УДК 81.373.43

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬТНОГО РОСТА И ПОСТОЯННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ УЧАЩИХСЯ

© 2017

Макеева С.В.,
учитель истории высшей категории
ГОУ СОШ № 8 «Образовательный центр» г.о. Новокуйбышевск Самарской области (Россия)

Аннотация: Опыт работы с детьми, успешно проявляющими себя в интеллектуальном отношении, открыл для меня актуальную проблему – наличие потенциально активных, способных к успешной учебной деятельности, но безразличных ко многим социальным проблемам действительности и к самим себе, разобщенных учащихся, как в классе, так и в школе в целом. Считаю, что сегодня необходимо искать механизмы для мотивации учеников-подростков к формированию устойчивых социально-значимых качеств, к развитию интеллектуальных способностей, которые станут основой успешной реализации себя в будущем. Попытка решения этой проблемы привела меня к идее о том, что формирование современной успешной личности не может состояться без освоения учащимися общественного опыта, вхождения в социальную среду и без систематизированной организации жизнедеятельности классного коллектива, включающего в себя классного руководителя, учащихся и родителей. Для претворения данной идеи в жизнь была поставлена цель, связанная с воспитанием гражданско-патриотических качеств через создание условий для интеллектуального роста и постоянного творческого поиска; выявление и реализация индивидуального и уникального в каждом ребенке.
Ключевые слова: одаренные дети; гражданско-патриотические качества личности; программа патриотического воспитания.

CERTIFICATION OF CITIZENS IN RUSSIA: TENSIONS AND PROSPECTS IN THE CONTEXT OF HUMAN RIGHTS

© 2017

Makeeva S.V.,
teacher of history of the higher category
Statre commercial institution secondary school № 8 «Educational centre» of Novokuybyshevsk of the Samara Region (Russia)

Abstract: Work experience with children, successfully manifesting themselves intellectually, opened me up to a topical problem is the presence of potentially active, capable to successful educational activity, but are indifferent to many social problems reality and ourselves, allows students both in the classroom and the school in General. The solution to this problem was dedicated development and implementation me «Program of Patriotic education «We have something to love. We have what to be proud of»! This program is designed for business and sincere cooperation homeroom teacher, parents and students, and on their mutual confidence and a positive emotional background of statements on social policy issues, which presents various forms and methods of work in six areas, logically connected with each other.
Keywords: gifted children; civil-patriotic personal qualities; patriotic education program.

