УДК 303.82

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

© 2017

Давыдова Ю.Е.,
учитель английского языка высшей категории, Почетный работник общего образования РФ
ГБОУ Самарской области СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Аннотация: В современной школе особое место сегодня занимает исследовательская и проектная деятельность. В статье рассматриваются некоторые новые формы организации учебного процесса, позволяющие формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся.  
Ключевые слова: исследовательская деятельность; проектная деятельность; новые формы организации учебного процесса; исследовательские компетенции; метапредметные умения; универсальные учебные действия.

NEW FORMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION ALLOWING FORMING AND DEVELOPING THE STUDENTS’ RESEARCH COMPETENCIES

© 2017

Davydova Yu.E.,
English teacher of the highest category, Honourable worker of the general education of the Russian Federation
GBOU school № 2 Ust-Kinelsky settlement, Samara (Russia)

Abstract: A special place is occupied today by research and project activities in a modern school. Some new forms of the educational process organization are considered in the article. These forms allow to formulate and develop the research competencies of students.
Keywords: research work; project work; new forms of educational process organization; research competences; metasubject skills; universal learning activities.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Моя работа посвящена поиску новых форм организации учебного процесса, которые позволяют формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [1] ориентирует нас на «портрет выпускника школы», который обладает следующими личностными характеристиками: мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Но у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Противоречия между единым учебным планом по отношению к реальному уровню и условиям развития требуют от учителя поиска новых форм работы с обучающимися.
По требованиям ФГОС, в начале 2014–2015 учебного года мной был проведён мониторинг уровня сформированности метапредметных УУД у учащихся пятых и шестых классов. Результаты показали, что уровень сформированности УУД пятиклассников находится на низком уровне. Плохо развиты познавательные УУД, учащиеся не владеют умением определить и решать проблему. Слабо развиты навыки работы в команде (коммуникативные УУД), умение отстаивать свою точку зрения (регулятивные УУД), овладение основами самоконтроля (личностные УУД).
Данные проблемы помогли определить идею моей инновационной работы: развитие исследовательских компетенций учащихся способствует формированию метапредметных УУД обучающихся.
Необходим целый комплекс технологий, который позволил бы мне решить возникшие проблемы и организовать учебный процесс эффективнее. Возникла объективная необходимость создания системы деятельности по формированию опыта, ориентированного на высокий метапредметный результат. Система курсовой переподготовки педагогических кадров по теме: «ФГОС основного общего образования: особенности проектирования учебного процесса в ОУ средствами СОТ» позволила мне определить выбор оптимальных технологий и подходов к обучению. Технологии системно-деятельностного подхода: (разработанного Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Эльконым, В.В. Давыдовым) проблемно-исследовательская технология, методика обучения в сотрудничестве, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
На современном этапе развития общества ребёнок получает большое количество информации в готовом виде. Для того чтобы воспитать у ученика потребность и способности вести самостоятельную исследовательскую деятельность, я использую метод проектов и проблемно-исследовательские технологии. В урочной деятельности моим учащимся предоставляются поисковые задания, которые требуют прохождения некоторых этапов процесса исследования: изучения фактов и литературы по теме, выдвижения гипотез, построения плана исследования, реализации плана, принятия решений. На данном этапе работы происходит формирование познавательных УУД учащихся. Затем следует проверка данных, выводы и рефлексия. На этом этапе формируются регулятивные УУД. На уроках использую различные инновационные для меня формы организации выполнения учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок – с элементами исследования, творческое задание расширенного вида, «День науки», урок-защита исследовательских проектов.  
Метод проектов [2], разработанный в России ещё в 1905 году С.Т. Шацким, – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность моим учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Каждый модуль УМК «Английский в фокусе» для 9–11 классов содержит раздел «Literature» – «Литературное чтение». Применяя ИКТ и мультимедиа, проводим урок-исследование, мои учащиеся готовят свои мини-проекты об английских писателях и их творчестве. На организационном этапе определяются рабочие группы, распределяются роли, сроки выполнения проекта. Защищая свои проекты перед одноклассниками, которые оценивают их результат по критериям, у учащихся формируются коммуникативные и регулятивные УУД. Лучшие работы по разделу «Literature» разместила на своём персональном сайте. Данный УМК содержит раздел «Culture Corner» – «Страноведение», на данном этапе у ребят задание приготовить групповые проекты о США, Англии, Шотландии и продемонстрировать навыки работы в группе (формирование познавательных и коммуникативных УУД). Затем проводится урок-защита исследовательских проектов. В 5-х классах использую метод проектов для обобщения знаний по темам: «Мой дом», «Моя семья», «Мир животных» и т. д.
