УДК 373

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SWOT–АНАЛИЗА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

© 2017

Щербина С.П.,
руководитель
Адонина Е.А.,
старший воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад № 12» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области гимназии «Образовательный центр «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области (Россия)

Аннотация: Аналитико-прогностическая деятельность руководителя ДОО является средством раскрытия наиболее действенных источников роста качества и повышения эффективности работы детского сада. В статье раскрывается специфика одного из эффективных методов стратегического анализа внешней и внутренней среды ДОО – SWOT-анализа, с помощью которого руководитель может создать систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. На примере SWOT-анализа полученных результатов деятельности ДОО в области социально-коммуникативного развития дошкольников показано, как использовать данный метод в планировании дальнейшей работы по данному направлению.
Ключевые слова: SWOT-анализ; анализ внутренней среды ДОО; анализ внешней среды ДОО; социально-коммуникативное развитие дошкольников.

ANALYTICAL AND PREDICTIVE SYSTEM OF EVALUATION OF DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION USING SWOT-ANALYSIS OF THE RECEIVED RESULTS

© 2017

Shcherbina S.P.,
head of the structural unit
Adonina E.A.,
senior tutor
The structural unit «Kindergarten N 12» of the state budgetary general education institution of the Samara Region
of the Gymnasium «Educational Center» Harmony» of the urban district Otradny of the Samara Region (Russia)

Abstract: Аnalytical and prognostic activity of the head of the OED is a means of revealing the most effective sources of growth the quality and efficiency of the work of the kindergarten. The article reveals the specifics of one of the most effective methods of strategic analysis of external and internal environment of Doo – SWOT-analysis by which the Manager can create a system of management actions to achieve the desired model companies. For example, the SWOT-analysis of the results of the activities of the OED in the field of socio-communicative development of preschool children are shown how to use this method in planning further work in this direction.
Keywords: management of OED; SWOT-analysis; analysis of internal environment of the OED; the analysis of the external environment of the OED; socio-communicative development of preschool children.

В современных условиях, как правило, управление дошкольным учреждением в РФ не соответствует требованиям эффективного управления, это связано с наличием традиционной технологии управления, большого спроса на услуги дошкольной образовательной организации и т. д. В то время как для повышения конкурентоспособности в современных условиях от ДОО требуется: постоянно повышать квалификацию персонала, поддерживать репутацию на высоком уровне, внедрять инновации, совершенствовать методы маркетинга, устанавливать долговременные связи с органами власти, другими ДОО, СМИ и т. д. Следовательно, выявляется противоречие между требованиями рыночной внешней среды и современной организацией управления дошкольным учреждением (проблемы неэффективного менеджмента, несоответствия системы управления новым условиям, низкой конкурентоспособности дошкольных учреждений) [1, с. 34].
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы и изменения, появляются и исчезают новые факторы. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для учреждения, создает для него благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы ДОО успешно выживало в долгосрочной перспективе, руководитель должен уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на пути развития в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться [2, с. 17].
Грамотное использование актуальных методов стратегического анализа внешней и внутренней среды может стать одним из факторов укрепления положения ДОО в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Наиболее эффективным методом систематизации сведений о взаимосвязях между внешней и внутренней средой ДОО является SWOT-анализ. (SWOT – это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)). Проводится он в целях выявления и детального понимания внешних благоприятных и неблагоприятных условий, внутренних аспектов управленческой деятельности ДОО (стратегических факторов внешней и внутренней среды) и связанных с ними стратегических проблем [3].
SWOT-анализ необходим для составления программы дальнейшего развития ДОО в каком-либо направлении или функционировании ДОО в целом, так как помогает оценить внутренние и внешние слабые и сильные стороны и создать систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения.
Мы провели SWOT-анализ деятельности детского сада по направлению работы региональной пилотной площадки для обобщения результатов, получения содержательной и наглядной картины состояния развития ДОО в области социально-коммуникативного развития дошкольников и определения перспектив дальнейшего инновационного развития в данном направлении. Рассматривая внутреннюю среду, мы выделили следующие критерии для анализа: качество реализации воспитательно-образовательного процесса, кадровый состав и условия труда работников, взаимодействие с семьями воспитанников, материально-технические и финансовые ресурсы.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Риски

1. Удобное расположение ДОО. Вблизи детского сада расположены учреждения и организации для проведения с дошкольниками работы по ознакомлению с профессиями взрослых:

- ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония». Многие дети подготовительных групп посещают «Школу дошкольника». Были проведены совместные мероприятия: развлечения, выставки, экскурсии, презентации проектов. Организован совместный со школой 2-хдневный педагогический марафон. По согласованию с администрацией ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония» открыта новая секция «Мир профессий» в рамках проведения ежегодного окружного фестиваля детских исследовательских проектов «Я узнаю мир».

