УДК 81

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© 2017

Кондрашова Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Самарской области СОШ № 9 г. Кинеля Самарской области (Россия)

Аннотация: Важную задачу современной школы – заложить в каждом ученике механизмы самореализации и саморазвития – возможно решить через развитие творческих способностей учащихся, а также использование инновационных методов, способствующих становлению человека, его индивидуальности, духовности, развитию творческого потенциала.
Ключевые слова: творческий потенциал учащихся; социализация, самореализация личности; современные образовательные технологии; индивидуальный подход; природные способности ученика.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION

© 2017

Kondrashovа T.N.,
teacher of Russian language and literature
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 9 of g.o. Kinel of Samara region (Russia)

Abstract: In the modern school to establish in each student the mechanisms of self-realization, self-development allows the teacher have an established system for the development of creative abilities of students and innovative methods, promoting the formation of man, his individuality, of spirituality, development of creative potential.
Keywords: creative potential of the students; socialization, self-actualization of the individual; modern educational technology; individual approach; the natural abilities of the student.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Грин Хаббард.

Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Формирование творческих способностей в целостном педагогическом процессе – необходимое условие всестороннего развития личности.
Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Из чего следует, что проблема развития творческого потенциала ребенка является актуальной. Деятельностный подход в воспитании творческой личности, позволяющий использовать разнообразные виды деятельности: познавательные, ценностно-ориентированные, трудовые, художественно-творческие, оздоровительные, коммуникативные, игровые – отмечали Выготский Л.С., Пархоменко В.П., Селевко Г.К., Иванов Ю.А., Наумчик В.Н.
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Творчество – это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы, способный вовлечь в процесс педагогов, детей и родителей. Только при полном взаимопонимании, сотрудничестве, поддержке друг друга, участии родителей, возникает положительный результат.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку. Ведь творчество плодотворно лишь тогда, когда идеи могут конкурировать друг с другом, способствуя усилению напряжения мысли в её поисковой деятельности, мобилизуя эмоционально-чувствительную и мотивационную сферу сознания.
Методологической основой педагогического опыта стали не только данные теоретического анализа пособий известных авторов-методистов, но и самостоятельные наработки.
Главным фактором воспитания творческой личности является формирование учебной мотивации у школьников. Это отмечают Шамова Г.А., Молонова Г.Ц., Амонашвили Ш.Л., Лукьянова М.И.. Положительное влияние на повышение мотивации ученика оказывает собственная увлечённость учителя, умение сделать урок интересным, занимательным, необычным. Кроме того, необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В связи с этим сосредотачиваю внимание на подборе разноуровневых творческих заданий для каждого ученика. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребенка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к творческой деятельности.
Применение современных педагогических технологий помогает мне в развитии творческого потенциала учащихся с целью успешной социализации и самореализации личности, помогает добиться высоких предметных и метапредметных результатов образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к учебным предметам, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели его физического и психического здоровья.
Но всё-таки самым важным считаю организацию учебных занятий, основанных на идеях педагогики сотрудничества, с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке для творческой деятельности и обязательно ситуации успеха и эмоциональной разрядки, осуществлять дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам.
С целью сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, снижения дезадапта¬ции воздействию негативных факторов внешней среды и совершенствования духов¬ного и нравст¬венного здоровья детей организую профилактическую просветительскую работу среди учащихся. Осуществляя диагностическую, организационно-координационную, профилактическую деятельность, предлагаю учащимся создание творческих работ, кроссвордов, газет, презентаций по вопросам здорового образа жизни. Опираясь на биографии писателей, показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека, ведь доброта для души то же, что и здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. В результате интеграции здоровьесберегающих технологий в образо¬вательный процесс удается решать поставленные задачи.
В последнее время в классах, где работаю, все чаще оказываются дети с ЗПР, находящиеся на инклюзивном обучении. Кроме того, учащиеся по программе 8 вида, дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении, требуют особого подхода, поэтому просто необходима технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Сочетая нормативно-базовый компонент общеобразовательной программы, применяю индивидуализированный компонент. Здесь очень важен тщательный отбор этапов коррекционно-образовательной работы, создание условий и подбор средств достижения планируемого качества индивидуальной коррекционной работы, чтобы помочь творческому саморазвитию, ранней социализации и интеграции в общество. Ведь, как правило, такие учащиеся после окончания 9 класса продолжают обучение в других учебных заведениях. Так, двое учащиеся с ЗПР успешно прошли ГИА по русскому языку; учащаяся по программе 8 вида получает профессию в ГОУ НПО ПУ№ 43 с. Домашка Кинельского района. В работе с такими учениками очень помогают курсы СИПКРО по темам «Технологии психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП» (2010 г.) и «Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями» (2016 г.)
Внедрение СОТ способствует развитию творческого потенциала учащихся для успешной социализации и самореализации личности, повышению мотивации учения, качества обучения, активизации познавательной деятельности, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся по русскому языку и литературе, эффективной подготовке учащихся к восприятию нового материала, его усвоению и использованию полученных знаний на ОГЭ и ЕГЭ, различных олимпиадах и конкурсах.
Как руководитель школьного методического объединения делюсь опытом работы со своими коллегами, чтобы успешно реализовать миссию школы – формирование интеллектуально, физически, нравственно развитой личности, осознающей ценности здорового образа жизни, способной к профессиональному самоопределению, успешной адаптации и самореализации в изменяющихся условиях современной жизни, творческому саморазвитию.
Основные особенности представляемого опыта целесообразно отразить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Кондрашова Татьяна

