УДК 37.026

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

© 2017

Александрова И.А.,
учитель математики
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск м.р. Сергиевский Самарской области (Россия)

Аннотация: Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В статье рассматриваются формы и методы работы с одаренными детьми, условия, благоприятствующие индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: одаренный ребенок; электронные образовательные ресурсы; индивидуальная работа; исследовательская деятельность.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A MEANS OF DEVELOPING THE INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF GIFTED STUDENTS

© 2017

Aleksandrova I.A.,
mathematic teacher
GBOU SOSH «OC» pos. Sernovodsk, Samara Region (Russia)

Abstract: The problem of working with gifted children is extremely relevant for modern Russian society. The article considers the forms and methods of working with gifted children, conditions conducive to the individualization of instruction and construction of an individual educational path that satisfies the needs of the student.
Keywords: gifted child; electronic educational resources; individual work; research activities.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе» [1].
Изучение научных работ, собственный педагогический опыт позволили мне выделить пять основных принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества [2].
Основные формы работы с одаренными учащимися:
– творческие задания повышенного уровня сложности, мини-исследования на уроках;
– мастер-классы по решению олимпиадных задач;
– внеурочная деятельность по программе «Математика для увлеченных»;
– занятия проектно-исследовательской деятельностью;
– участие в конкурсах и олимпиадах с последующим разбором задач;
– организация самостоятельной работы по заданию учителя и по собственному выбору;
– индивидуальная работа, консультирование;
– сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Для реализации указанных выше принципов и форм работы при изучении математики как нельзя лучше подходят информационно-коммуникативные технологии. В Концепции развития математического образования в РФ подчеркивается:  «возможность достижения  необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [3].
С 2008 года на уроках математики я использую электронное издание «Математика 5–11. Новые возможности для усвоения курса математики». Его применение позволяет добиться принципа индивидуализации и дифференциации обучения, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля, привычки к рефлексии. Для одаренных учащихся предлагаю задачи-исследования. Мультимедийная среда данных заданий организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.
Большое поле разнообразных исследовательских задач и задач практического содержания, которые я использую в рамках внеурочной деятельности по программе «Математика для увлеченных» и в проектно-исследовательской деятельности учащихся, предоставляют ЭОР с сайта http://school-collection.edu.ru/.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и марафонах. Старшеклассники с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, получают расширенный доступ к интересующей их информации, самостоятельно разыскивают сообщения о проведении конкурсов, олимпиад, конференций, тестирования [4]. В данной ситуации роль учителя я вижу в том, чтобы координировать, направлять интерес учащихся, ориентировать их, прежде всего на олимпиады, которые входят в Перечень олимпиад школьников, утвержденный министерством образования и науки. Кроме этого конкурсы и олимпиады должны отличаться по видам деятельности (индивидуальные, командные), по времени выполнения заданий (несколько дней, минут), по оформлению (подробное обоснование ответа, короткий ответ, выбор ответа из предложенных), по месту проведения (очно, заочно).
С помощью Skype-технологии осуществляется управление самостоятельной работой учащихся во время их подготовки к олимпиадам, конкурсам. Коммуникационная среда социальных сетей открывает новые формы взаимодействия «учитель-ученик-родитель»: общение за счет обмена статьями, закладками, ссылками, фотографиями, заметками и т. д. Электронная почта, возможности системы АСУ РСО, мобильная ICQ позволяют практически мгновенно обмениваться сообщениями.
Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним [4]. В этой связи актуальным становятся такие формы работы как online-школы (http://school.ug.ru, http://www.internet-school.ru, http://egetrener.ru), тематические сайты олимпиад и ВУЗов (http://alexlarin.net/Zadachi.html, http://sammat.ru/, http://www.problems.ru) на которых разбираются задания олимпиадного характера. Социальные сети (https://vk.com/math_100) позволяют учащимся вступать в профессиональное общение со специалистами, со сверстниками, обсуждающими на форумах решения сложных задач.  
Благодаря интернет-ресурсам, разнообразным формам дистанционного обучения, создаются благоприятные условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории. Комплексное использование разнообразных дистанционных форм организации внеурочной деятельности учащихся является эффективным механизмом формирования творческой личности, развития личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности [5].
Мой инновационный опыт наглядно можно представить в информационной карте.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

