УДК 316.772.4

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Захарова И.Г.,
педагог-психолог
Никитина О.П.,
старший воспитатель
ГБОУ Самарской области СОШ № 1 п.г.т. Суходол м. р. Сергиевский Самарской области, структурное подразделение – детский сад «Золотой ключик» (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается коммуникативная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации, основные составляющие и функции, критерии развития данной компетентности и специфика проявлений в профессиональной деятельности; представлены эффективные формы работы по развитию коммуникативной компетентности педагогов детского сада.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; профессиональная деятельность воспитателя; безопасность образовательной среды дошкольной организации; профилактика эмоционального напряжения; тренинг.

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2017

Zakharova I.G.,
educational psychologist
Nikitina O.P.,
senior teacher
State budgetary educational institution of the Samara region secondary school № 1 Sukhodol, Sergievskiy municipal district of the Samara region, structural unit – kindergarten «Golden key» (Russia)

Abstract: The article considers the communicative competence of teachers of preschool educational organizations, the basic components and functions, criteria of development of this competence and the specific manifestations in professional activities; effective forms of work on development of communicative competence of teachers of a kindergarten.
Keywords: communicative competence; professional activity of the teacher; safety of the educational environment preschool prevention of emotional stress; training.

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования неразрывно связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми с разными индивидуально-психологическими характеристиками, родителями, имеющими различный социальный статус, коллегами, администрацией детского сада и др.
На современном этапе модернизации дошкольного образования возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности воспитателей. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольной организации во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с субъектами образовательного процесса. Уровень коммуникативной компетентности воспитателя, его способность адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка и одновременно обучать его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения в значительной степени определяет результативность дошкольной системы воспитания. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Коммуникативная компетентность педагога определяется основными составляющими: когнитивной (что специалист знает по данному вопросу); эмоциональной (отношение к эмоциональной сфере человека и соответствие потребностям в изменении своего эмоционального состояния); деятельностной (как специалист реализует свои знания на практике).
Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции: коммуникативную, включающую обмен информацией; интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия; перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетентности должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности [1; 2].
В нашем детском саду согласно годовому плану реализуется система мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Данная система включает в себя следующие формы работы: семинары, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, тренинги, консультации. В качестве наиболее эффективной формы работы себя зарекомендовал тренинг. В тренингах используются упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативных умений, навыков общения. Участники с помощью практических упражнений, заданий, ролевых игр развивают культуру общения, эмпатийные качества личности, экспрессивные умения, обучаются навыкам конструктивного решения ситуаций, а также способам профилактики и преодоления эмоционального напряжения [3]. В ходе тренингов используются следующие приемы: разогревающие упражнения, моделирование ситуаций в ролевых играх, упражнения в парах, группах, групповые дискуссии, релаксации. За время проведения тренинговых упражнений были отмечены следующие изменения коммуникативной компетентности в группе педагогов: от состояния подозрения и закрытости постепенно возникало доверие, желание устанавливать отношения с другими участниками, на первый план вышла потребность в привязанности: участники установили тесную эмоциональную связь друг с другом, вели себя раскрепощенно, свободно, искренне говорили друг другу комплименты. Общее эмоциональное состояние по завершении тренинга – приподнятое. По словам педагогов, все задания на тренингах были полезны и помогли лучше узнать себя и своих коллег, полученный опыт помог преодолеть некоторые барьеры в общении, повысил готовность участников к деловому и профессиональному психологическому общению.
В качестве примера предлагаем сценарий тренинга для педагогов по теме «Личностно ориентированная модель общения».
Цель: способствовать активному овладению личностно ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе самоанализа профессиональных качеств личности педагогов.
Оборудование и материалы: бумага, ручки, простые карандаши, планшеты (либо доски для лепки), небольшие зеркала, карточки с названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот) в расчете на каждого участника, листы со словом «Совершенство» (4 шт.), мяч.

