УДК 81.3054
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
© 2017
Алексашина И.В.,
учитель математики
СОШ п.г.т. Мирный м.р. Красноярский Самарской области (Россия)
Аннотация: Современным выпускникам трудно адаптироваться к задачам практико-ориентированного характера, которые встречаются в экзаменационных заданиях. В статье рассматриваются способы развития познавательной активности обучающихся через практико-ориентированный подход. Описываются методы, успешно применяемые в урочной и внеурочной деятельности педагога, приводятся примеры индивидуальных приёмов работы с учащимися.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход; прикладные задачи; познавательная активность; дифференциация; проблемная ситуация; проектная деятельность.
DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS THROUGH A PRACTICE-ORIENTED APPROACH
© 2017
Aleksashina I.V.,
the Mathematics teacher
Secondary School in Mirny, Krasnoyarski district, Samara region (Russia)
Abstract: It is very difficult for the modern students to adapt to the tasks of a practice-oriented nature that occur in exam assignments. The article deals with the ways of development of cognitive activity of students through a practice-oriented approach. There are givensome successful methods in the lesson and after-hour activities of the teacher, some examples of individual methods of working with students.
Keywords: practical-oriented approach; applied tasks; cognitive activity; differentiation; problem situation; project activity.
Современный этап развития образования связан с реализацией личностно-ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного подходов, и это существенно меняет деятельность учителя. Современное общество стремительно меняется. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь добывать и применять знания. В Концепции математического образования в Российской Федерации говорится об осознанном и мотивированном получении математических знаний.
Моё педагогической кредо – сочетание лучших методов традиционного обучения с современными подходами: от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию развивающей учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний.
Очень важным считаю «прикладную» направленность обучения. Однако задачи с практическим содержанием представлены в школьных учебниках преимущественно в виде стандартных алгебраических и геометрических задач, зачастую не отвечающих сформулированным требованиям. А ведь именно перевод «жизненной» ситуации в предметную область и составляет для детей основную трудность. Таким образом, математические задания весьма далеки от задач, которые возникают в реальной жизни, поэтому необходимо приблизить условия задачи к реальным жизненным ситуациям. В своей педагогической практике много внимания уделяю прикладным задачам как на традиционных уроках, так и на нестандартных.
Проблема современных школьников состоит в том, что они «зазубривают» материал, не умеют применять полученные знания на практике, не развиваются творчески. Для них школьный учебник и учитель – основной источник знаний. Ученикам трудно адаптироваться к задачам практико-ориентированного характера, которые встречаются в экзаменационных заданиях.
Именно поэтому одной из главных задач моей работы стало развитие познавательной активности обучающихся через практико-ориентированный подход.
Вспомним результаты государственной итоговой аттестации за 2010–2013 годы. Для обучающихся впервые проводились экзамены в новой форме. Средний балл выполнения работы по Самарской области за эти годы был нестабильным и недостаточно высоким. Проанализировав протоколы ГИА, я выяснила, что ученики не справлялись с задачами практико-ориентированного характера, которые изучаются в 5–6 классах. Проанализировав ряд учебников, дидактических материалов и методических пособий, я пришла к выводу, что практические задачи встречаются редко. В своей мысли я утвердилась, познакомившись с материалами международного исследования качества образования по математике TIMSS, в которой приняли участие 24 образовательные организации Самарской области, в том числе наша школа и мои ученики 8 класса. Поэтому возникла необходимость в разработке серии уроков по решению практико-ориентированных задач. В результате работы я создала банк прикладных заданий, продумала проведение уроков в форме лабораторно-практических работ, которые позволили внести разнообразие в уроки математики, повысили познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроке, сделали абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. Вместо гипотетических стеллажей с книгами предлагаю задачи на подсчёт конкретных книг на полках школьной библиотеки. Тогда наша задача станет не практико-ориентированной, а практической или учебно-практической, не просто применённой в жизни, а вполне реальной.
