УДК 37.034
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ
© 2017
Макаренко Н.А.,
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 1» г.о. Тольятти (Россия)
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема несоответствия представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Автором разработаны программы «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» и методическое пособие «Азбука народных праздников». Их содержание используется в работе по нравственному воспитанию младших школьников на основе их приобщения к народным традициям.
Ключевые слова: нравственное воспитание младших школьников; народные традиции; духовно-нравственная просветительская, практическая направленность, формы проведения занятий.
MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF INTRODUCING THEM TO FOLK TRADITIONS
© 2017
Makarenko N.A.,
primary school teacher
MBU «School № 1», Togliatti (Russia)
Abstract: This article deals with the problem of inconsistency in the perception of children about moral behavior and their true behavior in the children's collective, in society. The author developed the program «the ABCs of popular culture», «the ABCs of folk festivals» and a Handbook «the ABC of national holidays». Their content uses in the work of moral education of younger schoolchildren on the basis of introducing them to folk traditions.
Keywords: moral education of primary school children; the folk tradition; moral and spiritual education, practical forms of training.
В обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей. [1, с. 5]. Нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности [2, с. 38].
Актуальность проблемы определяется противоречием между потребностью общества в нравственной личности и отсутствием системы, программы нравственного воспитания школьника, потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий нравственного оздоровления человека.
Создание педагогических условий для нравственного воспитания младших школьников, а также определение места нравственной культуры в структуре содержания образования [3, с. 14]. Для решения данной проблемы учителю требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Необходима система работы с детьми по их нравственному воспитанию.
Все это обусловило выбор направления деятельности: нравственное воспитание младших школьников на основе их приобщения к народным традициям.
Народное творчество близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно, поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Поэтому, начинается изучение культурных традиций с начальных классов, прививается детям культура своего народа. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, даст возможность детям лучше понять и принять традиции своего народа [4, с. 27].
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари [5, с. 24].
Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению. Необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях.
С этой целью мною разработаны программы «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» и методическое пособие «Азбука народных праздников». Их содержание я использую в своей работе по освоению учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа.
Первоначально «Азбука народной культуры» – это дополнительная образовательная программа (реализация в кружке «Азбука народной культуры»); в настоящее время – программа внеурочной деятельности (реализация на внеурочной деятельности), предназначенная для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися.
Благодаря этой программе у детей формируются представления о древней русской культуре. На занятиях они знакомятся с изделиями народного искусства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками, многообразием культуры и традиций России и своего края [6, с. 124]. Использую такие формы работы: игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; экскурсии; праздники; музыкальная гостиная; театрализованное представление; исследовательская деятельность.
Мною были разработаны электронные учебные пособия («Путешествие по русским городам», «Народные промыслы России», «Народные праздники»), которые использовались на серии занятий.
В организации воспитательной работы использую ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных занятий, родительских собраний на тему о нравственном воспитании посредством изучения народных традиций, а иногда и готовые разработки мероприятий. Обмен опытом с коллегами на страницах собственных сайта (http//nsportal.ru) в разделе «Материалы для родителей», ведение блога пользователя Макаренко Наталья Александровна «Беседы с родителями».
Методический материал «Азбука народных праздников» составлен для организации учебно-воспитательного процесса с учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
В первой апробации «Азбука народных праздников» – дополнительная образовательная программа (реализация в кружке «Азбука народных праздников»), во второй – программа внеурочной деятельности (реализация на внеурочной деятельности), предназначенная для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ.
Отличительной особенностей программы «Азбука народных праздников» является активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты «Праздничный хоровод» (выходит 2 раза в год). Для проведения занятий использую такие формы как игры, викторины; составление сборника рецептов, гаданий; коллективно-творческая работа; лекция; проектная деятельность; исследовательская деятельность; презентация работ; выпуск газеты.
Проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых [7, с. 35]. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий. От педагога дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации.
В познавательном и воспитательном отношении народные праздники имеют большой смысл. Они наполняют души детей радостью творческой подготовки к ним, предвкушением необычайности. В них просыпается дух творчества. В старину эти праздники изначально были связаны с трудом, надеждой людей на лучшее [8, с. 94].