Николаевна

kondrashova1984@yandex.ru

ГБОУ Самарской области СОШ № 9 г. Кинеля Самарской области kschool9@mail.ru

Учитель русского языка и литературы

33 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: содержание, методы и формы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – наличие сложившейся системы по развитию творческих способностей учащихся:

– разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего ценностно-ориентированные, познавательные, коммуникативные, художественно-творческие, трудовые, игровые виды деятельности;

– использование СОТ, приемов, форм, методов организации урочной, внеурочной, воспитательной деятельности, побуждающих школьников к проявлению своих способностей, творческого мышления, воображения;

– опора на природные способности учеников, что позволяет осуществить принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.

Актуальность и перспективность опыта обусловлены существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развитию способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества – так определяются метапредметные образовательные функции родного языка в стандартах второго поколения. Кроме того, предметы русский язык и литература, тесно связанные между собой, постоянно находятся под пристальным вниманием.

Эффективность:

потенциальная полезность: для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, ученик должен активизировать свой творческий потенциал. Формирование творческих способностей в целостном педагогическом процессе – необходимое условие всестороннего развития личности;

надёжность подтверждается высокими результатами учащихся на ЕГЭ и ГИА, в конкурсах и конференциях разного уровня.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность по русскому языку и литературе.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие творческого потенциала учащихся для успешной социализации и самореализации личности.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования творческой, активной личности, индивидуальный подход к развитию каждого ученика с учетом формирования высоких предметных и метапредметных УУД при сохранении здоровья учащихся с оптимальным использованием СОТ и традиционных методик на уроках русского языка и литературы для успешной социализации и самореализации

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Вот почему главной целью нового ФГОСа является воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования.