В своей педагогической практике уделяю внимание дифференциации, так как она способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей и самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Дифференцированная работа с учащимися позволяет каждому дать посильное задание, которое удовлетворит их запросы, создаст ситуацию успеха и стимулирует познавательную деятельность. Инструментом измерения математического развития может служить рейтинг выполнения диагностических работ.
Например, мой ученик-пятиклассник с особыми возможностями здоровья, благодаря дифференцированному подходу, в течение года улучшил вычислительные навыки, и это позволило ему не потерять интерес к математике и повысить самооценку. В начале года ученик при умножении двузначного числа на двузначное верно смог вычислить только 4 знака. В конце года – уже 27 знаков. В этом мне помогла методика Всеволода Николаевича Зайцева.
Зачастую на уроках создаю проблемные ситуации, потому что они позволяют нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, развивают мыслительные способности, учащиеся творчески овладевают знаниями, умениями и навыками. Для меня важно вовлечь обучающихся в активную работу на уроке, поэтому создаю такую проблемную ситуацию, чтобы ребятам захотелось поучаствовать в ней и разрешить её. Самостоятельный поиск решения – важное условие практико-ориентированного подхода. Ведь самостоятельно полученные знания или сделанная самостоятельно работа ценятся больше, чем то, что легко далось, не потребовало усилий.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на уроках использую методику «Перевёрнутый класс», то есть дома дети выполняют классную работу, а в классе – домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Часто использую методологический приём «Узнай-ка». Ребятам даю задания в виде карточек. На карточке либо представлено изображение, либо записано задание, которое учащиеся могут выполнить, используя различные источники информации: учебник, справочные материалы, толковые словари, интернет-ресурсы, художественную литературу и т. д.
Приём «Математика вокруг нас» заставляет использовать математические знания для преобразования реальности.
Приём «Ловушка» (ответ задачи не соответствует действительности) учит рассуждать, позволяет развивать логическое мышление и вычислительные навыки.
Приём «Копилка интересных идей» служит основой для составления сборника математических заданий, интеллектуальных игр и может стать идеей для научно-практических работ.
Способствовать развитию творческих способностей и логического мышления учащихся позволяет проектная деятельность. Исследование позволяет реализовать требование ФГОС к формированию познавательных универсальных учебных действий, приучает детей думать, самостоятельно находить материал, пополнять свои знания, вникать в изучаемую проблему, предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения и развитии творческой личности.
На своих уроках систематически использую метод проектной деятельности. Например, в 5–6 классах при изучении темы «Решение комбинаторных задач», в 9 классе по геометрии при изучении темы «Движение», в 11 классе при изучении темы «Логарифмы». Интересный материал для уроков и исследований мы находим в поездках, походах, на экскурсиях; обсуждаем идеи, выдвигаем гипотезы. Я учу детей видеть проблемную ситуацию и разрешать её посредством математики. Школьники поднимают многие проблемы, касающиеся окружающего социума. Например, отсутствие общественного транспорта в нашем посёлке дало толчок к исследовательской работе «Расчёт маршрутного такси по посёлку Мирный», цель которой заключалась в выяснении экономической выгоды открытия маршрута движения общественного транспорта. Сделав необходимые расчёты, ребята убедились в нерентабельности использования общественного транспорта в посёлке и поняли причину его отсутствия.
Сегодня сложно представить урок без средств компьютерной поддержки. Часто использую на своих уроках фрагменты видеоуроков других учителей, презентации, выложенные в сети Интернет. Предлагаю учащимся записать ссылку на тот или иной ресурс, чтобы дома повторить сложный материал. На уроках часто разрешаю пользоваться гаджетами. Где поставить запятую во фразе «запретить нельзя использовать»? Современному поколению мы не сможем запретить пользоваться гаджетами. Вместо того чтобы перекрывать реку, проще направить её в нужное русло. Мобильные устройства помогают организовать как урочную, так и самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикации и т. д.), развивая тем самым у школьником творческую активность. Например, мы с ребятами участвовали в региональном творческом конкурсе школьников в области информационно-коммуникативных технологий «Эрудит.ru» в секции «Мастер презентаций» с математическими играми и заняли 2 место.