Широко использую метод проектов во внеурочной деятельности по предмету: «Исследовательская мастерская» и научно-исследовательские конференции; «Профильные чтения для старшеклассников»; конкурс «Спикеров»; социальный проект – фестиваль английской песни «School Vision».
К примеру, готовясь к «Профильным чтениям» и конкурсу спикеров, учащиеся выбирают интересующую их актуальную тему и готовят публичное выступление с презентацией с последующей дискуссией с носителями языка. Ребята учатся отстаивать свою точку зрения, таким образом, формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Здесь важны все этапы работы над проектом: выбор темы, разработка плана действий, формулировка проблемных задач, отбор литературы, разработка проекта, оформление результатов, публичная презентация и рефлексия. Происходит формирование всех метапредметных УУД. Снабжаю детей полезными ссылками для самостоятельной работы над проектами.
Проблемно-исследовательские технологии. Технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой [3, c. 1–10], даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками. Обучаю детей целеполаганию, формулированию темы урока через введение в урок проблемного диалога, так происходит формирование регулятивных и коммуникативных УУД. Необходимо создать проблемную ситуацию для определения границ знания и незнания. Например, на уроке в 6 классе по теме «Степени сравнения прилагательных» предлагаю учащимся разобраться, почему различные прилагательные по-разному образуют степени сравнения. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога, учащиеся сами разрабатывают правила образования прилагательных. Объясняя новый лексико-грамматический материал, не предъявляю своим учащимся готовые правила, а стараюсь создать проблемную ситуацию, чтобы они сами разрабатывали правила, искали ответы на вопросы, добывали новые знания. Данные навыки важны для их дальнейшей исследовательской работы, происходит формирование познавательных УУД. Широко использую приём «мозговой штурм». Начиная работу над новой темой, прошу ребят написать все слова, которые они знают по новой теме. Иногда использую рисунки, так, в 5 классе по теме «Части тела», прошу ребят нарисовать человечка, но можно рисовать только те части тела, которые дети могут назвать.  
Система творческих заданий исследовательского характера позволяет мне формировать навык самостоятельной работы учащихся. Воспитывать в ученике потребность и способности вести самостоятельную исследовательскую деятельность, считаю самой важной задачей в своей работе с учащимися. Для организации самостоятельной работы, снабжаю детей полезными ссылками и необходимой информацией. Использую такие формы работы как уроки-исследования и уроки с элементами исследования. Такие уроки-исследования ограничены во времени (40–45 минут), перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой известно, но не учащимся, итог-получение новых знаний. Задачи исследования, которые я ставлю перед детьми: найти продуктивные способы словообразования, сравнить старинные и современные символы английских праздников, составить полезные советы и рекомендации по темам. На занятиях «Исследовательская мастерская» по научно-исследовательской деятельности учащиеся проходят все необходимые этапы процесса исследования: изучение фактов и литературы по теме, выдвижение гипотез, построение плана исследования, реализация плана, принятие решений, проверка данных, выводы и рефлексия. «Исследовательская мастерская» – это форма работы, целью которой является поддержка учащихся в проведении исследований и написании научно-исследовательских работ.
В конце учебного года провожу диагностику успешности развития ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Я организую в классе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка «Выставка достижений», оформляю стенд. «Выставка достижений» (по рекомендации А.Б. Воронцовой) – это презентация собственных достижений учащихся, которая учит детей подводить итоги собственной учебной деятельности, выявлять свои достижения и грамотно представлять их перед аудиторией. «Выставка достижений» – это точка для движения к новым целям. Результаты развития детей регистрируем в индивидуальном «Портфолио ученика». Этап рефлексии считаю очень важным этапом в исследовательской деятельности детей.
Формы работы, которые я использую в своей работе:

Традиционные

Нетрадиционные, новые

1. Индивидуальные.

«Исследовательская мастерская».

2. Групповые.

Урок-исследование

3. Парная.

Урок с элементами исследования

4. Фронтальные.

Творческие задания расширенного типа

5. Дистанционные.

