении ими проектной деятельности. Объединяемся вокруг единой темы первый праздник класса «Осень в Поволжье», распределяемся на группы, выбираем тему, над которой будет работать совместная группа родителей и детей. Прорабатываю сначала с родителями, а потом и с детьми план работы над проектом. Далее идёт распределение обязанностей и выполнение практических действий.
После презентации проектов очень важен этап рефлексии (как с детьми, так и со взрослыми). Подготовка совместных проектов становится традицией класса. В последующем, на родительских собраниях, я даю рекомендации по подготовке паспорта проекта (на основании памятки).
План, шаблон, памятка, таблица, то есть опора, по которой будет работать ученик, всегда помогают в реализации проекта.
Ещё один важный аспект работы над проектом в начальной школе – подготовительные игры и упражнения. По мнению Александра Ильича Савенкова, директора института педагогики и психологии образования, программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений; информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть основами исследовательского поиска [2, с. 20–25]. С этой целью, начиная с первого класса, чаще на занятиях внеурочной деятельностью, использую специальные игры и упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку, начало…». Далее учимся выдвигать гипотезу, строить предположения. Очень хорошо помогают задания на упражнение в решении «открытых» задач.
В процессе работы над проектом с младшими школьниками важно опираться на личный опыт. С этой целью включаю в работу экскурсии, наблюдения, социальные акции; продуктивны опросы, анкетирования, интервьюирование. Социальный проект, как правило, наиболее интересен учащимся начальной школы и важен для осознания значимости выполняемой работы.
Один из способов, который позволяет увеличить время работы над проектом и проявить себя каждому ученику это интеграция учебных проектов.
Например, в результате объединения учебных проектов «Они защищали Родину» (литературное чтение) и «Истории славные даты» (окружающий мир) получился проект «Спасибо дедам за Победу!» Или в итоге объединения трёх учебных проектов: «Праздник поэзии» (литературное чтение), «Школа кулинаров» (технология), «Тайна имени» (русский язык), появился проект «Самым дорогим и любимым».
Существенно сэкономить время на этапе подготовки к проекту позволяет и работа с Google-формами. Через данные формы легко выявить интересы ребёнка или провести рефлексию работы над проектом. Очень важно помочь ученикам произвести самооценку своей деятельности.
Эффективность проектной технологии в достижении метапредметных результатов напрямую зависит от систематичности проводимой работы и от чёткого соблюдения всех правил использования данной технологии.
Свой педагогический опыт по использованию технологии проектного обучения младших школьников считаю целесообразным отобразить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта,   адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Маскайкина Алена Анатольевна

al.anm@bk.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти «Школа № 25»

Учитель начальных классов высшей     квалификационной   категории, классный руководитель, заместитель директора по УВР

29 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа, урочная и внеурочная деятельность.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – использование проектной деятельности в начальных классах позволяет формировать метапредметные результаты и исследовательскую компетентность обучающихся, которые будут служить базой для дальнейшего развития личностных качеств школьника.

Актуальность.

Технология проектирования – это одна из личностно-ориентированных технoлогий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно кoнструировать свои знания, oриентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, навыков коммуникации. И поэтому внедрение проектной технологии в начальную школу вполне обосновано.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в уровне сформированности метапредметных результатов обучения, которые рассматриваются как один из предметов итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- надёжность обеспечивается стабильностью результатов обучения, способностью обучающихся к самооорганизации и самореализации, что подтверждают показатели результатов участия в олимпиадах, конкурсах различной направленности;

- перспективность заключается в том, что один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Решаются задачи Федерального государственного образовательного стандарта в части формирования метапредметных результатов обучения.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся начальной школы.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Технология проектного обучения как средство достижения метапредметных результатов обучающихся начальной школы.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является выявление эффективных способов организации проектной деятельности обучающихся как одного из наиболее продуктивных методов реализации системно-деятельностного подхода образования.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия:

между традиционными методами обучения младших школьников и необходимостью внедрения прогрессивной системы обучения;

между классно-урочной системой и необходимостью построения индивидуальной образовательной траектории развития;

между высоким уровень формирования метапредметных умений и способами организации образовательной деятельности.

