УДК 378
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
© 2017
Демина Е.В.,
учитель химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей Классический», Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается роль экспериментально-исследовательской деятельности в формировании устойчивой мотивации у обучающихся к изучению химии, что является необходимым условием для изучения химии. Для этого в учебный процесс включены элементы исследовательской деятельности, химический эксперимент.
Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность; химический эксперимент; виртуальный эксперимент; домашний эксперимент.
EXPERIMENTALLY-RESEARCH ACTIVITY AS A MEANS OF CREATING A SUSTAINABLE MOTIVATION STUDENTS TO LEARN CHEMISTRY
© 2017
Demina E.V.,
chemistry teacher
Municipal budgetary educational institution «Classical Lyceum», Samara (Russia)
Abstract: The article discusses the role of experimental research activities in the formation of stable motivation of students to study chemistry, which is a prerequisite to the study of chemistry. For this learning process includes elements of research, chemical experiment.
Keywords: experimental research; chemical experiment; virtual experiment; home experiment.
В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Одной из форм организации личностно-ориентированного подхода в обучении химии является экспериментально-исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. Как учитель химии, я ставлю своей целью добиться того, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Моя главная задача – воспитать целеустремленную, любознательную и мыслящую личность, помочь найти путь к будущей профессии, научить своих учащихся применять полученные знания в жизни.
На своих уроках обосновываю важную роль химии в жизни человека, с помощью химических знаний повышаю экологическую культуру и грамотность учащихся. Особое внимание уделяю темам: «Химия в быту», «Химия и медицина», «Химия и экология», «Химия и пища», «Химия и здоровье». И как сказал профессор Михаил Иванович Бармин: «Химия – жизнь, а жизнь – химия!» [1]. Поэтому при изучении химических веществ обязательно на уроке рассматриваем применение и влияние их на живые организмы, и окружающую среду.
Как сказал великий русский ученый М.В. Ломоносов: «Химии никоим образом научиться невозможно, не увидев самой практики и не принимаясь за химические операции» [1]. Химия наука экспериментальная, и поэтому химический эксперимент играет важную роль в обучении химии – он служит методом и средством обучения на уроке. Знакомство с химией я начинаю с занимательных опытов, вызывающих не просто интерес к химии, а желание ее изучать. Так, на самом первом уроке провожу химический «вулкан», напоминающий фейерверк, тем самым поздравляю учеников со знакомством с такой удивительной наукой, как химия. Но при этом задаю вопрос: «Как вы думаете, ребята, что нужно мне было знать для того, чтобы провести этот эксперимент?». Конечно строение и свойства веществ. Так ученики понимают, что без теоретического изучения химии невозможно провести химический эксперимент, сделать что-то необыкновенное.
При планировании уроков химический эксперимент использую на различных этапах урока: актуализация знаний, изучении нового материала, закрепление и контроль знаний. Важно не только учителю проделывать эксперимент, но и чтобы ученики сами его проводили. И в этом возросла необходимость, так как в экзамен по химии включена экспериментальная часть. И навык выполнения химического эксперимента должен быть у них сформирован к концу 9 класса.
В качестве одного из видов самостоятельной деятельности можно использовать домашний эксперимент. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.
Некоторые эксперименты, исследования требуют сложного оборудования и реактивов, которые не всегда есть в наличии или требуют соблюдения особой техники безопасности при работе с ними. Поэтому можно использовать в работе и виртуальный эксперимент, при работе с опасными веществами. Я соглашусь с коллегами, что в рамках 1–2 часов в неделю химии, времени на эксперимент остается мало. В связи с этим многие учителя совсем его не применяют в школе или используют виртуальный вариант. Виртуальный эксперимент использовать целесообразно при работе с опасными веществами, например, в 10 классе при изучении органических веществ, а также в том случае, когда эксперимент требует сложного оборудования и установок. Но живой эксперимент всегда вызывает больше интереса у детей. Поэтому на своем учительском сайте я разместила видео-опыты, которые провела в школьной лаборатории. Учащиеся могут просмотреть их для закрепления пройденного материала.
Эксперимент как метод обучения можно использовать не только на уроках химии, а также во внеурочной деятельности, при выполнении проектов и исследовательских работ.
На уроках химии, изучая определенные темы, использую межпредметные связи с физикой, биологией, географией, математикой. На внеурочной деятельности «Химия в нашей жизни» занятия построены на развитии познавательных и профессиональных интересов учащихся, связанных с выбором профессий химической направленности и профессий, где изучение химии необходимо [2, с. 4].
Полученные навыки выполнения химического эксперимента на уроках химии, учащиеся применяют на уроках физики, географии, биологии, при выполнении исследовательских работ и проектов. Большую роль экспериментально-исследовательская деятельность играет в формировании экологической компетентности учащихся. «Экологизация» школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическими проблемами.
Для оценки эффективности использования экспериментально-исследовательской деятельности и химического эксперимента на уроках химии, я выделила ряд критериев: интерес к изучению химии, участие в олимпиадах по химии, навыки исследовательской деятельности; выбор ОГЭ и ЕГЭ по химии. Так, за последние четыре года возросло число учащихся в выборе экзамена по химии, участие в олимпиадах по химии, есть результативность в исследовательских конкурсах и проектах на различных уровнях. Эксперимент играет важную роль и в экологическом воспитании.