Не нужно забывать, что каждый урок несёт не только обучающую функцию, но и воспитательную. В портрете выпускника каждой ступени базовых национальных ценностях по ФГОС говорится о том, что необходимо воспитывать уважение к родному языку, к культурным ценностям, к памяти своих предков, любовь к своей малой Родине, к России. Как реализовать эти требования учителю математики?
При составлении практико-ориентированных задач использую краеведческий материал. Благодаря этим задачам, ребята открывают для себя такие места, о которых они не слышали ранее: «Царёв курган», «Жигулёвские ворота», «Голубое озеро», «Каменная чаша», «Усадьба Курлиной» в Самаре и «Усадьба Орловых-Давыдовых» в Усолье.
Задания с краеведческим материалом могут быть самыми различными: математические диктанты, задачи, шифрованные задания, наглядные пособия по геометрии, использование на уроках исторических сведений об учёных, занимавшихся разработкой той или иной учебной темой. Например, при закреплении темы «Запись натуральных чисел» на экране при помощи проектора даётся изображение текста о художнике-земляке А.С. Малыгине. Учащиеся, знакомясь с биографическими сведениями, должны записать с помощью цифр числа, встречающиеся в познавательном тексте.
Таким образом, сочетание лучших методов традиционного обучения с современными подходами позволяет развивать познавательную активность обучающихся через практико-ориентированный подход. В свою очередь, решение задач практической направленности позволяет повысить процент выполнения «западающих» заданий и средний балл ученика при сдаче государственной итоговой аттестации.
В итоге хочу сказать: чтобы успешно обучать, необходимо постоянно расти самому, овладевать многообразными приёмами преподавания: методами объяснения, опроса, организации самостоятельной работы обучающихся.
Чтобы успешно воспитывать, нужен талант и широкое знание жизни, надо самому являться примером для окружающих. Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
Свою статью хочу закончить притчей. Ищущий пришел к Мастеру и обратился к нему со словами: «Я побывал у многих Мастеров, но всё оказалось напрасно. Среди них не было ни одного настоящего Мастера. И вот я пришел к Вам с большой надеждой. Это моя последняя надежда, будьте же моим убежищем. И я знаю: это у вас есть. Я вижу: это у вас есть».
Я хотела бы, чтобы каждый ученик, приходя на любой урок, верил учителю, верил в учителя и, самое главное – верил в себя.
Считаю эффективным представить свой опыт работы в виде информационной карты.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТАучастника регионального конкурса «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017» |
|||||||||||||||||||||||||||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
||||||||||||||||||||||||
Алексашина Ирина Викторовнаi1r6a@mail.ru |
446377 Самарская область,Красноярский район, п.г.т. Мирный, ул. Коммунистическая, д. 1, ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный |
учитель математики |
21 год |
||||||||||||||||||||||||
II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||
Тип опыта |
Сектор применения: основная и средняя школа.Масштаб изменений: локальный.Предмет изменений: методы и формы организации образовательного и воспитательного процессов. |
||||||||||||||||||||||||||
Характеристики ценности опыта(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) |
Новизна инновационного опыта в прикладной направленности обучения. Задачи с практическим содержанием представлены в школьных учебниках преимущественно в виде стандартных алгебраических и геометрических задач, зачастую не отвечающих сформулированным требованиям. А ведь именно перевод «жизненной» ситуации в предметную область для детей и составляет основную трудность.Актуальность состоит в приближении условий математических задач к реальным жизненным ситуациям, что позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельный, компетентный подход к обучению школьников в соответствии с ФГОС.Эффективность:Потенциальная полезность обеспечивается приучением учащихся работать самостоятельно, преодолевать трудности; ориентацией на личностное развитие на уроке, создание ситуации успеха.Надёжность обуславливается стабильностью высоких результатов при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, успешностью участия в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях.Перспективность состоит в осознанном и мотивированном получении математических знаний обучающимися, отработке умения добывать и применять полученные знания. |