В моей практике работы за последние три года адресная работа была связана со следующими категориями учащихся, нуждающимися в адресной поддержке: интеллектуально одаренные дети, дети-сироты, дети из семей мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья. Хотя данные категории учащихся резко различаются по своей сущности, все они требуют соблюдения некоторых общих законов, правил общения, знания психологических особенностей детей всех категорий. Технологии преподавания и воспитания, применяемые в работе с ними, должны обеспечить направление развития современного образования на гуманизацию и всестороннее развитие способностей и личностного развития данных детей, создать для них возможности комфортной и бесконфликтной социальной среды в школе. Поэтому в своей практике я применяю несколько общих моментов для успешной работы со всеми данными категориями детей.
Значительное место в моей практике педагогической деятельности за последние 10 лет имеет опыт работы с одаренными детьми в классах, в которых я выполняю функции классного руководителя. Мои классы формируются на конкурсной основе из выпускников девятых классов школ города. Конкурсный отбор производится по представленным аттестатам, портфолио достижений, характеристикам из школ, где они обучались. Таким образом, в 2013 и в 2015 году были сформированы мои классы в количестве 14 и 16 человек. Однако представленные аттестаты и портфолио в полной мере не раскрывают способностей и возможностей успешных детей, приходящих учиться по программе развития и поддержки одаренных детей. Моя задача как классного руководителя – выявить и максимально раскрыть возможный потенциал своих воспитанников. Проведенная диагностика позволяет выявить возможные пути развития одаренных обучающихся. Далее, благодаря направлениям программы, вовлекаем успешных детей в разноплановую внеурочную деятельность – заочные конкурсы и олимпиады, исследовательскую деятельность, очные олимпиады и учебно-исследовательские конференции (от окружных до всероссийских и международных), командные конкурсы во время очных турниров-конференций. В класс одаренных детей приходят дети, проявляющие особые способности в разных предметных областях. Сравнительно большой процент одаренных детей связан с моей работой классным руководителем в классах, обучающихся по программе поддержки и развития одаренных детей, реализуемой в нашей школе (ежегодно формируется один десятый класс в количестве 12–16 человек, обладающих высокими интеллектуальными способностями). Опыт работы с детьми, успешно проявляющими себя в интеллектуальном отношении, открыл для меня актуальную проблему – наличие потенциально активных, способных к успешной учебной деятельности, но безразличных ко многим социальным проблемам действительности и к самим себе, разобщенных учащихся, как в классе, так и в школе в целом. Считаю, что сегодня необходимо искать механизмы для мотивации учеников-подростков к формированию устойчивых социально-значимых качеств (ответственности, активности, толерантности, любви к ближним, стремлении к успеху в жизни), к развитию интеллектуальных способностей, которые станут основой успешной реализации себя в будущем.
В своей работе уже много лет я применяю диагностические методики для комплексного поэтапного обследования учащихся, при котором при помощи относительно кратких испытаний можно определить сравнительный уровень умственного и личностного развития ребенка. Используемые в моей практике методики прошли апробацию, рекомендованы к применению и представлены в пособии «Подростковый возраст – все ли в норме?» [1]. Такое комплексное обследование проводится совместно с психологом школы.
Программа «Одаренные дети», реализующаяся в школе, основана на технологии «Погружения в социокультурную среду» и предусматривает:
– спорт (еженедельное посещение спортивного зала и бассейна по выходным);
– олимпиадное движение (дистанционное, заочное и очное);
– образовательные проекты, научно-исследовательская деятельность;
– культурная жизнь (посещение постоянной экспозиции Самарского художественного музея, выставочного зала «Виктория»);
– театральная жизнь Самары (сотрудничество с Домом Актера);
– экскурсионные туры.
Применяя технологию погружения в развивающую среду, мы через деятельностный подход позволяем выбрать обучающимся то направление для себя, в котором они смогут максимально реализовать свои интересы и способности, углубить знания по предмету. Актуальной и действенной технологией развития интеллектуальных способностей одаренных детей в этом плане является технология исследовательской деятельности. При этом наблюдаем за достижениями обучающихся, корректируя направления их деятельности в случае необходимости. Так, например, один из учеников 10-а класса в 2013–2014 году выбрал тему по информатике для исследовательской деятельности, но уже через полгода поменял предметную область, написав великолепную работу по МХК, которую представил потом на нескольких конференциях, где его работа была признана лучшей на секции
Попытка решения проблемы привела меня к идее о том, что формирование современной успешной личности не может состояться без освоения учащимися общественного опыта, вхождения в социальную среду и без систематизированной организации жизнедеятельности классного коллектива, включающего в себя классного руководителя, учащихся и родителей.
Для претворения данной идеи в жизнь была поставлена цель, связанная с воспитанием гражданско-патриотических качеств через создание условий для интеллектуального роста и постоянного творческого поиска; выявление и реализация индивидуального и уникального в каждом ребенке.
В соответствии с целью были определены задачи:
– использовать инновационные методы работы по патриотическому воспитанию для повышения эффективности воспитательной работы;
– формировать у учащихся ценности патриотизма, гордость своей Малой Родиной и Отчизной, потребность изучать ее историко-культурное, духовное наследие;
– способствовать достижению высокого уровня правовой культуры и самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, социальной солидарности, способности к сопереживанию;
– сформировать представление о сущности проявления мужского и женского начал в современном обществе, воспитание ответственности перед родителями, перед семьей;
– сформировать умение видеть прекрасное в окружающей жизни, формировать эстетические вкусы;
– сформировать сознательное отношение к учебной деятельности, умение пользоваться правами учащегося, поддерживать обстановку доброжелательности, уважения друг к другу.
Решению этих важных педагогических задач была посвящена разработка и реализация мною «Программы по патриотическому воспитанию «Нам есть, что любить. Нам есть, чем гордиться!».