Новые условия образовательной деятельности. Разработка планирования уроков русского языка и литературы, внеурочной деятельности с опорой на природные способности учеников, что позволяет осуществить принцип индивидуального подхода к каждому ребенку: применение современных педагогических технологий помогает мне в развитии творческого потенциала учащихся с целью успешной социализации и самореализации личности, помогает добиться высоких предметных и метапредметных результатов образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к учебным предметам, актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели его физического и психического здоровья.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Активно применяю в учебном и воспитательном процессе следующие образовательные технологии: технологии личностно-ориентированного обучения (технология разноуровневого обучения; технология коллективного взаимообучения; технология сотрудничества; технология, основанная на создании учебной ситуации в основной школе; технология модульного обучения; метод проектов; технология портфолио); ИКТ-технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; технологию индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Организация учебного процесса. Технологии личностно-ориентированного обучения позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения, способствуют развитию творческого потенциала учащихся для успешной социализации и самореализации личности. Незаметно и ненавязчиво для учащихся провожу внутриклассную дифференциацию посредством отбора групп для разделения обучения на разных уровнях. При решении учебных задач, стараясь включить каждого ученика в совместную, коллективную деятельность, настойчиво формирую у школьников умения и навыки рациональной организации учебного труда (то есть формируются универсальные учебные действия (УУД)), применяю различные формы и приемы: работу в парах, групповую, по цепочке, самостоятельную и индивидуальную работу; виды: словесные, наглядные, аудиовизуальные. Дифференцируя процесс обучения, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, использую учебные карточки и электронные носители, тесты Интернета с уровневыми заданиями, даю самостоятельные работы разной сложности, индивидуальные домашние задания, в том числе разноуровневого характера по выбору учащихся. Продумывая этапы урока и домашнее задание после него, опираюсь на технологию, основанную на создании учебной ситуации, способствующую развитию творческого потенциала учащихся, создающую условия для его раскрытия. Выявляя и используя различные способы учебной деятельности, предпочитаемые самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей, предлагаю индивидуальные и коллективные задания для сравнения, сопоставления, конкретизации, обобщения, анализа текста; организую поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Чтобы добиться стабильных показателей уровня и качества обученности учащихся, отсутствия неуспевающих, развить стремление реализовать свои творческие способности, предлагаю решить проблемно-творческие ситуации на уроках разных типов, в том числе нестандартных (например: уроки-модули по темам «Виды сказуемых», «Односоставные предложения», «Поэзия серебряного века»; уроки-соревнования «В гостях у дедушки Крылова», «Их было три восторженных поэта»; интегрированные уроки «Сочинение-описание по картине С. Григорьева «Вратарь»» (русский язык, изобразительное искусство); «Радужное наречие» (русский язык, изобразительное искусство), уроки-конкурсы, уроки-праздники и т. д.). Так, урок «Концепция любви И.А. Бунина (по сборнику рассказов «Тёмные аллеи»)» проходит в форме редколлегии: класс поделен на группы, каждая «защищает» выбранный рассказ из данного сборника, представляя обложку и иллюстрации к нему, эпиграф, краткий пересказ, инсценировку ключевых сцен произведения. Задания в группе распределяют ученики сами, имеют право выбрать самое оптимальное для себя, чтобы реализовать свой творческий потенциал.

Сформированность научно-исследова­тельских навыков обучающихся помогает им в создании различных проектов: справочник «Почему мы так говорим» (Фразеологизмы в нашей речи), «Словарь паронимов», альбом ««Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина», альбом «Поэты серебряного века», стенд и справочник «Готовимся к ГИА и ЕГЭ», «Словарь изобразительно-выразительных средств», альманах «Проба пера» (стихи учащихся школы).

При такой совместной деятельности и слабый, и сильный ученики проявляют свой творческий потенциал, максимально реализуют себя, получив помощь и поддержку товарища при необходимости, формируются ключевые образовательные компетенции, общая оценка способствует повышению мотивации к реализации творческих способностей и создает ситуацию успеха для слабых учащихся.

Активное участие в предметных олимпиадах, конкурсах творческих работ, конкурсах чтецов, научно-практических конференциях, разного уровня также помогает обучающимся пополнять портфолио, а мне создавать образовательную среду для развития одарённости обучающихся.

Использование компьютерных технологий осуществляется в нескольких направлениях:

Использование готовых программных продуктов по предмету. Подобное электронное обучение принципиально расширяет возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, способствует эффективному усвоению изучаемого материала, позволяет конструировать презентации к урокам, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний, используется для подготовки учащихся к итоговой аттестации, олимпиадам, ученическим конференциям.

– Использование ресурсов Internet позволяет подготовить аудио-, видео-, иллюстративный материал практически для любого раздела литературы. Различные образовательные сайты и ЭОР помогают охватить большой спектр учебных задач и внеурочной деятельности. Персональный сайт (http://nsportal.ru/kondrashova-tatyana-nikolaevna), электронная почта, система АСУ РСО, группа ВКонтакте дистанционно в онлайновом режиме позволяют оперативно, даже вне школы, продолжать процесс обучения, качественно изменяя его.

– Возможности программ Microsoft Office. Создание презентаций, буклетов, газеты отличается нестандартностью, повышает уровень мотивации к изучению той или иной темы, дает возможность ученикам реализовать творческие способности.