Знакомство с народными традициями не ограничивается только проведением праздников и проходит в следующих формах: игры-викторины, составление игротеки; коллективные творческие дела; конкурсы; экскурсии, поездки, походы в театр; театрализованные представления; творческие, исследовательские проекты; участие во всех проводимых в школе мероприятиях; презентация работ; выпуск газеты «Праздничный хоровод».
Таким образом, используются разнообразные, доступные и интересные детям формы организации работы в классе.
Ведущий метод организации воспитательного процесса – индивидуальная и коллективная разработка, реализация творческих проектов. Организация воспитательного процесса с использованием проектной деятельности в начальной школе способствует: обеспечению целостности разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.
Воспитание нравственности и культуры поведения, актуально всегда, чтобы достичь этой цели, нужно время. Кому-то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому-то придется преодолеть долгий путь [9, с. 94].
Анализируя проделанную работу по нравственному воспитанию младших школьников посредством изучения народные традиции, можно сказать о следующих успехах: уровень нравственной воспитанности учащихся находится на высоком уровне; сделано четыре выпуска периодической газеты «Праздничный хоровод»; дети активно участвовали в конкурсах, имеют дипломы победителей, призеров, лауреатов разного уровня. Вышеперечисленные программы и методическое пособие получили высокую оценку на мероприятиях городского, регионального, всероссийского, международного уровня.
Целостная картина передового педагогического опыта представлена в карте инновационного опыта автора.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА победителя конкурса на денежное поощрение лучших учителей Самарской области- 2017 в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) |
||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|
Макаренко Наталья Александровна, |
МБУ «Школа № 1» http://school1tgl.moy.su/ |
Учитель начальных классов |
25 лет |
|
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||
Тип опыта |
Сектор применения: начальная школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса, программное обеспечение. |
|||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта – использование в работе содержания авторских программ и методического пособия по нравственному воспитанию младших школьников на основе их приобщения к народным традициям; сбалансированное сочетание информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов. Актуальность. Представленный опыт направлен на решение проблемы потребности общества в нравственной личности и системы, программы нравственного воспитания школьника. Существует несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях. Народное творчество близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Поэтому начинается изучение культурных традиций с начальных классов, прививается детям культура своего народа. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в нравственном воспитании младших школьников посредством изучения народные традиции, в повышении уровня нравственной воспитанности учащихся; - надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов воспитания: уровень нравственной воспитанности учащихся находится на высоком уровне; выпускается четыре номера периодической газеты «Праздничный хоровод»»; учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня; - перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к нравственному воспитанию логично вписывается в задачи ФГОС по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Воспитание нравственности и культуры поведения, актуально всегда, чтобы достичь этой цели, нужно время. Отсюда следует, что данный опыт можно апробировать несколько раз, корректируя под изменения в обществе, контингент учащихся. |
|||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки программно-методических материалов, а также наличием определённой материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета. |
|||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||
1. Направление инновационной деятельности |
Внеурочная деятельность обучающихся. |
|||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Нравственное воспитание младших школьников на основе их приобщения к народным традициям. |
|||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание педагогических условий для нравственного воспитания младших школьников, так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению, используя изучение народных традиций. |
|||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: – между потребностью общества в нравственной личности и отсутствием системы, программы нравственного воспитания школьника, потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий нравственного оздоровления человека; – между представлением детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе. Новое средство обучения – содержание авторских программ «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» и методического пособия «Азбука народных праздников». Новые условия образовательной деятельности. Создание педагогических условий для нравственного воспитания младших школьников, а также определение места нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Основной содержательной линией является активное включение детей в мир культуры, народных традиций и творчества, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении актуальных для детей младшего школьного возраста задач познания, осмысления и принятия новых знаний и духовных ценностей. |