Как учитель-предметник, гражданин России и классный руководитель, я посчитала гражданско-патриотическое направление приоритетным в системе воспитательной работы. Данное направление особенно актуально, так как отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников по формированию базовых национальных ценностей. Данная программа рассчитана на деловое и доверительное сотрудничество классного руководителя, родителей и учащихся, на их взаимное доверие и положительный эмоциональный фон  высказываний по социальной тематике, которая представлена различными формами и методами работы по шести направлениям, логически связанным между собой:
Формирование гражданского отношения к себе (организация проектной деятельности, исследовательской деятельности, занятий в клубе «Одаренность», мероприятия интеллектуальной направленности, профилактика вредных привычек (коллективные беседы «Час откровенного разговора», психологические тренинги, деловые игры, презентации, дискуссии, участие в «Днях Здоровья» и «Неделях Здоровья», организация отдыха), акции добра и милосердия, интеллектуальные игры, конкурсы «Ученик года» и др.)
Формирование гражданского отношения к своей семье (конкурсы сочинений о семье («Моя семья (мама, папа) – самая(ый) самая(ый)»), совместные мероприятия с родителями (собрания «Отцы и дети», концерты для родителей, спортивные семейно-школьные праздники, «Встречи трех поколений», творческие  вечера, празднование  Дня матери, совместные туристические поездки).
Формирование гражданского отношения к школе (организация самоуправления в школе и классе, участие в конкурсах «Класс года», «Сами с усами», ведение летописи класса, работу в школьном музее, участие в выпусках номеров школьной газеты, представление школы на предметных олимпиадах и конференциях).
Формирование гражданского отношения к Малой Родине (проведение с учащимися сбора материалов по истории города для школьного музея, участие в совместных проектах с Музеем истории города, посещение тематических выставок, экскурсий на градообразующие предприятия города, трудовые десанты, участие в конкурсах социальных проектов «Есть проблема…»).
Формирование гражданского отношения к Отечеству (проведение Дней воинской славы, презентаций государственных праздников России, «Уроков мужества», пополнение материалами школьного музея, туристические поездки по местам боевой славы и историческим центрам России).
Формирование гражданского отношения к культуре (организация тематических праздников по истории России, встречи с творческими людьми города, посещение спектаклей городских и областных театров, концертов, экскурсий по культурно-историческим местам области и России).
Программа, решая проблему формирования семейной культуры как одной из базовых ценностей, предполагает системную многоплановую совместную деятельность учащихся, классного руководителя и родителей. В качестве системообразующих видов деятельности мы выбрали:
1. Психолого-педагогическое образование – привлечение специалистов Центра «Семья», психологической гостиницы «Доверие», Центра медицинской  профилактики, Центра правовой профилактики к участию в родительском всеобуче (не реже двух раз в триместр), координацию деятельности с учителями-предметниками, организации индивидуальных консультаций со специалистами.
2. Интеллектуально-культурную совместную деятельность: организация участия учащихся класса в олимпиадах и конкурсах, проводимых различными организациями (очных и заочных); проведение совместных родительских собраний, участие в совместных акциях; постоянная вовлеченность в культурную жизнь (посещение театра, выставок, поездок по культурно-историческим местам области и России);
3. Совместная творческая деятельность: организация выступлений в школьных конкурсах «Сами с усами», традиционные совместные праздничные вечера отдыха, празднование «Дня защитника Отечества» и «Дня матери», Концерты для мам и КВН с папами, встречи трех поколений.
4. Деятельность родителей в управлении делами школы: организация участия родителей в Управляющем Совете школы, в работе общешкольного родительского комитета.
5. Совместную деятельность по здоровьесбережению детей: организация 100% горячего питания в классе на протяжении 4-х лет, организация посещения тренажерного зала и бассейна «Нептун» (100% учащихся, еженедельно по воскресениям), совместные детско-родительские классные часы-собрания по профилактике вредных привычек, организация летнего совместного отдыха (оздоровление во время весенних каникул – поездки в Сочи, в Аква-Парк «Виктория», в г. Анапа летом 2010 г.)
6. Совместная деятельность по профориентации: привлечение родителей к организации с экскурсий на градообразующие предприятия, в учебные  заведения города и области.
Результативность сложившейся воспитательной системы можно узнать по методикам, раскрывающим различные стороны социализации учащихся. Учащиеся в течение двух лет обучения в классах одаренных детей стабильно демонстрируют высокие результаты по различным показателям социально-гражданских качеств. В классе проводится мониторинг оценки психологической атмосферы по методике Ф. Фидлера. Данные мониторинга говорят о благоприятном уровне психологической атмосферы в классе, что означает положительную оценку действия воспитательного подхода, предусмотренного Программой патриотического воспитания, реализуемой в классе.
Таким образом, прослеживается положительная динамика психолого-педагогического мониторинга по уровню воспитанности, организации классного коллектива, ответственности членов коллектива за его дела, включенности класса в общешкольные дела и психологической атмосферы в классе, говорят о высоком развитии интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер личности. Все показатели психолого-педагогического мониторинга выше средних показателей по школе. Это позволяет говорить о высоком уровне сформированности  патриотических качеств, самодисциплины, социальной активности, толерантности, сознательного отношения к учебной деятельности, общей культуры у обучающихся в классах, где реализуется данная воспитательная система. Высокий уровень сформированности базовых национальных ценностей демонстрируется высокими и многочисленными достижениями обучающихся в мероприятиях интеллектуальной, социально-значимой и творческой направленности на городском и всероссийском уровне. Прослеживается эффективность применения инновационных технологий в воспитательной работе по обеспечению условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Свой педагогический опыт считаю целесообразным представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Макеева

