УДК 372.462

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© 2017

Асташина Е.А.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 с. Приволжье Самарской области (Россия)

Аннотация: В современной системе образования основной ценностью становится не усвоение учащимися знаний как суммы сведений, а овладение способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат. А этого при традиционной организации учебного процесса достичь очень сложно. Поэтому время показало, что традиционные подходы к обучению не всегда эффективны, и их надо менять. В статье рассматриваются вопросы организации обучения русскому языку в начальной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.
Ключевые слова: компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания; ключевые задачи; деятельность академического типа; квазисамостоятельная деятельность; самостоятельная деятельность; рефлексия достигнутого результата.

ORGANIZATION OF THE RUSSIAN LANGUAGE INSTRUCTION IN THE PRIMARY SCHOOL ON THE BASIS OF THE COMPETENCE-CONTEXT MODEL OF EDUCATION AND UPBRINGING

© 2017

Astashina E.A.,
teacher of primary school
GBOU SOSH № 1 s. Privolzhye of the Samara region (Russia)

Abstract: In the modern education system, the main value is not the mastering of knowledge by students as a sum of information, but mastering ways to effectively act in different life situations on the basis of the skills to independently set goals, determine means, and evaluate the result. And this is difficult to achieve with the traditional organization of the educational process. Therefore, time has shown that traditional approaches to learning are not always effective, and they need to be changed. The article deals with the organization of teaching the Russian language in an elementary school on the basis of a competence-context model of education and upbringing.
Keywords: competence-context model of teaching and upbringing, key tasks, academic type activity, quasi-independent activity, independent activity, reflection of the achieved result.

