УДК 61
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМОМ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ) И СИНДРОМЕ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА (СПИДЕ)
© 2017
Муравец А.В.,
кандидат медицинских наук,
Саченко А.Г.,
Джалад Ю.Г.,
Стопневич В.Н.,
Анненкова С.А.
ГБУЗ «Самарский областной центр Медицинской профилактики» Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации»
Самарский Фонд социального развития «Время жить!»
Аннотация: В статье рассматривается проблема ВИЧ/СПИД: пути передачи и профилактика. Описаны основные принципы профилактики ВИЧ. Предложен подробный план-конспект занятия с использованием технологии «Равный – Равному».
Ключевые слова: определения «ВИЧ» и «СПИД»; пути передачи ВИЧ; основные принципы профилактики ВИЧ.
A BASIC UNDERSTANDING OF THE DISEASE CAUSED BY HUMAN IMMUNODEFICIENCY VIRUS (HIV) AND ACQUIRED IMMUNODEFICIENCY SYNDROME (AIDS)
© 2017
Moravec A.V.,
the candidate of medical sciences,
Savchenko A.G.,
Jaiad Yu.G.,
Stopkewich V.N.,
Annenkov S.A.
«Samara regional center of Medical prevention» Russian public organization «League of health of the nation» Samara Foundation for social development «Time to live!»
Abstract: The article deals with the problem of HIV/AIDS: ways of transmission and prevention. The basic principles of HIV prevention are considered. Also provides a detailed outline of classes, using the technology of peer – to-peer.
Keywords: definition of HIV and AIDS; modes of HIV transmission; the basic principles of HIV prevention.
Подобно многим другим вирусам ВИЧ, попадая в организм человека, вызывает инфекционное заболевание, называемое ВИЧ-инфекцией. В отличие от многих других заболеваний, ВИЧ-инфекция является неизлечимым заболеванием.
На сегодняшний день не существует способов избавления человека от этого вируса, он остается в организме на всю жизнь. Человека, в крови которого обнаружен ВИЧ, называют ВИЧ-инфицированным или ВИЧ-положительным.
При проникновении в организм человека ВИЧ разрушает его иммунную систему, что является причиной развития у человека различных заболеваний. Длительное время наличие ВИЧ в организме может не сказываться на самочувствии и человек может жить прежней жизнью. Многие люди даже не подозревают, что заражены ВИЧ.
По внешним признакам нельзя определить, инфицирован человек ВИЧ или нет. В дальнейшем при прогрессировании ВИЧ-инфекции происходит постепенное разрушение иммунной системы и общее ослабление организма. Сегодня применяются специальные лекарственные препараты, способные укрепить иммунную систему и поддерживать здоровье ВИЧ-положительного человека многие годы.
Однако со временем в организме человека, инфицированного ВИЧ, развивается тяжелое поражение жизненно важных органов и систем, включая опорно-двигательный аппарат, системы дыхания и пищеварения, кожу и головной мозг. Эта стадия прогрессирования ВИЧ-инфекции получила название «синдром приобретенного иммунодефицита», или сокращенно СПИД.
Наличие ВИЧ в организме постепенно приводит к развитию СПИДа и смерти. СПИД – финальная стадия прогрессирования ВИЧ-инфекции в организме человека.
Пути передачи ВИЧ
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) передается только от человека к человеку. У человека, инфицированного ВИЧ, концентрация ВИЧ в крови высока и достаточна для заражения. Кроме того, у мужчин ВИЧ в большом количестве находится в сперме, а у женщин – в выделениях из влагалища и в грудном молоке. Кровь, сперма и выделения из влагалища представляют наибольшую опасность в отношении заражения ВИЧ-инфекцией. Концентрация ВИЧ в других биологических выделениях организма (слюне, поте, моче и др.) низкая и к заражению привести не может. В зависимости от того, как произошло заражение, выделяют три пути передачи ВИЧ-инфекции.
Три пути передачи ВИЧ:
1. Половой путь.
Заражение происходит во время незащищенного (без презерватива) полового контакта, когда сперма или влагалищные выделения одного партнера попадают на слизистые оболочки половых органов или заднего прохода другого партнера.
II. Путь передачи через кровь.
А. Наиболее часто заражение через кровь происходит при использовании колюще-режущих инструментов, включая шприцы, иглы, бритвы, которые используются повторно несколькими людьми без дезинфекции. Такая ситуация возникает:
– при инъекционном употреблении наркотических средств;
– при нанесении татуировок;
– при общем пользовании разными людьми одним бритвенным прибором;
– при проведении медицинских процедур и вмешательств с грубым нарушением санитарно-эпидемических правил дезинфекции и обработки медицинского инструментария, загрязненного кровью.