Светлана Вячеславовна

fotina-sv63@mail.ru

ГОУ СОШ № 8 «Образовательный центр» г.о. Новокуйбышевск Самарской области

Учитель истории

31 год

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: модульный.

Предмет изменений: методы обучения истории и обществознанию.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Представленный опыт направлен на решение проблемы поиска способов формирования метапредметных результатов образования. Новизна опыта проявляется в интеграции возможностей   современных информационных технологий с традиционными и инновационными подходами. Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некоего объема знаний. Актуальным становится новый подход к процессам сбора, передачи учебной информации, переработки и доведения до пользователя с помощью средств коммуникации, к разработке и использованию средств диагностики и методики оценки индивидуальных образовательных результатов.

Надежность опыта обеспечивается стабильно высокими показателями успеваемости и качества знаний учащихся (средний балл ЕГЭ по обществознанию – 68,4, по истории – 61,7), положительной динамикой количества победителей олимпиад, конкурсов и конференций.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит личностно-ориентированный подход, что соответствует идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению: программные средства, возможности телекоммуникационной среды, базы информации, мультимедиа,   интегрированные курсы. Однако главная особенность, облегчающая внедрение опыта, это содержание компьютерной информационной среды.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Развитие умений творчески применять исторические знания и формирование исторической грамотности на основе использования информационных технологий, развитие общей одаренности ребенка.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Компетентностный подход в формировании познавательных универсальных учебных действий и в личностном развитии при обучении обществоведческим дисциплинам.

3. Ведущая   педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта – направить процесс изучения истории и обществознания на освоение и осмысление учащимися комплекса знаний по истории человечества и приобретение опыта критического анализа исторической информации, сместив акценты в формах и методах обучения со   «знаниевого» подхода на «компетентностный», выделив в качестве главного личностный подход к ученику.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия:

– знания, полученные на уроках истории, не учат ребенка решать жизненные проблемы;

– социальный опыт прошлого не переносится на социальный опыт ребенка;

– слабая способность учащихся анализировать социальную информацию и трансформировать ее на собственный социальный опыт;

– в условиях подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ главный критерий оценки знаний оставался прежним – владение фактическим материалом, а не умение его анализировать;

– чрезмерная учебная загруженность на фоне доминирования в школьной практике устаревшего «знаниевого» подхода.

Новое средство обучения – технологии дистанционного обучения, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий. Технологии реализации самостоятельной работы учащегося на основе интерактивных мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение, что очень важно при формировании познавательных и метапредметных УУД.

Новые условия образовательной деятельности: одним из важных проявлений применения ИКТ в моей практике работы сегодня является дистанционное обучение. Наиболее эффективным дистанционное обучение стало с появлением компьютерных средств обучения и сетей телекоммуникаций. Главными особенностями данной технологии обучения являются использование интерактивных обучающих программ и наличие оперативной обратной связи между учеником и преподавателем.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ: путь к решению данных задач был определен мною через широкое использование ИКТ и дистанционных технологий в таких образовательных технологиях, как технология проблемного обучения, проектная, технология личностного подхода, исследовательская деятельность, которые должны были интегрироваться с традиционными педагогическими технологиями.