В компетентностно-контекстной модели образовательного процесса учебная деятельность рассматривается как один из видов деятельности, способствующих формированию компетенции.
Компетенция обеспечивает способность человека к сознательному преобразованию действительности на основе умения устанавливать связь между знаниями и ситуацией.
В ходе компетентностно-контекстного обучения обеспечивается трансформация учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания.
Период трансформации деятельности равен времени изучения одной темы, в рамках которой исследуется целостное явление, процесс.  
Схематично представим период трансформации учебной деятельности на примере изучения темы: «Правописание глаголов» в 4 классе.
Единицей учебного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания является не урок, а тема, изучение которой осуществляется в 4 этапа:
1 этап. Деятельность академического типа.
Проблемное изложение учебного материала. Изучаемое явление представляется целостно через ключевые определения, обобщенные алгоритмы деятельности, представляющие собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач.
Введение нового материала по теме «Правописание глаголов» осуществляется посредством представления трёх орфограмм правописания глагола: правописание частицы не с глаголом, правописание ь в возвратных глаголах, правописание безударных личных окончаний в настоящем и будущем времени. Ознакомление с правилами правописания глаголов организуется в форме фронтальной работы. На первом этапе вводятся правила правописания и алгоритмы способов действия.
Алгоритм рассуждения
1. Определи, ударное или безударное окончание глагола.
2. Если окончание безударное, определи вид, время, лицо глагола.
3. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид глагола.
4. Обрати внимание, какой суффикс стоит перед -ть. Вспомни правило определения спряжения глаголов.
5. Определи спряжение глагола и выбери верный вариант написания гласной буквы в личном окончании глагола.
Далее идет процесс отработки нового грамматического материала. После того, как представлены алгоритмы, обучающиеся включаются в активное осмысление самого явления на базе данных алгоритмов через выполнение ключевых задач, в качестве которых выступают различные ситуации использования новых грамматических правил (ключевые задачи). В данной теме ключевыми задачами служили словосочетания и предложения, требующие применения изученных орфограмм. Особое внимание уделяется правилу правописания безударных окончаний, так как эта тема наиболее сложная.
Работа на данном этапе строится следующим образом. В каждой ключевой задаче обучающимся в совместной с учителем деятельности нужно не только сделать правильный выбор написания глагола, но и обосновать свой выбор на основе изученных орфограмм.
Задача диалога на данном этапе урока раскрыть логику и суть правил правописания глаголов, показать способы их использования для решения проблем правописания глаголов.
2 этап. Квазисамостоятельная деятельность.
Это моделирующая деятельность обучающихся по поиску способов решения учебных задач и проблем с разной мерой педагогической помощи (управляемое познание). Данная форма деятельности представляет собой тренинг по овладению обучающимися умением связывать условия ситуации со знанием, объяснять необходимость выбора тех или иных способов действия и осуществлять на этой основе компетентное действие в контексте заданной учебной задачи, ситуации, проблемы. Учащиеся выполняют упражнения по использованию новых знаний по правописанию глаголов, только не в словосочетаниях на применение конкретного правила, а в текстах или наборе предложений, где представлены все изученные орфограммы. Кроме того, встречаются неоднозначные случаи или случаи, с которыми можно перепутать изучаемое правило. Предлагаются задания следующего типа:
1. Прочитай текст. Подумай, перед какими глаголами пропущена отрицательная частица НЕ. Спиши текст, вставляя где нужно частицу НЕ. Вставь пропущенные буквы в окончаниях глаголов. Укажи их спряжение.
2. Замени выделенные глаголы и словосочетания  глаголами, которые пишутся с НЕ слитно.
3. Прочитай пословицы.
Вставь там, где нужно по смыслу, частицу НЕ.
Выдели безударные личные окончания, укажи спряжение.
Объясни написание буквосочетаний -тся, -ться. Укажи форму глагола.
4. Глаголы в скобках поставь в форму настоящего времени, запиши рядом, выдели личные окончания глаголов, укажи спряжение.
3 этап. Самостоятельная деятельность.
Это коллективная деятельность обучающихся по решению задач и проблем в рамках изучаемой темы, набор которых очень широк: от задач, требующих прямого применения известных приемов, до исследовательских и проектных проблем. Данная форма деятельности, оставаясь учебной, фактически является формой самореализации обучающихся, позволяющей приобрести им опыт самостоятельного решения проблем на основе знания. Учитель на данном этапе – тьютор, задача которого обеспечить достижение каждым обучающимся максимально возможного результата. Уроки на данном этапе организуются таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность работать в своем темпе, все учащиеся получают набор заданий по основным видам деятельности (чтение, говорение, аудирование), которые необходимо выполнить к определенному времени, одни справятся с ними раньше, другие – позже, по мере выполнения обязательных задач каждый отчитывается по этим видам деятельности учителю. От объема и качества выполнения заданий зависит результат деятельности каждого ученика.  
4 этап. Рефлексия достигнутого результата
Она осуществляется в форме предытоговой и итоговой работ, которые проводятся по одному классификатору. Работы задают уровень сложности освоения материала. Предлагаются следующие задания по тексту:
1. Прочитай текст. Выпиши глаголы с безударными окончаниями в две группы: 1 спр., 2 спр.
2. Найди глаголы с буквосочетаниями -тся, -ться. Выпиши отдельно: 1) подлежащие с глаголами – сказуемыми в 3 лице; 2) словосочетания с глаголами в неопределенной форме.
3. Выпиши глаголы из первой части с безударными личными окончаниями. Определи их вид. Образуй от них глаголы другого вида с помощью приставки.
Образец: несу (несов. вид) – вынесу (сов. вид).
4. Выпиши глаголы из третьей части. Поставь их в форму 3 лица мн. числа. Дополни каждый глагол частицей НЕ. Запиши.
5. Глаголы второй части поставь в форму 1 лица мн. числа. Запиши, выдели окончание, укажи спряжение.
В рамках заявленной темы результат может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня, заданного примерной образовательной программой основного общего образования. В данной теме в качестве итоговой работы предлагается диктант с грамматическим заданием. А в рамках каждой подтемы на этапе самостоятельной работы осуществляется контроль в форме тестов.
В процессе работы учащиеся самостоятельно определяются с уровнем планируемых достижений, рассчитывают время их достижения, проектируют необходимые коммуникации, анализируют ошибки, обращаются к теоретической части, одноклассникам, самостоятельно подбирают тренировочные задачи.
Реализация компетентностно-контекстной модели дает устойчивые положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности.
Данный опыт работы целесообразно представить в виде карты.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Асташина Елена

Александровна

astashina.73@mail.ru

ГБОУ СОШ № 1

с. Приволжье

http://schkola1priv.minobr63.ru

учитель начальных классов

24 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процесса через использование современных образовательных технологий.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в том, что он направлен на реализацию системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку в начальной школе. При этом обеспечивается повышение уровня знаний учащихся за счет принципиальных изменений в организации учебного процесса.