|||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Нельзя полагать, что уровень нравственной воспитанности учащихся будет высоким, если «от случая к случаю» проводить интересные занятия. Здесь необходим комплексный подход. На основании вышеизложенного было принято решение об использовании в своей деятельности следующих образовательных технологий: коллективно-творческая деятельность; проектная деятельность; здоровьесберегающий подход; информационно-коммуникационные. Организация воспитательного процесса Приобщение детей к народному творчеству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, воспитание при этом приобретает народный характер, формирует национальную психологию человека, его нравственное становление. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях. С этой целью мною разработаны программы «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников» и методическое пособие «Азбука народных праздников», приложение к нему. В приложении – примерные выпуски газет «Праздничный хоровод», которые позволяет педагогам расширить знания учащихся об истории возникновения народных праздников, традициях народного застолья. Их содержание использую в своей работе по освоению учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово. В связи с реализацией ФГОС НОО. «Азбука народной культуры» – программа внеурочной деятельности (внеурочная деятельность), предназначенная для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 4 года обучения при одном занятии. Аналогичная работа с дополнительной образовательной программой «Азбука народных праздников» (реализация кружок), предназначенная для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, рассчитана на 2 года обучения при одном занятии в неделю. Методический материал «Азбука народных праздников» составлен для организации учебно-воспитательного процесса с учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Знакомство с народными традициями проходит в следующих формах: игры, игры-викторины, театрализованные игры-викторины, составление игротеки; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; экскурсии; праздники; музыкальная гостиная; театрализованное представление; исследовательская деятельность, составление сборника рецептов, гаданий; коллективно-творческая работа; лекция; проектная деятельность; презентация работ; выпуск газеты. Приведу пример знакомства учащихся с фольклором при проведении праздников. Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу сценария, организовать глубокое осмысление его детьми как на занятиях по курсам: «Азбука народной культуры», «Азбука народных праздников», так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской литературы или рассказов учителя, используя материал методическое пособие «Азбука народных праздников», например, на историческую тему, следует использовать все средства выразительности. Проведение праздника – это естественный итог совместной проектной деятельности детей и взрослых. Эта деятельность включает в себя такие этапы подготовки: первый этап – это выбор исследовательских заданий. От педагога дети узнают о приближающемся празднике, о его сути в народном календаре. Второй этап – это творческое воплощение полученной информации. В познавательном и воспитательном отношении народные праздники имеют, считаю, большой смысл. Они наполняют души детей радостью творческой подготовки к ним, предвкушением необычайности. В них просыпается дух творчества. На различных этапах внеклассных занятий по курсам компьютерная техника применяется в качестве источника информации, наглядного пособия. В организации воспитательной работы используются ресурсы Интернет. Это различная, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных занятий, родительских собраний на тему о нравственном воспитании посредством изучения народных традиций, а иногда и готовые разработки мероприятий. Обмен опытом с коллегами на страницах собственных сайта (http//nsportal.ru) в разделе «Материалы для родителей», ведение блога пользователя Макаренко Наталья Александровна «Беседы с родителями». С интересом детьми воспринимаются творческие проекты. Ведущий метод организации воспитательного процесса – индивидуальная и коллективная разработка, реализация творческих проектов. Организация воспитательного процесса с использованием проектной деятельности в начальной школе способствует: обеспечению целостности разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности. Результатом творческого проекта «Новый год по – ...» является выпуск № 1 газеты «Праздничный хоровод», презентация которого проводится в форме праздника, на которую приглашаются учащиеся начальной школы, родители класса, работники филиала городской библиотеки № 19. Проведение праздника подняло самооценку учащихся и осмысление значимости, пользы презентации. Все задачи творческого проекта были успешно решены. В рамках выполнения творческих проектов учащимися происходит развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей, что способствует ознакомлению работы в сотрудничестве (командная, групповая работа). Воспитание нравственности и культуры поведения, актуально всегда, чтобы достичь этой цели, нужно время. Кому-то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому-то придется преодолеть долгий путь. Такими образом, только при целенаправленной работе педагога по нравственному воспитанию учащихся в сотрудничестве с учащимися, родителями, социума приводит к становлению нравственной социально-адаптированной личности. |