Б. В случаях, когда человеку по медицинским показаниям переливается кровь, не исследованная на ВИЧ, или изготовленные на её основе препараты. В настоящее время это случается крайне редко, так как все доноры перед сдачей крови проходят обязательное обследование на ВИЧ.
III. От ВИЧ-положительной матери к ребенку.
ВИЧ-положительная мать может заразить ребенка в следующих ситуациях:
– во время беременности
– во время родов
– с молоком при грудном вскармливании.
В отношении путей передачи ВИЧ существует много неверных представлений, порождающих страх и нетерпимое отношение к тем людям, которые уже заразились данным вирусом. Поэтому важно знать, что других путей передачи ВИЧ нет.
Приведём пример практического занятия [1].
1. Ведущий выдает каждому участнику по одной карточке, на которой описана ситуация, связанная с возможностью передачи ВИЧ.
2. Ведущий просит участников подумать о вероятности передачи ВИЧ в описанных ситуациях и определить, есть ли в описанной ситуации риск передачи ВИЧ или нет. Пока участники думают над заданием в карточке, ведущий разделяет доску на два столбца: первый озаглавлен «риска нет», второй – «риск есть».
3. Ведущий просит всех участников по очереди встать, зачитать доставшуюся ему ситуацию и отнести ее к соответствующей категории риска, пояснив свой выбор. Ведущий проверяет правильность выбора категории, при необходимости помогая участнику. После определения категории риска, к которой относится ситуация, ведущий записывает ситуацию в соответствующий столбец на доске.
В результате на доске должна появиться следующая таблица:
«Риска нет» |
«Риск есть» |
Поцелуй в щеку |
Нанесение татуировки нестерильным инструментом |
Инъекция новым одноразовым шприцем в лечебном учреждении |
Пользование чужой бритвой |
Сексуальные отношения двух здоровых и взаимно верных партнеров |
Инъекция чужим использованным шприцем |
Поцелуи |
Половой акт без презерватива со случайным партнером |
Уход за больным СПИДом |
Секс с многочисленными партнерами без презерватива |
Укус комара |
|
Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом |
|
Питье из одного стакана с ВИЧ-инфицированным человеком |
|
Пользование общественным туалетом |
|
Рукопожатие |
|
Посещение бассейна, бани |
|
Употребление в пищу блюд, приготовленных ВИЧ-положительным человеком |
|
4. Ведущий комментирует результаты получившейся на доске таблицы:
– таблица еще раз подтверждает, что в быту ВИЧ не передается;
– ситуаций, когда может произойти заражение – немного (см. правый столбец таблицы);
– защитить себя от заражения ВИЧ – просто.
Цель упражнения:
Закрепить полученные знания о путях передачи ВИЧ, исключить ошибочные представления.
Необходимый инструментарий:
– карточки с ситуациями, связанными с возможностью передачи ВИЧ;
– по количеству участников; на одной карточке написана одна ситуация; ситуации на карточках не повторяются. Ведущему следует заготовить карточки предварительно, до начала занятия!
«Перечень ситуаций» для карточек:
– Поцелуй в щеку.
– Инъекция новым одноразовым шприцем в лечебном учреждении.
– Оральный секс без использования презерватива.
– Сексуальные отношения двух здоровых и взаимно верных партеров.
– Половой акт без презерватива со случайным партнером.
– Поцелуи.
– Уход за больным СПИДом.
– Укус комара.
– Проживание в одной комнате с ВИЧ-инфицированным или больным СПИДом.
– Нанесение татуировки нестерильным инструментом.
– Пользование общественным туалетом.
– Пользование чужой бритвой.
– Питье из одного стакана с ВИЧ-инфицированным человеком.
– Инъекция чужим использованным шприцем.
– Рукопожатие.
– Посещение бассейна, бани.
– Употребление в пищу блюд, приготовленных ВИЧ-положительным человеком.
Основные принципы профилактики ВИЧ
1. Ведущий информирует:
В условиях отсутствия способов полного излечения ВИЧ-инфекции, а также отсутствия вакцины, главным методом профилактики является предотвращение заражения ВИЧ-инфекцией.
Наибольшее значение в профилактике заражения ВИЧ-инфекцией имеет информирование об основных способах предотвращения заражения.
2. Ведущий просит обратить особое внимание на следующие рекомендации по предотвращению заражения ВИЧ:
Чтобы защитить себя от ВИЧ необходимо:
– использовать презерватив при каждом сексуальном контакте;
– избегать случайных сексуальных контактов;
– пользоваться только своей зубной щеткой и бритвой;
– избегать использования общих инструментов, повреждающих кожу (например, инструментов для нанесения татуировок, при медицинских манипуляциях – общего шприца).
