УДК  37.011.33

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПОРТРЕТУ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2017

Буряк М.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр» пос. Поляков м.р. Большечерниговский Самарской области (Россия)

Аннотация: В данной статье представлено описание инновационного опыта, реализуемого в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся в контексте уровня развития современного общества и требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова: инновационный опыт; современные образовательные технологии.

FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE STUDENT STUDENT OF THE ELEMENTARY SCHOOL LEARNING TO THE PERSONS OF THE MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

© 2017

Buryak M.V.,
primary school teacher
state budgetary general education institution of the Samara region secondary general education school «Education Center» pos. Polyakov m.d. Bolsherechnigovsky Samara region (Russia)

Abstract: This article describes the innovative experience implemented within the framework of the lesson and after-hour activities of students in the context of the level of development of modern society and the requirements of the Federal State Educational Standard.
Keywords: innovative experience; modern educational technologies.

Какими станут наши дети по окончанию начальной школы? Этот вопрос волнует и учителей, и родителей.
Портрет выпускника начальной школы описан в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) начального общего образования. ФГОС – это социальная норма, реализующая общественный договор между обществом, государством и семьёй. Целью новых стандартов является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Обобщённый результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1].
Моя цель – формирование и раскры¬тие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного кол-лектива, семьи и общества, строить отношения доверия, уважения и взаимопомощи.
Краткий план реализации инновационного опыта представлен в карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Буряк Мария Викторовна

mwburak@mail.ru

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков м.р. Большечерниговский Самарской области, http://www.поляковскаясош.дети/wordpress/

Учитель начальных классов высшей категории

36 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – интеграция современных образовательных технологий, интерактивных и деятельностных методов обучения в учебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет расширить границы образовательного пространства предметов, повысить познавательную активность, наиболее эффективно формировать метапредметные результаты.

Актуальность. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности с использованием инновационных педагогических технологий. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в том, что в результате учебной и внеурочной деятельности учащиеся овладевают способами контроля, действия, оценки своей деятельности, происходит повышение уровня и качества образования;

- надёжность опыта подтверждается стабильно высокими результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование инновационных педагогических технологий обучения и воспитания как средство повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является формирование активности учащихся, повышение качества образовательного процесса.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Выявлены противоречия:

1) между необходимостью формирования УУД обучающихся в рамках ФГОС и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;

2) между системно-деятельностным подходом к обучению школьников и невозможностью организации данного процесса обучения в рамках традиционного подхода,

3) между необходимостью развивать у учащихся познавательный интерес к изучению предметов и отсутствием устойчивой мотивации к учению.

Новое средство обучения – система мониторинга и контроля знаний «PROCLass».

Новые условия образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения очень четко определяет, в каком направлении должны работать педагоги в деле воспитания подрастающего поколения: научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

СОТ помогают в работе и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.

Организация образовательного процесса. Методически оправданное использование новых технологий обучения в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся создаёт благоприятный психологический климат на уроках, позволяет добиться результативности деятельности учащихся.

6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Информационные технологии – это тот инструмент, который позволяет учителю реализовать на практике весь свой интеллектуальный и творческий потенциал, стремление дать ученикам всё лучшее, воплотить в жизнь замечательные идеи.

Эффективность работы обеспечивается наличием современного оборудования для кабинета, которое я регулярно использую при проведении уроков по программе и внеурочной деятельности. На уроках используется система мониторинга и контроля знаний «PROCLass». В кабинете накоплен богатый материал для эффективной работы по предметам начальной школы.

Технология критического мышления позволяет научить учащихся ставить цель, планировать деятельность, оценивать результат, то есть формировать у учащихся регулятивные действия.

Технологии дифференцированного обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.

Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения. Для достижения успешной самореализации личности учащихся в течение обучения в начальной школе ученики выполняют целый ряд практико-ориентированных проектов.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски.

Значительные затраты труда, времени педагога.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1. Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской и проектной технологии.

2. Комфортная, доброжелательная обстановка между преподавателем и учащимися, а также между учащимися.

3.Оснащение кабинета необходимым оборудованием: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.

8. Результат изменений

1. Методически оправданное использование новых технологий обучения в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности учащихся создаёт благоприятный психологический климат на уроках, позволяет добиться глубоких и прочных знаний у учащихся. За три года успеваемость по преподаваемым предметам составила 100%.

2. На протяжении четырёх последних лет под моим руководством осуществляется участие учащихся в сетевых образовательных проектах.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Издательство «Учитель». С 2014 по 2015 год вышли 4 авторских диска «Математика. Устный счёт» для 1, 2, 3, 4 классов с занимательным игровым сюжетом и диск «Интерактивные математические диктанты».

2. Издательство «Учитель» – 3 авторских пособия с интерактивным приложением для подготовки к олимпиадам разного уровня обучающихся 1–2 классов, 3 класса, 4 класса.

3. Авторский интегрированный курс по внеурочной деятельности «Математика с увлечением». 1–4 классы. Издательство «Планета», 2013–2015г.г.

10. Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года». Лауреат окружного этапа. 2009 г.

2. 5-й Самарский региональный конкурс профессионального мастерства «Учитель начальной школы XXI века». 2010 г. Лауреат.