||||||||||||||||||||||||||
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта требует большой трудоёмкости, так как предполагает широкое использование межпредметных связей, ИКТ-ресурсов и временных ресурсов; основано на разработке дидактического материала, что связано с материальными затратами (проведение экспериментов, изготовление маршрутных листов, карточек, математических заданий, интеллектуальных игр). |
||||||||||||||||||||||||||
III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА |
|||||||||||||||||||||||||||
1. Направление инновационной деятельности |
Развитие умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и в жизни, развития креативности мышления, инициативности, находчивости учащихся в урочной и внеурочной деятельности; уровневая дифференциация в обучении. |
||||||||||||||||||||||||||
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Развитие познавательной активности обучающихся через практико-ориентированный подход. |
||||||||||||||||||||||||||
3. Ведущая педагогическая идея |
Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является сочетание лучших методов традиционного обучения с современными подходами. |
||||||||||||||||||||||||||
4. Источник изменений(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Противоречия. Математические задания, представленные в учебных пособиях, весьма далеки от задач, которые возникают в реальной жизни, поэтому необходимо приблизить условия задачи к реальным жизненным ситуациям.Новое средство обучения состоит в переходе от трансляции знаний к интерактивному обучению.Новые условия образовательной деятельности ведут к созданию развивающей учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний. |
||||||||||||||||||||||||||
5. Идея изменений(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Использование СОТ. Стараюсь организовать нестандартные подходы к учебному процессу. Для этого использую такие современные методы и подходы в обучении, как личностно-ориентированный, метод уровневой дифференциации. Использую игровые задания на уроках, стараюсь создать проблемные ситуации через выполнение практических задач, организую проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Но в основе каждого урока лежит информационно-коммуникационная технология.Организация образовательного процессаУровневая дифференциация в обученииЗадача – способствовать более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей и самостоятельного творческого мышления. Инструментом измерения математического развития может служить рейтинг выполнения диагностических работ.Например, благодаря дифференцированному подходу мой ученик-пятиклассник с ОВЗ в течение года улучшил вычислительные навыки, и это позволило ему не потерять интерес к математике и повысить самооценку. Его успехи я представила в виде столбчатой диаграммы.По методике Всеволода Николаевича Зайцева.Проектно-исследовательская деятельностьИсследовательская деятельность на уроке даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося. Задача – способствовать развитию творческих способностей и логического мышления.На своих уроках систематически использую метод проектной деятельности. Например, в 5–6 классах при изучении темы «Решение комбинаторных задач», в 9 классе по геометрии при изучении темы «Движение», в 11 классе при изучении темы «Логарифмы».Показать приобретенный опыт исследовательской и проектной деятельности ребята могут на научной конференции (на школьном и окружном этапах). В таблице частично приведён пример участия учащихся в различных конкурсах. |
||||||||||||||||||||||||||
6. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Преимущество перед аналогами и новизна. Сочетание лучших методов традиционного обучения с современными подходами позволяет учащимся активизировать самостоятельную деятельность, развить мыслительные способности, проявить себя творчески и достичь высоких результатов в обучении. Не нужно забывать, что каждый урок несёт не только обучающую функцию, но и воспитательную. В портрете выпускника каждой ступени говорится о том, что необходимо воспитывать уважение к родному языку, к культурным ценностям, к памяти своих предков, любовь к своей малой Родине, к России, поэтому при составлении практико-ориентированных задач использую краеведческий материал.Ограничения могут быть связаны только с отсутствием материально-технической базы.Трудоёмкость и риски1. Практико-ориентированный подход требует создания базы прикладных задач, что предполагает большое вложение времени и труда учителя.2. Необходимо продумать включение в планирование учебной и внеучебной деятельности прикладных задач как с использованием ИКТ, так и традиционными средствами обучения. |