Ход занятия

1. Приветствие, упражнение «Мое имя».
Участникам предлагается, передавая мяч по кругу, назвать свое имя:
Добавьте слово, которое начинается на то же букву, что и ваше имя. Например: Вероника – верная.
Рефлексия: Понравилась ли вам упражнение? Каковы ваши ощущения?
2. Сообщение темы тренинга, обобщенных результатов анкетирования педагогов.
3. Игра «Молчаливые джунгли».
Ведущий до занятия размещает под стульями всех участников листочки с написанными на них названиями животных (обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот). После инструкции ведущего участники достают табличку, читают слово. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, – собраться в группы всем «бегемотам», «крокодилам» и т. д.
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.
4. Упражнение в подгруппах «Личность педагога».
Каждый педагог записывает 5 наиболее важных профессиональных качеств современного педагога. Затем в ходе обсуждения подгруппы составляют один общий список и представляют его остальным участникам.
Вопросы после упражнения:
– Все ли члены группы были согласны с представленным списком?
– Удалось ли учесть мнение каждого?
– Было ли трудно отстаивать свою точку зрения? Согласиться с мнением других участников?
5. Упражнение «Паровозики».
Участникам предлагается объединиться в микрогруппы по 3 человека по своему желанию.
«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг другу. У первого и второго глаза закрыты – это вагоны. Третий управляет тройкой, он держит за локоть второго участника, а второй – первого. Движение осуществляется под музыку, во время остановок участники меняются местами, чтобы каждый игрок побывал во всех трех ролях.
Вопросы:
– Легко ли было, когда тобой руководили?
– Легко ли было самому руководить?
– Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
– Какая позиция была для тебя самой комфортной?
6. Краткая информация по теме тренингового занятия (на слайдах).
7. Упражнение «Композиция».
В тех же тройках, что и в игре «Паровозики», первые участники выходят к столу и на листах бумаги рисуют композиции из геометрических фигур (2 треугольника, 2 квадрата и 1 прямоугольник).
Затем полученный рисунок участник № 1 демонстрирует участнику под № 2, сам при этом становится «живой перегородкой»: встает лицом к № 2 и спиной к № 3; участник № 2 объясняет на словах, как фигуры расположены на листе, а участник № 3 рисует композиция на чистом листе бумаги, не задавая дополнительных вопросов. Затем рисунки сравниваются, оценивается их похожесть-непохожесть.
Вопросы:
– Какой способ демонстрировало это упражнение? (ПОНИМАНИЕ)
– С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?
– В чем причина отличий в рисунках?
– Насколько эффективен поиск ответа на вопрос «Кто виноват»?
8. Упражнение «Зеркало».
Участникам раздаются зеркала. Задача каждого посмотреть в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь незнакомца. Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на вопросы:
– Что привлекательного вы видите в этом человеке?
– За что его можно любить?
– Что вызывает уважение, восхищение?
Затем в кругу обсуждается, легко ли было увидеть в себе хорошее, приняв себя таким, какой ты есть.
Вывод: полюбив себя, проще увидеть нечто привлекательное в другом человеке; приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других к такому же к себе отношению.
Способ общения – ПРИНЯТИЕ.
9. Упражнение «А я счастлива».
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлива». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник: «А я учусь у …(называет имя любого участника)», Тот, чьё имя назвали, торопится сесть на пустой стул и называет способ поднять себе настроение.
10. Упражнение «Самосовершенствование».
Участники делятся на 4 группы (как в начале занятия). Каждой группе предлагается составить как можно больше слов из слова «Самосовершенствование» за 3 минуты. Затем называют, сколько слов составила каждая команда, зачитывают слова.
Вопросы:
– Все ли участвовали в составлении слов? Были ли «выпадающие»? Удалось ли группе оценить вклад каждого игрока?
– Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали?
Способ общения – ПРИЗНАНИЕ.
11. Релаксация «Волна расслабления».
Звучит аудиозапись «Шум моря».
Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления. Почувствуйте, как мышцы вашего тела ослабли, стали мягкими и вялыми.
12. Заключительный круг, обратная связь.
Таким образом, реализуемые в работе педагога-психолога с воспитателями и специалистами детского сада способы развития коммуникативной компетентности, такие как семинары, дискуссии, деловые и ролевые игры, несомненно, оказывают значительное влияние на формирование коммуникативных умений. Но наибольшую ценность играет в этом случае тренинги общения, которые, выступая методом активного социально-психологического обучения, позволяют не только формировать необходимые коммуникативные качества и умения, но и позволяют использовать все перечисленные выше методы и способы в едином целостном процессе развития коммуникативной компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исса О.Ф. Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада // Управление ДОУ. 2015. № 10. С. 18–26.
2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. Волгоград: Учитель, 2014. 143 c.
3. Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. Волгоград: Учитель, 2014. 169 c.