УДК 372.881.161.1

РАЗВИТИЕ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП

© 2017

Ладина Ф.Р.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский Самарской области (Россия)  

Аннотация: Современное общество нуждается в личности, мыслящей креативно. В статье рассматриваются приёмы, позволяющие развить на уроках русского языка и литературы нестандартное мышление.
Ключевые слова: нестандартное мышление; технология развития критического мышления через чтение и письмо; русский язык и литература.

THE USAGE OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING  THROUGH READING AND WRITING  (DCTRW) AT THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS

© 2017

Ladina F.R.,
he Russian Language and Literature teacher
Secondary Comprehensive School № 2, Sukhodol, Sergievsk District, Samarskaya Region (Russia)

Abstract: The modern society needs a personality able to think in nonstandard way. Some methods of the development of nonstandard thinking at the Russian Language and Literature lessons are presented in this article.
Keywords: nonstandard thinking; the technology of development of critical thinking through reading and writing; the Russian Language and Literature.

Современное образование. Какое оно? Так много целей и задач, сформулированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [глава 1, статья 4], поставлено перед ним. Для себя определила, что передо мной, современным учителем, стоит задача, используя весь педагогический арсенал средств, открыть перед школьниками дверь в мир больших возможностей, помочь максимально раскрыться каждому ученику. А осуществить это можно, развивая нестандартное мышление.
Люди с нестандартным мышлением независимы в своих суждениях, рассматривают проблему с разных точек зрения, открыты, отличаются богатой фантазией, гибкостью, оригинальностью.
Но если эти качества разовьются в личности эгоистичной, безнравственной, неспособной на добрые поступки – это трагедия. Ведь от того, какая сложится система ценностных координат в головах нашей молодежи, зависит будущее России и всей нашей цивилизации. Ведь ещё древнегреческий философ Аристотель сказал  «…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» [2]. В качестве примера хотелось бы привести  нестандартную скандальную группу Pussy Riot – образчик отсутствия национальной идеи, пример попустительства в сфере воспитания, организовавшую в храме Христа Спасителя безобразную акцию.
Следовательно, необходимо воспитывать высоконравственную нестандартную личность.
Наиболее продуктивной технологией, позволяющей воспитать такую личность, считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данная технология получила развитие в системе российского образования с 1997 года. Над созданием технологии работало очень большое количество педагогов, но официально авторами считаются педагоги из США Джени Стил, Курт Мередит и Чарльз Темпл. Технология развивалась при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов и технологии педагогов-практиков с российскими учеными позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики.
РКМЧП решает следующие задачи:
– повышает интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала;
– формирует навыки написания текстов различных жанров;
– развивает способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
– формирует коммуникативные навыки.
Для развития нестандартного мышления на уроках русского языка и литературы наиболее часто использую следующие приёмы технологии РКМЧП.
Приёмы кластер, дневники развивают нелинейную форму мышления, так как ребята выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определённом порядке [3, с. 28]; учат систематизировать материал.
На уроках литературы при чтении текста работаем по заполнению трёхчастного дневника. Этот приём требует более длительного и вдумчивого чтения.

Цитата

Почему эта цитата привлекла ваше внимание (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

 

 

 

Один из любимых моих приёмов – приём «Выглядит, как…Звучит, как…». Учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием [3, с. 84]. Например, при изучении темы по русскому языку в 8 классе «Виды односоставных предложений в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» понятие «честь».

Выглядит, как…

Звучит, как…

Голубь

Барабанная дробь

Этот приём помогает научить рассматривать проблему с разных сторон, находить необычные способы решения жизненных задач.
Часто в своей практике использую приём «логические цепочки». Предлагаю первое звено цепочки, которое начинается со слова «Чтобы…». Например, чтобы правильно написать окончание у имени существительного, нужно определить склонение. Задача учеников: продолжить ряд, закончив логическую цепочку. На уроках литературы после чтения текста предлагаю учащимся выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов. Вспомнить изученный материал помогает приём «перепутанные логические цепочки».
1. На карточках написаны события с  нарушением последовательности.
2. Группам предлагается исправить ошибки, восстановив порядок записи.
Например, при изучении жизни М.Ю. Лермонтова предлагаю следующую запись.
Москва – Тарханы – Университетский благородный пансион – школа гвардейских подпрапорщиков – Московский университет – дуэль с сыном французского посла – ссылка на Кавказ – Петербург – вторая ссылка на Кавказ – гибель поэта.
Этот приём развивает память, воображение, умение аргументировано выстраивать последовательность событий.
Особенно нравится ученикам приём «Верные и неверные утверждения».
Я предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Ребята выбирают  только верные высказывания. Например, в 7-м классе по теме «Союзы» можно рассмотреть следующие утверждения:
а) союзы – самостоятельные части речи;
б) союзы всегда состоят из одного слова;
в) союзы могут быть сочинительными или подчинительными;
г) в предложении союз не является членом предложения.
Этот приём можно использовать при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий.
Данный приём помогает развивать творческое восприятие, умение строить логические цепочки.
Конечно же, это не все приёмы РКМЧП, которые я использую в своей работе для развития нестандартного мышления на уроках русского языка и литературы. Поэтому свой опыт считаю целесообразно показать в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

лауреата конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Ладина Фандида Римовна

ladina.faja@yandex.ru

ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Суходол м.р. Сергиевский, Самарской области,

suh2school.minobr63.ru

Учитель русского языка и литературы

28 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: образовательный процесс.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта состоит в применении методов технологии РКМЧП, чтобы научить ребят творчески реализоваться во всех сферах жизни.