- Отрадненский нефтяной техникум. По плану проекта были организованы экскурсии в мастерские учреждения, предоставлена лаборатория для проведения опытов с нефтью.

- Библиотека семейного чтения.

Проведены экскурсии с целью ознакомления с профессией «библиотекарь» и познавательная программа на тему «Мир профессий».

Заключены договоры сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

Преимущественный статус дошкольного образовательного учреждения с приоритетным направлением «Социально-коммуникативное развитие».

Действует интернет-сайт учреждения для дополнительного информирования общественности о деятельности ДОО.

1. Использованы не все средства социальных партнеров для осуществления деятельности по выбранному направлению:

- информационные образовательные ресурсы (участие педагогических работников с предоставлением опыта работы в совместных мероприятиях);

- электронные образовательные ресурсы (использование сайтов учреждений для трансляции проводимой работы).

2. Недостаточное количество совместных мероприятий со школой.

3. Несистемная работа по поддержанию имиджа учреждения.

4. Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на низком уровне. Недостаточно используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения.

5. На сайте информация выкладывается непериодично, так как нет освобожденного специалиста по обслуживанию интернет-сайта.

1. Укрепление внешних связей с социальными партнерами. Разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города.

2. Введение в воспитательно-образовательный процесс нетрадиционных форм сотрудничества со школой.

3. Благожелательная репутация ДОО в социуме, яркий и позитивный имидж.

4. Использование PR-

технологий для продвижения

ДОО на рынке образовательных

услуг, повышение конкурентоспособности.

5. Связь со специалистами СИПКРО для осуществления научно-методического сопровождения развития ДОО по приоритетному направлению.

1 Чрезмерное увлечение совместными мероприятиями с различными организациями может привести к нехватке времени для реализации учебно-воспитательного процесса внутри ДОО.

2 Недостаточно расширено информационное поле с привлечением заинтересованных учреждений по обогащению содержания дошкольного образования.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Риски

Качество реализации воспитательно-образовательного процесса

1 Накоплен широкий практический опыт образовательной деятельности в области социально-коммуникативного развития дошкольников.

2 В ДОО реализуются интерактивные технологии, основанные на принципе деятельностного подхода Е.Е. Шулешко, В.И. Букатова.

Сформирована система работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, в том числе посредством преемственности детского сада и школы.

У дошкольников систематически формируются личностные качества, такие как трудолюбие, опрятность, дисциплинированность.

Достаточно высокий уровень готовности выпускников ДОО к школьному обучению.

Сформированность у детей к концу дошкольного возраста желания учиться в школе

Наличие у дошкольников адекватной самооценки, (уверенность в себе, умение постоять за себя, самостоятельность).

Отсутствие системы в использовании технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.

Отсутствие контроля по данному направлению.

Отношение к учебной деятельности у дошкольников зачастую мотивировано недостаточно правильно.

  1. 1.Совершенствование системы управления ДОО по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества.
  2. 2.Повышение конкурентоспособности и результативности деятельности ДОО, обусловленное улучшением качества учебно-воспитательного процесса и ростом профессионального мастерства педагогов.

Разработка программы по формированию предпосылок профессионального самоопределения у детей 6-8 лет.

Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования.

Увеличение количества инновационно-активных технологий и авторских разработок и включение их в учебно-воспитательный процесс.

Знакомство со школой, учителями позволит детям безболезненно пройти период адаптации к учебному заведению.

Совершенствование работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном учреждении и семье.

Формирование положительной особенности учебной деятельности.

Формирование позитивного поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

Повышение качества

образования за счет вариативности

образовательных услуг с

использованием современных технологий.

1 Сдерживание процесса внедрения, развития приоритетного направления работы ДОО.

2 Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач выбранного направления (неготовность педагогического персонала учреждения к работе в инновационном режиме, недостатки учета результатов мониторинговых исследований, формализм при реализации программных задач, организации мероприятий в рамках проекта).

