УДК 1 159.99
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА
© 2017
Садырина С.Ф.,
педагог-психолог
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 75 г.о. Самара (Россия)
Аннотация: В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основным моментом преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на ребенка со средним развитием, то есть не учитывались индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход, наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка – один их главных принципов педагогики. Декларируемый в различных научно-методических трудах дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости.
Ключевые слова: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми; дифференцированный подход; индивидуальные особенности детей; технологии коучинга.
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS USING TECHNOLOGY IN COACHING
© 2017
Sadyrina S.F.,
educational psychologist
municipal budget preschool educational institution child development centre – kindergarten № 75 the city district of Samara (Russia)
Abstract: In modern conditions of reforming of system of preschool education the main point of the reforms was the transition to personality-oriented interaction of the teacher with children. In the recent past program of education and training in kindergarten were focused on the child with secondary development, i.e., was not taken into account individual characteristics of children. Individual approach, the most complete disclosure of possibilities and abilities of each child is one of the main principles of pedagogy. Declared in different scientific and methodical works of the differentiated approach in teaching requires from the teacher some flexibility.
Keywords: personality-oriented interaction of the teacher with children; differentiated approach; individual characteristics of children; technology coaching.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основным моментом преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми [1; 2; 3; 4; 5]. Уровень профессиональности и мастерства современного педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Для повышения профессионального мастерства воспитателей по обеспечению эффективного взаимодействия с детьми дошкольного возраста используются технологии коучинга. Активно при этом функционирует педагог-психолог, который мотивирует педагогов и создает благоприятные условия для повышения уровня профессиональности.
Эффект педагогического взаимодействия на ребенка в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей воспитанника. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий.
К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др. Задача взрослых – создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В связи с этим важным психолого-педагогическим условием является понимание педагогом содержания планируемой деятельности с ребенком, дифференцирициации воспитательно-образовательной деятельности.
Цель данной разработки – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах дифференцированного подхода к организации образовательной деятельности с дошкольниками.
Рассмотрим преимущества личностно-ориентированного подхода по сравнению с учебно-дисциплинарной моделью.
Техника «Масштаб целей» (шаги вверх)
Вопросы педагогам |
Примерные ответы |
Результат? |
Взаимное отчуждение взрослых и детей, негативизм, освоение умения жить согласно «двойному стандарту». |
Что дает достижение цели послушания? |
Запрет, требования, угрозы, наказания, окрик. |
Что дает достижение цели учебно-дисциплинарной модели? |
Дети получают наставления, разъяснения, нотации. |
Цель учебно-дисциплинарной модели. |
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание. |
Техника «Масштаб целей» (шаги вверх)
Вопросы педагогам |
Примерные ответы |
Результат. |
Развитие индивидуальности ребенка, его способностей. |
Что дает достижение цели личностно-ориентированного подхода? |
Чувства радости существования (психологическое здоровье). |
Что дает достижение цели личностно-ориентированного подхода? |
Принятие, безусловное положительное отношение к ребенку. |
Цель личностно-ориентированного подхода. |
Содействовать становлению ребенка как личности. |
Техника «Ревизуализация (глядя назад из будущего)»
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.
Что было бы, если педагоги ориентировались только на «среднего» ребенка?
В этом случае развитие детей с высоким уровнем способностей, природных задатков искусственно тормозится, дети лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. Дети с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. В обоих случаях отсутствие индивидуального подхода к обучению детей приводит к проявлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, тревожность, излишняя неуверенность и застенчивость.
Техника «Масштаб целей» (шаги вверх)
Давайте проанализируем необходимость изучения индивидуальных особенностей дошкольников.
Вопросы педагогам |
Примерные ответы |
--------- |
Успешная социализация воспитанников. |
-------- |
Эмоциональное благополучие, комфортное состояние детей. |
Что даст повышение статуса ребенка в группе? |
Развитие ребенка как целостной личности. |
Что даст активность, самостоятельность детей? |
Повышение статуса дошкольника в группе детей. |
Что даст позитивное самовосприятие ребенка? |
Активность, самостоятельность детей. |
Что даст повышение самооценки ребенка? |
Позитивное самовосприятие. |
Что даст повышение уверенности ребенка? |
Повышение самооценки. |
Что даст развитие индивидуальных способностей детей? |
Повышение уверенности ребенка. |
Что даст раскрытие потенциала ребенка? |
Выявление и развитие индивидуальных способностей детей. |
Что даст достижение цели? |
Раскрытие творческого потенциала ребенка. |
Какая цель? |
Изучение индивидуальных особенностей детей. |
Техника «Колесо»
Вопрос педагогам: Какие особенности детей можно учитывать при осуществлении индивидуального подхода к дошкольникам?
– Физическое состояние и здоровье,
– интеллектуально-познавательные особенности,
– особенности развития эмоциональной сферы,
– ведущее полимодальное восприятие,
– гендерные различия,
– склонности и способности.
Следующий этап работы: нарисовать колесо, разделить его на 6 секторов. Определить в каждом сегменте, насколько вы учитываете индивидуальные особенности дошкольников в своей профессиональной практике. Отметьте на шкале от 1-го до 10: 1 – практически не уделяете время, 10 – полностью учитываете.
«Какую работу проводите в каждом направлении? Каким параметрам уделяете мало внимания»?
1. Физическое состояние и здоровье.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.
2. Интеллектуально-познавательные особенности.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям при организации непосредственно образовательной деятельности: более сильные нуждаются в дополнительной нагрузке с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым детям нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, внимание, познавательную активность и т. д.
3. Особенности эмоциональной сферы, характера ребенка.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной тревожностью, агрессивностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать доброжелательных контактов со сверстниками. С целью коррекции и развития эмоциональной сферы воспитанников используется программа «Антистресс» (авторская программа, разработанная сотрудниками ДОУ № 75).
4. Особенности восприятия окружающей действительности.
Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, необычные предметы. Для аудиала важно то, что он слышит, для кинестетика – то, что он чувствует, для визуала главной оказывается зрительная информация. Эти особенности влияют не только на поведение ребенка, но и на восприятие им информационного материала. Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что обучение эффективно тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Если способ подачи информации, выбранный педагогом, совпадает с ведущей модальностью ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.
5. Гендерные особенности.
Девочки и мальчики – это два необычных мира, которые, имея некоторое сходство, полярно удалены друг от друга, они по-разному ощущают этот мир, смотрят и видят, слушают и слышат, а также чувствуют и переживают. Поэтому воспитывать их надо различно, учитывая как биологические, так и психологические особенности обоих полов. Педагогам необходимо по-разному оценивать мальчиков и девочек (для девочек важна эмоциональная оценка, а для мальчиков результативная). Также создавать ситуации, в которых девочки могут проявить заботу, доброту, а мальчики – силу, ловкость. Практиковать еженедельные раздельные тематические игры, беседы, занятия для мальчиков и девочек (в старших возрастных группах).
6. Склонности и способности.
Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для становления ряда способностей, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. В условиях ДОУ имеет смысл организация студийно-кружковой работы для дошкольников с выявленными способностями. Результат данной работы – социализация ребенка в среде сверстников, повышение его самооценки, раскрытие потенциальных возможностей, повышение стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы взаимодействие педагога с детьми имело положительный результат, следует в воспитательно-образовательном процессе необходимо повышать уровень профессионального мастерства педагогического коллектива, используя актуальные технологии в работе с педагогами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюкова О.И., Подусова И.Н. Дифференцированный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Самара: Арт-Лайт, 2016.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 148 c.
3. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2005. 112 c.
4. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. 2003. № 1. C. 2–10.
5. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007. 64 c.