Безусловно, применение на уроках экспериментально-исследовательской деятельности формирует мотивацию учащихся к изучению химии и другим предметам естественно-научного цикла, что позитивно сказывается на результатах обучения. Подводя итог, хочу сказать, что химический эксперимент повышает интерес к химии, способствует развитию самостоятельности, развивает критическое мышление.
Реализация опыта моей работы логично представить в виде следующей информационной карты.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА участника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демина Екатерина Владимировна cat.dem@yandex.ru |
МБОУ «Лицей Классический» |
учитель химии |
12 лет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта
|
Сектор применения: основная и старшая школа. Масштаб изменений: локальный. Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса, качество образовательного процесса. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта заключается в обеспечении высокого качества обучения, необходимого для самореализации учащихся, повышении мотивации к изучению химии. Актуальность – использование экспериментально-исследовательской деятельности в образовательном процессе способствует повышению мотивации на уроках химии. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в реализации требований ФГОС, овладении учащимися способами действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования; - надёжность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении четырёх лет учащиеся являются победителями и призёрами предметных олимпиад разного уровня, научно-практических, проектных конференций разного уровня; - перспективность обеспечивается системно-деятельностным подходом в обучении, развивается творческая личность, готовая к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию, развивается готовность учащегося к самоопределению, выбору будущей профессии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью разработки новых методических материалов, а также наличием определённой материально-технической базы, куда входит: 1) оборудованный кабинет химии; 2) химическое оборудование и реактивы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по химии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Повышение мотивации на уроках химии и во внеурочной деятельности через использование экспериментально-исследовательской деятельности, химического эксперимента, межпредметной связи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования устойчивой мотивации обучающихся к изучению химии; формирования экологической культуры учащихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия: В рамках реализации ФГОС учитель должен выступать в качестве консультанта, наставника, а основную деятельность должны осуществлять ученики. В связи с этим задача учителя организовать урок усложняется, так как организовать деятельность гораздо сложнее, чем строить урок в виде монологического выступления. Наблюдаются противоречия: – между обучением группы учащихся и обучением каждого отдельного ученика согласно требованиям ФГОС общего образования, – между социальным заказом родителей и потенциальными возможностями ученика. Новое средство обучения – эффективное использование современных образовательных технологий в системе педагогической деятельности, ведение индивидуального мониторинга и выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика. Новые условия образовательной деятельности: У большинства современных учащихся наблюдается снижение интереса к изучению химии, химофобия. Для того чтобы остановить этот процесс, необходимо создать новые условия образовательной деятельности: – применение элементов исследовательской деятельности на уроках химии; – использование химического эксперимента на уроках химии; – использование на уроках современных методов и приемов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Изменение требований к результатам образования в концепции ФГОС ОО и формирование, наряду с предметными, метапредметных и личностных результатов учащихся требует сегодня внедрение в работу учителя интерактивных технологий обучения. Задачей в достижении повышения результатов образования является формирование мотивации к обучению. Мотивация к изучению химии не велика, что объясняется сложностью предмета, отсутствием химического эксперимента на уроках химии, что связано с недостаточной оснащенностью химической лаборатории, сокращение учебных часов. Необходимость решения проблемы привела к поиску новых средств повышения мотивации к изучению предмета. Это современные образовательные технологии. Возникла необходимость планирования учебного процесса с применением химического эксперимента, применением виртуальных химических опытов. Организация учебного процесса. Повышению положительной мотивации к учению был и остается урок, он обладает мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты. В своей педагогической деятельности для повышения мотивации к обучению на уроках химии осуществляю с помощью технологий:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Современные образовательные технологии, исследовательская деятельность, использование ИКТ-технологий, химический эксперимент позволяют расширить интерес учащихся к химии, экологическим проблемам, видеть их, прогнозировать, пробовать их решить, что способствует развитию химических и экологических знаний, исследовательской деятельности, экологического сознания, экологической культуры и повышению мотивации к изучению химии, позволяющих ученикам самореализоваться. С целью повышения мотивации учащихся на уроках химии и развития у них познавательных и профессиональных интересов было разработано и опубликовано учебно-методическое пособие «Химия в быту», которое использую на уроках химии и на внеурочной деятельности. Ограничения. Не всегда есть условия для проведения лабораторных исследований, нужные реактивы и оборудование. Трудоёмкость и риски. Некоторые эксперименты, исследования требуют наличие сложного оборудования и реактивов, которые не всегда есть в наличии или требуют соблюдения особой техники безопасности при работе с ними. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Основными условиями реализации являются: 1. Оснащенный кабинет химии и лаборатории. 2. Использование современных технологий. Применение виртуального эксперимента. 3. Систематическое повышение квалификации педагога. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Результатом успешной работы можно считать 100% успеваемость; высокие результаты ЕГЭ и ОГЭ; высокий уровень участия моих учеников в различных исследовательских конкурсах и мероприятиях экологической направленности района, региона, где они являются победителям и призерами; повышение уровня выбора профессий, связанных с химией.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
Опубликовано более 20 научных трудов (статьи, учебно-методические пособия).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Городской конкурс проектов и программ в области экологического воспитания и просвещения в образовательных учреждениях г.о. Самара (Победитель, 2 место). 2. Областной этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2017» (лауреат). |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Высказывания великих людей о химии [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/dlya-urokov-himii-viskazivaniya-velikiy-lyudey-o-himii-738347.html.
2. Демина Е.В., Панфилова Л.В., Гиренкова Л.К. Химия в быту: учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2006. 216 с.