Проводить урок без игровых технологий невозможно, ведь человек с детства именно в игре получает многие навыки, знания и умения, реализуя свои творческие способности. Чтобы добиться таких результатов, создаю игровые ситуации в процессе урока. Например, для лучшего усвоения темы «Имя прилагательное» (6 класс) ученики входят в класс по паролю, который придумывают сами по изученному материалу. Помощники задают, например, такие вопросы: назови разряды прилагательных; образуй степень сравнения; какой это член предложения и т. д. Провожу уроки в нетрадиционной форме: уроки-соревнования, уроки-деловые игры разных типов; ролевые игры на уроке; урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН).

При контроле знаний учащихся, при подготовке к ВПР, к экзаменам по русскому языку и литературе не обойтись без тестовых технологий. Такой мониторинг для отслеживания результатов развивает у ребят логическое мышление и внимательность.

Важной частью своей педагогической деятельности считаю работу по здоровьесбережению, поэтому, соблюдая режим труда и отдыха, использую разнообразные виды и формы учебной деятельности, способствующие сохранению осанки учащихся, чередованию позы школьников: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, просмотр презентаций, учебных фильмов, ответы на вопросы. В кабинете поддерживаются чистота, температурный режим, классная комната и доска рационально освещены, что снижает утомляемость школьников и способствует их активной деятельности на уроке. Обязательной составной частью уроков являются динамические паузы: упражнения на релаксацию, разминки для глаз с помощью таблицы В.Ф. Базарного, упражнения для кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности, которые предохраняют от утомляемости, исключают возникновение стрессовых ситуаций.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Чтобы помочь раскрыть потенциал ребенка с целью его успешной социализации и самореализации, важно действовать в системе, создавая условия, исходя из особенностей данной личности. Использование различных приемов и методов, СОТ, знание психологии и физиологии ученика позволяют добиться высоких результатов.

Ограничения. Осуществление диагностической, организационно-координационной, профилактической деятельности невозможно без интеграции здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс, тем более, что в последнее время увеличилось количество детей, находящихся на инклюзивном обучении.

Трудоёмкость и риски. Выполняя поставленную задачу, учитель должен постоянно повышать свою квалификацию, принимать активное участие в профессиональных конкурсах, разрабатывать индивидуальную траекторию развития для каждого учащегося, что связано с большими затратами труда педагога. Невозможно гарантировать учащемуся успех сразу в любом начинании. Сложно постоянно контролировать объем и глубину изучения материала, время и ход обучения.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Опыт показывает, что сложившаяся система работы позволяет добиться результатов:

– при изменении, в первую очередь, роли учителя: педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор;

– в случае принятия ученика в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признания его значения и ответственности за результаты обучения;

– при системном использовании различных методов на всех этапах преподавания;

– при организации учебных занятий, основанных на идеях педагогики сотрудничества, с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся;

– при создании благоприятного психологического климата на уроке для творческой деятельности и обязательно ситуации успеха и эмоциональной разрядки, осуществляя дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам.

Не забывая при этом, что основным механизмом развития личности как ученика, так и учителя является стремление не останавливаться на месте, ставить новые цели и достигать их.

8. Результат изменений

Благодаря повышению активности творческой деятельности учащихся при подготовке к урокам и на уроках, овладению детьми ключе­выми компетентностями на протяжении последних 3 лет учебной деятельности наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе, повышается средний балл по предметам.

Предмет

Год

2014

2015

2016

Динамика

Русский язык

Средний балл

3,8

3,9

4,0

+ 0,1

Качество

63

64

68

+ 4

Литера-

тура

Средний балл

4,2

4,3

4,4

+ 0,1

Качество

73

74

77

+ 3

Кроме того, отличным показателем успешной деятельности по развитию творческого потенциала учащихся для успешной социализации и самореализации личности считаю:

– активизацию познавательного интереса и познавательной деятельности учащихся, повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению русского языка и литературы;

– умение ребят применять полученные знания в разных жизненных ситуациях;

– увеличение роли самостоятельной работы учащихся, позитивная динамика количества и качества творческих работ;

– обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

– развитие логического мышления, исследовательских способностей учащихся;

– активное участие и победы в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня;

– высокий средний балл на ОГЭ и ЕГЭ;

– снижение пропуска уроков по причине болезни.