Эти темы будут подробно рассмотрены на последующих занятиях. Вирус обладает низкой жизнеспособностью и нестоек во внешней среде. Для предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией в условиях медицинских учреждений применяется ряд противоэпидемических мероприятий: дезинфекция и стерилизация всего медицинского инструментария; применение одноразовых игл и шприцев; обследование доноров на ВИЧ; выявление источников инфекции, а также обследование, проводимое по клиническим показаниям, и обследование беременных. В соответствии с действующим законодательством РФ любой человек имеет возможность пройти бесплатное и анонимное обследование на ВИЧ.
ВИЧ-положительные люди обладают такими же правами, как и все остальные. При установлении диагноза ВИЧ-инфекции пациенты встают на учет и при необходимости получают лечение в соответствующих медицинских центрах. Люди, у которых обнаружен ВИЧ, в специальной изоляции не нуждаются, но больные СПИДом госпитализируются в специализированные инфекционные отделения для проведения профилактических мероприятий по предотвращению заражения другими инфекциями.
Контрольные вопросы
1. Ведущий объявляет, что для закрепления материала участникам необходимо будет ответить на несколько вопросов.
2. Ведущий сообщает, что после того, как участник, готовый дать ответ, поднимает руку, ведущий предлагает ему ответить. Участник встает и отвечает. Если участники не проявляют активности (не поднимают руки), ведущий сам называет участника, который будет отвечать на вопрос. Если участник дает неправильный или неполный ответ, ведущий называет другого участника, который поможет ответить. При необходимости ведущий отвечает сам.
Перечень контрольных вопросов:
Что такое ВИЧ?
Что такое СПИД?
Чем отличается ВИЧ от СПИДа?
Какие биологические жидкости представляют собой наибольшую опасность в отношении заражения ВИЧ-инфекцией?
Назовите три пути передачи ВИЧ-инфекции. Как можно заразиться ВИЧ?
Ответы на контрольные вопросы (подсказка для ведущего):
1. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
2. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита; финальная стадия развития ВИЧ-инфекции.
3. ВИЧ – это вирус, которым можно заразиться. СПИД – финальная стадия прогрессирования ВИЧ-инфекции в организме.
4. Кровь, сперма, влагалищные выделения, грудное молоко ВИЧ-положительной женщины.
5. Половой контакт без презерватива, через кровь (чужие бритвы, инструменты для нанесения татуировки, иглы, шприцы), от ВИЧ-положительной матери к ребенку.
Подведение итогов занятия, вопросы – ответы.
1. Ведущий подводит итоги занятия, напоминая о работе, проделанной на занятии:
– на сегодняшнем занятии мы рассмотрели разницу между ВИЧ и СПИДом;
– ознакомились с тремя путями передачи ВИЧ от человека к человеку;
– проанализировали различные ситуации с точки зрения возможности передачи ВИЧ;
– рассмотрели значимость и особенности профилактики ВИЧ.
2. Ведущий сообщает, что на следующем занятии будет рассмотрена тема «ВИЧ/СПИД: тестирование, лечение».
3. Ведущий предлагает участникам по очереди задать возникшие в ходе занятия вопросы, отвечает на вопросы.
Тестирование на ВИЧ и его значение для профилактики ВИЧ/ СПИДа
1. Ведущий информирует:
Существует ошибочное мнение, что люди, у которых обнаружен ВИЧ, обязательно выглядят больными, худыми и плохо себя чувствуют. Это не так.
Единственной возможностью определить наличие у человека ВИЧ-инфекции, является тест на ВИЧ. Тест на ВИЧ (забор крови из вены) проводится обученным медицинским специалистом в условиях специализированной лаборатории.
С помощью этого теста обнаруживают не сам вирус иммунодефицита человека, а антитела к нему. Антитела вырабатываются иммунной системой человека в ответ на проникновение вируса в организм.
Появление антител к ВИЧ в крови инфицированного человека происходит не сразу после заражения ВИЧ. Поэтому обнаружить ВИЧ можно только через 3–6 месяцев после ситуации, когда могло произойти заражение. Этот период называется «периодом окна». Человек в это время может быть источником ВИЧ-инфекции для других людей, но определить вирус в крови самого человека невозможно.
Ведущий пишет на доске и зачитывает:
Анализ на ВИЧ следует сдавать не ранее, чем через три месяца после ситуации, когда могло произойти заражение.