В основе опыта лежит компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания.

Актуальность данного опыта состоит в том, что появилась возможность для одновременного обучения детей различных категорий, поскольку состав учащихся моего класса разнообразен: одаренные дети – 12%, дети из социально-неблагополучных семей – 4%, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья – 8%.

Эффективность:

- потенциальная полезность

Благодаря данному опыту достигается полное усвоение знаний и стабильный результат обучения.

- надёжность

Предложенный опыт может использоваться в преподавании разных учебных предметов. Компетентностно-контекстная модель образовательного процесса включает такие виды деятельности, как учебную, социальную и рефлексивную. Это позволяет сформировать у учащихся компетентность в изучаемой области на основе усвоенных знаний и опыта деятельности.

Мною были разработаны следующие методические пособия для учителей начальных классов: «Сценарные планы изучения темы «Глагол» в 3–4 классах в компетентностно-контекстной модели обучения», «Проектирование системы занятий по русскому языку в начальной школе в компетентностно-контекстной модели обучения».

- перспективность

Компетентностно-контекстная модель образовательного процесса создает условия для формирования метапредметных результатов обучения.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость данного опыта заключается в том, что необходимо пересмотреть структуру учебного материала по русскому языку, выявить стуктурно-логические связи, разработать сценарий изучения каждой темы, дидактические материалы к каждому уроку.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Урочная и внеурочная деятельность.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Организация обучения русскому языку в начальной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является индивидуализация процесса обучения для каждого обучающегося, используя современные образовательные технологии.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия.

Основной ценностью становится не усвоение учащимися знаний как суммы сведений, а овладение способами эффективно действовать в различных жизненных ситуациях на основе умений самостоятельно ставить цели, определять средства, оценивать результат. А этого при традиционной организации учебного процесса достичь очень сложно. Поэтому время показало, что традиционные подходы к обучению не всегда эффективны, и их надо менять.

Новое средство обучения – компетентностно-контекстная модель образовательного процесса. Это одна из тех моделей, которая создает условия для формирования социального опыта учащихся, так как в своей структуре содержит его.

Новые условия образовательной деятельности.

В компетентностно-контекстной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:

На этапе изучения новой темы все учащиеся, независимо от их возможностей, способностей, интересов, уровня подготовленности, работают совместно. По мере своих сил учащиеся участвуют в совместной работе по моделированию изучаемой темы, решению ключевых задач.

Этап осознания способов деятельности: все учащиеся начинают на одном уровне, работают в совместной деятельности. Учитель начинает регулировать индивидуализацию образовательного процесса. Для этого наиболее успешным учащимся позволяет работать над предложенными задачами в собственном режиме, обсуждая между собой план их решения. По мере выполнения задач на основе анализа способов решения, переходят к следующему этапу-самореализации в самостоятельной коллективной деятельности.

На этапе самореализации все учащиеся переходят к решению списка разноуровневых задач для самостоятельной коллективной деятельности.

Учащиеся работают в собственном темпе, в атмосфере свободного общения и деятельности, выполняют промежуточные проверочные работы и работу над ошибками. По мере продвижения по списку задач каждый учащийся будет находиться на своем уровне, то есть не будет учащихся, решающих в конкретный момент одну и ту же задачу.

Особенность этапа рефлексии заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже базового уровня.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация учебного процесса.

Самым важным является 1 этап изучения темы: осознание структуры изучаемого явления. Если правильно подан новый материал, даны алгоритмы решения, модели, схемы, то учащиеся дальше будут работать быстро и вскоре овладеют новым материалом. Очень важно, чтобы алгоритм был записан, а затем выучен. Сначала можно дать готовое решение, по которому идёт объяснение или даются ключевые задания, которые рассматриваются совместно с детьми. При этом я пишу на доске, а учащиеся, размышляя вслух, диктуют решение, опираясь на записанный алгоритм.

2 этап – семинар по данной теме. На этих уроках дети проговаривают ещё раз вслух решение всех видов ключевых задач по алгоритму, я слежу за правильностью рассуждений. Проговаривать нужно до тех пор, пока все ученики не запомнят правильность работы по алгоритму. На этом этапе можно дать небольшую (5–7 минут) проверочную работу для предотвращения в дальнейшем возможных ошибок в решении. После её проверки следует обратить внимание на задания, что вызвали затруднение. 