3. Победитель областного конкурса воспитательных проектов 2015 г.

Моя задача, как учителя начальных классов, способствовать формированию делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Для реализации идей в своей работе использую следующие технологии:
1. Технология проблемного обучения. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
Через организацию учебной познавательно-исследовательской деятельности с использованием сети Интернет реализуется принцип индивидуализации и дифференциации, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, формируются основные компетентности, стимулируется самостоятельная познавательная активность.
2. Игровые технологии на основе ИКТ. Для рационального запоминания материала использую на уроках авторские электронные тренажеры, в которых заложен игровой сюжет.
Большую помощь при создании тренажёров мне оказывают учащиеся: в первом классе придумывают сюжеты, во втором уже могут составлять задания и на занятиях по внеурочной деятельности «Икатэшка» делают простейшие тренажёры под руководством учителя, озвучивают их, в третьем и четвёртом классах – самостоятельно делают работы, а учитель выступает в роли консультанта.
Для проведения уроков и для самостоятельной работы учащихся в издательстве «Учитель» с 2014 по 2015 год вышли 4 авторских диска «Математика. Устный счёт» для 1, 2, 3, 4 классов с занимательным игровым сюжетом, диск «Интерактивные математические диктанты», 8 дисков с тренажёрами по математике и русскому языку.
3. Технология критического мышления позволяет научить учащихся ставить цель, планировать деятельность, оценивать результат, то есть формировать у учащихся регулятивные действия. Кроме этого, считаю, что применяемые на уроках приёмы ТРКМЧП («Толстые и тонкие вопросы, «Инсерт», «ЗХУ», «Кластер») эффективны при формировании и других УУД, среди которых можно выделить смысловое чтение, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, то есть познавательных универсальных действий.
4. Здоровьесберегающий подход. Применяю на всех этапах урока, поскольку он предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Создание здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья, на повышение качества образования.
Считаю, что сохранению здоровья учащихся и созданию благоприятного психологического климата в учебном процессе способствуют:
– рациональное расписание уроков с опорой на ранговую шкалу трудности учебных предметов;
– рациональная организация уроков;
– применение личностно-значимых способов учебной работы;
– использование индивидуальных занятий разных типов и уровней;
– соответствие методик обучения возрастным возможностям и индивидуальным темпераментным особенностям школьников;
– набор различных видов учебной деятельности;
– проведение физминуток и динамических пауз;
– соблюдение норм СанПиНов (в том числе и при работе за компьютером).
Работа по здоровьесбережению начинается с диагностики состояния здоровья учащихся, изучается паспорт здоровья учащихся и выстраивается план работы.
На уроках соблюдается технология педагогического общения: обеспечиваются эмоциональный комфорт, психологическая безопасность.
5. Технологии дифференцированного обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы.
6. Технология «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
7. Информационно-коммуникационные технологии. Эффективность работы обеспечивается наличием современного оборудования для кабинета, которое я регулярно использую при проведении уроков по программе. На уроках используется система мониторинга и контроля знаний «PROCLass».
Разработанный авторский интегрированный курс по внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире» для 1–4 классов (Издательство «Планета») активно используется коллегами из Алтайского края, Самарской области.
Информационно-коммуникационные технологии активно использую в проектной деятельности. Так или иначе, все проекты, которые выполняют дети, связаны с ИКТ.
На протяжении последних пяти лет под моим руководством осуществляется участие учащихся в сетевых образовательных проектах.
Применение ИКТ-технологий, привлечение учащихся к участию в сетевых проектах, ведение блога класса позволяют формировать ИКТ-компетентность обучающихся, вести целенаправленную работу по достижению метапредметных результатов учебной деятельности.
8. Технология проектной деятельности. Проектную деятельность применяю на различных этапах обучения. Для достижения успешной самореализации личности учащихся в течение обучения в начальной школе ученики выполняют целый ряд практико-ориентированных проектов. С первого класса дети занимаются индивидуальной проектной деятельностью, выполняют коллективные мини-проекты «Буква гласная вызвала сомнение», «Загадки, пословицы, поговорки в числах» и другие, что позволяет им не только углублять знания по нескольким учебным предметам, но и получать общеучебные навыки: мыследеятельностные, коммуникативные.
Проектные работы и презентации, оформленные учащимися под руководством педагога, в последующем используются на уроках в качестве дополнительных информационных и наглядных материалов, при оценке и контроле знаний по предмету, а также для организации внеклассных мероприятий. Совместно с детьми выполнены творческие работы по литературному чтению: озвученные слайд-фильмы по произведениям детских писателей: «Храбрый утёнок», «Принцесса на горошине».
Метод проектов способствует развитию у учащихся целого ряда универсальных учебных действий.  
Результат использования инновационных педагогических технологий:
– развитие познавательных интересов и творческой активности;
– повышение уверенности в собственных силах;
– качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
– развитие исследовательских способностей;
– развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
– обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
– развитие умения мыслить абстрактно;
– повышение умения адекватно оценивать себя;
– усиление мотивации на успешную учебную деятельность.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Все перечисленные технологии помогают в работе и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС и формируют качества выпускника начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).