Организация учебного процесса: в своей практике использую дистанционные коммуникационные технологии двух типов: on-line (телеконференция, тестирование) и off-line (электронная почта, списки рассылки). К технологиям этого рода относятся и рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и обучающимся (например, индивидуальные разноуровневые задания, консультации при подготовке к олимпиадам), а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение какого-либо вопроса (например, при написании исследовательских работ, образовательных проектов). Так, в 2014–2015 году в округе реализовывался образовательный проект «IT-краеведы», по созданию электронного ресурса «Лента времени» (по истории учебных заведений округа). В нем участвовали 3 моих ученицы из трех 11-х классов. Для обсуждения возникших вопросов, найденной информации, координации работы использовались on-line-конференции. Регулярно, уже в течение многих лет, при подготовке своих учеников к ЕГЭ по истории и обществознанию использую интегрированные уроки с информатикой для on-line –тестирования, разбора заданий (например, neznaika.pro., soc-ege.sdamgia.ru (портал Решу егэ., открытый банк заданий., http://4ege.ru/ и др.). Широкие возможности для дистанционного обучения представляет такой электронный ресурс, как АСУ РСО. В практике своей работы постоянно использую такую возможность, располагая индивидуальные домашние задания для учащихся, пропускающим школьные занятия, разноуровневые задания для корректировки успеваемости, задания на незапланированные каникулы (например, в случае эпидемии гриппа). Незаменимым средством становится дистанционное обучение при подготовке к олимпиадам, когда используются телеконференции с преподавателями ведущих вузов страны, виртуальные экскурсии по музеям России, банки олимпиадных заданий, электронных энциклопедий, архивных ресурсов и т. д.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Применение современных компьютерных средств требует особой организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения, но именно эти факторы обеспечивают возможность оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу обучающихся, активизации этой деятельности и повышения ее эффективности и качества.

Своей инновацией считаю интеграцию возможностей современных информационных технологий с традиционными и инновационными подходами. Современное образование вступило в эпоху   информационных технологий, которые неразрывно связаны с проблемами развития компетентностного подхода образования. Современная школа уже не может ограничиваться лишь передачей некоего объема знаний. Актуальным становится новый подход к   процессам сбора, передачи учебной информации, переработки и доведения до пользователя с помощью средств коммуникации, что, в свою очередь, изменяет процесс обучения, отвечает требованиям достижения высокого предметного и метапредметного результатов образования.

Трудоёмкость и риски: предполагаю, что удобная и достаточно мобильная сложившаяся и апробированная система работы по внедрению информационных технологий в преподавании курсов истории и обществознания будет интересна как педагогам-историкам, так и коллегам других специальностей для применения в своей работе.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Учитель должен владеть различными педагогическими технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, способами организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Учитель ориентируется на компетентностно-ориентированный подход к образованию, использует в процессе обучения предметам и во внеклассной работе актуальные СОТ: здоровьесберегающие, информационные, проектные – учитель обосновывает их использование в своей деятельности, имеет документы о сертификации по освоению информационно-коммуникационных технологий; проектной технологии, технологии исследовательской деятельности. Внедрение СОТ делает работу учителя эффективной, что подтверждается качественными и количественными показателями, приведенными выше.

8. Результат изменений

Высокие результаты освоения учебных программ: стабильно высокий результат – средний балл 4,2-4,6.

Средний балл по ЕГЭ по 100-балльной шкале за три года выше региональных значений (по обществознанию – 68,4, по истории – 61,7).

Рост количества участников творческих, исследовательских, социальных проектов и конкурсов на территориальном и областном уровне за три года с 16 до 25, ежегодные призовые места на всероссийском уровне, призовые места учащихся в муниципальном (территориальном) этапе и областном этапах Всероссийской олимпиады школьников, положительная динамика количества победителей олимпиад и творческих конкурсов.

9. Публикации о представленном ИПО

2014 г. – Формирование базовых национальных ценностей через создание условий для интеллектуального роста и постоянного творческого поиска // Методический сборник к 15-летию программы «Одаренные дети» Новокуйбышевск, 2014.

2014 г. – Образование и воспитание: смена парадигм // Сборник материалов экспериментальной и инновационной деятельности «Исследовательское обучение в условиях сетевой программы выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей». Российская академия образования. Общероссийская общественная Малая академия наук «Интеллект будущего». Москва, 2014.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

2012 г. – Всероссийский очный форум «Педагогический олимп- 2012» . Номинация «Педагогическое мастерство». Диплом Лауреата III степени.

2014 г. – Российский открытый педагогический форум «Образование: взгляд в будущее» – Сибирь» – с 1999 года в школе № 8 реализуется программа поддержки и развития одаренных детей в сотрудничестве с кампанией НОВАТЭК и БФ «Виктория». Программа соединяет в себе широкие возможности личностного развития, участия в социальной практике, и последующего обучения в профильных вузах при дальнейшей поддержке кампании. В выступлении представлен опыт работы классного руководителя в таком классе и уникальный опыт сотрудничества образовательной организации, бизнеса (кампании НОВАТЭК) и общественной организации (БФ «Виктория»).

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / авт.-сост. В.И. Екимова и А.Г. Демидова. М.: АРКТИ, 2007.