3 этап – урок-практикум. Количество уроков зависит от сложности темы и уровня подготовки класса. На этих уроках учащиеся работают в группе или (чаще) в паре. Они объясняют друг другу способы решения, советуются, спорят, находят правильное решение. Если не приходят к общему мнению, то обращаются за помощью к учителю, который выступает в качестве тьютора. Я должна обеспечить данный этап целым комплексом заданий от базового уровня до заданий повышенного уровня сложности. На этом этапе каждый ученик работает самостоятельно. Задания базового уровня выполняют все учащиеся, только одаренные дети это сделают быстро, не нуждаясь в помощи тьютора, поэтому учителю потребуется мало времени на работу с такими детьми. Основная масса детей потребует некоторых разъяснений, тогда я подхожу к ним и направляю их работу, отсылаю к примерам решения ключевых задач.

4 этап-урок-рефлексия. На первом уроке предлагается предварительная контрольная работа. На следующем проводится ее анализ. Учащиеся должны найти и исправить свои ошибки, понять, почему они их допустили, сделать выводы, как избежать ошибок в дальнейшем. Затем даётся второй вариант самостоятельной работы с тем же кодификатором. Учащиеся, успешно справившиеся с работой, выполняют задания повышенной сложности или работают над проектами. После этого даётся контрольная работа.

Возможность многократного возвращения к теории и повторения способов деятельности, обеспечивает полное усвоение материала всеми учащимися.

Данная модель позволяет эффективно использовать дистанционные образовательные технологии. Используя личный сайт, поместить теорию для повторения учащимися или изучения отсутствующими, разместить примеры решения ключевых заданий, условия заданий повышенной сложности для одарённых детей.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Данная модель обучения способствует решению следующих задач: формирование универсальных учебных действий, индивидуальная работа с различными категориями учащихся, формирование положительной мотивации к учению.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость.

Большая затрата времени для разработки сценария темы (структурных схем, составление набора ключевых задач и заданий разного уровня сложности)

Риски отсутствуют.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Прохождение курса повышения квалификации «Обучение школьников через построение индивидуальной образовательной траектории».

8. Результат изменений

С применением компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания заметно возросла познавательная активность учащихся. Дети охотно участвуют в школьных и районных олимпиадах, научно-практических конференциях, занимают призовые места. Кроме того, возросло количество участников целого ряда олимпиад и конкурсов интеллектуальной направленности   разного уровня.

17 3 1

Уровень учебной мотивации и адаптации на уроках русского языка по результатам мониторинга, проведенного школьным психологом

Учебное взаимодействие, построенное на основе предложенного опыта, обеспечивает положительные результаты качества знаний и стабильную успеваемость.

 17 3 2

Уровень сформированности предметных УУД по результатам промежуточной итоговой аттестации за курс 4 класса (2014-2015 учебный год)

9. Публикации о представленном ИПО

Название

публикации

Место издания

Объем в п.л.

«Урок русского языка в 1 классе»

Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № 77-34271

0,25

Дидактические материалы по теме «Правописание глаголов» 4 класс

Всероссийский электронный педагогический журнал «Познание»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-65177

0,5

«Урок русского языка в 1 классе по теме «Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь».

Всероссийский сайт

«Для педагога»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-65769

 

0,3

«Компетентностно-контекстная модель обучения как средство достижения метапредметных результатов».

Сборник материалов межрегиональной конференции

30 июня – 1 июля 2016 г.

«Управление образовательными системами в условиях модернизации содержания и технологий обучения» Самара: СИПКРО. 2016 г.,

с. 279.

0,25

10. Публичные представления ИПО   на конкурсных мероприятиях

1. Победитель районного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2011».

2.Участник окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2011».

3. Участник окружного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием оборудования, полученного в рамках ФГОС.

4. Участник окружного конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием учебно-лабораторного оборудования.

5. Призер районного конкурса методических разработок «Работаем по ФГОС» (3 место).

6. Победитель ПНПО 2017.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3–14.
2. Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: монография / Н.А. Рыбакина [и др.]; под ред. Н.А. Рыбакиной. Самара : ГОУ СИПКРО, 2010. 259 с.
3. Рыбакина Н.А. Проблемы проектирования учебной деятельности в контексте непрерывного образования // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 62–71.