победителя конкурса на денежное поощрение лучших учителей Самарской области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» – 2017

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Александрова И.А.

aleksandrova_iri@mail.ru

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск м.р. Сергиевский Самарской области

http://sernovodsk-sch.minobr63.ru

Учитель математики высшей категории

24 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и старшая школа, уроки математики, внеурочная деятельность.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы работы с одаренными учащимися.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – дифференциация и индивидуализация учебного процесса на основе возможностей обучающихся, сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся с помощью электронных образовательных ресурсов, современных коммуникационных технологий.

Актуальность описываемого опыта заключается в выстраивании форм организации обучения на основе системно-деятельностного подхода, направленного на получение результатов образования, заявленных в стандартах нового поколения: предметных, метапредметных и личностных при условии сохранения здоровья учащихся.

Эффективность:

потенциальная полезность заключается в овладении учащимися способами целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, повышении качества образования;

надёжность опыта обеспечивается сохранением мотивации к изучению математики, стабильностью результатов обучения: на протяжении нескольких лет учащиеся являются победителями и призёрами различных конкурсов, научно-практических, проектных конференций разного уровня;

перспективность: комплексное использование электронных образовательных ресурсов, разнообразных дистанционных форм организации внеурочной деятельности учащихся является эффективным механизмом формирования творческой личности, развития личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых организационно-методических затрат, но определяется наличием материально-технической базы (наличием ПК, программного обеспечения, наличием Интернета в школе, в кабинете).

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Работа с одаренными учащимися.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Электронные образовательные ресурсы как средство развития интеллектуально-творческих способностей одаренных учащихся.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея опыта заключается в индивидуализации и дифференциации обучения, способных обеспечить обучающимся всех условий для развития и применения своих способностей. Планомерное формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий на уроках математики и во внеурочной деятельности посредством применения электронных образовательных ресурсов, современных технологий.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности.

Новое средство обучения – эффективное использование электронных образовательных ресурсов в системе педагогической деятельности, выстраивание индивидуальной траектории развития каждого ученика.

Новые условия образовательной деятельности. Системно-деятельностный подход в образовании основан на принципе деятельности. Для его реализации учитель должен создавать на уроке и во внеурочной деятельности такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ. Применительно к обучению одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого
характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. Я использую проблемное обучение, исследовательскую деятельность и метод проектов в преподавании математики несколько лет. Данные технологии применяется на уроках изучения нового материала, на обобщающих уроках.

Созданная мною программа внеурочной деятельности «Математика для увлеченных» предполагает занятия по модульной технологии. Главная сущность этой технологии состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Программа предполагает большое время на самостоятельную работу. В рамках этой работы мои учащиеся участвуют в разнообразных конкурсах, дистанционных олимпиадах, НПК.

 

Технологии электронного обучения

Виртуальные лаборатории электронного издания «Математика 5–11. Новые возможности для усвоения курса математики».

Интерактивные модели, тренажеры электронного учебника «Геометрия. 7–9 классы» (к учебнику Л.С. Атанасяна и др.).

Табличный редактор Excel.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Дистанционные образовательные технологии

База электронных рабочих тетрадей и тренажеров по школьной программе образовательного ресурса Я-класс www.yaklass.ru

Online-уроки, курсы, кружки на сайте Меташкола https://metaschool.ru

Online – тестирование на сервисе Школьный помощник https://school-assistant.ru

Подготовка к экзаменам на образовательном портале https://sdamgia.ru

Индивидуальная работа с помощью Skype-технологии.

 

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна. Важнейшим аргументом в пользу использования ЭОР является их способность усилить мотивацию учения. Их применение позволяет добиться принципа индивидуализации и дифференциации обучения, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать процессы.