Ведущий информирует:
Проходить это обследование сразу же или через несколько дней после опасного контакта бесполезно. При обнаружении антител к ВИЧ, тест нужно повторить, чтобы подтвердить или опровергнуть результат. Если антитела не были обнаружены, то человек является ВИЧ-отрицательным, то есть заболевания ВИЧ-инфекция у него нет. Если тест на ВИЧ выявил наличие антител, то можно предположить, что человек инфицирован ВИЧ.
К сожалению, нельзя исключить ошибочных результатов обследования на ВИЧ. Такие результаты называются ложными: бывают ложноположительные и ложноотрицательные результаты. Их вероятность невелика, но с учетом исключительно большого значения теста на ВИЧ при постановке диагноза, нельзя забывать об этом. Только на основании комплексного обследования пациента врач может сделать вывод о наличии у пациента ВИЧ-инфекции.
Роль тестирования на ВИЧ в профилактике ВИЧ/СПИДа:
1. Инфицированный ВИЧ человек имеет возможность получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, а при наличии показаний – специальное лечение. Это позволит предотвратить быстрое прогрессирование заболевания до стадии СПИДа и сохранить свою работоспособность на высоком уровне. Выявление заболевания на ранних стадиях дает возможность больному и его врачу своевременно начать лечение. Специальное лечение позволит увеличит вероятность рождения здорового ребенка. При установлении диагноза ВИЧ-инфекции пациенты встают на учет и наблюдаются в соответствующих региональных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом.
2. Зная о наличии у него ВИЧ-инфекции, ВИЧ-положительный человек сможет предпринять все зависящие от него усилия по соблюдению правил личной гигиены и безопасного полового поведения, чтобы предупредить невольное заражение других людей. В действующем Уголовном Кодексе РФ есть Статья 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией», предусматривающая наказание за «поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией» и «за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией».
Современные возможности лечения ВИЧ-инфекции.
Ведущий пишет на доске и зачитывает:
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ С ВИЧ МОЖНО ЖИТЬ ДОЛГИЕ ГОДЫ, ХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ СПИД.
Одним из самых главных достижений современной медицины стало открытие и широкое внедрение в лечебную практику лекарственных препаратов, воздействующих непосредственно на вирус иммунодефицита человека.
Лекарства, подавляющие размножение ВИЧ в организме инфицированного человека, называются антиретровирусными препаратами (АРВ-препаратами). Это дорогостоящие препараты, но в соответствии с законодательством РФ они предоставляются гражданам бесплатно в комплексе с регулярным обследованием и наблюдением. Лечение антиретровирусными препаратами осуществляется врачами соответствующих региональных центров по профилактике и борьбе со СПИДом (СПИД-Центры).
Кроме специального лечения, большое значение имеют общеоздоровительные мероприятия. Например, занятия физкультурой в сочетании с диетой помогают поддерживать правильный обмен веществ и сохранять иммунную систему в хорошем состоянии. В то время как употребление алкоголя и наркотиков приводит к быстрому истощению резервов организма, нарушению обмена веществ, что значительно усугубляет течение ВИЧ-инфекции и способствует быстрому переходу ее в стадию СПИДа.
Общество и ВИЧ
Ведущий информирует:
Широкое распространение ВИЧ-инфекции приводит не только к проблемам в отношении здоровья людей, живущих с ВИЧ. Многие люди, недостаточно информированные о том, что такое ВИЧ-инфекция и как она передается, видят в ВИЧ-инфицированных чрезмерно преувеличенную угрозу для себя и своих близких. Это приводит к тому, что общество начинает необоснованно преследовать ВИЧ-инфицированных, избегать общения с ними, с членами их семей, им могут отказывать в трудоустройстве или в социальной помощи под прямыми или косвенными предлогами.
Ведущий пишет на доске и зачитывает:
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ВИЧ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ НЕОБОСНОВАННЫХ СТРАХОВ И ПРЕДРАССУДКОВ.
Страх, окружающий СПИД, бывает так велик, что люди боятся рассказать о своем заболевании даже близким, боятся проходить тесты на ВИЧ, и соответственно не получают никакого лечения, предпочитая умереть от болезни, но не стать изгоем.
Ведущий пишет на доске и зачитывает:
ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТЕБЯ. ОБЩАТЬСЯ, ДРУЖИТЬ И РАБОТАТЬ РЯДОМ С НИМ БЕЗОПАСНО.
Чтобы избежать необоснованных страхов и влияния предрассудков, следует хорошо знать, что такое ВИЧ-инфекция, чем СПИД отличается от других болезней, какими путями ВИЧ передается и как ВИЧ заразиться нельзя.