При этом способность проектировать в ФГОС рассматривается как параметр нового качества образования, но присутствует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе.

Новое средство обучения – необходимость изменения методов и приёмов организации образовательной деятельности, способов взаимодействия при переходе на образовательные стандарты второго поколения привела к активному использованию мультимедийных средств обучения, возможностей сетевого взаимодействия.

Новые условия образовательной деятельности.

С внедрением ФГОС на первый план выходят активные методы обучения, обеспечивающие природную потребность ребёнка в познании окружающего мира, в преобразовательной творческой деятельности. Проектная деятельность позволяет самореализоваться каждому.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Технология проектной деятельности является центральным стержнем моей педагогической идеи. Но использование данной технологии органично пересекается с информационно-коммуникационных технологий, игровой технологией, технологией обучения в сотрудничестве, что позволяет получить высокие результаты образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса

Проектная деятельность органично включается в учебный и воспитательный процесс; позволяет обеспечить:

развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;

развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до аудитории;

развитие умения самостоятельной работы;

получение дополнительных знаний по учебным темам;

развитие навыков монологической речи;

развитие навыков коммуникативного взаимодействия.

В работе над проектами осваивается алгоритм проектно-преобразовательной деятельности.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Особое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, сетевому взаимодействию, интеграции учебных проектов различных предметных областей. При этом каждому обучающемуся предоставляется возможность работать в зоне личного интереса. Необходимым условием является проведение тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых умений.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски

Требует значительных затрат труда учителя.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия получения устойчивых положительных результатов:

целенаправленность и систематичность работы;

выполнение требований, предъявляемых к организации учебного проекта

создание проекта по инициативе учащихся;

самостоятельная работа над проектом;

практическая направленность результатов проекта;

учёт возрастных психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

«Работа по методу проектов это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя». [3, с. 7]

8. Результат изменений

Целенаправленная работа по использованию технологии проектной деятельности в период обучения на начальной ступени образования привела к следующим результатам.

Результативность участия учеников 4Б класса в олимпиадах, конкурсах, фестивалях:

из 27 учеников класса 100% имеют опыт участия на общешкольном уровне;

21 человек (78%) имеют опыт участия в конкурсных мероприятиях различной направленности на городском, региональном и всероссийском уровне; из них 15 человек (56%) имеют личные победы – призёры и лауреаты конкурсов, фестивалей, олимпиад.

Сравнительный анализ уровня самооценки учащихся (1, 4 класс)

17 21 1

Итоги успеваемости выпускников начальной школы:

успеваемость – 100%;

качество – 81% (22 человека из 27).

Анализ итоговой комплексной работы

17 21 2

Уровень сформированности метапедметных результатов

17 21 3

9. Публикации о представленном ИПО

Методическая разработка «Воспитательная система работы с классом в начальной школе» // https://infourok.ru/vospitatelnaya-sistema-raboti-s-klassom-v-nachalnoy-shkole-klass-1183655.html, свидетельство о публикации № ДБ-183378

Методическая разработка «Использование технологии проектной деятельности в начальной школе» // https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-2246735.html, свидетельство о публикации № ДБ-824796

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Городской конкурс классных руководителей, номинация «Классный руководитель, 14 класс», 2015 (презентация воспитательной системы класса «КЛАСС», основанной на использовании технологии проектной деятельности) – победитель.

Областной конкурс организаторов воспитательного процесса, номинация «Классный руководитель, 14 класс», 2015 – II место.

Всероссийский очный форум «Педагогический олимп 2016» г. Сочи (тема выступления: «Создание атмосферы успешности как залог развития творческих способностей учащихся») – диплом лауреата I степени.

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года Самарской области 2017» лауреат.

Педагогический фестиваль «Под крылом синей птицы» в рамках Всероссийского слёта победителей конкурса «Учитель года», 2017 (мастер-класс «Я – сам!», использование технологии проектной деятельности как средства достижения метапредметных результатов обучения учащихся начальной школы) – участник.

XV всероссийский педагогический форум с международным участием «Образование. Взгляд в будущее», 2017 (представление опыта использования технологии проектной деятельности в начальной школе) – диплом лауреата I степени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / [под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова]. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Изд-во Учебная литература, 2004. 80 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 80 с.