|||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Активное включение детей в мир культуры, народных традиций и творчества, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении актуальных для детей младшего школьного возраста задач познания, осмысления и принятия новых знаний и духовных ценностей. Ограничения отсутствуют. Данный инновационный опыт в любом общеобразовательном учреждении для организации воспитательного процесса и занятий внеурочной деятельности для учащихся начальной школы. Трудоёмкость и риски – применение активных методов требует значительных затрат труда, времени учителя; – наличие материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие Интернета. |
|||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: – системное использование информационно-коммуникативных технологий, групповых форм работы, коллективно-творческих дел, метода проектов; – прохождение курсов повышения квалификации, связанных с данной темой; – наличие определённой материально-технической базы: интерактивная доска, проектор, наличие ПК с выходом в Интернет; – разработка системы занятий и создание методической копилки с дидактическими материалами. |
|||
8. Результат изменений |
Выявлен уровень нравственной воспитанности (автор Н.П. Капустина) учащихся моего класса (за 2013-2016 гг.). Показатели диагностического исследования говорят о положительной динамике воспитанности (достаточный уровень воспитанности – с 79% до 95%). Нет ни одного ребенка с выраженными показателями безнравственной ориентации, эгоистической позицией, с несформированным нравственным отношением, импульсивным поведением, что говорит о качественной, целенаправленной работе по нравственному воспитанию младших школьников. |
|||
9. Публикации о представленном ИПО |
Статьи: Макаренко Н.А. Дополнительная образовательная программа «Азбука народной культуры» Всероссийская летняя конференция «Актуальные проблемы теории и практики образования» –электронное периодическое издание «Наукоград» ЭЛ № ФС 77-51204 ISSN 2307 -0781; – 2014 . Макаренко Н.А.Рыжкова В.Н. «Азбука народных праздников» Дополнительная образовательная программа // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Сборник тезисов – 2014–2015 учебный год, стр. 392. Макаренко Н.А., Рыжкова В.Н. «Азбука народных праздников» – программа по нравственному воспитанию младших школьников. Сборник статей. X научно-практическая конференция «Запад – Россия – Восток: политическое, экономическое и культурное взаимодействие» «Современное образование: международный и отечественный опыт» – 2016 – 220 с. – тираж 1000 экз. Более 20 публикаций внеурочных мероприятий и программ в сети Интернет(http//nsportal.ru), http://kladraz.ru/users/532587 Авторские программы Макаренко Н.А. Рыжкова В.Н. Азбука народной культуры. Тольятти: «Полиар», 2013. тираж 50 экз. – 11 с., (рецензия кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВПО Тольяттинского государственного университета Смирновой Е.В. от 05.09.2012 г.; рецензия доктора педагогических наук, директора Тольяттинского института технического творчества и патентоведения, патентный поверенный РФ З.Ф. Мазур). Макаренко Н.А. Азбука народных праздников дополнительная образовательная программа // Сборник методических материалов по духовно-нравственного и экологическому воспитанию «Труд души» из опыта работы педагогов г. Тольятти. Выпуск 4-й. – МБОУДОД «ГЦИР», 2013, тираж 50 экз., С. 12-14 (рецензия специалиста МОУ ДПОС «Ресурсный центр» Чижменко Г.П. от 07.04.2011 г.). Методическое пособие Макаренко Н.А.Рыжкова В.Н. Методическое пособие «Азбука народных праздников», Тольятти: «Полиар», 2013. тираж 300 экз. – 53 с. (рецензия кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВПО Тольяттинского государственного университета Смирновой Е.В. от 03.03.2011 г.; рецензия доктора педагогических наук, директора Тольяттинского института технического творчества и патентоведения, патентный поверенный РФ З.Ф. Мазур). |
|||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
Конкурс «Лидер в образовании Самарской области – 2010» в номинации «Учитель городской школы», призер, II место. Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) – 2011 – победитель. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации –2015» – лауреат I степени. Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости – 2015 – победитель. Конкурс на денежное поощрение лучших учителей (ПНПО) – 2017 – победитель. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М. Белоусовой. М.: Правда, 1991. 496 с.
2. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. №3. С. 38–42.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 23 с.
4. Огурцова З.И. // Начальная школа плюс до и после. 2009. №8. С. 25–28.
5. Буравова О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников // Начальная школа. 2010. №7. С. 24–25.
6. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М., 2003. 257 с.
7. Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Начальная школа. 2008. №9. С. 34–38.
8. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. М., 1996. 274 с.
9. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. М., 2003. 196 с.