Средний балл по результатам ОГЭ по русскому языку выше окружных и региональных значений.

Учебный год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Округ

31,1

29,2

30,0

Регион

32,2

30,8

31,6

Кондрашова Т.Н.

35,5

30,9

32,4

В рамках реализации профильного обучения в нашей школе мною разработана и успешно реализуется программа профильного элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Говорим красиво и пишем грамотно» (веду 8 лет). Выпускники нашей школы, прошедшие данный элективный курс, показывают хорошие результаты на ЕГЭ по русскому языку. Средний балл по результатам ЕГЭ по русскому языку выше окружных и в 2016 году выше региональных значений.

Учебный год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Регион

67,7

71,5

73,9

Округ

64,2

68,1

70,6

Кондрашова Т.Н.

65,0

69,0

74,0

В 2016 году на ЕГЭ по русскому языку мой ученик получил 100 баллов.

На уровне родителей результатом является удовлетворение запросов на обеспечение учащимся качественного образования по русскому языку и зачисление в вуз по результатам ЕГЭ.

9. Публикации о представленном ИПО

Статьи:

2014 год

а) Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы // Актуальные вопросы теории и практики современного образования. Сборник материалов научно-практических конференций и профессиональных конкурсов / под ред. И.П. Гладилиной, Л.А. Трусовой. Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия Полиграфии», 2014.

б) Творческий потенциал учащихся // 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок учителей ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля г.о. Кинель Самарской области. М.: «Образ-Центр», 2014.

2015 год

а) Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 7-8 классов // К нравственным истокам русской художественной литературы. Книга для учителей и учеников. Самара: ООО «Порто-принт», 2015 (в соавторстве с Полынской И.Е.).

б) Практика развития интереса обучающихся к учению на уроках русского языка и литературы // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы»: материалы III Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 г.) / сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015.

в) Повышение у учащихся интереса к урокам русского языка и литературы путем использования ИКТ-технологий и электронных образовательных ресурсов // «А я делаю так…». Методическое пособие для учителей. Кинель, ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля, 2015.

2016 год

а) Использование ИК-технологий в работе учителя русского языка и литературы // Инфо-Стратегия 2016: Общество. Государство. Образование. Сборник материалов конференции. Самара: ООО «Книжное издательство», 2016.

б) Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики» // Обучение и воспитание на уроках русского языка и литературы. Сборник материалов учителей русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля. Кинель, ГБУ ДПО Самарской области «Кинельский РЦ», 2016.

в) Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5-6 классов // Авторский сборник «1001 идея интересного занятия с детьми» «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом». Самара: ООО «Порто-принт», 2016 (в соавторстве с Полынской И.Е.).

г) Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых // Сборник популярных материалов проекта «Инфоурок»-2016 (Часть III) / ред.-сост. И. Жаборовский. Смоленск: Маджента, 2016.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Федеральный уровень:

2013-2014 год

II Всероссийский заочный профессиональный педагогический Интернет-конкурс «Воспитание – важнейший элемент формирования личности». Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе «Опаленные афганской войной…». Диплом победителя.

2014 – 2015 год:

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики». Урок литературы в 5 классе «В гостях у дедушки Крылова» (Басни И.А.Крылова). Диплом победителя, 3 место.

– Всероссийский творческий марафон для педагогов «Путь к знаниям». Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса «Счастливый случай». Диплом победителя, 2 место.

– Всероссийский педагогический конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении». Урок литературы в 6 классе «Поэт совсем другой эпохи». Диплом лауреата.

XI Региональный этап Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Программа внеурочной деятельности по литературе для 7-8 классов. Грамота за 1 место

2015-2016 год

XII открытые Международные Славянские чтения. Программа внеурочной деятельности по литературе для 5-6 классов. Диплом лауреата.

Территориальный уровень:

2014-2015 год

Окружной конкурс методических разработок «Педагогическая шкатулка». Урок литературы в 7 классе «История моего детства». Диплом лауреата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. СПб. : Союз, 1997.
3. Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в школе : пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ. Мн. : Экоперспектива, 2004.
4. Коротаева Е.В. О личностно-развивающих технологиях в образовательном процессе // Русский язык в школе. 2008, № 5.
5. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения // Психология обучения. 2008. № 5.
6. Поздняк С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 5.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998.