3 Угрозы, связанные с большой наполняемостью групп, вследствие чего невозможность организации поддержки индивидуальности ребенка в области социально-коммуникативного развития.

4 Недостаточная проработанность имеющихся технологий. Отсутствие гарантий результативности.

Кадровый состав и условия труда работников

Полная укомплектованность штата ДОО, стабильный коллектив с большим опытом работы, отсутствие текучести педагогических кадров.

Трансляция передового педагогического опыта.

Наличие научного сопровождения деятельности пилотной площадки, которое способствует развитию педагогического коллектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов в воспитательно-образовательной работе и инновационной деятельности, помогает выработать единые ценностные ориентиры.

Достаточно высокая корпоративная культура педагогических кадров.

Педагоги ориентированы на успешную деятельность. Для большинства характерны такие качества, как ответственность, исполнительность, мобильность, заинтересованность в результатах дела.

Благоприятный морально-психологический климат в коллективе, т.к. понятны цели и направление работы по приоритетному направлению ДОО.

В детском саду ведется качественное методическое сопровождение по реализации выбранного направления региональной пилотной площадки.

Педагогический коллектив ведет поиск наиболее эффективных форм организации образовательного пространства для детей от 1 до 7 лет с разными стартовыми и потенциальными возможностями и способностями.

Нацеленность на достижение высокого уровня образования.

Организация интерактивных форм работы с педагогами.

Недостаточный уровень мотивации к саморазвитию педагогов.

Преобладание в коллективе педагогов с традиционным подходом к образовательному процессу.

Отсутствие у некоторых педагогов необходимого опыта инновационной деятельности.

Сложность применения принципа индивидуализации образовательного процесса из-за увеличения количества детей (в соответствии с новым СанПиНом) всех возрастных группах.

Созданная система мотивационных условий и материального стимулирования недостаточно срабатывает на достижение высоких результатов по налаживанию тесного сотрудничества с учреждениями и организациями социума.

Высокая стоимость обучения на внебюджетных курсах, а также невозможность предоставить курсы повышения квалификации с отрывом от производства одновременно нескольким педагогам увеличивает время необходимое для прохождения данных курсов всему педагогическому коллективу.

Отсутствие инициативы и интереса со стороны некоторых педагогических работников, касающейся организации совместных мероприятий с родителями, школой.

Психологический барьер, препятствующий некоторым педагогам участвовать в МО и открытых мероприятиях вне детского сада.

Неумение некоторых педагогов организовать интерактивные технологии на основе игры и через игру в соответствие с ФГОС.

40 % педагогов не владеют достаточными навыками работы на ПК.

Развитие системы повышения квалификации педагогических работников.

Изучение, оформление и трансляция опыта работы педагогов по направлению «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Совершенствование профессионального роста педагогов в соответствии с современными подходами в области образования и реализации программ.

Наличие научного руководителя дает возможность проведения для педагогических работников психологических тренингов, снимающих тревожность, повышающих самооценку педагога и т. д.

Изучение и внедрение передовых педагогических технологий, методик и т.д.

Систематическое проведение Дней открытых дверей с привлечением всех педагогических работников ДОО.

Использование нетрадиционных форм работы с педагогическим коллективом.

Стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные технологии дошкольного образования.

Снижение мотивации деятельности педагогов вследствие возникающих эмоциональных затрат, трудностей, увеличения объёма работы.

Требования в области образования возрастают, а профессиональный и образовательный рост педагогов изменяется незначительно.

Снижение творческого потенциала и общественно социальной активности педагогов.

Неумение педагогов грамотно использовать диагностический инструментарий, на основе психологического развития дошкольников, (вследствие низкого образовательного ценза) что приведет к недостаточно объективным показателям качества воспитательно-образовательного процесса.

Недостаточное количество педагогов, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства ввиду загруженности рабочего времени.

Эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Отказ педагогов проходить внебюджетные курсы повышения квалификации.

Чрезмерное количество заполняемой документации занимает значительное время работы педагога, которое они могли бы посвятить работе с детьми.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Использование в работе с родителями традиционных и новых активных форм взаимодействия (совместные мероприятия, детско-родительские проекты, мастер-классы и др.)

Не все родители придают должного значения дошкольному воспитанию, не понимают важность этого возраста в процессе становления личности ребёнка.

Малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО, связанная с дефицитом времени.