Практическое занятие
Проведение:
1. Ведущий делит участников на 4 команды, каждой команде присваивается порядковый номер (№ 1, № 2, № 3, № 4). Ведущий просит участников каждой команды сесть за отдельный стол. Каждая получает ватман и фломастер.
2. Ведущий объясняет задание: каждой команде предстоит нарисовать на ватмане плакат на определенную тему. Ведущий объявляет темы плакатов:
– первая команды готовит плакат «Что такое ВИЧ/СПИД»;
– вторая команда готовит плакат «Пути передачи ВИЧ»;
– третья команда готовит плакат «Тестирование и возможности лечения ВИЧ»;
– четвертая команда готовит плакат «Как защитить себя от ВИЧ».
3. Ведущий сообщает, что на подготовку плаката отводится 20 минут, после чего по одному представителю от команды вывешивают свои плакаты и поясняют их содержание (представители выступают по очереди).
4. После подготовки плакатов ведущий вызывает поочередно представителей команд, которые закрепляют плакат, чтобы он был виден всей аудитории, и поясняют содержание плаката, подготовленного их командой. Ведущий при необходимости комментирует выступления.
5. На основании представления плакатов, ведущий делает вывод о том, что «ВИЧ – очень опасная инфекция, но защитить себя просто».
Необходимый инструментарий:
– листы ватмана – 4 штуки;
– фломастеры – 4 штуки;
– скотч;
– ножницы.
Цель практического занятия:
Повторить и закрепить информацию о ВИЧ/СПИДе, акцентировать внимание на том, что профилактика – самый эффективный подход к проблеме ВИЧ/СПИДа.
Время на все упражнение: 35 минут.
Контрольные вопросы
1. Ведущий объявляет, что для закрепления материала участникам необходимо будет ответить на несколько вопросов.
2. Ведущий сообщает, что после того, как вопрос задан, участник, готовый дать ответ, поднимает руку, ведущий предлагает ему ответить. Участник встает и отвечает. Если участники не проявляют активности (не поднимают руку), ведущий сам называет участника, который будет отвечать на вопрос. Если участник дает неправильный или неполный ответ, ведущий называет другого участника, который поможет ответить. При необходимости ведущий отвечает сам.
Перечень контрольных вопросов:
1. Каким способом можно определить, что у человека есть ВИЧ-инфекция?
2. Через какое время после случая, когда могло произойти заражение ВИЧ, нужно проходить тест на ВИЧ?
3. Можно ли излечиться от ВИЧ?
4. Переубедите человека, считающего, что «ВИЧ-инфицированные нуждаются в изоляции от здоровых людей». Приведите доводы, опровергающие это мнение.
Ответы на вопросы (подсказка для ведущего):
1. Необходимо сдать тест на ВИЧ. По внешним признакам определить, инфицирован человек ВИЧ или нет, невозможно.
2. Тест следует сдавать не ранее, чем через три месяца после случая, когда могло произойти заражение. Спустя шесть месяцев после случая следует сдать тест еще раз, так как у некоторых людей антитела определяются только после шести месяцев с момента, когда могло произойти заражение.
3. ВИЧ-инфекцию полностью излечить невозможно, но с помощью специального лечения можно поддерживать хорошее самочувствие долгие годы.
4. ВИЧ-положительные люди не нуждаются в изоляции от здоровых людей, так как:
– бытовым путем ВИЧ не передается;
– если заботиться о своем здоровье и не допускать ситуаций, когда может произойти заражение, то инфицирования ВИЧ не произойдет;
– по внешним признакам определить ВИЧ-положительного человека невозможно, поэтому нельзя исключать вероятность того, что в окружении каждого человека есть люди, инфицированные ВИЧ.
Подведение итогов занятия, вопросы – ответы.
1. Ведущий подводит итоги занятия, напоминая участникам о работе, проделанной на занятии:
– на сегодняшнем занятии мы рассмотрели тестирование на ВИЧ, узнали о сроках, когда следует сдавать тест;
– узнали о возможностях лечения ВИЧ-инфекции;
– выявили, что страхи по поводу ВИЧ в обществе возникают из-за недостаточной информированности;
– провели практическое занятие для закрепления знаний по теме ВИЧ/СПИД.
2. Ведущий сообщает, что на следующем занятии будет рассмотрена тема «ИППП – инфекции, передаваемые половым путем: основные виды, вред самолечения».
3. Ведущий предлагает участникам по очереди задать возникшие в ходе занятия вопросы, отвечает на вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое пособие по проведению тренингов среди молодежи, направленных на формирование здорового образа жизни, по технологии «Равный – Равному» / под ред. А.В. Муравца. Самара, 2017. 88 с.