«Выставка достижений»

Результаты повторной диагностики сформированности метапредметных УУД учащихся через год показали положительную динамику всех показателей.
Многоплановая работа помогла добиться определенных результатов в исследовательской работе с учащимися. Выбранные мною методы работы, новые формы и средства позволили достичь высоких результатов и значительного приращения в показателях результативности обучения и интеллектуальном развитии учащихся. Наблюдается позитивная динамика вовлечённости учащихся в различные направления исследовательской работы по предмету.
Свой инновационный опыт считаю целесообразным представить в виде информационной карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» 2017

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Давыдова Юлия

Евгеньевна,

555jud@rambler.ru

ГБОУ Самарской области СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области

kinel_school2@mail.ru

Учитель английского языка

31 год

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная, основная и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – новые формы организации учебного

процесса, которые позволяют формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся.

Цель диссеминации опыта: Апробация таких форм организации учебного процесса, которые позволяют формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся.

Актуальность опыта: В соответствии с ФГОС, требования к формированию метапредметных результатов – УУД выходят сегодня на первое место. Работая над формированием исследовательских компетенций, мы повышаем уровень развития универсальных учебных действий обучающихся, что особенно актуально на современном этапе развития общества, когда ребенок получает большое количество информации в готовом виде. Воспитать в ученике потребность и способности вести самостоятельную исследовательскую деятельность – вот основная задача современного образования.

Эффективность: Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Потенциальная полезность.

Исследовательские умения, к которым относятся умение формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы, выделять главное и второстепенное и др., необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни. Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте.

Надёжность. Обеспечивается высокая мотивация к изучению английского языка, возникает заинтересованность в высоких результатах проектной и исследовательской деятельности, у учащихся формируются метапредметные связи.

Перспективность.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирует нас на «портрет выпускника школы», который обладает следующими личностными характеристиками: мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Следовательно, перспективность заключается в систематическом использовании новых форм организации учебного процесса, которые позволяют формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Для внедрения опыта необходимо:

Наличие курсовой переподготовки педагогических кадров по теме: «ФГОС основного общего образования: особенности проектирования учебного процесса в ОУ средствами СОТ», что позволит учителю определить выбор оптимальных технологий и подходов к обучению исследовательской деятельности.

– Изучение Технологий системно-деятельностного подхода: проблемно-исследовательской технологии, методики обучения в сотрудничестве, метода проектов, ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Обеспечение технических условий для реализации исследовательской деятельности: наличие компьютера, подключение к Интернету.

Наличие полезных ссылок на необходимые интернет-ресурсы.

Обеспечение позитивного психологического климата.

Обеспечение совместной работы «Учитель. Ученик. Родитель».

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность обучающихся по английскому языку.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Инновационные формы организации учебного процесса как средство формирования и развития исследовательских компетенций учащихся

 

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта.

Развитие исследовательских компетенций учащихся как условие формирования метапредметных УУД обучающихся.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательской деятельности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. А также, противоречия между единым учебным планом по отношению к реальному уровню и условиям развития требуют от учителя поиска новых форм работы с обучающимися.

Новое средство обучения – новые формы организации учебного процесса:

  1. 1) урок-исследование;
  2. 2) урок с элементами исследования;
  3. 3) урок – защита исследовательских проектов;
  4. 4) «Профильные чтения» для старшеклассников;
  5. 5) конкурс спикеров;
  6. 6)«Исследовательская мастерская»;
  7. 7)«Выставка достижений».

Новые условия образовательной деятельности.

  1. 1.Материально-техническое обеспечение.
  2. 2.Дидактическая (программно-методическая) наполняемость учебного процесса.
  3. 3.Предоставление информации и полезные ссылки для самостоятельной работы.
  4. 4.Взаимодействие с родителями учащихся и психологом.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Технологии системно-деятельностного подхода: проблемно-исследовательская технология, методика обучения в сотрудничестве, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Организация учебного процесса

Для того чтобы воспитать у ученика потребность и способности вести самостоятельную исследовательскую деятельность, я использую метод проектов и проблемно-исследовательские технологии.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность моим учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проблемно-исследовательские технологии. Технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Разноуровневая дифференциация и методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве напрямую связана с реализацией задач дифференцированного обучения. Обучение в группах и парах можно организовать в работе с любым материалом, на любом этапе урока.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Представленный мною педагогический опыт можно применять в общеобразовательных организациях на любом уровне образования на уроках и во внеурочной деятельности.

Ограничения. Ограничений нет. Элементами исследования может овладеть любой ребёнок.