||||||||||||||||||||||||||
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Чтобы успешно преподавать, необходимо постоянно расти самому, овладевать многообразными приёмами преподавания: методами объяснения, опроса, организации самостоятельной работы обучающихся. А это значит, учителю надо постоянно учиться. Поэтому я «расту» вместе со своими учениками.Прохождение курсов повышения квалификации по темам:– «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» – 72 ч.;– «Методические особенности обучения решения задач с параметром в условиях перехода к новым образовательным стандартам» – 36 ч.;– «Методические особенности олимпиадной подготовки и организации исследовательской работы учащихся 5–9 классов по математике в основной школе» – 36 ч.;– «Педагогическое проектирование как средство организации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения» – 72 ч.;– «Основы создания интерактивного урока: от презентации до видеоурока» – 108 ч.;– «Психолого-педагогическая компетентность педагога» – 36 ч.Для успешной реализации опыта необходима материально-техническая база (компьютер с программным обеспечением, проектор, принтер, сканер, ксерокс, аудиоколонки). |
||||||||||||||||||||||||||
8. Результат изменений |
Наличие победителей и призеров окружных олимпиад и научно-практических конференций, а также различных дистанционных и заочных конкурсов разных уровней.Повышение уровня качества знаний по математике выпускников второго и третьего уровня образования.Увеличение количества учащихся в математических конкурсах разного уровня, что свидетельствует о повышении интереса к изучению предмета.
|
||||||||||||||||||||||||||
9. Публикации о представленном ИПО |
1. Публикация педагогического проекта в ООО «НПЦ «ИНТЕРТЕХИНФОРМ». Сайт электронного СМИ http://конф.net/publik1.html2. Урок по математике «Сложение и вычитание десятичных дробей при решении практико-ориентированных задач» (5 класс) Сайт электронного СМИ «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/user/aleksashina-irina-viktorovna/material3. Статья по теме «Применение мультимедийного ресурса (видеодисков) как формы ИКТ во внеурочной деятельности» в рамках окружной интернет-конференции. Сайт электронного СМИ «Сообщество педагогов СЗУ» http://pedagogi.yartel.ru/index.php?option=com_jdownloads&Itemid=54. Сборник материалов проекта «Инфоурок» / ред.-сост. Игорь Жаборовский. Минск: Витпостер, 2015. 478 с.5. Сборник тестов. Математика 5–11 кл. / ред.-сост. Игорь Жаборовский. Минск: ООО «Витпостер», 2015. 664 с. |
||||||||||||||||||||||||||
10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях |
1. Конкурс профессионального мастерства «Учитель года 2017». Лауреат областного этапа. 2017 г.2. Конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой педагогической и общественной значимости. Присуждена премия Губернатора Самарской области в номинации «Социально значимая и общественная деятельность обучающихся». 2015 г.3. Окружной конкурс «Классный руководитель 2013 года». Победитель в номинации «Классный руководитель 5-9 классов» 2013 г.4. Областной конкурс педагогического мастерства «Классный руководитель». Участник в номинации «Классный руководитель 5–9 классов» 2014 г.5. Региональный конкурс на лучшей сценарий урока по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования, поставленного в образовательные организации в целях реализации ФГОС. Лауреат. 2015 г. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с.
2. ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010).
3. Образовательный стандарт о среднем общем образовании (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012).
4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2014. 174 с.
5. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2012. 218 с.
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с.
7. Зайцев В.Н. и др. С чего начать? Донецк, 1995.
8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности // Народное образование. 2000, № 8–9. С. 151–157.
9. Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учебное пособие. М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.