УДК 37.012.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СДАВАВШИХ НОРМЫ ВФСК ГТО

© 2017

Бекеев Д.Д.,
учитель физической культуры
государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №3 п.г.т. Смышляевка,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье представлены результаты психологического тестирования обучающихся 10–11 классов, принявших участие в сдаче норм ВФСК ГТО, с целью оценки мотивационно-ценностного компонента их личности.
Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент личности; нормы ВФСК ГТО; мотивы занятий спортом; психологическое тестирование.

THE USE OF PSYCHOLOGICAL TESTS FOR THE EVALUATION OF MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE PERSONALITY OF STUDENTS, WHO PASSED THE STANDARDS OF ASC RLD

© 2017

Bekeev D.D.,
teacher of physical education
state budgetary educational institution of high comprehensive school № 3 Smyshlyayevka,
senior lecturer in methodology of physical culture and health improvement and preventive work
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article presents the results of psychological testing of students in grades 10–11 who participated in the delivery of the standards of ASC RLD, with the aim of motivational-value component of their personality.
Keywords: the motivational-value component of personality; the rules of ASC RLD; the motives of sports; psychological testing.

Нынешняя молодежь в возрасте от 16 до 20 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности [1]. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является идеологической основой ФГОС, говорится о том, что же представляют собой базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [2].
В настоящее время проводится масса исследований, касающихся ценностных ориентаций школьников, в данной статье мы затрагиваем специфику мотивационно-ценностного компонента среди обучающихся, сдавших нормы ГТО, так как данная программная и нормативная основа физического воспитания населения России принята к реализации сравнительно недавно.
В советское время комплекс ГТО был реально работающим механизмом, задающим стандарты физического воспитания, физической подготовки, о чем еще в 2013 году на встрече по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин [3]. Вскоре был подписан Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 24.03.2014 г. № 172 [4], направленный на мотивацию российских граждан к здоровому образу жизни и занятиям спортом. Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается, в том числе, и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта и воспитания подрастающего поколения. Организаторы проекта ГТО считают возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
Многие молодые люди 16–18 лет задаются вопросом, зачем выполнять ГТО в ХХI веке. Ответ для каждого может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте [5]. Некоторые не находят ответа на свой вопрос и неохотно участвуют или вообще не участвуют в сдаче норм ВФСК ГТО.
В связи с этим было проведено исследование, целью которого было выявить различия в мотивационно-ценностном компоненте личности обучающихся 10–11 классов, принявших участие в сдаче норм ВФСК ГТО, и теми, кто посчитал это лишней тратой сил и времени.
Важная роль была отведена методикам измерения мотивационной и ценностной ориентации занятий спортом обучающихся основной ступени образования, имеющим своей целью облегчение воспитательной работы учителей физической культуры и содержащим ряд методических советов по осуществлению анализа и возможностей применения получаемых результатов исследования.
Объектом исследования были выбраны обучающиеся 10–11 классов ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка. В исследовании приняли участие 53 обучающихся. Были выделены две группы: 1 группа – принявшие участие в сдаче норм ВФСК ГТО и 2 группа – не участвовавшие в сдаче норм ВФСК ГТО.
Каждый ученик выполнял два психологических теста. Для тестирования мотивов занятий спортом использовалась методика А.В. Шаболтас [6]. Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям и (суждениям), приведенным в опроснике. Методика как измерительный инструмент основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Главное условие – каждое суждение сопоставляется со всеми другими; всего для 10 мотивов-категорий имеется 45 пар суждений для сопоставления. Таким образом, оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах). Далее проводится обработка результатов. Каждый выбор оценивается от 1 до 3 баллов в зависимости от степени преобладания одного суждения над другим: «немного» – 1 балл, «достаточно» – 2 балла, «значительно» – 3 балла, За ответ «не знаю» баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов и по каждому мотиву составляется таблица. Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей [7]. Обучающимся были предложены на карточках 2 списка ценностей (по 18 в каждом), которые они, внимательно изучив, раскладывали по порядку значимости. Ценность, которая была для респондента наиболее значимой, помещалась на первое место, вторая по значимости ценность – на второе и.т. д. Наименее значимая ценность занимала 18 место. Результаты тестирования также заносятся в таблицу (для каждого обучающегося).
Результаты сравнительного анализа тестов оказались следующими. При выявлении статистически незначимой тенденции в смещении (сдвиге) показателей мы можем использовать ряд критериев различия. В нашем случае, использовался статистический метод – U-критерий Вилкоксона-Манна-Уитни. Он предназначен для оценки различий между двумя малыми выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом – тот, где они предположительно ниже. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
Были выдвинуты следующие гипотезы: H0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1. H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. Учтены ограничения U-критерия Вилкоксона-Манна-Уитни: 1. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений, допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5. 2. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений.
Выдвигаемые гипотезы:Н0: У обучающихся, сдававших нормы ВФСК ГТО (выборка 2), мотивационно-ценностный компонент личности не отличается от не принимавших участия во ВФСК ГТО (выборка 1);Н1: У обучающихся, сдававших нормы ВФСК ГТО (выборка 2), мотивационно-ценностный компонент личности отличается от не принимавших участия во ВФСК ГТО (выборка 1).
Автоматический расчет U-критерия Вилкоксона-Манна-Уитни осуществлялся при помощи программы IBM SPSS Statistics [5] – интегрированный комплекс продуктов, охватывающих весь процесс анализа, от планирования до сбора данных, анализа и составления отчетов. Результаты расчетов показали, что в гражданско-патриотическом мотивеUэмп=0,012, а значение Uкр=0,05и такой жизненной ценности, как смелость в отстаивании своего мнения, взглядов Uэмп=0,003, а значение Uкр=0,05, следовательно, Uэмп<Uкр, поэтому отвергается гипотеза H0 о незначительности различий между выборками. Для остальных мотивов и ценностей полученные эмпирические значения находятся в зоне незначимости.
Полученные данные подтвердили предположение о том, что мотивационно-ценностный компонент у обучающихся, выполнявших нормы ВФСК ГТО, отличается от тех обучающихся, кто не принимал участия в выполнении нормативов комплекса. Молодые люди, у которых присутствует гражданско-патриотический мотив, проявляют стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны и не боятся отстаивать свое мнение, взгляды, жизненные принципы. Все это личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые прописаны в базовых национальных ценностях ФГОС ООО. У всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В.В. Встреча по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17667
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. М. : Просвещение, 2009.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897) [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
4. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 24.03.2014 г. №172 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38224
5. ГТО. История [Электронный ресурс] URL: http://www.gto.ru/history
6. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом [Электронный ресурс] URL: http://www.magma-team.ru/testy/motivy-zanyatiy-sportom
7. Тест Рокича «Ценностные ориентации» [Электронный ресурс] URL: http://azps.ru/tests/tests_rokich.html