Трудоёмкость и риски

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Выделим четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок организационные умения;

2 блок – умения и знания исследовательского характера;

3 блок – умение работать с информацией;

4 блок – умение представить результаты своей работы.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

 

8. Результат изменений

В результате использования СОТ и новых форм организации учебного процесса, таких как, урок-исследование, урок с элементами исследования, урок защита исследовательских проектов, «Профильные чтения» для старшеклассников, конкурс спикеров, «Исследовательская мастерская», «Выставка достижений», мои учащиеся достигли определённых успехов. Наблюдается позитивная динамика победителей и призёров научно-исследовательских работ и творческих конкурсов по английскому языку разного уровня.

Показатели

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

Динамика

(+,-)

Количество творческих работ

 

4

 

6

 

8

 

+

Вывод: Наблюдается положительная динамика количества творческих работ победителей высокого уровня (проектов и исследований) учащихся за последние три года.

 

Результаты повторной диагностики сформированности метапредметных УУД в 6 «А» и 7 «Б» классах показали положительную динамику всех показателей. Сформированы коммуникативные УУД в 7 классе у 56% учащихся, в 6 классе у 80% учащихся. Сформированность регулятивных УУД в 7 классе составила 48%, в 6 классе – 88%. Сформированность личностных УУД в 7 классе составила 33%, в 6 классе – 69%. Сформированность познавательных УУД в 7 классе составила 50%, в 6 классе – 86%.

Результаты сформированности метапредметных УУД в 6а и в 7б классах за 2 года.

 

 

Динамика

Динамика

Сформированность навыков работать в команде

(коммуникативные УУД)

45%

56%

+11%

60%

80%

+20%

Умение отстаивать свою точку зрения

(регулятивные УУД)

35%

48%

+13%

71%

88%

+17%

Овладение основами самоконтроля

(личностные УУД)

21%

33%

+12%

57%

69%

+12%

Постановка и решение проблемы (познавательные УУД)

41%

50%

+9%

63%

86%

+23%

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

 

+11%

 

 

+18%

 

 

17 8 1

Вывод: наблюдается позитивная динамика сформированности метапредметных УУД в 6 «А» классе и в 7 «Б» классе за 2 года по всем показателям.

Результативность в работе с одарёнными учащимися.

Многоплановая работа помогла добиться определенных результатов в работе с одаренными детьми. Создание индивидуальных образовательных маршрутов позволили учащимся достичь значительного приращения в результативности обучения и интеллектуальном развитии учащихся. Выбранные мною методы работы, формы и средства позволили достичь высоких результатов. Наблюдается позитивная динамика вовлечённости одарённых учащихся в различные направления работы по предмету.

Показатели призовых мест различного уровня за три учебных года.

Название мероприятий

Количество победителей и призёров

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников

4 чел.

Окружной этап научно-практической конференции

7 чел.

Международная научно-исследовательская конференция

«Образование. Наука. Профессия» г. Отрадный

2 чел.

Всероссийский конкурс исследовательских работ

«Юность, Наука, Культура» г. Обнинск

4 чел.

Региональные научно-практические конференции

2 чел.

Различные конкурсы творческой направленности, окружной этап

9 чел.

 Позитивная динамика призовых мест в олимпиадах, научных конференциях, творческих конкурсах и фестивалях доказывает состоятельность разработанной системы адресной помощи одарённым учащимся. Один учащийся 11 «Б» класса награждён именной премией Губернатора Самарской области для одарённых детей и подростков в номинации «учебно-исследовательская деятельность». В 10 классе он стал победителем окружного конкурса «Талантливые дети».

9. Публикации о представленном ИПО

Публикации на сайте «Инфоурок». В сентябре 2015 года был создан мой персональный сайт во Всероссийской социальной сети взаимовыручки для учителей «Инфоурок»: https://infourok.ru/user/davidova-yuliya-evgenevna

Этот сайт позволяет размещать публикации моих работ.

Всего публикаций: 21.

В том числе: Социальный проект: Фестиваль английской песни “School Vision”.

Методическая копилка на сайте ГБОУ ДПО Самарской области Кинельский РЦ.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Федеральный уровень:

1. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» 2008 – победитель;

2. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» 2017 – победитель;

3. Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее» 2017 – лауреат I степени;

Территориальный уровень:

2016. Конкурс методических разработок, номинация «Учебное занятие». «Система образования в Британии» победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365
2. Метод проектов [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов
3. Технология проблемно-диалогического обучения. Автор: Мельникова Елена Леонидовна [Электронный ресурс] URL: togirro.ru/assets/files/1rumo/probl-dial_obuchenie.doc