Пространство компьютерной поддержки создает условия для развития исследовательских способностей. Мультимедийная среда виртуальных лабораторий организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.

Ограничения. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски – все это призвано акцентировать внимание учеников, повысить мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. Применение ИКТ нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.

Трудоёмкость и риски. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную подготовку учителя к уроку и внеурочному занятию, на организацию деятельности ребят, на методическую работу по формированию банка заданий (проблемные задачи, ситуации, задачи-исследования). Нагрузка учителя должна позволять вести сопровождение индивидуальной образовательной траектории одаренного учащегося. Педагог должен хорошо ориентироваться в большом поле олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, online-уроков, курсов, чтобы помогать учащемуся выбрать наиболее приемлемые для него.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации опыта необходимо:

– высокий уровень квалификации педагога, владеющего современными образовательными технологиями;

– принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений;

– изменение роли учителя: консультант, наставник, старший партнер;

– прохождение курсов повышения квалификации, связанных с ЭОР, дистанционными технологиями, технологиями системно-деятельностного подхода;

– наличие ПК с выходом в Интернет;

– наличие программного обеспечения, позволяющего проводить эксперименты, моделирование, конструирование.

8. Результат изменений

17 1 1

 17 1 2

 Значимые достижения учащихся в НПК, конкурсах:

2014-2015 учебный год:

Окружная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», I место;

Региональный конкурс исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас», II место;

Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-экспресс», 2 призера, 8 лауреатов.

2015-2016 учебный год:

Окружная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», I место;

– Региональный конкурс исследовательских работ и проектов школьников в области математики, прикладной математики «Математика вокруг нас», I место;

VIII Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций России «Думай глобально – действуй локально», I место;

– Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-экспресс», 10 призеров.

9. Публикации о представленном ИПО

1. Сборник материалов областного фестиваля педагогов «Формирование творческой среды для выявления и развития интеллектуальной одаренности». Сергиевск: ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский РЦ», 2014. 116 с.

2. «Примеры проблемных ситуаций на уроках математики». Методический материал / Портал «Завуч. Инфо». Материалы конференции «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС», 2016.

3. Сценарий урока «Экспериментальные данные и вероятности событий» // Научно-образовательный электронный журнал «Академиан» (№7). Сборник работ всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», 2016.

4. Математика для увлеченных (курс внеурочной деятельности для учащихся 7–8 классов): методические рекомендации для учителей математики и студентов педагогических вузов. Самара: Типография ООО «ПОРТО-ПРИНТ», 2016. 54 с.

5. Методическое пособие для учителей и учащихся. Использование табличного редактора Excel при выполнении расчетов в исследовательских работах учащихся. МУП «Сергиевское полиграфическое предприятие», 2016. 10 с.

10. Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. VIII Всероссийский   конкурс «Лучший медиаурок – 2015», I место.

2. XVII Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России», 2016, лауреат I степени.

3. Областной фестиваль педагогов «Формирование творческой среды для выявления и развития интеллектуальной одаренности», 2014, I место.

4. Региональный конкурс на лучший сценарий мероприятия (урока) по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования, поставленного в образовательные организации в целях реализации ФГОС, 2015, III место.

5. Конкурс на денежное поощрение лучших учителей Самарской области-2017, победитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.
2. Шкатова Н.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей // Управление современной школой. Завуч. 2009 № 8. М. : НОУ Центр «Педагогический поиск», 2009.
3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, М., 2013.
4. Михалева Т.Л. Интернет-соревнования как форма работы с одаренными детьми. Материалы конференции «Применение ЭОР в образовательном процессе» «ИTO-ЭОР-2012» //АНО «ИТО», 2012 [Электронный ресурс] URL: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/175/index.html (дата обращения: 25.08.2014).
5. Казакова Т. Формы и методы работы с одаренными учащимися // портал «Менеджер образования» [Электронный ресурс] URL: http://www.menobr.ru/materials/729/29545/ (дата обращения: 25.08.2014).