Недостаточно разработана система информирования педагогической и родительской общественности по трансляции передового педагогического опыта. Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании или тематических стендах.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по выбранному направлению (организация работы семейных клубов, проведение собраний в разных формах).

Улучшение просветительской работы с родителями по трудовому воспитанию дошкольников и учеников 1 класса гимназии.

Низкая родительская заинтересованность в проведении работы по трудовому воспитанию, формировании предпосылок профессионального самоопределения дошкольников.

Материально-технические и финансовые ресурсы

Для развития ИКТ в ДОО имеется соответствующая аппаратура (ноутбуки, компьютеры, принтеры, видео), позволяющая организовать для детей интересные познавательные занятия и облегчающая условия труда работников.

В ДОО оформлен мини музей по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых «Город мастеров», который содержит самый разнообразный материал по изучаемым профессиям: от картинок до реальных предметов.

Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения по приоритетному направлению работы ДОО, что требует дополнительных финансовых вливаний.

Оформление предметно-развивающей среды в группах не соответствует современным требованиями ее построения и внедрения педагогических инноваций из-за недостаточного финансирования.

Нет эстетичных детских костюмов для организации сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.

Привлекать дополнительные средства: благотворительная помощь родителей, спонсорские средства организаций и учреждений.

Участие в конкурсах лучших дошкольных образовательных организаций, внедряющих инновационные программы, на получение губернаторского гранта.

Пополнение соответствующим оборудованием игровых уголков в группах, направленных на ознакомление дошкольников с профессиями.

1 Отсутствие дополнительного финансирования повлияет на своевременное приобретение и издание инновационных методических пособий и разработок.

2 Недостаточная оснащенность интерактивным оборудованием снизит эффективность запланированных мероприятий.

3 Нехватка помещений для проведения совместных мероприятий и развлечений.

Таким образом, анализ актуального состояния развития учреждения в области социально-коммуникативного развития дошкольников позволил нам выделить проблемы и риски, которые могут подстерегать коллектив детского сада в процессе реализации работы по формированию у дошкольников первичных представлений о профессиях взрослых.
Анализ SWOT-матрицы позволил сделать несколько выводов, наметить цели и задачи дальнейшей работы.
Выводы:
– специфика педагогического коллектива позволяет планировать и реализовывать инновационные изменения в ДОО в данном направлении;
– для их внедрения необходимо вести продуманную разъяснительную работу среди педагогов;
– основные усилия должны быть сконцентрированы на изменениях в воспитательно-образовательном процессе: введении новых методов и современных приемов воспитания с широким применением инновационных технологий;
– большее внимание следует уделять повышению квалификации педагогических кадров;
– следует уделить внимание формированию положительного имиджа ДОО;
– ближайшая социальная среда ДОО готова принять перемены, происходящие в ней;
– существуют институты, заинтересованные в сотрудничестве с ДОО. Развитие такого сотрудничества может существенно расширить возможности детского сада;
– расширение спектра сотрудничества ДОО не должно затрагивать образовательной политики и не должно отражаться на качестве предоставляемых образовательных услуг дошкольного учреждения.
Цель: Продолжать работу по формированию первичных представлений о труде взрослых за счет внедрения в практику ДОО новых технологий по социально-коммуникативному развитию дошкольников, распространения данного вида деятельности на все возрастные группы.
Задачи:
– Изучить и проанализировать научные исследования по заявленной теме.
– Разработать программу региональной площадки, план реализации основных задач выбранного направления.
– Развивать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки взаимодействия и сотрудничества с детьми и взрослыми путем внедрения инновационных технологий.
– Повышать профессиональный потенциал педагогов путем транслирования педагогического опыта.
– Мотивировать инновационную деятельность педагогов.
– Обеспечить условия для максимального включения педагогов в инновационную деятельность.
– Подобрать показатели и критерии успешности работы.
– Совершенствовать материально-техническое оснащение ДОО в соответствии с современными требованиями к организации образовательной среды.
– Создавать условия для успешного взаимодействия ДОО с семьей, социальными партнерами.
– Создать в ДОО банк инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пронина А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением». Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 162 с.
2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М. : Новая школа, 1997. 48 с.
3. Емелина Л.Б. Управление дошкольным образовательным учреждением с использованием SWOT-анализа // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/12/07/upravlenie-doshkolnym-obrazovatelnym-uchrezhdeniem-s