Опыт является актуальным, так как помогает раскрыть творческий потенциал учеников.

Эффективность.

Потенциальная полезность. Повышается внутренняя мотивация учащихся, развивается личность ученика, его мышление, творческие способности; решается большинство образовательных проблем.

Надёжность данного опыта состоит в том, что любой преподаватель может использовать в своей работе на всех уровнях изучения материала.

Перспективность – передать опыт молодым педагогам.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Особой трудоёмкости не было.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная деятельность с различными категориями обучающихся.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие нестандартного мышления на уроках русского языка и литературы через использование методов технологии РКМЧП.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование критического мышления у ребят основной и старшей школы.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречие состоит в том, что на сегодняшний день очень немногие дети умеют практически использовать знания, полученные в школе.

Новое средство обучения. Использование на уроках презентаций, созданных учениками, применение в них цвета, звука, помогает эмоционально настроить на урок.

Новые условия образовательной деятельности. Работа в парах и группах. Смена мизансцен в течение урока.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Мы живём в 21 веке. Научить ребёнка мыслить самостоятельно, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях, то есть воспитать нестандартное мышление, – одно из основных направлений деятельности современного учителя русского языка и литературы.

Развивать нестандартное мышление на уроках русского языка и литературы необходимо, так как одним из результатов креативного мышления человека является развитое воображения. А воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека, для становления его личности и формирования жизненного опыта.

Используя технологию РКМЧП, я остановилась на следующих приёмах, способствующих формированию нестандартного мышления на уроках русского языка и литературы:

– предположения по ключевым словам;

– ассоциации;

– составление кластеров и заполнение различных таблиц;

– чтение с остановками;

– ведение трёхчастного дневника.

 

Что хочу сформировать.

Какие приёмы использую.

Формирую видение нескольких способов разрешения ситуации. Не одно, а много правильных решений. Разнообразие идей появится только тогда, когда может быть много вариантов.

Креативная идея никогда не приходит просто так – мысли нужно стимулировать.

Приём предположений

по ключевым словам.

 

Научиться этому можно

придумывая ассоциации.

Чтение художественных текстов влияет на умственные способности. Важно не просто читать книги, а анализировать при этом написанное. Аналитическое мышление в процессе чтения позволяет включать познавательные функции мозга, увеличивать концентрацию мышления, тем самым активизировать его работу. А чтобы нестандартно мыслить – нужно нестандартно читать.

Хороший способ развития нестандартного мышления – записывать свои мысли. Запись помогает не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует на поиск новых.

Приём чтение с остановками.

Творец – автор.

Творец – ребёнок. Та же самая

проблема, но другими глазами.

 

 

Ведение трёхчастного дневника.

 Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Когда затрагивается опыт ребёнка, тогда можно говорить о том, что ученик начинает исследовать собственную личность, эмоции, переживания.

Заполнение кластеров, таблиц.

 

Написание творческих работ.

 

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Оптимальное комбинирование технологий РКМЧП и ИКТ позволяет быстрее достичь намеченных результатов.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость изменений состоит в затрате большого количества времени учителя на подготовку урока.

 

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Прохождение курсов повышения квалификации «Способы организации методической работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к написанию творческих работ».

8. Результат изменений

Формирование нестандартного мышления, в том числе, позволяет мне достичь следующих результатов. Результаты ОГЭ по русскому языку.

Год

Средняя оценка

Кол-во 2.

Кол-во 3.

Кол-во 4.

Кол-во 5.

Успеваемость

Кач-во

2016

4,5

_

 

1

7

17

100%

96%

2014

4,5

1

1

7

15

96%

92%

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ по русскому языку. Год

Количество

обучающихся, вышедших на государственную (итоговую) аттестацию

Количество / %

обучающихся, получивших результат ниже среднего значения (балла) по Самарской области 64,3

Количество / %

обучающихся, получивших результат равный среднему значению (баллу) по Самарской области 64.3

Количество / %

обучающихся, получивших результат выше среднего значения (балла) по Самарской области

Количество обучающихся, набравших от 90 до 100 баллов (ЕГЭ) или максимальный балл (ОГЭ)

2016

20

1 / 5%

-

19 / 95

6

Конечно, показателем работы являются не только результаты ЕГЭ и ОГЭ, но и высокие призовые места, занимаемые ребятами в окружных этапах всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе; в окружных научно-практических конференциях; региональных литературно-художественных конкурсах и т. д.

9. Публикации о представленном ИПО

Современная проза. Сила материнской любви в произведении В.Н. Крупина «Молитва матери» – методическая разработка открытого урока в 10 классе // Сборник статей III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы модернизации Российского образования на компетентностно-ориентированной основе в рамках реализации ФГОС»: материалы третьей областной заочной научно-практической конференции. Самара. Октябрь 2016 г. – июнь 2017 г. – Самара : ЦИНОТ, 2017. – 377 с. ISBN 978-5-950062

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Лауреат конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-aristotelya
3. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание, доработанное. М.: «Просвещение», 2011.